Инди года. Hades, Spelunky 2, Factorio
Нелёгкий 2020 год подходит к концу, и мы начинаем подводить его итоги. В ближайшие две недели вас ждёт множество материалов, в которых мы расскажем о главных релизах уходящего года: как о лучших из лучших, так и о тех, что не оправдали высоких ожиданий.
О номинации
Для того, чтобы сделать хорошую игру, не нужны ни многомиллионные бюджеты, ни десятилетия разработки, ни сотни специалистов. Вполне хватит крутой идеи, желания и, конечно, пары капель таланта. «Инди года» — это те игры, которые можно смело назвать авторскими произведениями искусства. Одни берут отточенными игровыми механиками, другие — остроумным нарративом, третьи — оригинальным дизайном, четвёртые — всем сразу. Но все они — в первую очередь настоящие произведения искусства.
Третье место — Factorio
Factorio — самый комплексный инди-проект года, который наглядно показывает, чего мог бы добиться Марк Уотни из «Марсианина» , не стремись он так сильно домой. Проект пребывал в раннем доступе аж восемь с половиной лет, и за годы разработки авторы отполировали эту радость технократа до зеркального блеска. Конечно, здесь есть что-то вроде сюжета про невезучего астронавта, который терпит крушение на безлюдной планете и немного увлекается в своих попытках выжить. Но история в такой игре только для галочки — на самом она создана для того, чтобы творить. Развивать. Улучшать. Автоматизировать. Тянуть километры конвейеров и железных дорог, добывать тонны ресурсов и строить, строить, строить… Фабрика должна — и будет — расти до тех пор, пока не покроет всю планету.
Формально перед нами симулятор строительства и управления автоматизированными фабриками, но на деле Factorio — симулятор всего на свете. Ведь здесь можно построить почти что угодно: от многоступенчатых конвейеров до вполне реальной бинарной вычислительной машины — была бы фантазия и силы. Не обошлось и без механик выживания, и без элементов транспортного магната в духе Railroad Tycoon, и даже без RTS, ведь планета, может, и безлюдная, но «необитаемой» её не назвать. В конце концов, строить бесконечную, всепоглощающую фабрику можно и в мультиплеере.
Второе место — Spelunky 2
Первая Spelunky была очень обманчивым rogue-like-платформером — простеньким снаружи, но хитроумным внутри. Стильная, хоть и схематичная картинка, невероятная сложность и бесконечная свобода для исследований закономерно сделали её хитом — а Spelunky 2 всё это унаследовала и приумножила.
Приключения дочери красноносого археолога выглядят очаровательно, обещая наивному игроку незамысловатую детскую аркаду на пару вечеров… Не вздумайте на это повестись! За своей конфетной внешностью Spelunky 2 прячет по-настоящему звериный нрав. Весь этот маленький процедурно сгенерированный мир — от ловушек с шипами до гигантских плотоядных растений — ненавидит главную героиню и стремится её уничтожить. И смерть, естественно, необратима.
Но главное, что за все страдания Spelunky 2 награждает сторицей. Чувством победы, ощущением роста над самим собой, радостью новых открытий, в конце концов. Ни одна игра в уходящем году не дарила нам столько боли, ярости, фрустрации… и вместе с тем простого человеческого счастья от ещё одного золотого идола в кармане. Яркий пример того, что кроме филигранного геймдизайна хорошей игре ничего больше и не нужно.
А ещё здесь можно кататься на индюках.
Достойны упоминания
Разумеется, в бескрайнем инди-океане 2020 года есть немало игр, которые немного не дотянули до пьедестала с наградами, но как минимум достойны упоминания.
World of Horror — жуткую монохромную смесь rogue-like, point-n-click квеста и JRPG — точно можно назвать одной из самых страшных игр уходящего года. Произведения Лавкрафта, манга Дзюндзи Ито и собственные оригинальные находки автора-одиночки под ником panstasz местами пугают куда хлеще, чем Amnesia: Rebirth или Resident Evil 3 Remake.
Kentucky Route Zero находилась в разработке так долго, что успела застать все фазы развития эпизодического формата игр: пик его популярности, период разочарования и тот момент, когда мода на него окончательно прошла. Тем не менее, годы ожидания того стоили, ведь на выходе мы получили старомодную, но стильную смесь «Трассы 60» и «Твин Пикс» про американскую глубинку, которая внутри куда сложнее, чем снаружи.
Risk of Rain 2 — стильный rogue-like с почти бесконечной реиграбельностью и бодрым мультиплеером. Опасения, что третье измерение не пойдёт игре на пользу, оказались напрасны.
Когда-то FPS не могли похвастать ни сюжетом, ни кинематографичностью, ни проработанными героями. У них были только адреналин, ярость и драйв. ULTRAKILL — как раз такая игра: быстрая, злая и безумная. Гимн первым 3D-шутерам вроде Quake и настоящая находка для тех, кто гонялся за зомби с гранатомётом ещё в 1997-м.
Ghostrunner — киберпанковый слэшер от первого лица с неожиданно симпатичной для инди-проекта картинкой, элегантным геймплеем и проработанной научно-фантастической вселенной. Стоит ли говорить про элементы паркура, невероятную жестокость и лютый хардкор с мгновенной смертью?
Первое место — Hades
Supergiant Games из раза в раз выпускает маленькие инди-шедевры. Их игры никогда, казалось бы, не претендовали на что-то серьёзное, но всегда отличались блестящим сочетанием стильной картинки, отличного звука и выверенного игрового процесса. Это можно сказать и про «диаблоподобную» Bastion, и про меланхоличную Transistor, и про Pyre, которая вообще была смесью визуальной новеллы и спортивного симулятора. То же самое относится и к Hades — последнему из произведений студии.
По сути, Hades — это коктейль из сильно модифицированных мифов Древней Греции, элементов rogue-like и изометрического аркадного экшена. Всю кампанию можно запросто пробежать минут за 30-40, однако это откроет лишь малую часть истории, диалогов и игрового лора. Поэтому, совсем как в Dark Souls, здесь нужно убивать, умирать и раз за разом возрождаться, чтобы умереть снова. Причём каждое прохождение, даже не слишком удачное, обязательно дарит что-то новое: геймплейные механики, диалоги, частицы новой информации о вселенной. Так что в десятый, двадцатый и сотый раз начинать сначала, чтобы опять бессмертным хомяком бежать по адскому колесу, здесь совсем не обидно.
Разумеется, выглядит и звучит Hades тоже именно так, как и подобает лучшей независимой игре года: очень стильно. Это действительно штучный проект, аналогов которому не будет в ближайшие пару лет — как минимум до выхода следующего шедевра Supergiant Games.
Как видите, маленькие независимые команды вполне могут делать отличные игры без всяких скидок на бюджетность или недостаток профессионализма. Порой ААА стоит немного посторониться — и проекты, попавшие в номинацию «инди года», это полностью подтверждают.