01 декабря 2020
Обновлено 17.05.2023

Обзор и тест NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti. Ampere отжигает

Обзор и тест NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti. Ampere отжигает - изображение обложка

В этом году в мире железа случилась революция — настолько резкого падения цены одного fps мы не видели, наверное, со времен GTX 1080. Но если тогда речь шла об одном производителе, то в 2020-м отстрелялись буквально все. NVIDIA представила Ampere и отправила в утиль двадцатую серию RTX. AMD не растерялась и почти догнала NVIDIA с RDNA 2 , уступив только по части ray tracing. Одновременно с этим она же отправила на покой процессоры Intel , обогнав их по части игровой производительности. Масла в огонь подлили и Sony с Microsoft , запустившие нереально мощные для своей цены PlayStation 5 и Xbox Series X.

Смешно то, что при таком количестве разных железок и, казалось бы, возможностей выбора все новинки оказались в невероятном дефиците. Ну с консолями ещё понятно: там каждое поколение стартует так, будто производители и не надеются продать больше десятка тысяч приставок в каждой стране. Но вот с видеокартами и процессорами мы такой дефицит видели только в бум майнинга.

Естественно, всё это привело к неуправляемому росту цен. И если производители консолей ещё как-то контролируют рынок, то в мире железа этим никто не занимается. Так что RTX 3080, которая должна стоить 64 000 рублей, сейчас продаётся за 100 000, а RTX 3070 предлагают за 60 000 вместо 45 500.

Сегодня на тестах ещё одна карта, которую в ближайшее время точно ожидает такой же дефицит и рост цены, — NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti. Официально её хотят продавать за 40 000 рублей — примерно посередине между RTX 2060 Super и RTX 2070, — но по производительности она стоит гораздо выше и конкурирует с RTX 2080 Super за 56 000 рублей.

Тестовый образец

Обзор и тест NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti. Ampere отжигает - фото 1

На тесты нам попала настоящая редкость — версия Founder’s Edition. Почему редкость? Потому что эти карты официально продаются только в магазинах NVIDIA, и только на них удерживается официально рекомендованная цена. В связи с этим FE сметают буквально в первые же минуты после поступления на склад, а потом они уже перетекают на Avito и к недобросовестным магазинам, которые перепродают их в составе очень странных компьютеров.

Хотя FE — это, по сути, самые доступные платы, сделаны они на высочайшем уровне. Карта поставляется в стильной чёрной коробке с софт-тач покрытием. Под крышкой — небольшой пьедестал из бархатистого вспененного полиэтилена. Под платой — картонный пенал со всей комплектацией: это качественный переходник на новый 12-pin разъём и две книжечки инструкций на дорогой глянцевой бумаге.

Сама карта копирует дизайн старшей RTX 3070 и выглядит одновременно и стильно, и дорого. Планка крепления серого цвета, радиатор выкрашен в радикально чёрный, ничем не прикрыт и рассечён надвое изогнутой пластиной фрезерованного алюминия. Сзади стоит такая же чёрная металлическая планка жёсткости. Никакой подсветки нет — из всех украшений только две фрезерованные надписи. GeForce RTX — на боку, и RTX 3060 Ti — на оборотной планке.

Обзор и тест NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti. Ampere отжигает - фото 2

По принципу охлаждения 3060 Ti придерживается общей схемы, принятой в 30-й серии. Так как сама печатная плата очень короткая — всего 15,5 см, — задняя часть радиатора буквально висит в воздухе. Более того, она сквозная, и вертушка гонит нагретый воздух не к панели ввода/вывода, чтобы выкинуть его за пределы корпуса, а просто выдувает внутрь компьютера. Причём потоки уходят напрямую на оперативную память и, за счёт направленных перпендикулярно рёбер, в район слота PCIe, где производители материнских плат обычно располагают разъёмы под SSD. Вторая часть радиатора работает по более классической схеме: рёбра уже расположены таким образом, чтобы часть горячего воздуха всё-таки уходила за пределы компьютера.

В целом такая система охлаждения эффективна: за всё время тестов мы не только не видели температуры выше 72°С, но и вентиляторы в работе почти не слышали. С другой стороны, то, что большая часть горячего воздуха остаётся внутри корпуса, — это не очень хорошо. В быту, конечно, на это можно закрыть глаза, но если всё делать по уму, то надо усиливать общий продув корпуса и охлаждение процессора, чтобы уже их силами выкидывать лишнее тепло за пределы компьютера.

Обзор и тест NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti. Ampere отжигает - фото 3

Что же до частностей, то на процессор, память и систему питания радиатор опирается прекрасно отполированным основанием с запаянными в него тремя теплотрубками. Вертушки здесь не особо большие — по 85 мм. Питание к плате подаётся по новому 12-pin коннектору. С учётом энергопотребления всего в 200 Вт можно было бы обойтись стандартными вилками — и, уверены, многие будут на это давить в обзорах. На наш вкус, NVIDIA всё делает правильно. Если уж придумали новый и, кстати, действительно удобный разъём, то надо продвигать его на всех платах. Так, глядишь, и производители блоков питания на него перейдут.

Технические характеристики

Теперь расскажем о самом чипе. Как и ожидалось, RTX 3060 Ti построена на урезанном процессоре RTX 3070 — GA104 с новой архитектурой Ampere. При этом потерял он не так уж и много — всего 17% блоков.

Количество SM-наборов, в которые входят CUDA-ядра, тензорные блоки искусственного интеллекта и RT-ядра для обработки трассировки лучей, сократилось с 46 до 38 штук. Таким образом, CUDA-ядер здесь 4864 против 5888 у RTX 3070, текстурных блоков — 152 против 184, а RT-ядер — 38 вместо 46. Немного снизилась и официальная частота в бусте: 1665 МГц, а не 1725. Однако на практике 3060 Ti, как и 3070, спокойно держится в районе 1875 МГц и периодически разгоняется до 1980 и даже 2000 МГц.

Обзор и тест NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti. Ampere отжигает - фото 4

А вот память на карте прежняя: это GDDR6 на 8 ГБ частотой 14 000 МГц. Принято считать, что такой объём для 2020 года маловат. Аппетиты игр растут с каждым годом, и через пару лет плата столкнётся с теми же проблемами, что и GTX 980: это когда чип всё ещё готов справляться с повышенными нагрузками, но память приводит к постоянным фризам.

Насколько такие предсказания верны — гадать не берёмся. Для Full HD и QHD набора в 8 ГБ сегодня хватает с запасом. В 4К — уже впритык, однако, забегая вперёд, скажем, что 4K на RTX 3060 Ti понравится далеко не всем.

Во всём остальном RTX 3060 Ti не отличается от остальных карт серии. Производится она на заводах Samsung по 8 нм техпроцессу, который позволил почти вдвое увеличить количество CUDA-ядер за счёт увеличения запаса FP32 блоков. Тензорные ядра, на которые ложится нагрузка по DLSS, тоже изменились. Во-первых, их стало в два раза меньше, но работать они стали в два раза быстрее. Во-вторых, они теперь могут работать параллельно с RT-блоками. Последние, кстати тоже научились новым трюкам. Если раньше они сначала разбирали структуру полигонов, а затем занимались расчётом конкретного светового луча, то теперь они это делают параллельно. Как утверждает NVIDIA, за счёт этого производительность рейтрейсинга увеличилась в два раза. Так же, кстати, RT-блоки научились рассчитывать и Motion Blur, но игр это не касается — только рабочих программ 3D-моделирования.

Обзор и тест NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti. Ampere отжигает - фото 5

Естественно, поддерживает RTX 3060 Ti и все новые технологии NVIDIA. Самая важная и интересная для нас — это RTX I/O. По сути, это аналог того, что сейчас должны использовать в консолях: игровые данные с SSD загружаются напрямую в память видеокарты, минуя процессор. Однако пока эта технология будущего, так как для её реализации надо подождать инструкций Microsoft Direct Storage в DirectX.

Следующий пункт — наличие кодировщика видео AV-1. Ему пророчат большое будущее в работе с прямыми трансляциями. При этом обычно упор делают на то, что этот кодек отлично справляется с 8K-разрешениями, но, как нам кажется, NVIDIA добавила его ввиду его полной бесплатности, а также с прицелом на облачную трансляцию игр в 4К.

Обзор и тест NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti. Ampere отжигает - фото 6

Ещё один приятный момент со стороны всей серии RTX 3000 — поддержка программы Reflex. На наш вкус, её польза довольно сомнительна для рядового игрока, но точно заинтересует тех, кто пробует свои силы в киберспорте. Собственно, при помощи Reflex в NVIDIA хотят сократить инпут лаг — время от нажатия клавиши до результата на дисплее. Технически это реализуется через сокращение очереди кадров на процессоре, однако для того, чтобы система заработала, необходима поддержка Reflex и со стороны игры. Сегодня с технологией знакомы Fortnite , Apex Legends , Valorant , Call of Duty: Modern Warfare и Warzone.

Производительность

В нагрузке у нас получалось поднять температуру чипа до 72°С — это в Metro : Exodus и при постоянной частоте в 1875 МГц. Шума от вентиляторов практически нет. По крайней мере, из общего фона вертушек процессора и блока питания RTX 3060 Ti FE точно не выделяется.

А вот по производительности карта поражает. Причём настолько, что мы даже несколько раз перепроверяли настройки тестового стенда — нет ли где переразгона или каких-то ошибок в настройках. Дело в том, что 3060 Ti действительно быстрее RTX 2080 Super. Ненамного — как правило, речь о 2-4 fps, — но на фоне разрыва по цене это кажется невероятным. Напомним, что сейчас 2080 Super стоит 55 000 рублей. RTX 3060 Ti — официально 40 000 рублей. И за эти деньги мы получаем тихую компактную плату, которая тянет на максималках абсолютно все игры.

Причём в Full HD ниже 80 fps падали только Assassin’s Creed Valhalla и Metro: Exodus, которые показали по 77 и 79 кадров в секунду. Все остальные легко преодолели эту отметку. Horizon Zero Dawn взяла 116 кадров, Watch Dogs: Legion — 81, Total War: Three Kingdoms — 93, Borderlands 3 — 98. Нормально себя в Full HD чувствуют и игры с рейтрейсингом. Watch Dogs: Legion идёт на 50 кадрах с проседаниями до 35, Metro: Exodus — 61 при 38 fps по 0,1%.

Обзор и тест NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti. Ampere отжигает - фото 7

Абсолютно стабильным fps остаётся и с переходом на QHD. Да, это уже не 80 кадров в секунду, но 60 карта выдаёт, причём во всех проектах, начиная с Metro: Exodus и заканчивая Assassin’s Creed Valhalla. А вот рейтрейсинг включат уже только те, кто готов пожертвовать идеальным фреймрейтом в пользу красивой картинки. В той же Watch Dogs Legion и Metro: Exodus количество кадров падает до 32 и 45. И если Metro еще остаётся в комфортных пределах по 0,1%, то Legion начинает грешить частыми микрофризами. Впрочем, тут вполне может помочь DLSS , которая увеличивает фреймрейт примерно на 50%.

Аналогичная ситуация и с 4К. Те, кто готов играть при минимальных 35-40 fps ради высокого качества картинки, будут довольны. Ниже 3060 Ti практически не опускается, а где падает — там зачастую помогает или небольшой откат по настройкам графики, или DLSS, который практически не отличается от настоящего 4K. А вот тем, кто жить не может без 60 fps, для 4K надо смотреть на что-то помощнее — ну, или точечно подбирать настройки под каждую игру, чтобы и в качестве не сильно потерять, и фреймрейт повыше получить.

В итоге получается, что до выхода адекватного ответа со стороны AMD карта RTX 3060 Ti — это лучшее предложение за свои деньги. Уверены, что Full HD она будет тащить на максималках ещё не один год. QHD тоже какое-то время должен продержаться. А вот брать эту карту с прицелом на 4K, наверное, не стоит. Пусть сейчас чип более-менее и справляется с этим разрешением, но хватит его ненадолго, и вполне возможно, что текущие 35 fps через год превратятся в неиграбельные 25.

Обзор и тест NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti. Ampere отжигает - фото 8
Обзор и тест NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti. Ampere отжигает - фото 9
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь