Разочарование года. Warcraft III: Reforged, XIII, Marvel’s Avengers
О номинации
В этой номинации мы отмечаем релизы, которые сильнее всего разочаровали нас в уходящем году. Это не обязательно провалы (хотя и они тоже) — в первую очередь это игры, от которых мы ожидали куда большего, чем получили в итоге.
Третье место — Warcraft III: Reforged
2020 год начался со столь сокрушительного разочарования, что многие заочно записали его в лауреаты этой номинации. Никто и представить себе не мог, что Blizzard , последние лет 25 выпускавшая исключительно хиты, в числе которых был и толковый ремастер StarCraft, не справится с возрождением Warcraft III. И ладно бы речь шла о простом апгрейде графики — нет, Blizzard пообещала значительно улучшить постановку катсцен, исправить баланс, доработать карты и подогнать сюжетную линию к значительно расширенному за прошедшие 18 лет канону.
В итоге графика, конечно, улучшилась, но лишь эпизодически. Карты изменились — но немногие. Баланс тоже, но это мало кто смог оценить. Дело в том, что Blizzard закрыла онлайн-режим классической Reign of Chaos в пользу Reforged , где не оказалось многих вещей, к которым фанаты привыкли ещё с начала нулевых: турниров, кланов и кастомных кампаний. Что-то впоследствии вернули в патчах, но далеко не всё. Мультиплеер Reforged — лишь тень былого величия Warcraft III.
Кампания же тоже особо не похорошела. Нового контента преступно мало, а особенно бросается в глаза отсутствие нормальной постановки катсцен, которую так активно обещали на анонсе. Разочаровала и новая русская озвучка. Но, к счастью, кампания не понесла такого же ущерба, как мультиплеер; в неё всё ещё стоит играть ради увлекательных миссий и сюжета. Впрочем, с тем же успехом можно найти на пыльной полке старый Jewel и поиграть с него.
Второе место — XIII
В отличие от монументальной Warcraft III, шутер XIII , выпущенный Ubisoft в далёком 2003-м, звёзд с неба не хватал и на момент релиза. Его запомнили в первую очередь за броский визуальный дизайн и постановку: игра грамотно использовала сел-шейдинг, благодаря чему выглядела как оживший комикс. А вот практически всё остальное в ней требовало скрупулёзной доработки, чтобы смотреться как минимум приемлемо в 2020 году. Взявшаяся делать ремейк студия PlayMagic пересобрала игру с нуля… И в процессе изуродовала её до неузнаваемости. Получился пушистый Иисус от мира видеоигр.
Узнаваемый стиль пропал полностью: минимализм с подчёркнуто толстыми контурами объектов уступил место безликому месиву текстур. Сел-шейдинг пропал, а без него низкополигональные модели и декорации осталось некому спасать. Заставки между уровнями, ранее выглядевшие как ожившие комикс-стрипы, в ремейке смотрятся как курсовые работы аниматора-троечника. Уже за один только убитый визуальный ряд новая XIII заслуживала бы места в этом топе: настолько нелепо и убого сейчас выглядит мало какая игра.
Однако PlayMagic не только уничтожила главное достоинство первоисточника, но и потопталась по всему остальному. Звук поставлен кошмарно, музыка периодически пропадает, контроллеры не распознаются, мышь глючит, трупы танцуют гопак, взятые в захват враги демонстрируют белизну челюстей изнутри черепа, президент США клонирует себя, олени застревают в ветках деревьев, а погибшие противники задумываются, прежде чем превратиться в медленно оседающие тряпичные куклы.
А главная звезда этого цирка шапито — рекордно, невероятно тупой AI. Враги не видят ни героя, ни тел своих товарищей, стреляют в стены, застревают в ящиках… Можно ли вообще называть XIII шутером, если половина противников не способна даже сопротивляться протагонисту?
Настолько плохих ремейков мы ещё не видели. Новая XIII — это кунсткамера, куда надо водить молодых геймдизайнеров в образовательных целях.
Заслуживают упоминания
2020-й – год геймерской ярости. Трудно найти хоть один более-менее крупный проект, не сумевший разочаровать множество игроков. Ремейк Final Fantasy VII оказался слишком линейным и нагородил лишнего в сценарии; ремейк Resident Evil 3 стал коротким и заскриптованным аттракционом; Doom Eternal ни в чём не знает меры и зря ударилась в сюжет; в Cyberpunk 2077 тупой ИИ, баги и плохая производительность на консолях; в Serious Sam 4 — примитивный левелдизайн, а что же до The Last of Us: Part II… Ну, вы и сами всё знаете. Претензии можно выдвинуть к чему угодно (и потом ещё долго спорить, насколько они уместны), но вместо этого давайте лучше обратим внимание на игры менее заметные — на те, которые не сразу всплывают в памяти.
Star Wars: Squadrons могла бы возродить интерес широкой публики к космическим боям, как это сделала Rogue Squadron два десятка лет назад. Но не вышло: однообразные задания, короткая и линейная кампания, пресный мультиплеер — всё это моментально наскучивает и забывается. Но больше всего в Squadrons разочаровал сценарий: не такого порожняка мы ждали от Уолта Уильямса ( Spec Ops: The Line)!
Ещё одно карьерное самоубийство совершил в этом году соавтор Halo Маркус Лэйто. Его студия V1 выпустила Disintegration — постный гибрид FPS и RTS, в котором смертельно скучно и стрелять, и летать, и командовать. Враги — сплошь губки для пуль, высота полёта гравицикла жёстко ограчинена, выйти за пределы пятачка с заданием обычно нельзя, подопечные невыносимо тупые и постоянно норовят геройски погибнуть, сценарий и сеттинг не вызывают никакого интереса. Disintegration оказалась максимально пустой и никому не нужной игрой.
Возвращения Battletoads игроки ждали неприлично долго. Ещё в середине нулевых активисты с имиджбордов устроили флешмоб предзаказов несуществующей игры, надеясь, что Microsoft заметит их энтузиазм. Он не угас и за десять с лишним лет, прошедших до анонса новой игры, — и лишь когда публике показали новый арт-дизайн и особенно юмор свежих «Жаб», этот энтузиазм отвалился и с лязгом укатился под стол. Тех же, кого не добило оформление, разочаровал геймплей: чрезмерно хаотичный в битэмап-сегментах и бесконечно фрустрирующий в мини-играх.
Первое место — Marvel’s Avengers
Хотя обновлённые версии Warcraft 3 и XIII и не принесли ничего, кроме разочарования, у игроков оставалось хотя бы одно утешение: оригиналы никто не отменял (если, конечно, не говорить о мультиплеере «Варкрафта»: его, увы, буквально отменили). Ремейк XIII так и вовсе подстегнул продажи классического шутера 2003 года. Посещение кунсткамеры остаётся факультативным.
Гораздо хуже получается, когда у плохой игры даже нет альтернатив на рынке. И совсем кошмарно — когда ради её создания ещё и приходится идти на жертвы. Marvel’s Avengers — не просто серая поделка по самой громкой кинофраншизе последнего десятилетия. На её руках кровь двух трилогий: Tomb Raider , финальная часть которой была отдана на откуп другому разработчику и вышла совсем неказистой, и Deus Ex , трагически оборвавшейся на полуслове.
И чем же может порадовать Marvel’s Avengers? Мстители тут — не узнаваемые персонажи с киноэкранов, а незнакомые люди, похожие на косплееров с Comic-Con. Главная героиня и вовсе не знакома поклонникам киновселенной: это гуттаперчевая девочка, скриншоты с которой напоминают глитчи. Вместо эпического спасения мира — бесконечный гринд лута в заданиях-огрызках. Контента неприлично мало, а тот, что есть, энтузиазма не вызывает.
Фраза «игра-сервис» стала для Marvel’s Avengers приговором. «Мстителям» нужна была зрелищная одиночная (или кооперативная) сюжетная кампания с сильной механикой боёв, а получилось ни рыба ни мясо — игра для всех и ни для кого. Да, её продолжат обновлять, но поезд ушёл: игра ещё не отбила затраты на разработку, а в Steam уже сейчас в неё продолжают играть лишь несколько сотен человек в день — меньше, чем в Spore и в третью «Цивилизацию». Закономерно бесславный конец для самого масштабного проекта Crystal Dynamics и Eidos Montreal. Как бы он не обернулся концом и самих этих студий…
А какие игры в этом году сильнее всего разочаровали вас? Расскажите в комментариях!