ААА-игры года. Half-Life: Alyx, Cyberpunk 2077, The Last of Us Part 2
О номинации
Хотя 2020 год вышел тяжёлым для всех, включая и нашу индустрию, хороших ААА-игр вышло предостаточно. Были и эпичные ремейки культовых проектов, и традиционные выпуски ежегодных сериалов, и даже парочка крошечных революций. Не все из них добрались до этой номинации, но о самых знаменательных — дорогих, качественных, амбициозных — блокбастерах этого года мы сейчас вам напомним.
Третье место — Half-Life: Alyx
Конечно, многие хотели бы увидеть на этом месте немного другую игру — и желательно с тройкой в названии. После анонса Alyx тысячи игроков не скрывали своего разочарования, и причины для скепсиса действительно были. Это и эксклюзивность для VR-устройств, и формат приквела, и сама Valve , которая в последние годы растеряла множество талантливых людей и уже давно не выпускала ничего толкового. Вдруг студия разучилась?
К счастью, нет. Более того, как это часто уже бывало в истории компании, Alyx — игра во многом прорывная. Причём делает она сразу две важные вещи.
Прежде всего, это первый по-настоящему громкий ААА-проект для VR, который наконец доказывает, что для очков можно делать не только одноразовые аттракционы, но и полноценные сюжетные игры. В Alyx нашлось место и истории, и перестрелкам, и фирменным для серии головоломкам с физикой, и постановочным хоррор-сегментам. Но, что куда важнее, благодаря VR-технологиям привычный для серии геймплей раскрылся совсем с другой стороны. В Alyx можно буквально самому прятаться за машиной, трусливо отстреливаясь от солдат, сметать хлам с полок в поисках патронов, дрожащими руками кидать всякий мусор, чтобы отвлекать монстров, и собственными кулаками отбиваться от хедкрабов — такие впечатления сейчас не подарит ни одна другая ААА-игра.
А ещё Alyx — это полноценное возвращение серии, которую по-прежнему любят и ждут сотни тысяч игроков по всему миру. История приквела, как ни странно, дополняет и номерные выпуски франшизы, а концовка даёт жирный намёк на столь желанную третью часть. Словом, Half-Life: Alyx недвусмысленно напоминает, что Valve по-прежнему умеет удивлять — и явно настроена сделать это ещё не раз.
Второе место — Cyberpunk 2077
Для кого-то Cyberpunk 2077 наверняка станет главным разочарованием года: по-настоящему великой игры из неё, похоже, не вышло, недостатков и недоработок — выше крыши, а на консолях уже уходящего поколения играть практически невозможно. Однако если закрыть глаза на завышенные ожидания и технические проблемы, то можно увидеть всё ещё великолепную игру. Не идеальную, но большую, красивую и сделанную с душой.
В Cyberpunk 2077 можно ездить на футуристичных машинах, стрелять, кастомизировать собственные гениталии, вставлять импланты, орудовать в бою катаной и взламывать мозги врагов, ходить в бордели и менять судьбы множества людей. Но подкупает она не только (и не столько) этими возможностями, сколько меланхоличным настроением, жизненными историями и на редкость человечными персонажами. Cyberpunk 2077 по-настоящему раскрывается в мимолётных деталях и событиях: в поездках по залитому неоновым светом городу на мотоцикле, в дежурных заказах от фиксеров, в случайных перестрелках в тёмных подворотнях, в походах на блошиные рынки в поисках редких пушек и киберпротезов. Наконец, в моменты, когда ночуешь у виртуальной второй половинки, а она с утра оставляет тебе завтрак с милой запиской.
Cyberpunk 2077 создаёт воспоминания — и, что замечательно, у всех игроков они будут разными.
Достойны упоминания
Были в этом году и другие достойные ААА-проекты, которые совсем чуточку не дотянули до попадания в тройку лидеров.
Про очередное возвращение Doom в облике Doom Eternal, честно говоря, даже особо нечего сказать. Легенды из id Software снова немного освежили формулу серии, добавили чуть больше сюжета (интригующего) и парочку новых механик (в основном удачных), но оставили главное: безумные скорости, драйв, тяжёлую музыку и простор для импровизации при отстреле адских тварей. Получилось отлично. Как, впрочем, и в прошлый раз.
Вокруг Ghost of Tsushima сложилась удивительная ситуация: игра, созданная по лекалам ненавистной многим Ubisoft , оказалась чуть ли не главной любимицей простых игроков. Причина, наверное, кроется в уникальной эстетике проекта. Пейзажи Цусимы, заигрывания с культурой и историей Японии, самураи, катаны и дуэли посреди живописных полей, возможность сочинить хокку, сидя на берегу озера, или помедитировать в горячем источнике — всё это даёт возможность прикоснуться к Японии в том виде, к которому западные игроки давно привыкли благодаря кино и массовой культуре. О такой Assassin’s Creed просили многие, но так и не дождались. Зато дождались Ghost of Tsushima.
Первое место — The Last of Us: Part II
Сиквел The Last of Us — безусловно, самый противоречивый проект прошедшего года. Даже Cyberpunk 2077 при всех её технических проблемах и близко не вызвала такой шумихи, что возникла вокруг игры Naughty Dog. Забавно, но причиной скандалов стали ровно те вещи, за которые мы и отдаём ей первое место в номинации: история Part II не боится быть сложной, противоречивой, двоякой. В общем, по-хорошему взрослой.
Продолжение The Last of Us делает смелые и невообразимые, казалось бы, для дорогого блокбастера вещи: тут не жалеют ни героев, ни игроков и практически всегда добиваются нужного эффекта. Авторы превращают любимых героев в злодеев, показывают светлые стороны убийц, насильников и тиранов, заставляют героев принимать сложные решения, вызывают у игроков чувство стыда за их действия и задают им вопросы, оставляя искать ответы самостоятельно. Да, не всем понравился такой подход, но вызвать у аудитории настолько же сильные эмоции в этом году не удалось ни одному другому проекту.
Наконец, The Last of Us — ещё и образцовое, бескомпромиссное приключение с технической точки зрения. При всех её художественных амбициях и внимании к деталям в игре по-прежнему интересно стрелять, прятаться и исследовать мир. Каждая перестрелка заставляет импровизировать и выживать из последних сил, а головоломки и постановочные ситуации всё ещё безумно кинематографичны. Мы повторяем эти слова из года в год, но в этот раз Naughty Dog вновь превзошла саму себя — так умеют делать только считанные студии.
Несмотря на отсутствие крупных конференций и огромные финансовые (и логистические!) трудности, 2020 год получился на редкость богатым на игровые события. А 2021-й, похоже, будет даже интереснее: пандемия никуда уходить не собирается, но зато консоли нового поколения начинают разогреваться, а список потенциальных релизов интригует уже сейчас. Новые God of War , S.T.A.L.K.E.R. и Horizon , долгожданная Elden Ring , очередные Resident Evil и Far Cry. В общем, следить за их битвой будет крайне интересно.
А какие ААА-игры больше всего ждёте вы? Рассказывайте в комментариях!