Обзор Battletoads. Жабий камень в огород
Показ геймплея восставшей из пепла Battletoads на gamescom 2019 многими мгновенно был воспринят в штыки — внезапное превращение суровых жаб в мультяшных дурачков казалось плевком в лицо старым фанатам. Тем не менее, на выходе у Dlala Studios и Rare получилась не самая стыдная игра — но и совершенно точно не такая, что понравится всем.
Тыщ, дыщ, прыг, хлюп!
Самая первая **Battletoads**не просто так заслужила культовый статус. Узнаваемый стиль, образцовая beat’em up механика, зубодробительные гонки на мотоциклах, сумасшедший уровень с покатушками на гигантских змеях… Для выросших в 90-е «порубиться в жаб», а лучше пройти до конца (что оказалось под силу немногим) было обязательным пунктом досуга.
Последующие сиквелы ( Battletoads & Double Dragon и Battletoads in Battlemaniacs) тоже хороши, но не столь популярны. Последняя игра про жаб (до нынешнего перезапуска) вышла в 1994 году и не пользовалась популярностью; не зашёл народу и пилот анимационного сериала. Так что задача перед разработчиками стояла нетривиальная — по возможности угодить старой аудитории, а заодно привлечь новую. Скажем прямо, с первым они, на мой взгляд, не справились процентов на девяносто. У новоприбывших любителей помахать жабьими кулачищами шансов впечатлиться побольше.
Надо сразу отметить, что Battletoads образца 2020 года — игра совершенно точно не плохая, а по некоторым параметрам даже хорошая. Мы всё так же носимся по уровням, набиваем рожи врагам при помощи смешных комбо (лягухи во время удара превращаются в тореадора, преобразуют лапы в кувалду и делают ещё кучу интересных вещей), занимаемся платформингом и катаемся на разнообразных транспортных средствах по трассам, набитым препятствиями. Многие игроки воспринимали Battletoads 1991 года исключительно как игру-мордобой, но это не так: были там и космические бои (в кроссовере с Double Dragon), и спуски на верёвках (все части), и даже игра в догонялки. Новая часть предлагает ещё большее разнообразие, но это не всегда идёт ей на пользу. Последний акт практически целиком состоит из мини-игр, и некоторые из них мучительно сложны. Скажем, в какой-то момент вам нужно будет настроить панель управления космического корабля, и сделать это с первого, второго, даже пятого или шестого раза наверняка не удастся: сообразить, что именно от вас хотят в этом нагромождении кнопок и дополнительных мини-игр, с ходу просто невозможно.
Стилистика мультфильма сама по себе выдержана прекрасно, а герои ещё и отлично озвучены. Но лично я представлял себе голоса жаб… совсем иначе
Самое обидное, что некоторые из этих аркадных вставок получились ещё и дико скучными. Например, гонки на знаменитых мотоциклах теперь представляют собой заезды по коридорам с повторяющимися препятствиями, в которых единственное, что от вас требуется, — это вовремя нажимать кнопки вправо-влево и прыжка. Учитывая то, что при столкновении или падении в пропасть жабы сразу помирают (хотя есть три попытки — по числу героев), а уровни скучны и невыразительны, гонка превращается в одно сплошное раздражение. Уровни, в которых от вас требуется много бегать и прыгать, уворачиваясь от препятствий, вызывают ассоциации с Super Meat Boy и The End is Nigh, но сделаны они с куда меньшей фантазией. Про местные «головоломки» я и вовсе молчу — чаще всего они предельно просты и не вызывают никакого интереса. Всё это, конечно, разнообразит геймплей, но иногда вызывает лишь тихое раздражение от топорности исполнения.
По наглой зелёной морде
На фоне подобных «развлечений» драки получились куда интереснее — их и можно назвать главным достоинством игры. В распоряжении игрока три жабы — Раш, Зитц и Пимпл. Они различаются рядом параметров: Раш дерётся шустрее всех и в целом подходит для быстрого, агрессивного стиля игры; жёлтый Пимпл медленный, но бьёт сильнее и с большим размахом; Зитц — более-менее усреднённый вариант. Жаб можно менять на ходу, и вам так или иначе придётся это делать, — когда у одного бойца обнуляется полоска здоровья, ему на замену автоматически выходит один из оставшихся.
- Обзор фильма «Мулан». И коня на скаку остановит
- Обзор Iron Harvest. Большие роботы, маленькие проблемы
- Обзор Wasteland 3. Поминки по апокалипсису
В теории можно проводить комплексные комбо, переключаясь между жабами, но на деле я почти этим не пользовался и прошёл практически всю игру, сражаясь за Пимпла. В старых частях со смертью (когда заканчивались «жизни» и «продолжения») сеанс заканчивался, и игрок начинал заново. Теперь уровень считается проваленным, только когда все жабы выбыли из боя (пока игрок управляет одной из них, остальные «отдыхают», восстанавливая здоровье до половины).
Одна из тех самых мини-игр: нужно стучать пальцами по клавишам компьютера, вовремя нажимая кнопки на джойстике и набирая побольше очков. Дэвид Кейдж нервно курит в сторонке
Такая система, на первый взгляд, сильно облегчает игру, но это было неизбежно: хардкор первых частей Battletoads сейчас выглядел бы попросту неуместно. Могли, конечно, добавить такую опцию для ценителей, но да ладно. В то же время нельзя сказать, что играть стало намного проще, хотя впечатления несколько иные. Набор приёмов на удивление богат: помимо классических сильных и слабых ударов есть особо сильные, способные пробить блок и на время оглушить врага. Есть возможность притягивать супостатов языком, плеваться в них жвачкой, бить в прыжке, проделывать «фаталити» и уворачиваться.
Всё это нужно использовать, иначе враги быстро выколотят из вас жабий дух. Если раньше на «арену» выходила бодаться максимум пара-тройка врагов, то теперь на игрока за раз вываливается не менее четырех-пяти тварей, а то и с десяток. У каждой из которых, при этом, свой набор атак и особенностей поведения, к которым нужно найти подход. Скажем, есть враги, которые будут стоять в блоке, пока вы не остановите удары, — и после этого попытаются тюкнуть по башке молотком. Таких надо вырубать суперсильным ударом, на «зарядку» которого тратятся драгоценные секунды.
Попробуйте разобраться на этом скриншоте, кто есть кто
Если учесть, что враги не прут однообразным потоком, а нападают группами, каждая схватка превращается в маленькое торжество стратегии. Вы скачете по уровню, уворачиваясь от летящих во все стороны снарядов, прошмыгивая мимо бьющих по площади врагов и параллельно избивая всех, кто под лапу подвернётся. На уровнях постоянно попадаются дополнительные препятствия и, наоборот, вещи, облегчающие жизнь: например, залитые водой участки, на которых можно поджариться от удара вражеским электричеством, или кольца, за которые можно зацепиться языком, чтобы перелететь на другую сторону арены.
Делать это наверняка гораздо веселее в компании с кем-то — оттого вдвойне обидно, что нельзя найти себе напарника в Интернете: играть можно лишь по локальной сети. Это, наверное, дань уважения прошлому, когда играли строго с одной приставки, но, тем не менее, решение довольно спорное.
А вот так тут выглядят местные гонки. Очень насыщенный пейзаж, не находите?
Боевая жаба душит
Для обыкновенного beat’em up в Battletoads довольно навороченная боевая система, и это однозначный плюс — играть непросто даже на лёгком уровне, а на среднем игра и вовсе превращается в испытание. Проходима ли она на «харде» — вопрос риторический: да, но вам предстоит превратиться в мастера джойстика с реакцией уровня «Хекат». Всё бы здорово, но и здесь есть один довольно существенный недостаток: когда врагов на экране становится слишком много, бой быстро превращается в кучу-малу, в которой от тактики остаются лишь рожки да ножки.
Причина тому — «мультяшный» стиль с преобладанием аляповатых цветов, в которых подконтрольная жаба попросту теряется. В итоге вместо того, чтобы планировать тактику боя, ты пытаешься разобраться, кто тебя бьёт и почему, чёрт возьми, ты только что умер, когда у тебя в запасе вроде была куча здоровья. Вокруг постоянно что-то происходит: кто-то ходит на заднем фоне, всё сверкает-переливается, сонм звуков вкупе с бодрым, но немного однообразным «митолом» в саундтреке — все это вместе даёт эффект ряби, когда взвешенный и проработанный бой становится неконтролируемым и хаотичным.
В статике игра выглядит куда менее выразительно. Зато только так порой можно разобраться, что вообще происходит на экране
Что же касается визуала, то это ещё один спорный момент — не плохой, а именно спорный. Предыдущие игры были по-своему брутальными и наполненными чёрным юмором: жабы в них заколачивали в землю свинов с топорами, сексистски хватали врагов-женщин за волосы и выбивали из них дух ударами об пол, а в аркадной Super Battletoads и вовсе с мясом отрывали бошки антропоморфным крысам. В новой части от этого не осталось и следа: игра превратилась в клоунаду в духе « Времени приключений» со смешными и нелепыми врагами, мультипликационными вставками между уровнями и атмосферой идиотизма.
Даже фирменная злодейка, Тёмная королева, из готической красотки в латексе превратилась в какую-то, простите, «няшную» анимешку. Подкрепляется это совершенно несерьёзным сюжетом о том, как жабы, будучи на много лет заключенными в некоем бункере с симуляцией реальности, жили в полной уверенности, что они герои, а потом какие-то рабочие по случайности выпустили их и, соответственно, лишили этой сладкой реальности. Многочисленные хиханьки да хаханьки над тем, что саму серию многие подзабыли (второстепенные персонажи говорят: «Камон, да кто вообще сейчас играет в эти тупые игры из 90-х?»), выглядят забавно, но быстро приедаются. С другой стороны, сам по себе стиль у игры классный, для новых игроков он наверняка будет более чем приемлемым.
Тем не менее, это ещё один момент, который отдаляет от новых Battletoads «старую гвардию», заставших рассвет серии на приставках.
Да, вы правильно поняли. Это местная Чёрная Королева. Смотрите, не залейте пол слезами
Так что ответ на вопрос, как это всё будет играться, во многом зависит от ваших предпочтений. Если мультяшный бедлам вас не смущает и вы жить не можете без десятков мини-игр, то у Battletoads есть шанс вам понравиться. Если при этом вы любите, когда любой уровень даётся «с наскоку», вас может отпугнуть высокая сложность местных боёв.
Ну а если вы мечтаете об игре, которая возродила бы дух оригинальной серии, то наверняка будете разочарованы сменой стилистики и засильем сомнительных побочных развлечений. Как говорится, каждая лягушка хвалит своё болото.
От Battletoads 2020 года можно получить кое-какое удовольствие. При условии, что вы: а) не фанат старых частей; б) жить не можете без тысяч мини-игр; в) обожаете продукцию Nickelodeon. В противном случае — будьте готовы разочароваться.
- проработанная beat’em up-часть
- красивая рисовка всего и вся
- неплохой саундтрек.
- бесконечные и не очень увлекательные мини-игры
- хаотичность массовых боёв
- отсутствие шарма предыдущих частей.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC.
Сколько: около 8 часов.
«Веган-камикадзе»
Пройти всю игру, не съев ни одной мухи, чтобы восстановить здоровье.