Обзор Little Nightmares 2. Детям здесь не место
Дети много чего боятся: что будут ругать за разбитый телефон, что вновь привяжутся дворовые хулиганы, что мама умрёт. А ещё буки в шкафу, чудовища под кроватью, зомби в кустах. Потом дети вырастают, но их страхи не исчезают окончательно — иначе у жанра хоррора не было бы ни единого шанса.
Little Nightmares была невероятно атмосферной и стильной, хоть и совершенно не страшной. Вторая часть не только всё это сохранила, но ещё и время от времени умудряется если не напугать, то хотя бы застать врасплох и заставить сердце биться в панике. На пару минут.
Честно и прозрачно
О том, какие «маленькие кошмары» нас ждут в продолжении (или всё же приквеле?) Little Nightmares, было известно задолго до релиза. Демоверсия с первой главой, пусть и неполной, доступна в Steam; не так давно Bamdai Namco показывала прессе главу в Школе, а в ходе выставки gamescom — и Больницу, запись прохождения которой несложно найти в Сети. И это уже б о льшая половина игры, ведь всего в ней пять глав.
Создатели игры, похоже, вообще не боялись спойлеров, ведь даже самых страшных боссов нам умудрились представить заранее. Учительница с невероятно удлиняющейся шеей, Доктор, который носится по потолку над искалеченными пациентами, Тонкий человек, классический городской кошмар, — все они красуются на артах и в трейлерах. И даже самого жуткого и неожиданного босса нам умудрились выдать: вспомните статуэтку из коллекционного издания.
Значит ли это, что после такого игре нас нечем удивить? О нет, напротив. Теперь мы точно знаем, что от этих персонажей ничего хорошего ждать не приходится, пусть даже и не все они выглядят впечатляюще при первой встрече. Да и суть, как водится, кроется в деталях и секретах — особенно тех, что всплывают поближе к концу.
Противник повержен, но до выхода из Школы ещё далеко
В этом мире, в этом городе
Мальчик по имени Моно идёт к Башне. И вроде бы всё ясно и понятно: откуда-то с её вершины распространяется загадочная Передача, которая лишает обычных людей разума и воли, постепенно вымывая из их тел частички души. Значит, наша миссия — прервать сигнал и вернуть всё к нормальной жизни, так ведь? В общем, да, но под сомнение эту историю придётся поставить не один раз.
Мир, в котором происходит действие Little Nightmares, кошмарен в каждом своём сегменте. Он полуразрушен, замусорен и запущен, но это лишь часть проблемы. Искажённые масштабы и пропорции локаций показывают, что таким детям, как Моно и Шестая, в нём не место. Громадные взрослые разместились бы в нём с комфортом, однако им не до создания уюта. Они или мертвы, или всецело поглощены весёленьким шоу из телевизора. Картина весьма знакомая, и для пущей достоверности все допотопные ящики стоило бы заменить на уютные коробочки смартфонов — но у прогресса, тем более технического, нет никаких шансов пробраться в Бледный Город.
Шестая трогательно жмурится, если посветить на неё фонариком
То, что на этот раз нам предстоит вести к главной цели сразу двух героев, с самого начала наводило на мысли о кооперативе. Но стоит нам углубиться в дебри Города, и мы поймём, почему эту опцию не стали вводить в геймплей. У Шестой есть важная и конкретная роль: помощника, проводника и внутриигровой подсказки. Она покажет на ключевой предмет или место, вовремя активирует нужный механизм, поможет забраться на недоступный выступ и даже проложит путь в сложных погонях и некоторых акробатических маршрутах. Вдобавок у неё своя жизнь, свой сюжет и, возможно, своя — неведомая нам — миссия. И эта её «отдельность» то и дело прорывается в мягких намёках сценария. Вот возвращается Моно из своей исследовательской вылазки в Больнице и видит, как Шестая увлечённо ломает пальцы на искусственной руке. И отношение к этому моменту заметно изменилось бы, если бы мы воспринимали девочку как второе «я» протагониста.
Это ещё не самое жуткое место в Больнице
Доктор просто собирает трофеи — или это такая доска почёта?
Ты не туда воюешь
Little Nightmares II сделала заметный шаг вперёд по сравнению с первой частью: мир стал не только просторнее и разнообразнее — он ещё и выглядит более цельным. Но при этом различные здания — школа, больница, магазин, ателье, прачечная — заметно отличаются друг от друга. Переходы между отдельными главами заметны, но одновременно эти интерлюдии замечательно задают нужный тон и настроение.
Отдельной похвалы достойно звуковое оформление. Игра, как и её предшественники, обходится без диалогов, и картину происходящего рисуют возгласы, стоны, шорохи, скрипы, шёпоты, самые разные звуки заброшенного города, гармонично переплетающиеся с саундтреком. В эту симфонию то и дело прорываются агрессивные и зловещие фрагменты Передачи — или шипение белого экрана телевизора. Впрочем, что тут рассказывать, надо слушать: Little Nightmares II достойна того, чтобы проходить её в хороших наушниках. Тем более что ближе к финалу нас ждёт испытание, в котором слух будет важнее зрения.
Моно помогает Шестой, Шестая помогает Моно — в одиночку им бы не удалось так далеко забраться
Игровой процесс тоже переменился. Создатели отказались от завышенных требований к точности прыжка и бросили все силы на проработку головоломок и погонь. Последние, правда, вышли донельзя раздражающими: на пути героя то и дело возникают неожиданные препятствия, противники пользуются любой оплошностью, и каждый участок приходится практически заучивать наизусть, чтобы с честью добраться до финала. К счастью, контрольные точки на этот раз расставили не только логично, но и щадяще: переигрывать даже в худшем случае приходится совсем небольшой кусок.
Головоломки порадуют своих ценителей: они стали ещё изощрённее, ведь теперь в некоторых из них задействовано сразу два персонажа, и любые опции их командной работы используются на всю катушку. При этом все игровые задачки, от самых простых до «многоэтажных», абсолютно логичны: местами можно уткнуться в тупик, но решение рано или поздно всё равно появится, если внимательно изучить близлежащие территории.
Взрослые не причинят вреда детям, если те не будут мешать им смотреть телевизор
Анкор, ещё анкор!
Впрочем, не все ошибки остались в прошлом. Сложности, которые возникали в первой части из-за принудительного сочетания «объёмного» мира и фиксированной камеры, остались на месте. Моно охотно спотыкается о самую крошечную кочку и бодро утыкается в углы и косяки — и всё из-за того, что порой попросту не видно, где точно он находится и куда именно идёт.
Особенно бесят такие нюансы управления, как несложно догадаться, в погонях, где каждая осечка кончается страшной смертью. Но мешают они и в более прозаичные моменты: как ни поворачивай камеру, не удастся разглядеть, чем там занята Учительница в дальнем углу класса. А в полузатопленном магазине довольно сложно выставить тележку: потребуется масса попыток, чтобы понять, откуда Моно следует на неё прыгать.
Убежать от Тонкого человека сложнее всего, он бессовестно читерит
Вдобавок из-за того, что игра стала масштабнее и продолжительнее, местами она явно затянута. Некоторые действия и эпизоды откровенно повторяются: к примеру, нам дважды приходится провернуть один и тот же трюк с лифтом. И пусть во всём остальном задачки очень разные, сходство приёма бросается в глаза. А уж розовый лабиринт в Башне и вовсе рассчитан на то, что мы по пути умрём от скуки.
Впрочем, некоторые повторы могут быть не огрехами, а приёмами геймдизайна, тем более что само действо срежиссировано вполне грамотно. Ряд деталей в игре возвращается раз за разом, но уже на другом уровне. Скажем, те же телевизоры: поначалу это лишь бесполезные ящики, но потом они оживают, а затем и вовсе превращаются в порталы. Зрители, поначалу представленные лишь опустошённой одеждой, со временем вернутся и доставят нам массу неприятностей. Может, в творениях Tarsier действительно нет ничего случайного, и повторы — один из ключей к пониманию сюжета?
Выглядит как игры детишек, но рентгеновский аппарат помогает с важной головоломкой
Жизнь в розовом свете
Bamdai Namco не боится спойлеров — и мы не будем. Разумеется, ограничимся самыми невинными: поверьте, игра в любом случае удивит неоднократно. А уж финал, о котором мы ни слова не скажем, гарантированно выбьет из вас дух. Но те, для кого и это слишком, могут дочитать главу после того, как придут в себя после титров.
Один из самых сильных моментов игры: Моно снимает нелепый головной убор, чтобы посмотреть в лицо своему главному страху
Little Nightmares II, судя по некоторым деталям, намёкам и домыслам, всё же не продолжение, а приквел первой части. Да и выглядит она как старшая сестра путешествия Шестой: более разнообразная, яркая, с новыми возможностями и локациями. Обидно, что ей не удалось избавиться от некоторых детских болезней.
События Little Nightmares II демонстрируют, что мы по-прежнему мало знаем об устройстве здешнего жуткого и фантастического мира. Tarsier продолжает показывать нам отдельные картинки, не торопясь раскрывать все тайны своей мрачной вселенной. И это даёт надежду на то, что эта встреча — не последняя, и нам со временем позволят заглянуть в очередное окошко: в дополнениях, в новых комиксах или, чего доброго, в полноценной третьей части!
- отличная атмосфера
- прекрасное звуковое сопровождение
- ритм действий не позволяет заскучать
- финал даёт массу тем для раздумий
- это всё та же Little Nightmares, но улучшенная.
- управление испытает всю вашу выдержку
- сюжет не выглядит связным и ясным
- ряд эпизодов приходится заучивать, чтобы пройти
- это всё та же Little Nightmares, просто улучшенная.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: РС.
Сколько: 12 часов.
«Лифт на эшафот»
Дважды застрять на головоломках с лифтами