12 лучших фильмов года
О номинации
2020 год стал самым диким в истории мирового кинематографа. Кинотеатры закрывались, студии разорялись, премьеры переносились сначала на месяцы, а потом на годы вперёд. Достаточно посмотреть на наши январские прогнозы, чтобы понять, насколько реальность не совпала с ожиданиями. 2020-й нарушил все правила… и мы решили последовать его примеру. В этот раз мы не будем сравнивать фильмы друг с другом, расставлять их по местам и тем самым разжигать в комментариях священную войну. Вместо этого мы предлагаем сразу дюжину лучших картин прошедшего года. Здесь есть и большие блокбастеры, и камерные драмы, и жёсткие хорроры, и добрые сказки — в общем, кино почти на любой вкус. Что-нибудь из этого обязательно скрасит ваши каникулы.
«Плохие парни навсегда»
Встречайте: самый кассовый фильм года. Сиквел стародавних комедийных боевиков с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом собрал больше 426 млн долларов, и это абсолютный рекорд 2020-го. А всё потому, что «Плохие парни навсегда» вышли в январе — то есть после того, как отгремели праздничные блокбастеры, но до того, как началась пандемия.
Впрочем, в наш список лента угодила не за свои успехи в прокате. Просто бельгийский дуэт режиссёров Адиля и Билала снял один из лучших комедийных боевиков последних лет. В отличие от первых двух частей, поставленных Майклом Бэем, «Плохие парни навсегда» пытаются зацепить зрителя не только перестрелками, взрывами и пошлыми шуточками. В кои-то веки в серии появился закрученный сюжет, а персонажам попытались добавить глубины. Но самое главное, что все два часа фильм исправно развлекает, а также даёт талантам Смита и Лоуренса развернуться на полную.
«Джентльмены»
Гай Ричи прошёл долгий и очень тернистый путь, чтобы в итоге вернуться к тому, с чего начинал. То есть к лихой криминальной комедии про изысканно матерящихся английских преступников. И пусть высоколобые критики морщат носы, «Джентльмены» — самая живая и цельная работа режиссёра за последние десять лет. Да и в самом жанре чего-то подобного не было уже очень давно — по крайней мере, на большом экране.
Как и в своих ранних картинах, Ричи создал с полдюжины ярких персонажей, дал каждому из них собственную цель и заставил участвовать в кровавом водевиле. Оказалось, что даже через двадцать лет после выхода «Большого куша» эта схема прекрасно работает. Впрочем, дело не только и не столько в сценарии или режиссуре, сколько в актёрах. Мэттью Макконахи и Чарли Ханнэм предсказуемо хороши, однако по-настоящему фильм крадут Колин Фаррелл и Хью Грант. Именно им достались лучшие сцены фильма и фразы, которые просто обязаны стать крылатыми.
В общем, если вы с ностальгией вспоминаете «Карты, деньги, два ствола» или всё ещё ждёте сиквел «Рок-н-рольщика» , «Джентльмены» наверняка пополнят список ваших фаворитов.
«Вперёд»
Вот и объявился главный претендент на звание самого недооценённого мультфильма Pixar. Премьера «Вперёд» выпала на самый канун карантина, что предопределило его судьбу. Но даже если бы эпидемия не накрыла планету, по стартовым сборам можно сказать, что новая работа студии в лучшем случае добралась бы до скромных результатов «Хорошего динозавра». То ли рекламная кампания вышла слишком тихой, то ли зрителя не зацепил сеттинг — тут остаётся только гадать. Как бы то ни было, «Вперёд» явно достоин большего.
Это любовная ода ролевым играм в духе Dungeons & Dragons и всему жанру фэнтези как таковому. Но, что важнее, это история о скорби и принятии, о страхе и поиске своего голоса, об искренности и предубеждениях. В общем, вечные темы в красивой оболочке, приправленные гиковскими отсылками и парочкой действительно смешных шуток. Чего ещё желать?
«Спутник»
Переобуваться не будем: «Спутник» — это довольно среднее кино. Его можно похвалить за актёрские работы Петра Фёдорова и Оксаны Акиньшиной, режиссуру и работу мастеров по графике: инопланетный паразит нарисован действительно на совесть. А вот сюжет к однозначным плюсам приписать не получается — уж больно много в нём избитых клише, да и поступки персонажей частенько вызывают вопросы. И это при том, что для камерного триллера, коим получился «Спутник», сценарий — основа основ.
Фильм всё-таки оказался в нашем списке, можно сказать, «за заслуги перед Отечеством». Дебют Егора Абраменко снискал удивительную популярность за рубежом: на Rotten Tomatoes у картины 89% процентов и «сертификат свежести», а несколько крупных англоязычных изданий занесли «Спутник» в топ лучших ужастиков года. Ленте удалось то, чего не получилось ни у одного отечественного хоррора: получить кредит доверия, пусть и не от нас. В перспективе это «окно в Европу» может привести к созданию чего-нибудь действительно интересного.
«Спайс бойз»
Но пока в России преимущественно копируют западные фильмы ужасов, белорусские кинематографисты внезапно взяли и сделали в жанре что-то своё.
«Спайс бойз» начинается как типичная молодёжная комедия в духе «Гуляй, Вася!». Компания друзей собирается за городом, чтобы отпраздновать свадьбу одного из них. Персонажи попадают в неловкие ситуации, звучат столь же неловкие шутки, а действие раскачивается очень неспешно. Но затем герои пробуют расширить сознание с помощью запрещённых веществ, и фильм резко превращается в постмодернистский слэшер — причём до того брутальный, что в паре эпизодов станет не по себе даже поклонникам франшизы «Пятница, 13-е».
«Спайс бойз» — не просто агитка на тему «наркотики — это плохо», но картина уникальная и совершенно непривычная для русскоязычного кино. Однозначно самое внезапное открытие года.
«Манк»
Среди всех режиссёров, которых заманил под своё крыло Netflix , пожалуй, никто так не упивается творческой свободой, как Дэвид Финчер. Сперва он помог запустить провокационный «Карточный домик» , затем создал давящего и мрачного «Охотника за разумом» , а теперь наконец добрался до проекта мечты — фильма по сценарию своего покойного отца.
Действие «Манка» разворачивается в 1940-х. Сценарист Герман Манкевич лежит со сломанной ногой и пишет сюжет «Гражданина Кейна» — одной из самых почитаемых лент в истории мирового кинематографа. Дедлайн поджимает, сиделка не даёт выпить для вдохновения, да к тому же на нервы капает заказчик — молодой выскочка Орсон Уэллс. Параллельно во флешбэках нам показывают, как складывались (а точнее, не складывались) отношения пьяницы и правдоруба Манкевича с фальшивым насквозь Голливудом.
Как и последний фильм Тарантино, «Манк» — истинно синефильское кино, не рассчитанное на случайного зрителя. Перед просмотром вам как минимум придётся ознакомиться с самим «Гражданином Кейном», а в идеале ещё неплохо бы знать историю США 1940-х. Но наградой подготовленному зрителю станет самый искренний и эмоциональный фильм Финчера. Это признание в любви кинематографу «золотого века», но вместе с тем и смачный плевок в сторону так называемой «фабрики грёз». Ах да, и ещё Гэри Олдман играет в «Манке» одну из лучших ролей в своей карьере. Уже этого должно хватить.
«Человек-невидимка»
Так повелось, что Человека-невидимку ещё с тридцатых годов причисляют к списку классических киномонстров студии Universal. Хотя некоторые поклонники хоррора всегда сомневались, что персонаж Герберта Уэллса по праву стоит в одном ряду с Дракулой и чудовищем Франкенштейна. Дескать, кого может напугать пустое место или парящая в воздухе одежда? Но режиссёр Ли Уоннелл в этом году напомнил зрителям, что страх внушает как раз то, чего они не видят.
Вооружившись приёмами, подсмотренными у его товарища Джеймса Вана, постановщик снял главный хоррор-аттракцион 2020-го. «Человек-невидимка» прекрасно держит уровень саспенса, а после награждает зрителя яркой эмоциональной разрядкой. В отличие от многих новичков жанра, Уоннелл не перегибает со пугалками-скримерами, но и не гнушается их использовать. В его руках это не дешёвая уловка, а рабочий инструмент.
И, конечно, нельзя не отметить Элизабет Мосс: она блестяще играет женщину, доведённую до самой грани безумия. Её истерики и её измученный вид лишний раз напоминают о том, какое чудовище ведёт за ней охоту. «Человек-невидимка» поднимает очень непростую, но всегда актуальную тему домашнего насилия, не превращаясь при этом в агитационный памфлет. А в наши дни это уже заслуга.
«Дьявол всегда здесь»
Фильм Антонио Кампоса — самая коварная западня года. Ой, смотрите, звёзды Marvel и будущий Бэтмен снялись в костюмной драме! Казалось бы, сейчас мы наверняка получим разговорную семейную сагу про американские ценности из тех, что снимаются специально под наградной сезон: духоподъёмную, сентиментальную и очень голливудскую.
Но нет. Вместо этого зрителю два с лишним часа скармливают концентрированную безысходность и отборную жесть. В программе: убийства, изнасилования, суицид, жертвоприношения и парочка расчленений. При всём при этом «Дьявол всегда здесь» — никакой не хоррор. Это портрет и американской глубинки середины прошлого века, и Америки вообще. Том Холланд и Билл Скарсгард играют лучше, чем где бы то ни было, а оператор Лу Кроули снимает гниющий Юг так, что в него можно влюбиться.
«Дьявол всегда здесь» — очень неуютное, давящее, но завораживающее кино. Смотрите на свой страх и риск.
«Цвет из иных миров»
В 80-е и 90-е одним из главных популяризаторов творчества Говарда Лавкрафта был режиссёр Стюарт Гордон. Правда, наследие писателя он продвигал довольно специфическим образом: превращал жуткие, но не слишком кровавые рассказы в лихие боди-хорроры типа «Извне» и «Реаниматора». И хотя самого Гордона уже нет в живых, дело его цветёт пышным цветом. «Цветом из иных миров».
Фильм Ричарда Стэнли точно так же заимствует у Лавкрафта только завязку — в остальном это олдскульный, кровавый и накрепко отбитый ужастик, в котором грайндхаус переплетается с арт-хаусом. Николас Кейдж отрабатывает каждую сцену на привычные 150%, а некоторые эпизоды пугающи настолько же, насколько абсурдны. И да, после «Цвета из иных миров» вы больше не сможете прежними глазами смотреть на альпак. Мы вас предупреждали.
«Довод»
Даже не лучший фильм Нолана — это всё ещё фильм Нолана. Нет, «Довод» не затмил «Начало» или «Интерстеллар» и даже не смог с ними поравняться. Он не вытащил кинотеатры из кризиса — напротив, из-за его низких сборов компания Warner Bros. решила вообще все свои фильмы в следующем году выпускать в стрим-сервисе HBO Max. В общем, «Довод» много кого разочаровал. Но не меньше зрителей он и впечатлил — ведь это, как мы уже отмечали, фильм Нолана. А он, кто бы что ни говорил, умеет приковывать зрителя к экрану и вызывать громкое «вау».
«Довод» — это фильм-трюк, фильм-фокус даже в большей степени, чем «Престиж». В нём очень простой, хоть и нагруженный деталями сюжет, никакущий главный герой и слишком большой расчёт на то, что некоторые вещи вы просто примете на веру. Но если гипнотизёр Нолан вас всё-таки заколдует, вы в полной степени оцените красоту головоломки. А если нет, то получите просто стильный шпионский боевик с самыми изобретательными экшен-сценами за последние годы.
«Любовь и монстры»
Карантин, конечно, нанёс чудовищный удар по киноиндустрии, но вместе с тем он подарил шанс многим аутсайдерам. Те фильмы, которые в старом мире были бы безжалостно растоптаны в прокате студийными блокбастерами, сегодня минуют этап ненужного унижения и оказываются прямиком в Сети — и там у некоторых получается найти свою аудиторию. «Любовь и монстры» — пример как раз такого, как говорят, «спящего» хита.
Это простая на первый взгляд история о парнишке, который преодолевает свой страх, чтобы совершить подвиг ради любимой девушки. Классический квест как он есть. Но в процессе сюжет обрастает любопытными деталями, нюансами и поворотами. Оказывается, что перед нами не просто постапокалиптическая сказка, а практически «500 дней лета» с чудищами. Причём для относительно небольшого бюджета те превосходно нарисованы, в меру отвратительны, а когда надо, то ещё и милы. А ещё здесь есть самый чудесный пёсель, которого вы могли видеть в кино за последние годы.
«Любовь и монстры» — фильм, которого никто не ждал, но который был нам нужен в это чертовски непростое время.
«Легенда о волках»
Пожалуй, массовой двухмерной анимации стоило умереть, чтобы до экранов добирались лишь те проекты, создатели которых по-настоящему горят своим делом. Такие, как, например, прошлогодний «Клаус» — или вот «Легенда о волках» Томма Мура. Режиссёра ещё после «Тайны Келлс» и «Песни моря» прозвали ирландским Хаяо Миядзаки, а теперь он оправдал это прозвище, сняв собственную «Принцессу Мононоке».
Параллелей действительно хватает: по сюжету главная героиня заводит дружбу с дикаркой, постигает с её помощью чудеса природы, а в финале пытается спасти лес от разрушительной цивилизации. В общем, всё это мы уже видели. Однако вторичность истории напрочь затмевается мастерством исполнения: «Легенда о волках» роскошна от первого кадра до последнего. Фирменный минималистичный стиль Мура и его команды сочетается с поразительным вниманием к мелочам и невероятной работой с цветом. А саундтрек пускает по спине табуны мурашек.
Ни в коем случае не откладывайте и не пропускайте «Легенду о волках» — не лишайте себя праздника.
Вот и вся дюжина. А какие фильмы в этом году запомнились вам? Пишите в комментариях — и смотрите только лучшее!