Обзор DOM RUSALOK. Кинг, Лавкрафт, Россия девяностых
Мимо «Дома русалок» легко проскочить, не обратив внимания. «Очередное малобюджетное инди в пикселях… подумаешь!» Но на деле всё не так просто. Авторы игры — творческое объединение «Овод» — попытались воспроизвести успех «Оно» и «Очень странных дел» в сеттинге России 90-х, сыграть на ностальгии по ушедшей эпохе. Только светлые и радостные воспоминания, по их задумке, должна пробуждать Россия времен дефолта, разрухи и разгула преступности.
Звучит почти невыполнимо, но у разработчиков получилось, пускай и не без огрехов. Ведь игра, на самом деле, не про бандитов и беспредел, а про детство.
Взгляни на пиксели детскими глазами
На дворе 1996 год. Где-то далеко гремит Первая Чеченская война. Рубль, несмотря на заверения правительства, в очередной раз вот-вот обвалится, а те гроши, что ещё остались у потерявших работу людей, всеми силами стараются выманить расплодившиеся телеэкстрасенсы. В новостях то и дело мелькают сводки об убийствах очередного криминального авторитета, а в провинциальном N-ске (где разворачивается действие игры) без вести пропадают десятки жителей.
Одна из 42-х пропавших. С ней мы еще столкнемся позже
Впрочем, все эти взрослые проблемы пока ещё далеки от наших героев. Интроверт Женя, только что потерявший родителей, девочка-пацанка Даша, герои анекдотов «толстый и тонкий» Лёша и Кеша. Никого не напоминает? У этого «Клуба Неудачников» есть даже своя «Пустошь», где они любят взрывать петарды. Разве что клоун за ними не гоняется, и детство их проходит не в одноэтажном американском пригороде, а в знакомых и близких нам дворах, зажатых угрюмыми многоэтажками.
«Двор» в игре, как и для многих реальных детей, — это понятие растяжимое. Гулять нам предстоит не столько среди качелей и песочниц, сколько в местах куда более интересных для игр: в лабиринтах гаражей, подворотнях, подъездах и заброшенных подвалах. Суть 90-х отлично передана в цвете. Вокруг всё серое и обшарпанное, стены домов стонут по капитальному ремонту и покраске, а заборы исписаны отборной матерщиной.
Местный аналог шайки Генри Бауэрса
Каждая локация вызывает в памяти то особое, противоречивое ощущение беззаботного уличного детства в условиях разрухи. Конечно, в полную силу магия сработает, только если вы хорошо знакомы с «игрушками» детей той эпохи. Скажем, пробовали жевать гудрон, держали в руках перочинный нож в форме рыбки, набивали карманы кусками карбида, оставленными рабочими после сварки (их можно добавить в бутылку с водой, и получится бомба!). Но даже часть из тех, кто родился уже в двухтысячных, обязательно наткнётся в игре на что-то близкое и понятное: «дворовое детство» — явление вневременное.
Знакомство с подростками, их разговоры и постоянные подколы друг друга прописаны так естественно, что уже минут через двадцать сам начинаешь рассуждать как ребёнок. Наблюдая за тем, как Женя забредает в очередной тупичок далеко от дома, невольно ловишь себя на мысли: «если бы мамка узнала, что я здесь гулял, — убила бы». А если зачитаться посланиями на разрисованных стенах в тёмном подъезде, то становится искренне любопытно, кто такие Катька и Беня, и чем они заслужили ненависть местного дворового сообщества.
Самая актуальная информация о соседских подростках и их музыкальных вкусах на одной стене
Мы не пойдем другой дорогой, товарищи!
Геймплей же в «Доме русалок» довольно прост. Но, как это нередко бывает в point-and-click квестах, незамысловатые задачки только играют на руку бодрому и динамичному повествованию — они не отвлекают на себя чересчур много внимания. Головоломки здесь лишь мотивируют исследовать мир и находить артефакты былых времён. Прослушав очередной диалог, в 95% случаев нам предстоит выполнить элементарное задание в стиле «принеси-подай» или «найди-смастери». Хочешь подружиться с парнями со двора? Помоги им соорудить штаб из хлама, добудь верёвку — местная тётка как раз сушит бельё на подходящей. Но прежде чем стащить квестовый предмет, даму придётся чем-то отвлечь. Например, взорвать старый телевизор с помощью самодельной карбидной бомбы.
Всего за игру нам доведётся управлять пятью подростками: компания будет то собираться вместе, то разделяться, расходясь по домам и сталкиваясь со своими персональными кошмарами. История каждого из них — будто маленький самостоятельный ужастик, вдохновленный Лавкрафтом, Стивеном Кингом, Робертом Стайном и городскими легендами тех времён. Тут и зловещее наследие древних племён кочевников, и чёрная-чёрная кассета на чёрном-чёрном чердаке, и призраки в заброшенном интернате, и маньяк.
Некоторые элементы сюжета один в один напоминают Resident Evil
Вот только все эти события, отсылки и концепции едва ли вяжутся друг с другом, особенно если учесть, что пройти «Дом русалок» можно всего за три-четыре часа. С одной стороны, повествование, несмотря ни на что, удалось сделать лёгким и непринужденным. Сюжет не трещит по швам от ненужных подробностей и огромного количества бессмысленных записок, как этим грешат многие современные игры. Каждый клочок бумаги рассказывает только то, что нужно знать в данный момент, без воды и лишней графомании.
С другой стороны, после финала может сложиться впечатление, что из релизной версии игры вырезали целые куски сюжета. Более-менее внятно рассказана только история города и вышедшего из под контроля эксперимента местных безумных учёных. Тайны зловещих видеокассет и картриджей для приставок остаются нераскрытыми, а некоторые ключевые персонажи пропадают без малейшего намёка на их судьбу. Маньяк же всю игру орудовал где-то рядом, но так и остался за пределами кадра. Покажут нам его только мельком.
Архивное фото из прошлого. НИИ ещё не закрыли, а учёные работают на светлое коммунистическое будущее. По пятнам крови становится ясно, что получилось у них так себе
Возможно, в этом и была задумка, ведь вся соль страшилок и городских легенд в недосказанности. Они оставляют простор для фантазии, а неизвестность пугает больше всего. Однако смотрятся такие страшилки рядом с научно-фантастическими ужасами не лучше, чем скандинавские боги с генетически модифицированными солдатами. Но что поделать, сочетать несочетаемое сейчас в моде.
Самый сложный квест
Игра от разработчиков без опыта ожидаемо не обошлась без пары-тройки серьёзных технических недоработок. Нормально «Дом русалок» работает только в Full HD, о чём нас честно предупреждают на стартовом экране. Я же играл в разрешении 2560x1440, и в некоторых моментах взять или использовать квестовые предметы было крайне непросто. Точки взаимодействия, которые активируют скрипты, смещались то вверх, то вниз, то по диагонали. Например, в одном сегменте нужно подобрать с пола сосиску. Сосиска лежит в одном месте, но кликать надо в другом — гораздо правее и ниже, там, где вообще ничего нет. Найти нужное место возможно только методом тыка, а в помощь — лишь курсор, который меняет вид, когда натыкается на кликабельную область. Воистину хардкорный пиксель-хантинг.
Подбор сосиски с пола — сложнейшая головоломка в игре
Самое забавное, что в игре нет опции «настройки». Поэтому для комфортного прохождения понижать разрешение экрана придётся в настройках Windows. Что делать владельцам старых мониторов, у которых Full HD не поддерживается, — не ясно.
Еще одно упущение — топорные интерфейс и управление. Ощущения взаимодействия с окружающим миром нет абсолютно. Клики по объектам никак не выделяются, звуковой отклик отсутствует. Часто бывает так, что подобрать/использовать предмет не выходит с первого раза, так как герой находится слишком далеко, и нужно подвести его вплотную при помощи клавиш «A» или «D». Подходить к предмету по клику мыши персонажи почему-то не хотят. Конечно, приноровиться можно. Вот только зачем нужны были эти сложности в point-and-click квесте, которые обычно прекрасно управляются при помощи одной только мыши?
И всё же, ругать «Дом русалок» всерьёз совершенно не хочется. Игра, созданная силами нескольких энтузиастов без опыта, бюджета и команды маркетологов, оставляет приятное послевкусие и совершенно точно запоминается. А из-за того, что детство во дворах с наступлением нового тысячелетия проводить не перестали, жуткое приключение способно понравиться даже тем, кто не застал 90-е. Рекомендуется всем ценителям ужастиков, кто хотя бы пару раз играл в прятки и в курсе, как построить настоящий военный штаб из веток и арматуры.
Талантливая, но местами неряшливая адаптация американских ужастиков под российские реалии. Ностальгию вызывает на раз-два, атмосферу мистики тоже создает исправно. Баги, неудобное управление и проблемы с интерфейсом порой раздражают, но на них можно закрыть глаза. Ведь главную функцию эта кое-как собранная, неказистая машина времени выполняет прекрасно.
- мощный заряд ностальгии
- внимание к деталям и мелочам
- куча отсылок к зарубежным и отечественным фантастам
- запоминающиеся герои
- интересный сюжет.
- проблемы с разрешением экрана
- неудобный интерфейс и управление
- смешанные в одну кучу маньяки, мистика и научные эксперименты плохо сочетаются.
Во что: ключ приобретен автором.
На чем: PC.
Сколько: 5 часов.
«Гурман»
Заказать в строительном магазине партию гудрона и навсегда забыть про Orbit.