Самые важные железки, анонсы и новые технологии с CES 2021
В мире железа Consumer Electronics Show никогда не считалась особо важной выставкой. Большая часть железа, что там показывали, была ориентирована исключительно на рынок США, а всё остальное казалось настолько проходным и скучным, что никто и внимания на него не обращал. Однако в последние годы на CES начали анонсировать действительно важные штуки — и, несмотря на онлайн-формат, в 2021-м тенденция сохранилась. В этом материале мы отобрали все самые важные железные анонсы и просто необычные гаджеты с конференции: покупать их кто-то вряд ли будет, но почитать про новые технологии равно интересно.
Intel
Начнём с больших компаний и тех самых «важных» анонсов. CES в этом году явно проходила под лозунгом «Даёшь новое железо для ноутбуков!», и первой эту волну подхватила Intel. Она представила сразу три линейки процессоров, из которых нам потенциально интересны лишь две.
Первая — это H-версии 11-го поколения. Поясним: в прошлом году Intel слезла со своих 14 нм и перешла на 10-нм техпроцесс. На нём сделали процессоры с кодовым названием Tiger Lake , но выпускались они для рынка ультрабуков, и ни о каком «игровом» применении даже речи не шло. На CES компания наконец-то показала нормальную H-версию с правильным TDP и частотами до 5 ГГц. Только вот ограничились пока четырёхъядерными моделями i7-11375H и i7-11370H , которые, как вы понимаете, вряд ли попадут в топовые системы — максимум заменят собой текущие Intel Core i5. Старшие восьмиядерные варианты нам тоже пообещали, но вот когда их выпустят — загадка.
Вторая линейка — это настольные варианты 11-го поколения Intel под кодовым названием Rocket Lake , и вот это был очень странный анонс. Компания показала лишь один процессор — Core i9-11900K , который, по идее, должен заменить текущий 10900K. На первый взгляд у камня всё хорошо: это и полностью новая архитектура, и плюс 19% инструкций на такт, и максимальная частота в Boost до 5,3 ГГц, и поддержка AVX-512, и удвоенный кэш второго уровня, и даже поддержка PCIe 4.0. Только вот техпроцесс нас ожидает опять старый, количество ядер у флагмана срезали с десяти до восьми, а жрать из розетки он будет уже привычные 250 Вт.
Естественно, Intel в этом проблем никаких не видит: на официальных слайдах новый i9 на 2-8% обгоняет в играх даже Ryzen 9 5900X. Однако утекшие в Сеть первые реальные тесты далеко не такие радужные. Практически во всех рабочих задачах 11900K успешно проигрывает 10900K, который, в свою очередь, отстаёт от Ryzen 9 5900X.
Впрочем, судя по всему, успехи Rocket Lake саму Intel волнуют точно так же, как и прошлогодние Comet Lake-S. Основные надежды компания возлагает на будущую архитектуру Alder Lake , которая наконец выведет домашний сегмент Intel в мир 10 нм, снизит энергопотребление и даст нормальный прирост производительности. Случится это, правда, лишь в 2022 году.
AMD
Следующей на CES слово взяла AMD. Она свою презентацию проводила гораздо спокойнее Intel: не размахивала флагами, не произносила помпезных речей, а за десять минут показала новые устройства как настоящий лидер производительности.
Владельцам больших компьютеров дадут несколько новых Ryzen: R7 5800 и R9 5900 без литеры X в конце. То есть это чуть более медленные, но и более дешёвые варианты самых желанных на сегодня моделей. Правда, пока непонятно, когда эти варианты появятся в продаже и пойдут ли они вообще на свободный рынок: вполне возможно, что распространять их будут только через сборщиков готовых компьютеров.
Гораздо интереснее оказался анонс мобильной линейки Ryzen 5000 — с ними AMD перешла с архитектуры Zen 2 на современную Zen 3. Напомним, в ней AMD не только увеличила производительность на такт, но и отказалась от схемы с четырёхъядерными чиплетами, соединёнными шиной Infinity Fabric. То есть теперь AMD делает восьмиядерные процессоры на одной подложке, что отвязывает кристаллы от частоты памяти и сокращает задержки между ядрами. Более того, с выходом этих процессоров, судя по всему, снимется странное ограничение на связки с мощными видеокартами. Уж не знаем, кто и с кем об этом договаривался, но в прошедшем году явно существовал некий заговор, который не давал производителям ноутбуков совмещать Ryzen 4000 с видеокартами мощнее RTX 2060 Max-Q. Теперь же Ryzen 5000 можно будет ставить хоть с 3080, хоть с 3070 — никаких ограничений.
