09 октября 2020
Обновлено 17.05.2023

Обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time. «Крэш» моей мечты

Обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time. «Крэш» моей мечты - изображение обложка

В конце 90-х студия Naughty Dog выпустила оригинальную трилогию Crash Bandicoot, ставшую важным эксклюзивом Sony. Платформеры о бандикуте в кедах отлично выглядели, весело игрались и заряжали хулиганским настроем, которого так не хватало играм про Марио. Заработав серьёзный кредит доверия у Sony, «родители» серии переключились на другие, более масштабные проекты, выпустив на прощание аркадные гонки Crash Team Racing.

Логично считать, что на этом каноничная серия завершилась, — права на франшизу начали своё путешествие по издателям, которые выпускали скорее спин-оффы, чем честные продолжения. «Тот самый» Крэш вернулся к нам только в 2017-м, на волне переизданий. Отреставрированная трилогия порадовала старых фанатов, но огорчила новых игроков архаичным дизайном уровней и высокой сложностью. О франшизе снова заговорили, но для полноценного возвращения она нуждалась в полномасштабном апгрейде.

Получилось ли у студии Toys For Bob? Давайте разбираться.

На чём мы остановились

Сюжета как всегда в самый раз — то есть немного. История начинается в «тюрьме времени», ставшей домом для Нео Кортекса, Доктора Н. Тропи и говорящей маски Ука-Ука. Именно злобный брат-двойник нашего соратника Аку-Аку и вызволяет антагонистов из заточения: он создаёт разлом в пространстве, позволяющий путешествовать по мультивселенной. Проблему такого масштаба не решить в одиночку, — Крэшу предстоит собрать по закоулкам вселенной целую банду говорящих масок и с их помощью усмирить беглецов.

По традиции, игра начинается на берегу тропического острова, где нашего героя будит Аку-Аку и сообщает неотложные новости. Первое впечатление — всё выглядит как-то иначе, и дело не только в новом движке и улучшенной графике. Поменялся стиль, а вместе с ним — настроение. Crash Bandicoot всегда была семейной игрой, но в первых частях всё-таки ощущался бунтарский дух 90-х с нотками безумия. В них игрок встречал на своём пути не только черепашек с мартышками, но и совсем гротескных персонажей вроде двухголового великана с дубиной, мыши на стероидах и поехавшего кенгуру в смирительной рубашке.

Обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time. «Крэш» моей мечты - фото 1

Для самых умелых — ультрасложные уровни-воспоминания, стилизованные под VHS-съёмку

Выбранная Naughty Dog эстетика импонировала тинейджерам, но игра Toys For Bob целится скорее в детскую аудиторию. Значительная часть противников — животные, а почти все человекоподобные NPC почему-то нарисованы в чиби-стиле и сами похожи на детей. Впрочем, эта «детскость» заметна лишь внешне, — в диалогах часто проскальзывают двусмысленные шутки, понятные только взрослым.

Если к визуальному стилю при желании можно придраться (и всё равно это дело вкуса), то к качеству графики — вряд ли. It’s About Time впечатляет: масштабные, хоть и по-прежнему линейные уровни, завораживающие задники, плавные анимации и много-много необязательных деталей, которые хочется разглядывать. Разработчики повторили тот же трюк, который провернула Naughty Dog в третьей части: завязали истории вокруг путешествий во времени и пространстве, превратив уровни в межгалактический парк аттракционов. За десять часов вы успеете и динозавров оседлать, и по палубам пиратских кораблей попрыгать, и с зелёными пришельцами подраться.

Обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time. «Крэш» моей мечты - фото 2

Местами игра напоминает No Man’s Sky

Но, в отличие от Crash Bandicoot: Warped , тематически связанные уровни совсем не похожи друг на друга. Каждый из них — отдельная локация со своей атмосферой, архитектурой и декорациями. Учитывая их размер и детализацию, художники проделали колоссальную работу.

Изобретай велосипед

Причём комплиментов заслуживают не только художники, но и геймдизайнеры. Казалось бы, концептуально «Крэш» — игра простейшая, даже примитивная: есть точка «А» и точка «Б», между ними череда препятствий, которые нужно преодолеть. Беги себе по прямой, прыгай, умирай и начинай заново. Где здесь пространство для творчества?

Обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time. «Крэш» моей мечты - фото 3

… а местами — Half-Life

Но разработчики удивили: это тот редкий случай, когда платформер хочется назвать «кинематографичным». Да, игра линейная, но вы практически никогда не двигаетесь по прямой — перспектива постоянно меняется, левел-дизайнеры заставляют лазить по вентиляциям и бегать по потолку космического корабля. Темп и настроение постоянно меняются, из-за чего в голову снова лезет ассоциация с парком аттракционов. Каждый отрезок от точки «А» в точку «Б» — это целое приключение, в конце которого откидываешься на спинку кресла и пару минут переводишь дух.

Примерно через час после начала игры понимаешь, что авторы не раскрыли и половины своих козырей: нам представляют нового персонажа (между Крэшем и Коко вы можете переключаться свободно) со своими механиками и уровнями. Помните Тавну, чирлидершу в короткой юбке из первой части? Так вот, она укоротила волосы, оделась попрактичнее и начала охотиться за плохими парнями. Шутку про новую этику можете придумать сами.

Обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time. «Крэш» моей мечты - фото 4

У Тавны есть крюк, который позволяет ей хватать предметы и бить противников на расстоянии. У другого героя — ушедшего на пенсию Дингодила — пылесос, при помощи которого он может парить над землёй и присасывать ящики. Под конец игры нам дадут поуправлять и самим Кортексом, — он вооружён экспериментальным бластером, превращающим врагов в камни и желе (в этом есть смысл, правда!).

Разнообразие персонажей, умноженное на разнообразие уровней, создаёт огромный простор для экспериментов, которым авторы воспользовались сполна. На протяжении всех десяти часов игры (а это только основной сюжет без побочных заданий) геймплей не приедается, — каждые пятнадцать минут тебе предлагают что-то новое и неожиданное.

Обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time. «Крэш» моей мечты - фото 5

Битва с этим боссом, например, явно отсылает к Guitar Hero

Ещё больней, ещё приятней

Четвёртая часть, пожалуй, получилась самой сложной в серии, но и самой справедливой. В плане изобретательности препятствий разработчики переплюнули саму Naughty Dog, но принимать этот челлендж куда приятней, чем в оригинальной трилогии или её переиздании.

Во-первых, авторы берут не абсурдным количеством и частотой препятствий, а их разнообразием. Благодаря маскам и новым механикам, которые они вносят в игру (замедление времени, затяжное планирование), из примитивного двухкнопочного платформера «Крэш» превращается в остроумную смесь головоломки и экшена, где скорость мышления важна не меньше реакции. Замедлить время и эффектно перепрыгнуть через ущелье по падающим в пропасть льдинам — это удовольствие следующего уровня.

Обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time. «Крэш» моей мечты - фото 6

Во-вторых, Toys For Bob исправила несколько жутко раздражающих мелочей из прошлых частей. Ящики теперь можно спокойно разбивать «вихрем», не боясь потерять фрукты (раньше они бесследно улетали), прыжки стали куда отзывчивее, а главное — под Крэшем появилась тень, которая помогает точно рассчитать прыжок. Теперь свои ошибки не спишешь на кривой левелдизайн или управление, и это прекрасно: справедливое наказание не выводит из себя, а лишь подогревает азарт.

Ну а тем, кто не любит хардкор, авторы предлагают «современный» режим: включив его, вы можете вообще забыть про ящики с фруктами и не смотреть под ноги. Количество попыток неограниченно, а после смерти вас всегда переносит к ближайшему чекпоинту вместо начала уровня.

Обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time. «Крэш» моей мечты - фото 7

Учитывая возросшую продолжительность уровней, о «современном» режиме стоит задуматься и опытным игрокам. Тем более что авторы предлагают много других способов усложнить себе жизнь: выполняйте дополнительные задания (найти спрятанный кристалл, разбить все ящики) или пробегайте уровни на время и получайте скины в награду.

It’s About Time — лучшая часть франшизы. Смелое заявление? Возможно, но давайте начистоту. Трилогия Naughty Dog была жутко обаятельной, весёлой и во многом инновационной, но идеальной её не назвать. Прошлые части не всегда были честны с игроком и повторяли сами себя, а местами жутко бесили левелдизайном.

Четвёртая часть сохранила и улучшила всё, за что мы любим «Крэша», но исправила всё то, за что мы его ненавидели. Платформер стал ещё быстрее, красивее, честнее, изобретательнее и глубже. А главное — он доказал, что мы напрасно который год подряд хороним жанр 3D-платформера, — при талантливом исполнении он ещё способен удивлять.

Обзор Crash Bandicoot 4: It's About Time. «Крэш» моей мечты - фото 8
Вердикт

Toys For Bob создала важнейшую игру в своём портфолио: удивительную, изобретательную и невероятно обаятельную. Сохранив дух оригинальной трилогии, студия сделала один из лучших 3D-платформеров в истории.

Достоинства
👍
  • великолепная графика и дизайн окружения
  • прекрасная озвучка и местами смешные диалоги
  • изобретательный левелдизайн
  • разнообразие механик и ситуаций.
Недостатки
👎
  • нет бунтарского духа, за который мы так любили классическую трилогию.
Как мы играли

Во что: ключ предоставлен издателем.

На чем: PS4.

Сколько: 9.5 часов.

Локализация
Отличная многоголосая озвучка на английском, интерфейс и субтитры на русском. Перевод близок к идеальному, но в паре мест потерялась игра слов.
Ачивка редакции

«Месть сладка»

Умереть 100 раз, играя Кортексом.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь