12 февраля 2021
Обновлено 17.05.2023

Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик

Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик - изображение обложка

Серии Persona поразительно не везёт со спин-оффами — наверное, это кармическое наказание за развод с Shin Megami Tensei. Среди них встречаются неплохие, вроде Persona 4 Arena, но подавляющее большинство вызывает недоумение и боль. Видимо, руководство Atlus исполняет желание публики получить больше «Персон» методом обезьяньей лапки: иначе мы бы не получили три — три! — танцевальных ритм-гейма и несколько «данжен кроулеров» для престарелой 3DS.

Теперь с неожиданной самоотдачей в гонку включилась Koei Tecmo , известная своей любовью брать хорошие игры и делать из них Dynasty Warriors. Но, в отличие от прошлых работ студии, Persona 5 Strikers очевидно пытается быть чем-то большим, чем продуктом по мотивам. Попытка достойная — жаль только, что задача всё-таки оказалось разработчикам не под силу.

Never saw it coming

С событий Persona 5 (неважно, оригинальной или Royal) прошло несколько месяцев. Масаёси Сидо за решёткой, бог Ялдабаоф больше не угрожает человечеству, и вообще жизнь более-менее идёт своим чередом. Джокер вышел на свободу и вместе с Морганой вернулся к родителям, а остальные воры в отставке занимаются типичной young adult рутиной. Анн и Рюдзи готовятся заканчивать школу, Макото и Хару благополучно поступили в колледж, Футаба покончила с затворническим образом жизни, Юске… всё ещё Юске. Содзиро Сакура по-прежнему бородат и неотразим, а Саэ Ниидзима оставила карьеру прокурора и подалась в адвокаты. Словом, идиллия.

Под конец учебного года Джокер решает нагрянуть к друзьям в Токио, чтобы как следует отдохнуть всей компанией в летние каникулы, но вскоре после торжественной вечеринки оказывается, что и на этот раз им не судьба насладиться жизнью обычных подростков. Стоило коллективу воссоединиться, как полиция вновь собралась пришить им чужие преступления. Дескать, в последние месяцы произошло уж слишком много инцидентов, подозрительно похожих на кражу сердец, — причём кражу массовую, и далеко не только в Токио. Кто-то снова эксплуатирует Метавёрс себе на пользу, и Фантомным ворам нужно выяснить, кто именно, если они не хотят попасть под арест как главные подозреваемые. А для этого придётся объехать без малого почти всю Японию, да ещё и собственными силами — на фургончике, который Содзиро одолжил у приятеля. Ну а по пути, если получится, было бы неплохо совместить полезное с приятным и всё же немного развлечься: кто знает, когда ещё ребятам выпадет такой шанс.

В Strikers на удивление много анимационных роликов от студии Production I.G. — заметно больше, чем в оригинале. Мелочь, но приятно

В отличие от большинства проектов схожего толка, Persona 5 Strikers взваливает на себя задачу, за которую сторонние разработчики (пусть и с посильной помощью авторов оригинала) берутся крайне редко: она пытается быть «полноценным» продолжением оригинальной игры. Не просто спин-оффом или игрой по мотивам, а именно продолжением, где есть всё (или почти всё), чем так полюбилась Persona 5. Броский визуальный дизайн, многие элементы которого взяты прямо из оригинала. Великолепный саундтрек от бессменного композитора серии Сёдзи Мэгуро. Актёры, сыгравшие персонажей в английской локализации, вернулись к своим ролям и звучат как родные. В конце концов, структура «двухслойного» геймплея осталась примерно той же: в реальном мире вы общаетесь с друзьями и готовитесь к вылазкам, а в мире когнитивном сражаетесь с Тенями и крадёте сердца злодеев.

Поначалу такое внимание к деталям немного шокирует. Как правило, в своих спин-оффах Koei Tecmo довольно поверхностно заимствует идеи у первоисточника, но в этот раз с ним обошлись на удивление бережно. Persona 5 Strikers ни разу не смотрится как поделка, куда насильно впихнули знакомых персонажей, чтобы продать наглый фансервис. Естественно, совсем без фансервиса не обошлось, но в данном случае это скорее комплимент: в лучшие моменты игра ощущается как один большой «пляжный эпизод» или расширенный эпилог к Persona 5. Вселенская угроза миновала, герои разрешили свои внутренние конфликты, аккуратно развешанные по стенам чеховские ружья уже несколько раз выстрелили. Ставки и напряжение не так высоки, но скучнее от этого не становится: после всего, через что им пришлось пройти, Фантомные воры как никто заслужили смену обстановки. Ещё недавно они обвели иллюминатов вокруг пальца и одолели хтоническое божество, а теперь взахлёб обсуждают, какие местные деликатесы надо попробовать в следующем городке.

Фургон Содзиро служит передвижным штабом и главным местом для обсуждения дальнейших действий. Плюс там можно готовить еду: в меню Джокера будут не только карри и кофе, но и рецепты, найденные по пути

Хотя все события игры можно смело назвать филлером, в сценарии полно маленьких, но по-человечески тёплых моментов. Прогулки по незнакомым улицам, болтовня в дороге, ужины под открытым небом, летние ночи, посиделки в кафешках и походы за сувенирами — всё воспринимается живо и неожиданно душевно. Практически так же, как и в оригинальной игре. К тому же новые персонажи удачно вписываются в уже сбившийся ансамбль: таинственная ИИ София, поселившаяся в мобильнике Джокера, выполняет роль скорее милого маскота Strikers, а вот инспектор Дзенкити Хасегава, приставленный к воришкам куратором, тянет на себе весь сюжет. В нём узнаются черты Рётаро Додзимы и Тору Адати из Persona 4, а в чём-то ещё и Кацуи Суо из Persona 2: Eternal Punishment. Он по-отечески строгий и ответственный, но в то же время инфантильный и слегка неряшливый: перепалки между Дзенкити и другими ворами всегда вызывают улыбку.

Проблема лишь в том, что, кроме этих моментов, Persona 5 Strikers совершенно нечего предложить в плане повествования. Может, она и метила в продолжение, однако по содержанию, увы, получился максимум фанфик — вторичный, предсказуемый и полный странных ретконов. Разработчики решили не заморачиваться и почти дословно, вплоть до главного антагониста и его мотивации, повторили сюжет Persona 5, местами изменив пару терминов: теперь у нас не «дворцы», а «тюрьмы», и крадут воры не «сокровища», а «желания». Злодеи и локации другие, но от перестановки слагаемых сумма не поменялась. В итоге получилась история, которую сложно назвать самостоятельной, потому что людям, не знакомым с серией, здесь ничего толком не объясняют, и связи с персонажами у них нет. А фанатам, напротив, сюжет наверняка покажется чересчур блёклым: тут не найти ни интриги, ни каких-то откровений, ни раскрытия персонажей с нового ракурса.

Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик - фото 1

Даже сами герои понимают, до чего нынешние беды Фантомных воров похожи на эпопею с заговором Сидо, но завернуть самоповтор в мета-шутку не получается

Разумеется, глупо ждать от сравнительно небольшого спин-оффа такого же качества сценария, какой был в сточасовой JRPG (которая, впрочем, тоже не претендовала на лавры романов Достоевского), но дело тут вовсе не в диалогах или искажении характеров — с ними всё нормально. Просто в рамках ответвления авторы потеряли отличный шанс рассказать историю, которая была бы невозможна в основной серии: взять хоть ту же дилогию Persona Q на 3DS. Да, там сценаристы тоже не сильно ломали голову и всего лишь свели персонажей трёх номерных частей вместе, но это уже создавало немало забавных ситуаций.

Недостаток свежих идей бросается в глаза ещё и потому, что авторы слишком рьяно следуют формуле Persona 5 — даже там, где оно того явно не стоит. Вроде бы похвально, но именно из-за этого Strikers напрашивается на заведомо проигрышные сравнения с оригиналом: механики, которые хорошо работали там, в новом формате смотрятся либо сильно обрезанными, либо вовсе ненужными. Всё, что связано с «мирной» жизнью Джокера и компании, реализовано крайне скудно. Если раньше в реальном мире у игрока был миллион способов с пользой провести свободное время, то теперь за пределами Метавёрса даже пообщаться ни с кем нельзя. Никакого развития социальных веток, естественно, тоже нет. Да и исследовать толком нечего: каждый город на пути Фантомных воров представлен всего парой локаций с магазинами, где вы будете исправно пополнять запас лечилок. Течение времени всё ещё отслеживается по календарю, но зачем он нужен, когда над героями не нависает жёсткий дедлайн и нет никакой угрозы «не успеть», — загадка.

Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик - фото 2

Единственное напоминание о системе конфидентов — это механика BOND. В ходе сражений и скриптовых сценок вы получаете очки, которые можно тратить на полезные перки. Уже хоть что-то

Более того, разработчики не просто неумело адаптировали ключевые элементы первоисточника — те вещи, что они добавили в игру сами, тоже нередко ощущаются спорно. Во время прохождения я не раз ловил себя на мысли, что чётко вижу, где заканчивается труд Atlus и начинаются собственные наработки Koei Tecmo: они банально не сочетаются друг с другом. Одни части интерфейса явно принадлежат руке художника серии Сигэнори Соэдзимы, а вторые словно наспех дорисовывали стажёры в Paint. То же самое с моделями, задниками и визуальным дизайном в принципе: Persona 5 Strikers выглядит не в пример хуже, чем её прародительница. Окружение будто бы не такое «объёмное», как раньше: тут, возможно, дело в освещении или красках. А про музыку даже говорить ничего не хочется. Саундтрек, конечно, пополнился парочкой замечательных композиций, да и старые по-прежнему звучат отлично, но остальные (а их достаточно) просто бьют по ушам электрогитарами. Как будто свернул не туда и вместо джаз-клуба уехал куда-то в Guilty Gear.

Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик - фото 3

Ещё у игры аномальные проблемы с антиалиасингом: я не смог избавиться от «лесенок» даже через системные настройки Nvidia. Постепенно к ним привыкаешь, но глаз они режут сильно

Джентльмены неудачи

Как ни странно, с игровым процессом в Persona 5 Strikers всё далеко не так печально, как с нарративом или презентацией, — хотя тут многое зависит от того, как вы относитесь к Dynasty Warriors и её производным. В общих чертах геймплей в Метаверсе остался неизменным: Джокер с товарищами проникают в когнитивные миры прогнивших взрослых и сражаются с Тенями, чтобы пробиться к сокровищу (извините, «желанию») и украсть его, одолев хозяина дворца (извините, «тюрьмы»). Коллекционирование персон, прокачка умений, рудиментарный стелс, механика уязвимостей по типу «камень-ножницы-бумага» — всё это в том или ином виде присутствует, и обо всём этом уже рассказывали до меня.

Устраивать засады на Теней куда безопаснее, чем ломиться напрямую. Правда, чаще всего игра не даёт выбора и просто материализует очередную пачку врагов в катсцене

Ключевое же отличие Persona 5 Strikers от оригинала — это боевая система. Неторопливая пошаговая тактика уступила место динамичному слэшеру, где партия бьётся с десятками, а то и сотнями противников разом — и они не ждут своей очереди, чтобы атаковать. Причём резкая смена жанра воспринимается абсолютно спокойно: Фантомные воры будто всегда были созданы для экшенов, и уникальные особенности каждого из них хорошо ложатся на геймплей. Джокер всё так же владеет арсеналом персон, но ещё лучше управляется с пистолетами — после каждого выстрела он может рвануть к противнику и провести комбо в воздухе. Юске орудует катаной точь-в-точь как Вергилий в Devil May Cry и ловит монстров на контратаках, тогда как Рюдзи прёт напролом и давит грубой силой, а Макото рассекает по полю боя на своей персоне-мотоцикле. А ещё я никогда не любил Хару (засудите меня), но в Strikers она не покидала мою партию до самого финала, потому что разносить орды Теней очередями из гранатомёта — бесценно.

При этом тактика из сражений никуда не делась. Если хотя бы на мгновение зазеваться и дать Теням передышку, они моментально этим воспользуются — схватки даже на «нормальной» сложности частенько выдаются напряжёнными. Все атаки бьют по площади, поэтому стоять на месте некогда: соображать нужно на бегу. Как увернуться, куда передвинуться, чтобы одним ударом зацепить побольше врагов, кого нужно убрать в первую очередь. То и дело приходится переключаться между персонажами, чтобы позаботиться о противниках с разными уязвимостями, и сбивать летающих монстров прицельными выстрелами. В схватках с мини-боссами темп бешено разгоняется: нападают со всех сторон, бьют больно, вызывают подмогу. Хорошо, что комбинации клавиш долго зубрить не придётся — они у всех персонажей одинаковые, чтобы лишний раз не отвлекаться.

Игра милосердно останавливает время, когда вы выбираете цель для способности. Иначе в хаосе спецэффектов не разобраться, голова идёт кругом

Во всём, что касается сражений, геймдизайнеры справились со своей задачей: играется оно ровно так, как и ждёшь от экшена по мотивам Persona 5. Просто, без особых восторгов, но со вкусом — опять же, внимание к деталям заметно сразу. Придраться можно разве что к мелочам. Например, подбор персон для Джокера теперь играет меньшую роль: незачем прикрывать свои слабые места, если от большинства атак можно вовремя уклониться. Кропотливый менеджмент ресурсов также лишился смысла, потому что в любой момент можно вернуться в реальность и подлечиться: спешить-то теперь некуда, сроки не поджимают. Ещё немного раздражает, что разработчики отняли (или я её не нашёл) возможность менять состав партии во время боя, — в Persona 5 это был перк одного из конфидентов, и здесь бы он пришёлся очень кстати. Чувствуешь себя глупо, когда только после начала битвы с боссом понимаешь, что не взял персонажа, способного бить по его уязвимостям, — кто ж знал. Да и сам ростер играбельных персонажей из-за привязки к сюжету оказался довольно скромным, хотя, скажем, близняшки-тюремщицы (или тот же Горо Акети) отлично бы в него вписались.

У сражений есть лишь одна серьёзная проблема, и она, к сожалению, преследует франшизу ещё со времён третьей номерной части — однообразие. В Strikers все вылазки в Метавёрс проходят по абсолютно одинаковому сценарию, у Теней везде одинаковый облик, и даже мини-боссы, всегда преграждающие путь к финальной битве, по сути не меняются. Persona 5 разнообразила хотя бы декорации: фантомные воры взламывали защиту банка, грабили картинную галерею, разгадывали тайны древнеегипетской гробницы… Но в Strikers нет и этой роскоши, а те редкие сюрпризы, что она всё же подкидывает, едва ли заставляют менять подход к тактике. Всё-таки массовые побоища неудобно устраивать в тесных пространствах, поэтому две трети сражений проходят на пустых городских улицах, подкрашенных в какой-нибудь угрожающий градиент простым цветофильтром. И хотя дизайн боссов (и визуальный, и геймплейный), как всегда, неплох, их обиталища почему-то похожи друг на друга как две капли воды. Видели одно — значит, видели все.

Я не знаю, кому можно искренне посоветовать Persona 5 Strikers. Не потому, что она плоха или не стоит своих денег: пускай у игры и хватает недостатков, старания Koei Tecmo видны невооружённым взглядом. Вопрос в том, для кого именно разработчик так старался. Фанатам франшизы проще в десятый раз перепройти оригинал, а интересующимся новичкам — раскошелиться на порт Persona 4 Golden , который куда лучше отражает суть серии.

Жаль, конечно, что полноценного продолжения не получилось, но хотя бы обошлось без танцев. И на том спасибо.

Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик - фото 4
Вердикт

Persona 5 Strikers не заставляет жалеть о потраченном на неё времени, но и посоветовать её кому-то, кроме самых убеждённых поклонников Persona, трудно. Да и те могут остаться разочарованными: хорошего сюжета здесь не найти, а новая боевая система придётся по вкусу не всем. Неплохой по меркам серии спин-офф, но полноценную игру он не заменит.

Достоинства
👍
  • грамотный перенос боевых механик Persona в жанр экшена
  • бережное отношение к первоисточнику
  • динамика между старыми и новыми персонажами
  • атмосфера летних каникул.
Недостатки
👎
  • неумелый перенос социальных механик Persona в жанр экшена
  • банальнейший сюжет
  • дешёвый визуальный дизайн
  • однообразные сражения
  • мало играбельных персонажей.
Как мы играли

Во что: ключ предоставлен издателем.

На чем: PC.

Сколько: 40 часов.

Локализация
Перевода на русский язык нет, но если вашего уровня английского хватило для Persona 5, то и тут не должно возникнуть трудностей.
Ачивка редакции

«Here we go again»

Запустить Persona 5 Royal для сравнения и опять пропасть в ней на сто часов.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь