Обзор Marvel’s Avengers. «Мстители» Франкенштейна
У каждого героя должна быть тёмная сторона — и часто она является прямым следствием его героизма. Халк могуч, но его сила разрушительна. Идеализм Капитана Америка — залог его стойкости, но в современном мире, где добро и зло различить не так-то просто, такой подход ему только мешает. Тони Старк может решить любую проблему, но своей самоуверенностью он, сам того не желая, регулярно создаёт новые угрозы человечеству.
Так же работает и Marvel’s Avengers — проект, полный внутренних конфликтов и противоречий. Игре не занимать таланта, амбиций и внимания к деталям, но разработчики рассредоточили усилия, чтобы она понравилась двум совершенно разным аудиториям. А потому их продукт ежеминутно рискует стать игрой «ни для кого».
Герои большого экрана
С одной стороны, Marvel’s Avengers — это сюжетно-ориентированный боевик от студии Crystal Dynamics , отточившей кинематографичность своих проектов на перезапуске Tomb Raider. Фанатам фильмов про «Мстителей» они наконец-то дарят ту самую игроизацию франшизы Marvel, о которой они мечтали уже много лет. Хотя новая история разворачивается в собственной вселенной, а в лицах героев едва ли заметны черты Роберта Дауни-младшего и Скарлетт Йоханссон, общий стиль узнаётся мгновенно. Ракурсы и цветовая гамма, анимация боевых приёмов, даже отдельные сцены (например, бегство от бушующего Халка по тесным коридорам авианосца) — всё из кино. Чёрная вдова крутит «ножницы» на головах противников, а Тони Старк штурмует небеса под грохот рок-хитов восьмидесятых.
Отдельная радость ждёт тех, кто предпочитает русский дубляж. В озвучке приняли участие многие из актёров, работавших над фильмами: от Даниила Эльдарова (Капитан Америка) до Владимира Антоника (Ник Фьюри). Не хватает разве что небрежного сарказма Владимира Зайцева в роли Железного человека, но его отсутствие как раз понятно. Игровой Тони Старк и выглядит, и ведёт себя более моложаво, как эдакий Нейтан Дрейк с инженерным дипломом — и в оригинале его как раз озвучивает Нолан Норт.
Сценаристы справедливо полагают, что игроки (или здесь уместнее сказать «зрители»?) уже знакомы с основным составом персонажей, так что сразу отправляют сюжет в галоп. На празднике в честь Мстителей происходит разрушительный теракт, супергероев признают угрозой обществу, а наведение порядка берёт на себя корпорация AIM. Цели у неё, конечно же, совсем не благородные — но вместо того, чтобы бороться с угрозой, Мстители уходят в изгнание и оплакивают Капитана Америку. Тот вроде как погибает в прологе, хотя даже ребёнку будет понятно, что рано или поздно Кэп вернётся в строй.
Неожиданный поворот в другом: главной героиней Marvel’s Avengers выступает персонаж, который прежде не появлялся в фильмах. В центре событий — девочка-подросток Камала Хан, в комиксах известная как «Мисс Марвел». Она чудом переживает катастрофу в начале игры и, как водится, обретает сверхспособности — впрочем, это едва ли повод для радости в мире, где на всех «нелюдей» ведётся охота. Костяк истории выстроен по канонам подросткового жанра: Камала отправляется в путь, чтобы воссоединить Мстителей, и в процессе учится принимать свою уникальность и место в мире.
Камала — пожалуй, главная удача проекта. Это живая, сложная и очаровательная героиня, в которой легко узнаёт себя любой фанат комиксов. Она обожает супергероев и легко ориентируется в их регалиях («Ой, это же первый щит Капитана Америки!» — восклицает девушка, копаясь в архивах), но сама не спешит вступать в их ряды. Постоянные сомнения в ней сочетаются с инстинктивным желанием защищать тех, кто слабее.
К тому же, что немаловажно, Камала — мусульманка, и игра регулярно делает на этом акцент, упоминая, например, её поездку в религиозный летний лагерь. Важную роль в её жизни играет отец: друг друга они называют «абу» и «бета», как принято в пакистанской культуре. А свой супергеройский костюм девушка шьёт по образцу буркини, исламского купальника. Столь явный пример позитивной репрезентации особенно отрадно видеть в видеоиграх, где арабов чаще рисуют дикарями и террористами.
Точка зрения подростка-аутсайдера во многом позволяет сгладить диссонанс между здешними Мстителями и их прототипами из фильмов. Супергерои не сразу поступают под управление игрока, а прежде раскрываются в общении с Камалой и друг другом. Диалоги и анимация точно попадают в знакомые характеры: Брюс Бэннер зажат и неловок в общении, Капитан Америка воплощает спокойствие и добродетель, а Тор по-шекспировски велеречив и размашист в движениях. Привыкнуть к новым лицам получается чрезвычайно быстро.
Именно во взаимодействии героев скрывается соль сюжета — что, впрочем, характерно и для фильмов Marvel. Полная комиксовых условностей история о борьбе хороших и плохих парней здесь лишь задаёт фон для ссор и примирений, поисков себя и заботы о друзьях. Лучшие моменты игры — не зрелищные баталии, а маленькие бытовые сценки и пасхалки. Совет на будущее: ближе к финалу кампании, уже открыв доступ к разным Мстителям, загляните в каюту Тора и попробуйте поднять его молот. У каждого героя будет своя забавная реакция!
Спасение мира как сервис
Но кинематографичный сюжет — лишь один из аспектов Marvel’s Avengers; как только дело доходит до геймплея, игра обнажает раскол в своём фундаменте. По сути, проект пытается жонглировать сразу тремя типами геймплея. Первый — «управляемое кино», основной массив истории. На деле это долгие катсцены, иногда прерывающиеся QTE-сегментами и проходками по предельно линейным уровням. Знай себе вовремя нажимай «вперёд» и «прыжок».
- Вспоминаем историю Silent Hill. Часть 4: ренессанс и смерть
- Обзор Battletoads. Жабий камень в огород
- Обзор фильма «Мулан». И коня на скаку остановит
Поначалу разочаровываешься: неужели это всё, что могут предложить разработчики? Может, в дальнейшем пойдут интерактивные диалоги или отыгрыш действий, как в драмах Quantic Dream? Нет, не пойдут. Лишь через четыре-пять часов игры Камала обнаруживает демонтированный авианосец Мстителей — и выясняется, что все события до этого момента были не более чем прологом. А теперь начнётся «настоящая» игра, вот только сперва нужно заглянуть в VR-комнату для тренировок, где вас впервые подробно обучат боевой механике. Ещё раз: туториал завершается на пятом (!) часу прохождения.
Летучий авианосец — второй пласт геймплея. Это большая многоуровневая локация, куда герои возвращаются между заданиями и которая постепенно пополняется новыми членами экипажа и зонами для свободного исследования. Со временем корабль становится «домом»: очередные модификации сопровождаются яркими мини-сценками, закрепляя эмоциональную привязанность игроков к базе. Приём не новый и корнями уходит как минимум к трилогии Mass Effect , но работает по-прежнему эффективно.
Наконец, после активации командного пункта игроки доходят до «мяса» Marvel’s Avengers — миссий в лучших традициях Destiny. Дизайн в них наиболее открытый, сюжетного контента немного, а сами операции короткие и стремительные. Логика явно заточена под мультиплеер: собираете команду из доступных Мстителей, высаживаетесь на локации и (часто в произвольном порядке) выполняйте поставленные задачи. Список незамысловатый: от обороны контрольных точек до уничтожения серии грузов/генераторов/боссов. Впрочем, иногда встречается и экзотика вроде «гоночных» уровней, где Тору или Железному человеку нужно за отведённое время пролететь полосу препятствий.
Акцент в этой части игры сделан прежде всего на сбор лута. По каждой локации щедро разбросаны контейнеры с ресурсами, а особо полезное оборудование запрятано в специальных хранилищах. Разумеется, не раз и не два «собирательство» вступает в конфликт с повествованием: Мстители спешат предотвратить очередной конец света, но через каждые пять метров отвлекаются на уведомления от ИИ-помощника Джарвиса — внимание, неподалёку замечен ценный груз!
Вроде и нелепо, но без лута героям действительно не обойтись. По мере убийства врагов повышается уровень Мстителей, но он лишь открывает новые способности. А вот мощность этих способностей напрямую зависит от экипировки, и на её развитие уходят все собранные ресурсы. По мере прохождения на борту авианосца даже появляются продавцы особых «фирменных» апгрейдов, для доступа к которым нужно выполнять ежедневные задания от различных фракций.
О микротранзакциях
В Marvel’s Avengers также присутствует система внешней кастомизации. Для каждого из персонажей – а их число, похоже, будет постоянно расти с развитием мультиплеера – доступны по 20-25 вариантов костюмов. Некоторые из скинов способны различить лишь наиболее хардкорные фанаты (сколько оттенков может быть у униформы Капитана Америки?!), но есть и по-настоящему эффектные образы, созданные по мотивам фильмов и классических комикс-арок. Аналогичным образом можно расширять арсенал уникальных анимаций на зависть сопартийцам.
А теперь плохие новости. Значительную часть этих предметов нужно покупать за внутриигровые кредиты. И хотя валюта постепенно пополняется через выполнение миссий и ежедневных испытаний, капает она по чайной ложке в час, принуждая игроков к покупке кредитов за вполне реальные деньги. Причём по довольно грабительскому курсу: скажем, «легендарная» броня Железного человека (на данный момент) обойдётся вам примерно в $10.
Важно уточнить, что микротранзакции связаны лишь с внешней кастомизацией и никак не влияют на уровень или навыки персонажей. Очень вероятно, что вы пройдёте сюжетную кампанию, ни разу даже не взглянув на альтернативные костюмы. Но само наличие этой системы в ААА-игре, продающейся по полной рыночной цене, и её очевидный прицел на фанатов комиксов не может не раздражать.
Такое нагромождение систем заметно утяжеляет боёвку и делает её менее очевидной, чем, например, в цикле Batman: Arkham с его интуитивными скоростными комбо. У каждого из персонажей Marvel’s Avengers есть своя роль: Халк работает «танком», Капитан Америка блокирует почти все удары, Железный человек быстро передвигается по воздуху и бьёт с дистанции. Настройка навыков и экипировки теоретически позволяет персонализировать героев под почти любой удобный стиль игры. Предполагается, что это будет особенно актуально для кооперативного мультиплеера, но даже Crystal Dynamics рекомендуют сначала пройти одиночную кампанию — а это от 15 до 40 часов весьма однообразного контента.
Недостаёт и геймплейного взаимодействия героев. Групповые способности в игре есть (например, Камала лечит сопартийцев, а Железный человек призывает мощный бронекостюм «Халкбастер», который можно передать любому из героев), но в рядовых миссиях они фактически не используются. Единственный прок от ИИ-компаньонов в том, что они отвлекают на себя внимание укреплённых врагов, позволяя зайти с тыла.
И хотя схватки нередко впечатляют своей зрелищностью, а баланс неплохо налажен (даже на «нормальной» сложности придётся попотеть), бои скорее утомляют, нежели захватывают. Кроме всех вышеуказанных проблем геймплею мешает ещё и парадоксальная однотипность врагов. Из всего богатого «бестиария» вселенной Marvel разработчики почему-то ограничились лишь армией роботов разной специализации.
Если сюжет Marvel’s Avengers вобрал в себя лучшие качества фильмов, то массивную часть геймплея тянет сравнить с наименее интересными сценами «Мстителей». Теми, где герои по пути к действительно колоритному злодею должны сначала уничтожить орду его безликих приспешников. Вот только в игре даже уникальные боссы преимущественно механические: сам главный злодей после непродолжительной драки в своем «истинном» обличии забирается… Ну да, в огромного боевого робота.
Главный вопрос остаётся без ответа: для кого же всё-таки сделаны Marvel’s Avengers? Кто получит от игры наибольшее удовольствие и при этом не забросит её раньше, чем разработчики выпустят новые интересные механики? Казуальные фанаты Marvel (и особенно её киновселенной) будут в восторге от истории, но их наверняка отпугнёт громоздкая боевая система. Аудитория лутер-шутеров, напротив, быстро задохнётся от линейности сюжетных уровней и преждевременно сбежит в многопользовательский режим. Особенно если Crystal Dynamics продолжат пополнять его новыми заданиями, героями и типами врагов.
Поэтому Marvel’s Avengers сложно кому-либо рекомендовать без серьёзных оговорок. Это достойная попытка сделать кинематографичную игру по одной из главных франшиз современности. Она амбициознее, чем, скажем, позапрошлогодняя Marvel’s Spider-Man от Insomniac Games. Она зрелищнее, чем Marvel Ultimate Alliance. Но её механики никак не складываются в один внятный паззл. Остаётся только уповать на то, что проект «выстрелит» на силе бренда, а там уж разработчики с новыми силами и творческой свободой примутся за сиквел. Намёки на него — и да, обязательные послетитровые сцены — в игре уже есть.
Талантливый, зрелищный и амбициозный, но концептуально противоречивый проект, застрявший где-то между хорошим фильмом про «Мстителей» и сносным мультиплеерным лутер-шутером. Определённо не худший выбор в отсутствие новых релизов в киновселенной Marvel.
- высокая кинематографичность
- очаровательная главная героиня
- выразительная анимация
- неплохой баланс в боях
- огромное число пасхалок для фанатов.
- противоречие сюжетных и боевых механик
- чрезвычайно долгий пролог
- однотипность противников
- слабое взаимодействие героев
- раздражающие микротранзакции.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC.
Сколько: около 16 часов.
«По домам»
Изучить все интерактивные объекты в каютах всех героев, играя за каждого члена команды «Мстителей».