20 января 2021Спец
Обновлено 17.05.2023

Кто такие витуберы и почему они так популярны?

Кто такие витуберы и почему они так популярны? - изображение обложка

Если вы регулярно проводите время на YouTube (особенно зарубежном), то наверняка заметили странный, на первый взгляд, тренд: в последние полгода алгоритмы сайта постоянно рекомендуют видео с какими-то анимешными девочками. Скорее всего, вы натыкались на них, даже если не интересуетесь аниме — или, раз уж на то пошло, вообще хоть чем-то, связанным с Японией.

Почему так? Не беспокойтесь, YouTube не пытается обратить вас в новую религию. Просто алгоритм решил, что вам пора познакомиться с витуберами — самым громким медиафеноменом прошедшего года.

Кто такие витуберы?

Vtuber (или «витубер») — это сокращение от термина virtual youtuber, или «виртуальный ютубер». На фоне обычных блогеров и стримеров они выделяются тем, что вместо собственных лиц используют цифровые аватары: как правило, двухмерные портреты с минимальной лицевой анимацией, хотя порой встречаются и полноценные 3D-модели с захватом движений всего тела. По части контента же витуберы практически не отличаются от подавляющего большинства других пользователей платформы. Они играют в игры, общаются друг с другом и с подписчиками, рассказывают истории из жизни, реагируют на чужие ролики, рисуют, готовят, поют — в общем, делают плюс-минус всё то же самое, что и обычные люди. Только на экране вы видите не живого человека, а, скажем, кавайную девушку с кошачьими ушками.

Крупные стримеры, вроде Pokimane и lilypichu, тоже иногда прибегают к виртуальным аватарам, но делают это скорее для удобства, когда не хотят включать веб-камеру

Почему именно аниме, а не более реалистичные 3D-модели?

Потому что виртуальные ютуберы впервые появились именно в Японии, где манга и аниме составляют костяк поп-культуры. И появились они гораздо раньше, чем можно подумать. На самом деле витуберы начали свой путь к мировому господству ещё во второй половине 2000-х, когда на свет появилась вокалоид Хацунэ Мику — первый виртуальный айдол. Изначально Мику была лишь маскотом линейки музыкального софта, но на родине она быстро выросла в полноценную медиаперсону — сейчас её смело можно назвать одним из самых узнаваемых персонажей современного масскульта. Отсутствие физического тела не мешает ей выступать на Coachella, заглядывать в гости на ток-шоу, быть рекламным лицом автомобильных брендов и моделью для кутюрье.

Иными словами, в Японии виртуальные селебрити уже давно не в новинку, а стилизация под аниме — это верный способ привлечь аудиторию младших возрастов и, конечно, отаку. Однако непосредственно до YouTube это явление дошло значительно позже. Если смотреть на витуберов в максимально широком смысле этого понятия, то первые эксперименты в этом направлении ещё в 2010 году начали ставить японские разработчики визуальных новелл Nitroplus. Тогда студия попробовала выкладывать на своём канале ролики, где Супер Сонико, её маскот, рассказывала подписчикам о себе и делилась новостями компании. А через год, в 2011-м, свой блог завела Ами Ямато — англичанка японского происхождения, похожая на персонажа ранних мультфильмов Pixar.

Кто такие витуберы и почему они так популярны? - фото 1

Кукла Барби уже много лет ведёт свой влог обо всём на свете. На создание каждого ролика уходит по нескольку недель

Тем не менее, Сонико и Ами Ямато были лишь предтечами. Виртуальные ютуберы в том виде, в котором они существуют сейчас, пришли на платформу в 2016-м, когда стартап Activ8 представил миру Кидзуну Ай. Собственно, сам термин virtual youtuber появился благодаря её дебютному ролику: Ай представилась зрителям как ИИ, которая завела свой канал, чтобы побольше узнать о людях. По словам главы Activ8 Такеси Осаки, он хотел наделить персонажей, которых мы привыкли видеть в играх и аниме, аутентичностью блогеров, чтобы сделать их более запоминающимися.

Задумка увенчалась успехом: на момент своего дебюта Кидзуна Ай была действительно уникальным, единственным в своём роде явлением на перенасыщенном рынке. Над контентом для её канала работала целая команда профессионалов, ведь нужно было заботиться не только о монтаже и звуке, но и об анимации, 3D-моделях и захвате движений. И это при том, что в течение большей части своей карьеры Ай выкладывала новые ролики почти каждый день (по идее, это как раз и делало её более аутентичной). В итоге к 2018 году в стране, наверное, не осталось никого, кто не знал бы про Кидзуну Ай. Она даже стала лицом Национальной туристической организации Японии, не говоря уже про десятки других достижений.

Первый ролик Кидзуны Ай

Что было дальше, вы и сами можете догадаться: в дело пошли рыночная экономика и капитализм. Неожиданный взлёт первого витубера показал, что на медиарынке есть соответствующий спрос, а потому вслед за Activ8 к новой, ещё никем толком не обжитой нише подтянулись и другие компании. К тому же за два года технологии неплохо шагнули вперёд: шлемы виртуальной реальности и контроллеры с захватом движений подешевели и стали доступны обычным потребителям, а каждый второй смартфон в наши дни спокойно поддерживает AR-приложения. Сейчас кто угодно может скачать программу типа FaceRig и обзавестись собственным аватаром. Агентствам нужно лишь найти талант, который подарит персонажу голос и характер, — или, как говорят в японском витуб-фандоме, «душу». Если в начале 2018-го на YouTube обитало около 200 виртуальных блогеров, то сейчас эта цифра вплотную приближается к десяти тысячам.

Кто такие витуберы и почему они так популярны? - фото 2

Согласно статистике Playboard , витуберы почти целиком заняли топ-5 (а заодно и топ-10) YouTube-каналов по объёму зрительских донатов за прошлый год. И это ещё только прибыль без учёта других сайтов: японского Nico Nico Douga и китайского bilibili

А что мешало этим людям выкладывать ролики в интернет раньше, без виртуальных аватаров?

Есть тысяча и одна причина, по которой кто-то может не хотеть показывать своё лицо (и тем более свой дом) тысячам незнакомцев в интернете — особенно в Японии, где сталкинг с каждым годом становится всё большей проблемой. К тому же важно понимать, что большинство витуберов — девушки, которые чаще всего и становятся жертвами сексуального насилия; страна официально борется с этой бедой с начала 2000-х. Поэтому агентства серьёзно заботятся об анонимности и безопасности своих талантов. К примеру, личность актрисы, чьим голосом говорит Кидзуна Ай, официально раскрыли только в апреле прошлого года.

По сути, аватар создаёт дополнительную дистанцию между витубером и его аудиторией. Помимо этого, он также помогает справиться с простыми человеческими комплексами: ведь вполне возможно, что люди хотят заниматься творчеством, но от природы застенчивы или смущаются своей внешности. А красивые модели альтер эго, нарисованные именитыми мангаками, придают им уверенности в себе.

Кто такие витуберы и почему они так популярны? - фото 3

Хотя в этом правиле есть исключения. Львиная доля юмора в стримах витубера CodeMiko заключается как раз в столкновении персонажа и человека, который его играет

Если витуберы появились довольно давно, то почему они стали такими популярными именно сейчас?

Ещё со времён Хацунэ Мику основным двигателем популярности виртуальных селебрити выступает фанатское творчество во всех своих формах и проявлениях. Открытая лицензия на голос, внешность и дизайн Мику вдохновляет фанатов на создание музыкальных клипов, танцевальных роликов и фанарта, а их работы, в свою очередь, привлекают других фанатов. Сам создатель вокалоида, Хироюки Ито, в интервью назвал это явление «цепью творчества» — схожий принцип применим и к витуберам. Только в нашем случае — с поправками на реалии YouTube — гораздо б ольшую роль играют фанатские переводы и записи лучших моментов с трансляций.

Сейчас большинство витуберов предпочитают роликам в стиле Кидзуны Ай формат стримов. Они прибыльнее, современнее, несравнимо дешевле в производстве и воспринимаются куда более аутентично, ведь общаться со зрителями можно в прямом эфире. Проблема только в том, что стримы (и разговоры в чате) обычно проходят на японском языке — редкие витуберы свободно владеют английским. Иностранная публика часто упирается в языковой барьер, но здесь её и выручают переводчики-любители. Они заводят отдельные каналы, где выкладывают фрагменты стримов и нарезки роликов с субтитрами на английском языке. А этот контент, в свою очередь, разлетается по рекомендациям пользователей благодаря притоку трафика из-за пандемии и магии алгоритмов YouTube.

Наконец, в середине 2020 года некоторые агентства решили всерьёз заняться экспортом в страны Запада. В сентябре японская компания Hololive Production — самый видный игрок на рынке — представила команду англоязычных витуберов Hololive EN, разработанных специально для западной аудитории. А в ноябре Джастин Игнасио, один из основателей Twitch , создал американское агентство VShojo — оно, конечно, куда меньше, но важен сам факт: витуберы быстро становятся заметной частью мейнстримной интернет-культуры по всему миру.

Девушки с Hololive EN и VShojo

Почему люди смотрят витуберов, если можно с таким же успехом смотреть настоящих, а не виртуальных стримеров?

Этот вопрос, пожалуй, задают чаще всех остальных вместе взятых. И хотя на первый взгляд он звучит резонно, на деле история прошла полный круг: помнится, не так давно похожую претензию адресовали рядовым стримерам. Зачем смотреть, как кто-то рубится в игры, если можно сесть и поиграть самому? Кем надо быть, чтобы тратить на незнакомцев время и деньги? Воистину, учёные бьются над этой загадкой по сей день.

Если без шуток, то проще всего привлекательность витуберов можно объяснить на примере профессионального реслинга. Все знают, что там дерутся «понарошку», а победитель каждого матча предопределён сценарием. Характеры бойцов и их отношения друг с другом, вражда, предательства, драматичные моменты — лишь части тщательно проработанных сюжетных арок. Но все эти условности нисколько не мешают зрителям орать во всю глотку и болеть за своих любимцев. Они пришли сюда не за реализмом, а за зрелищем, которого реальная жизнь предложить не может.

С витуберами примерно та же история. Они, как и реслеры на ринге, отыгрывают персонажей, разве что не настолько жёстко прописанных — да ещё и с уклоном в знакомые по аниме типажи. Да, эти типажи нарочито ненастоящие, но именно поэтому аудитория и тянется к ним: чтобы взять небольшую передышку от повседневной жизни. Мир витуберов полностью оторван от реальности, в нём нет эпидемии, одиночества от изоляции, смертей, скандалов и политических катастроф. Это чистой воды эскапизм, но он не кажется напрочь искусственным, потому что за каждым виртуальным аватаром всё же скрывается реальный человек со своим характером, манерой общения и привычками. Из-за этого в витуберах узнаются не люди, играющие персонажей, а скорее персонажи, подозрительно похожие на людей.

На стримах витуберы чем только не занимаются. Среди их роликов можно найти посиделки за бокалом вина, викторины, фитнес-сессии и… обзор туалетов из Twitter, потому что почему бы и нет

Но, разумеется, дело не только в милых девушках (или парнях!) — витуберы собирают вокруг себя столь большую аудиторию и по другим причинам. Некоторые люди просто устали от привычных Twitch-стримов и хотят попробовать что-то новое; другим пользователям нравится сидеть в гостеприимном комьюнити и зависать в чате; третьи ценят хаотичную атмосферу и позитив, присущий раннему YouTube.

По факту, сам контент витуберов практически никак не связан с аниме (хотя казалось бы) — они просто делают то, что им нравится, без особой оглядки на тренды. Например, две девушки из Hololive EN, Амелия Ватсон и Гура, периодически устраивают киновечера, где предлагают зрителям включить фильм у себя на ПК и смотреть его всем вместе. Ниномаэ Ина частенько стримит рисование, а Наташа Ньяннерс занимается откровенным шитпостингом. Многие и вовсе узнали о витуберах, услышав историю Нацуиро Мацури о том, как она попыталась использовать лейкопластыри вместо бюстгальтера, или наткнувшись на сгоревшие пельмени Хаачамы. Тут совсем не нужно быть отаку, чтобы понимать юмор и настроение.

Это создание в акульей шапке набрало 100 тысяч подписчиков уже после первого стрима. За пять месяцев их число выросло до 2 млн

Вдобавок иногда среди витуберов встречаются те, кто делают по-настоящему экспериментальные вещи, причём не только в рамках собственного формата, но и в рамках медиа в принципе. Projekt Melody, одна из хедлайнеров агентства VShojo, стримит не только на Twitch, но и на Chaturbate — как виртуальная вебкам-модель. Правда, реальные модели не очень рады такой конкуренции: показывая своё тело, они постоянно рискуют нарваться на сталкеров, тогда как Мелоди удобно прикрывается аватаром.

Кто такие витуберы и почему они так популярны? - фото 4

CodeMiko вообще заслуживает отдельного разговора. Мико — 22-летняя девушка, которая обитает в мире, с виду похожем на компьютерную RPG, и берёт «интервью» у известных Twitch-стримеров. Её движения и мимика отслеживаются в реальном времени; она в любой момент может сменить облик, встать из-за стола и пройтись по своей виртуальной квартире, а чат взаимодействует с ней с помощью донатов. Зрители меняют героине пропорции тела (чаще всего — головы, а не того, о чём вы подумали), отключают звук, заставляют пускать газы или даже взрывают Мико ядерной бомбой. Весь нужный для этого код написан одним человеком — Техником (тридцатилетней инди-разработчицей по имени Юна), которая играет роль Мико с помощью костюма Xsens. При этом Мико и Техник по сюжету разные люди, и… В общем, всё довольно хитро и слегка абсурдно. По настроению стримы CodeMiko можно сравнить с «Шоу Эрика Андре» или старым мультсериалом Space Ghost Coast to Coast. Сейчас на Twitch никто не делает ничего даже близко похожего.

Как бы вы ни относились к витуберам, надеюсь, теперь вы чуть лучше понимаете этот феномен и не испытаете культурный шок, когда рано или поздно наткнётесь на их видео. Судя по трендам, со временем их популярность будет только расти: возможно, они и впрямь станут следующей знаковой вехой в развитии развлекательной индустрии. YouTube и Twitch вряд ли падут жертвами вторжения витуберов, но рано или поздно последние точно вырвутся далеко за пределы своей ниши.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь