Обзор Call of Duty: Black Ops Cold War. В ожидании перестройки
За свою долгую и (по большей части) славную историю цикл Call of Duty сменил немало масок. От танков Т-34 до космических флагманов, от неприглядных реалий войны до адских демонов и путешествий во времени, от нелинейного прохождения до полного отказа от сюжетной кампании.
Black Ops Cold War — уже семнадцатая игра в основной серии — вряд ли войдёт в историю как одна из лучших частей франшизы. Но наверняка станет одной из самых важных. Сейчас, когда вся индустрия переходит в новое технологическое поколение, аналогичный рывок готова совершить и Call of Duty. Свежие идеи, эксперименты с форматом, ставка на разнообразие геймплея и типов контента — всё есть в Cold War.
Так почему же она в итоге кажется настолько устаревшей?
От Ильича до Ильича
В последние годы CoD то и дело возвращается к истокам. Сначала WWII попыталась возродить у геймеров интерес ко Второй мировой, а в прошлом году был перезапущен цикл Modern Warfare. Cold War, хотя и прикидывается сиквелом самой первой Black Ops , по сути, тоже перезапускает серию, а в чём-то даже выступает откровенным ремейком.
Действие новой игры разворачивается в 1981 году, почти через двадцать лет после событий BO1. Но создатели — добрая дюжина студий под началом Raven Software и Treyarch , авторов оригинала, — не упускают возможности вернуться к былым локациям и сюжетным ходам. Буквальные флэшбеки во Вьетнам, экскурсия на Кубу и в горы Ямантау, битвы на вертолётах и допросы с пристрастием, демонические русские злодеи, программы по изменению сознания и финал, в котором «хорошим парням» нужно сорвать радиосигнал Судного дня.
При этом основной состав героев Black Ops в сиквеле участвует лишь на вторых ролях, а нераскрытые тайны своих предшественниц Cold War демонстративно игнорирует. В центре событий оказывается новая группа протагонистов — международный разведотряд, собранный суровым офицером ЦРУ Расселом Адлером. И новая угроза — неуловимый советский шпион по кличке «Персей».
Cold War подхватывает и развивает диалоговые механики из WWII. С каждым членом команды можно поговорить в перерывах между миссиями
Мы уже подробно разбирали одиночную кампанию Cold War и многочисленные маленькие новшества, которые она (не всегда удачно) привносит в привычный CoD-формат. Если вкратце, то:
- Впервые в истории цикла сюжет написан по канонам детектива. Сбор и исследование улик — важная часть повествования.
- Кастомизация протагониста (впервые заявленная в Black Ops III ) значительно расширена и даже обыгрывается по ходу повествования.
- В Cold War есть моральные дилеммы, но по вине изолированного дизайна миссий общий ход истории остаётся до обидного линейным, а решения — слабо мотивированными.
- Задания отличаются разнообразием и постоянно варьируют типы геймплея, будь то стелс-уровень в Восточном Берлине, отчаянный побег на трофейном БТР от орды спецназовцев или зацикленная миссия в подсознании, меняющаяся с каждой «перезагрузкой».
- Диверсия в штаб-квартире КГБ блестяще сплетает привычные CoD-механики и открытый дизайн в духе Hitman. Этот уровень наверняка станет классикой Call of Duty.
Но наряду со всеми новыми идеями Cold War регулярно воспроизводит наработки предыдущих частей — иногда вплоть до самокопирования. Ветераны франшизы то и дело будут ловить себя на чувстве дежавю. О, противник вслепую стреляет из-за двери — совсем как в первой Modern Warfare! Убитые снайперы свисают с деревьев, словно в World at War. Прогулка в бронекостюмах — прямиком из финала Modern Warfare 3 со щепоткой печально известной миссии «Ни слова по-русски». Стелс-проникновение на секретный злодейский завод показано в той же цветовой гамме, что и аналогичная миссия в Ghosts. И как обойтись без опостылевшего штурма помещений в слоу-мо?
Разумеется, частично это можно списать на пресловутые «пасхалки», и периодически разработчикам даже удаётся обыграть переклички в сюжете. На тренировочном полигоне советские солдаты отрабатывают сценарий, почти идентичный вторжению в США из Modern Warfare 2 , включая штурм знакомой бургерной. А эпизоды во Вьетнаме настолько похожи на предыдущие итерации конфликта из Black Ops, потому что… Впрочем, это уже спойлеры.
Технологически Cold War заточена под новые консоли. Если вы играете на машине предыдущего поколения, будьте готовы к долгим загрузкам, регулярным багам текстур и отражениям «сеточкой»
Куда сложнее отрешиться не от конкретных заимствований, а от более общих (но не менее древних) геймплейных традиций Call of Duty. Разрушаемость окружения по-прежнему стремится к нулю, а анимация смертей часто выглядит комично. Союзники мешаются под ногами и всем формам взаимодействия предпочитают крики «Беги туда! Быстрее! Давай-давай!».
Противники же отличаются друг от друга внешне, но не функционально: все они с равной степенью глупости лезут под пули игрока. Безусловно, это идёт на пользу казуальной аудитории и помогает поддерживать высокий темп геймплея. Но, во-первых, именно из-за такого «скоростного» дизайна многие впоследствии жалуются на то, что кампания слишком короткая. А во-вторых, судя по Cold War, от ограниченности экшен-механик цикла устали даже сами разработчики. Новая Call of Duty так сильно напирает на стелс, гаджеты и детективные элементы, словно пытается вырваться из плена собственной франшизы и стать, например, игрой про Джеймса Бонда.
Переклички с Бондианой выглядят особенно забавно в контексте того, что во времена своего владения правами на франшизу Activision использовала для игр про агента 007 движок Call of Duty
Одноэтажная Америка
Но если сюжетная кампания ещё оставляет разработчикам определённую творческую свободу, то вмешиваться в мультиплеер, похоже, не хочет никто. Не то чтобы это было принципиально невозможно — просто классические Modern Warfare востребованы и сейчас. Вот и новой игре приходится в очередной раз имитировать хиты былой эпохи — правда, с поправкой на неожиданный успех Call of Duty: Warzone. Режим «королевской битвы» для Modern Warfare отпочковался в самостоятельный проект и, похоже, переманил к себе всех поклонников больших карт с открытым дизайном. Так что Cold War оставили преимущественно компактные «коробки» по образцу Killhouse и Nuketown.
- Кто такой Майлз Моралес? Краткая история нового Человека-паука
- Обзор Marvel’s Spider-Man: Miles Morales. Один дома 2: Потерянный в Нью-Йорке
- Обзор ремейка Demon’s Souls. Душа пропала, демоны остались
Шутка ли: в релизной версии игры всего 8 основных карт, и две из них — складские помещения разной степени захламлённости, а ещё на одной склад/ангар выступает ключевым опорным пунктом. Вертикальность сведена к минимуму: даже в городских условиях высота строений не превышает пары этажей. Хотя, казалось бы, введение тросов для скоростного передвижения располагает к нестандартной планировке и борьбе за высоту.
Armada — одна из трёх карт, доступных в «Общевойсковом бою», большом командном режиме с использованием транспорта. Вот только масштаб поубавился: с 64 человек в Modern Warfare до 24 в Cold War
Даже весьма необычная локация Armada — два крейсера в Атлантическом океане берут на абордаж танкер в центре карты — на деле оказывается довольно камерной. По-настоящему она раскрывается только в новом режиме «Телохранитель», суть которого вполне ясна из названия. Один игрок облачается в бронежилет и под прикрытием своей команды должен добраться до точки эвакуации; противник, стало быть, пытается устранить VIP’а. Но есть нюанс: эвакуироваться на Armada можно только с воды, а значит, бойцам поневоле приходится подставляться под огонь снайперов и катеров.
Увы, большая часть режимов в настоящий момент рассчитана на сражения 6х6 — а значит, на крохотные карты с не самым выразительным дизайном. Однако есть и приятные исключения, да и в целом у мультиплеера Cold War нет проблем с зрелищностью; акцент здесь сделан не на красочные пейзажи, а на скорость. На малых картах первое столкновение с врагом происходит в пределах 5-10 секунд после респауна, и в небольших дозах такая непрерывная череда убийств-смертей-апгрейдов доставляет массу удовольствия.
Проблемы начинаются после пары-тройки дней игры, когда ограниченность локаций и механик становится очевидной. Игра утомляет тем быстрее, чем больше у вас опыта в предыдущих Call of Duty: если не считать наработки футуристических частей франшизы, большая часть арсенала и наград за серии убийств осталась неизменной с конца 2000-х. Очень немногие за это время ещё не успели пресытиться турелями-часовыми, управляемыми ракетами и машинками со взрывчаткой.
Как обычно, Call of Duty не задаётся вопросами морали. Целый режим, построенный на преступлениях против экологии? Почему бы и нет!
Глотком свежего воздуха может стать новый режим «Огневые группы: Грязная бомба» — своего рода компромисс между базовым 6х6-геймплеем и масштабными сражениями Warzone. До 40 игроков разбиваются на отряды из четырёх человек и высаживаются на большую карту, где разбросаны контейнеры-бомбы. Собрав в окрестностях пластины с ураном, солдаты смогут активировать заряд — но после детонации прилегающая территория постепенно накрывается токсичным облаком, снижающим эффективность перков и брони. Стало быть, нужно как можно скорее бежать в безопасность, к новым бомбам и новым сражениям.
В отличие от остальных режимов, «Огневые группы» быстро мотивируют игроков работать сообща. Товарищи по команде могут реанимировать раненых (ещё одна механика из «королевских битв») и служат мобильными точками возрождения. Последним тем более не стоит пренебрегать: карты в этом режиме действительно впечатляют размерами и вариативностью ситуаций.
В итоге разработчикам мультиплеера Cold War не позавидуешь. Выживание проекта во многом зависит от того, как быстро студия сможет выпускать апдейты с новыми картами, режимами и персонажами. Первой ласточкой станет очередная версия Nuketown — она появится уже 24 ноября, — а на 10 декабря запланирован старт первого полноценного «сезона» по схеме, опробованной в Modern Warfare. Без этого основная часть аудитории наверняка вернётся к игре-предшественнице — тем более что сеттинг у неё близкий.
Интеграция Cold War с Warzone также намечена на декабрь. В свете того, как стремительно обе игры пожирают место на жёстком диске, разработчики предусмотрели возможность загружать и хранить новую Black Ops по частям
Все оттенки ретро
Однако даже с учётом всего вышесказанного обвинять Cold War в нехватке контента немного несправедливо. Да, кампанию легко пробежать за 5-6 часов, но опциональные диалоги, бонусные цели, изучение улик и возвращение к сюжетным развилкам (у каждого варианта концовки свой финальный уровень) значительно увеличивают время прохождения. Да, соревновательный мультиплеер рискует приесться за одни выходные, но зато кооперативный зомби-режим по традиции полон сюрпризов и открытий.
После того, как Black Ops 4 эффектно завершила сквозной зомби-сюжет, тянувшийся ещё со времён World at War, новая история стартует в 1983 году. Советская опергруппа «Омега», исследующая паранормальные явления, неосторожно вскрывает старый немецкий бункер, полный живых мертвецов. На выяснение обстоятельств дела отправляются агенты ЦРУ, которым предстоит дать бой нежити и закрыть межпространственный портал.
Собственно, на перемещениях между реальностями в поисках нужных инструментов и строится сюжетная часть Die Maschine — первого, но точно не последнего уровня в зомби-режиме Cold War. Как и в предыдущих итерациях режима, локация — это многоуровневый паззл с часто неочевидными решениями. Многие игроки махнут на историю рукой: само по себе убийство полчищ мертвецов остаётся неизменно увлекательным. Но те, кто всё-таки готов зарыться в хитросплетения сюжетной интриги, обнаружат немало интересных решений. Во избежание спойлеров лишь намекну, что не вся нежить одинаково враждебна.
В отличие от однотипных противников в кампании, враги-мертвецы весьма разнообразны. Звезда Cold War — громила Мегатон, который заражает участки карты радиацией, а после смерти «расщепляется» на две новые сущности
Более того, впервые с 2015 года в Black Ops возвращается альтернативный зомби-режим Dead Ops Arcade (в русской версии «Мертвецкие забавы») — тоже кооперативный, но совершенно несерьёзный и с видом сверху. Концепция осталась неизменной: четыре игрока последовательно зачищают арены от нежити и соревнуются друг с другом, накапливая сокровища, бонусы и всяческое безумное оружие. При этом даже настолько шуточная игра требует координации и тактики: от своевременного использования ловушек до менеджмента бонусных жизней между членами команды.
А если учесть все спрятанные внутри Cold War пасхалки, в сумме она предлагает свыше двух десятков различных игр и режимов, которые при желании можно изучать на протяжении множества часов. Кто бы мог подумать, что из всех отсылок к культуре и эстетике 80-х точнее всего новая Call of Duty ухватит дух пиратских картриджей типа «99 игр в одном».
Зачем ещё покупать PlayStation 5 , как не ради лучших игр с Atari 2600? В сюжетной кампании запрятано множество ретро-хитов: от платформера Pitfall до текстового фэнтези-квеста Enchanter
Black Ops Cold War не очень хочется ругать. Над игрой очевидно работало множество талантливых людей, которые не только осмыслили накопленный опыт франшизы, но и нашли способ ввести в неё свежие идеи. Если вы не следили за развитием Call of Duty в последние десять лет, новая игра — лучший способ одним махом наверстать упущенное и вспомнить, почему серия когда-то считалась одной из главных законодательниц моды в индустрии.
Но также важно понимать, что золотой век франшизы уже в прошлом — и технически, и идейно. Чтобы остаться в строю, Call of Duty жизненно необходимо переосмыслить свои корневые механики, отбросить устаревшие форматы и прийти к более открытому дизайну. Уровень в штаб-квартире КГБ доказывает, что это возможно и что разработчики готовы к такому рывку. В противном случае цикл задушит сам себя уже в ближайшие годы.
Порадовало
- разнообразие заданий в кампании;
- творческий подход к канонам серии;
- любопытный режим «Грязная бомба»;
- неожиданно эмоциональная зомби-история;
- множество секретов и побочного контента.
Огорчило
- потенциал нововведений не раскрыт;
- слабая техническая часть на уходящих консолях;
- куцый базовый набор сетевых режимов и карт;
- приверженность устаревшим механикам;
- почти полный перезапуск сюжета серии.
Как мы играли
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PS4.
Сколько: около 15 часов.
Ачивка редакции
«Игра года 1981»
Найти секретный компьютер в убежище и снова запустить на нём Zork.
О локализации
Есть полный перевод на русский язык, но, увы, дубляж лишь с натяжкой можно назвать функциональным. Многие реплики не стыкуются друг с другом по смыслу, а актёров-мужчин сложно различить между собой без субтитров.
?
Вердикт
Black Ops Cold War — не лучшая, но одна из самых важных частей Call of Duty. Она эффектно подытоживает путь, пройденный серией за последние 10-12 лет, и обещает немало новых свершений. Но для этого авторам надо срочно перестать цепляться за прошлое.