Для игровых ноутбуков показали сразу восемь моделей в трёх линейках. Ryzen 5 получили шесть ядер частотой до 4,2 ГГц, Ryzen 7 — восемь ядер на 4,4 ГГц, ну а Ryzen 9 — те же восемь ядер, но на 4,8 ГГц. Примечательно, что раньше внутри линеек процессоры делились всего на две группы: H — топовые, HS — со сниженным энергопотреблением. С Ryzen 5000 появилась ещё одна: HX — с разблокированным множителем.
Но если игровые Ryzen все ожидали, то вот восьмиядерный процессор для ультратонких ноутбуков оказался сюрпризом. Речь о Ryzen 7 5800U с 16 потоками, 20 МБ кэша и частотой до 4,4 ГГц. Неясно, конечно, насколько сложно будет охлаждать такого монстра в тонком корпусе, но сама возможность заиметь настолько быстрый рабочий ноутбук как минимум воодушевляет.
NVIDIA
От NVIDIA на CES все ждали одного: новых видеокарт для ноутбуков, но буквально за несколько дней до начала выставки в Сети появились слухи и о новом GPU для домашних компьютеров. И NVIDIA не подвела: показала RTX 3060.
Карта оказалась на удивление крутой и одновременно спорной. Дело в том, что RTX 3060 получит 12 ГБ GDDR6. И это крайне удивительно на фоне того, что представленная буквально полтора месяца назад более мощная RTX 3060 Ti оснащена всего 8 ГБ памяти. Да что уж там, 8 ГБ стоят и на предтоповой RTX 3070. Почему NVIDIA пошла на этот шаг и как она будет объяснять это пользователям — неизвестно.
Впрочем, несмотря на 12 ГБ, RTX 3060 вряд ли окажется быстрее следующей по старшинству RTX 3060 Ti. Количество потоковых процессоров на карте уменьшилось с 4864 до 3584 штук. Пропорционально, на 26%, сократились наборы текстурных и тензорных блоков, а также движков растеризации и рейтрейсинга. Впрочем, даже с такими вводными новая RTX 3060 по производительности должна приблизиться к RTX 2080 — и это при официальной цене в 33 000 рублей. Главный вопрос теперь в том, появится ли эта карта в магазинах по стартовой цене. Судя по курсу биткоина — вряд ли.
Впрочем, одной RTX 3060 NVIDIA на CES не обошлась — и не забыла показать то, чего от её, собственно, и ждали: мобильные видеокарты нового поколения. Ими стали RTX 3060, 3070 и 3080. В целом на этом можно было бы и закончить, если бы NVIDIA опять не преподнесла сюрприз.
Дело в том, что со времён GTX 980 — то есть уже более шести лет — NVIDIA приучала нас к тому, что никакой разницы между десктопными и ноутбучными видеокартами нет. Разумеется, на последних могло быть поменьше видеопамяти, ниже частоты, не такой высокий TDP, но структурно чипы были те же самые. А вот с этого года всё: привыкаем обратно. Мобильные версии 3000-й серии сильно отличаются от десктопных, и не в лучшую сторону. Так, к примеру, RTX 3080 Mobile скорее ближе к RTX 3070, а 3070M — к 3060 Ti. Еще один грустный момент: ни одна из карт не получила новую память GDDR6X. Однако на 3080 это постараются компенсировать увеличенным объёмом: будут версии как на 8, так и на 16 ГБ.
Также вместе с 3000-й серией NVIDIA представила сразу несколько свежих технологий. Dynamic Boost 2.0 при помощи искусственного интеллекта будет определять, чему в конкретный момент нужно больше энергии: процессору, видеокарте или видеопамяти, — и автоматически распределять между ними TDP. Примерно такую же технологию в прошлом году применила AMD в мобильных процессорах и PS5. Вторая технология, Whisper Mode 2.0 , займётся контролем скорости и, соответственно, уровня шума вентиляторов в ноутбуке, причём управление на себя опять возьмёт искусственный интеллект, который будет так регулировать TDP процессора и видеокарты, чтобы общая громкость системы не превышала заданных значений. И, наконец, Resizable Bar откроет центральному процессору доступ ко всему массиву видеопамяти — ранее CPU общался с чипами последовательно, что, естественно, создавало «узкие места». К слову, технология уйдёт и в десктопный сегмент и будет поддерживаться всеми видеокартами, начиная с RTX 3060.
ASUS X13 Flow
Разумеется, сразу после анонсов AMD и NVIDIA со всех сторон полетели новые ноутбуки. Рассказывать о них скучновато, так как ничего особого нового или революционного не показали: новые корпуса, новое железо, новые экраны. Но вот один ноутбук мы всё же выделим — это ASUS ROG Flow X13.
На первый взгляд это самый обычный ноутбук-трансформер на 13 дюймов. Экран у него перекидывается на 180 градусов, корпус в толщину всего 1,6 см, а общий вес системы — какие-то 1,3 кг (ещё грамм 150-200 накинет небольшой зарядник). Внутри — тоже довольно предсказуемо: это, конечно, свежий 8-ядерник от AMD, до 32 ГБ оперативки частотой до 4,25 ГГц, 1 ТБ на NVMe-диске и NVIDIA GeForce GTX 1050 Ti. В общем, стандартный рабоче-офисный ноутбук, на котором можно будет поиграть во что-то уровня Baldur’s Gate 3. Магия начинается, когда рядом с ноутом появляется док-станция с мобильной RTX 3080 внутри.
Да, подобных внешних станций с видеокартами выпускали немало, но все они больше напоминали небольшие компьютеры, а используемый ими интерфейс Thunderbolt 3 с четырьмя линиями PCIe настолько сильно ограничивал производительность внешнего GPU, что особого толку от таких решений не было. В ASUS, похоже, исправили все эти проблемы.
Во-первых, видеокарту упаковали в корпус габаритами 20х15х3 см и весом всего 1 кг. Во-вторых, ASUS разработала собственный интерфейс с восемью линиями PCIe, по которому и данные от GPU передаются, и ноутбук заряжается. Естественно, вывели на корпус и все необходимые интерфейсы: четыре USB, HDMI 2.1 и DisplayPort 1.4. Пожалуй, единственное, что ASUS не смогла исправить, — зависимость от крупного блока питания: видеокарта кормится от собственного БП на 250 Вт.
Заметим, что Flow X13 — это не концепт, а реальная модель, которую совсем скоро привезут в РФ. Тут, правда, есть один нюанс: ноутбук будут продавать как в комплекте с доком, так и без. И если выбрать второй вариант, то докупить GPU отдельно в нашей стране не получится.
Мониторы
Ещё одним интересным направлением на CES стали мониторы. Да, представляли их без особой помпы, но в моделях 2021 года появилось много действительно важных и интересных апгрейдов.
Начнём с того, что практически все компании поставили в свои новые модели HDMI 2.1. Казалось бы, что такого? А дело в консолях нового поколения, которые свои 120 кадров в 4К могут отдать только через эту версию интерфейса. На конец 2020 года ни одного монитора с HDMI 2.1 просто не существовало.
Следующее знаковое явление — в массы (пока только очень богатые) начинают выходить OLED-дисплеи. К примеру, LG показала модель UltraFine OLED Pro Display : это 4К-модель диагональю 31,5 дюйма с полноценным охватом 10-битного пространства и, о чудо, с двумя DisplayPort и одним HDMI 2.1. К сожалению, сколько будет стоить это технологическое совершенство, сказать забыли.
И, наконец, на CES показали мониторы с полноценной поддержкой NVIDIA Reflex. Напомним, что эту технологию поддерживают GeForce 2000 и 3000. Основная её цель — сократить инпут лаг, или время от нажатия клавиши до результата на дисплее. Технически это реализуется через сокращение очереди кадров на процессоре, однако для того, чтобы система заработала, необходима поддержка Reflex и со стороны игры. Сегодня с технологией знакомы Fortnite , Apex Legends , Valorant , Call of Duty: Modern Warfare и Warzone.
На CES с Reflex пошли еще дальше. Топовые дисплеи теперь смогут показывать, а какая именно задержка у вашего оборудования. Для этого к встроенному в монитор USB надо подключить свою мышку, а монитор уже сам посчитает, сколько там времени пройдёт от клика до изменений на экране. Зачем это нужно — затрудняемся сказать, но, как известно, мериться цифрами в железе любят все.
Гаджеты
На этом реально важные анонсы с CES заканчиваются, однако это не значит, что говорить больше не о чем. Как и на любой железной выставке, тут были и некоторые безумные штуки, на которые просто забавно посмотреть. Конечно, с выходом в онлайн-формат количество странностей сократилось, но про несколько откровенно нишевых гаджетов мы всё-таки расскажем.
Одной из первых нас позабавила Samsung — и отнюдь не тем, что она вслед за Apple слепо убрала из комплекта зарядники для мобильных телефонов, а новым роботом Bot Handy , который наверняка понравился бы тем, кто только что съехал от родителей. Внешне он похож на автоматический пылесос, к которому приделали палку с механической рукой и оснастили её кучей сенсоров, камер и заодно искусственным интеллектом. Благодаря ему Bot Handy умеет собирать по дому грязные чашки, тарелки, носки, футболки и относить это всё в раковину, посудомоечную или стиральную машину. Обещают, что эта штука также способна и стол накрыть, и подлить чего-нибудь горячительного в бокал. Сумеет ли она, правда, после этого поддержать беседу и составить компанию, не сообщается.
Кроме того, Samsung ещё неожиданно сообщила, что в 2021 году телевизоры будут поставляться с пультами без привычных нам AAA-батареек. Вместо них туда установят аккумуляторы и солнечные панели для подзарядки. Как говорит сама Samsung, за 7 лет это позволит сэкономить 99 млн батареек.
В продолжение экологической темы и домашних гаджетов на CES представили ещё одну разработку — умное мусорное ведро. Занялась этой штукой не особенно известная в нашей стране компания Lasso Loop Recycling. Там озаботились проблемой сортировки мусора в домашних условиях: люди всё-таки поняли, что держать дома восемь вёдер под каждый тип хлама — такое себе решение, и начали создавать автоматический сортировщик. Правда, пока их концепт напоминает скорее распухшую до размеров холодильника хлебопечку, но, как говорят Lasso, в неё будет встроена куча сенсоров, которые позволят сваливать все отходы в одну кучу, а автоматика уже дальше сама разберётся, где там стекло, где пластик, а что вообще не стоит выбрасывать и лучше оставить на память. Увы, когда такое ведро появится в продаже и появится ли оно вообще, неизвестно.
Впрочем, если вам кажется, что умная мусорка — это совсем дичь, подождите: у нас в запасе ещё есть концепт от Razer , и называется он Project Hazel или, по-нашему, «умная маска». Несмотря на кажущуюся странность устройства, выглядит оно привлекательно, и мы, возможно, и сами таким бы обзавелись. Суть тут вот в чём: это защитная полумаска по типу N95 (FFP1). То есть по своим свойствам она, пусть и ненамного, всё же превосходит одноразовые медицинские.
Интересно в ней то, что Razer собирается решить ещё несколько повседневных проблем, связанных с масками. Во-первых, в Hazel встроены вентиляторы, которые через фильтр нагоняют воздух и немного его подсушивают, не давая запотевать внутреннему пространству. Во-вторых, в неё встроены микрофон и маленькие динамики, которые будут усиливать голос, чтобы окружающие нормально вас слышали. В-третьих, корпус у маски прозрачный, а значит, собеседники будут нормально вас видеть и смогут при желании даже читать по губам. В-четвёртых, Razer решила вопрос многоразовости: Hazel поставляется с обеззараживающим чехлом, куда можно просто положить маску, и её там заливают ультрафиолетом, чтобы убить все микробы и вирусы. В-пятых, у маски будет нормальная RGB-подсветка, чтобы вас видели в темноте и понимали, что на лице надета серьёзная штука.
На этом всё. Пропустили что-то интересное? Пишите в комментариях и оставляйте ссылки.