Поиграли в бета-версию Enlisted. Дедовские методы
Поспешишь — людей насмешишь. Или как минимум получишь пулю с противоположной стороны карты. Кажется, именно этим принципом руководствуется латвийская студия Darkflow , разработчик мультиплеерного шутера Enlisted. С анонса минуло уже пять лет, в ноябре 2020 до консольного релиза добралась «предварительная версия» игры; тогда же стартовал закрытый бета-тест, которому пока что конца и края не видно.
Но проект всё же умудряется поддерживать к себе интерес. Веры в Enlisted не теряют ни издатель Gaijin Entertainment , ни партнеры из Microsoft (игра стала лонч-тайтлом нового поколения Xbox ), ни поклонники сетевых боев в сеттинге Второй мировой. Проведя неделю в виртуальных окопах под Москвой, несложно понять причины такого энтузиазма. Enlisted — динамичный и самобытный шутер с большим потенциалом к развитию. Он способен надолго зацепить пользователей, если те, конечно, не разбегутся в слезах спустя первые пару часов.
Зольдатен Менеджер 1941
На данный момент Enlisted удивительно недружелюбна к новичкам. Случайный фанат, скажем, последних частей Battlefield рискует растеряться уже в главном меню. «Кампанией» почему-то называется окно с указанием прогресса уровней, добираться непосредственно до геймплея нужно через вкладку «Солдаты». А сколько здесь разных подменю для открытия и настройки перков, отрядов, бойцов, видов оружия и его модификаций… Нет-нет, в эту трясину лучше входить подготовленным — когда уже есть понимание, какие геймплейные механики скрываются за плотной сеткой чисел, имён и названий. Иначе, не ровен час, утонешь.
Кажется, разработчики и сами понимают, насколько Enlisted необходимо внятное введение в игру. Среди задач на бета-тест студия указывает доработку обучающего режима, но пока что туториал сделан по заветам российской армии. Вот тебе куцый обрубок локации, вот список клавиш, вот винтовка в руки, а вот — точка в десяти метрах, её нужно захватить. Всю остальную воинскую науку будешь постигать на поле боя.
И постигаешь: что ни матч, то суровый урок. В эпоху, когда большинство мейнстримных сетевых шутеров сглаживают кривую обучения и стремятся как можно быстрее дать игрокам ощущение собственной крутости, Enlisted, наоборот, постоянно макает новобранцев лицом в грунт. Передвигаются солдаты медленно, патронов то и дело не хватает, каждая перезарядка отнимает по 2-3 секунды, а умереть здесь можно от случайной пули. К счастью, у многих бойцов в снаряжении есть аптечка, и, оказавшись при смерти, её даже можно применить на самом себе — но процесс этот долгий и даёт лишь минимальный прирост здоровья.
У танкистов своя, особенно напряжённая атмосфера. Поле зрения урезается до узенького окошка, а орудие о-о-очень медленно поворачивается за меткой прицела
Стало быть, действовать нужно продуманно и осторожно. Выигрывает не тот, у кого ППШ длиннее, а кто заранее занял более выгодную позицию и первым заметил противника. Подход по-хорошему старомодный, в духе классической Red Orchestra. Но руководствуются разработчики не только ностальгией или стремлением к реализму. Помучившись со стартовыми характеристиками, начинаешь особенно ценить каждое повышение в уровне, каждый новый перк. «Изменение положения тела происходит на 30% быстрее» воспринимается совсем иначе после десятка-другого смертей из-за «врождённой» медлительности.
Условная Call of Duty удерживает игроков, регулярно подбрасывая им новые возможности. Enlisted, напротив, выставляет полосу препятствий и быстро, через набитые шишки, объясняет, как их преодолевать. Кто-то наверняка сдастся в самом начале, но другие сцепят зубы и уже вскоре почувствуют невероятный раж. Мало что так разгоняет кровь, как встреча с целым отрядом противника в тесном окопе, когда у тебя в руках — лишь древняя «мосинка», отстреливающая по патрону в секунду. На старте такой расклад кажется безнадёжным. А восемь часов спустя ты тут же ныряешь за ящик и высовываешься лишь на мгновение, чтобы каждым выстрелом свалить по одному врагу и выгадать время на перезарядку, пока фрицы отчаянно бинтуют себя в грязи. Но ты всё успеешь и победишь, потому что заранее приметил надёжное укрытие и предусмотрительно прокачал параметры мобильности.
Enlisted особенно полюбится тем, кому по душе копаться в статистике юнитов и сравнивать винтовки разных поколений
А прокачал ты их потому, что наконец-то разобрался, как именно устроено игровое меню. Там, где обычный онлайн-шутер предлагает одну более-менее линейную шкалу прогресса, Enlisted начисляет очки сразу по нескольким параллельным системам. Превыше всех стоит уже упомянутая «Кампания»: заполняется она чрезвычайно медленно (и за каждую фракцию отдельно), но с каждым уровнем открывает новые виды оружия и классы бойцов. А значит, и новые типы геймплея — от роли пилота легендарного Ил-2 до наводчика артиллерии. Причём роли эти назначаются не просто так, а как отдельные боевые единицы. Нельзя просто взять и сесть в случайный танк, как в Battlefield, — нужно в меню респауна выбрать отряд «1-й танковый батальон». В свою очередь, у каждого отряда есть три дерева навыков со своей внутренней валютой. Инвестировать в навыки необходимо, чтобы открывать новые способности у отдельных солдат, входящих в отряд: по 4-7 человек в зависимости от специализации и всё того же древа навыков. А для применения этих индивидуальных способностей солдат должен поднять собственный уровень.
Уже запутались? А ведь это ещё без учёта системы выдачи новых бойцов и модификаций оружия. Состав каждого отряда можно настраивать, комбинируя юниты разного уровня. Но снова есть ограничения: скажем, в стартовый разведотряд можно набрать всего двух профильных снайперов — остальные слоты придётся забивать рядовыми стрелками с немодифицированными винтовками. Ей богу, по сложности и глубине систем прогресса Enlisted даст фору иным симуляторам спортивных менеджеров.
Товарищи по отряду редко помогают огнём, но зато у них всегда можно попросить аптечку или патроны. В худшем случае к ним можно относиться как к мобильным точкам респауна
Если с другом вышел в путь
Резонно спросить: к чему все эти трудности? И здесь мы, наконец, подошли к главной фишке Enlisted. На карту высаживается весь отряд сразу — одним солдатом управляет игрок, другие неотступно сопровождают его NPC-хвостиком. При необходимости можно мгновенно переключиться на любого бойца в отряде, что по замыслу разработчиков должно обеспечивать тактическую гибкость. Допустим, на подступах к оккупированному дому логичнее играть за стрелка с дальнобойной винтовкой, а непосредственно для штурма лучше взять под контроль автоматчика.
На деле же искусственный интеллект оставляет желать лучшего, и в вышеописанной ситуации всех компьютерных союзников, скорее всего, перестреляют задолго до того, как бойцы доберутся до дома. Сильнее всего компаньоны раздражают при игре за снайпера: стоит только занять удобную позицию и начать выцеливать врага, как перекрестье тут же загородит маскхалат товарища по отряду. Маскхалат, конечно, красивый и детализированный, но, как говорится, момент слегка неподходящий.
По идее, нерадивых бойцов можно урезонить при помощи системы приказов, но с ней связан отдельный ворох проблем. В нынешнем виде она привязана к контрольным точкам и выглядит довольно примитивно: сокомандники могут либо атаковать, либо обороняться. К тому же, зачастую даже сложно понять, был отдан приказ или нет — это иллюстрируется не жестом или озвучкой, а только маленьким зелёным крестиком на карте.
В традициях Battlefield интерьеры зданий довольно скудны на детали. Выручает сеттинг: устроить засаду, спрятавшись на русской печи, — редкое удовольствие
Впрочем, у системы отрядов есть и свои преимущества. Во-первых, она усиливает размах сражений: любая битва на 20-30 игроков становится по-настоящему эпичной, когда каждый из участников ведёт за собой по несколько человек «массовки». Во-вторых, скудоумие компьютерных противников даёт шанс пользователям-новичкам набрать столь необходимые очки убийства. Наконец, игрока вынуждают постоянно адаптироваться. Полностью уничтоженный отряд выбывает из боя на несколько минут — а значит, хочешь не хочешь, придётся пробовать другие специализации, иной подход к геймплею. В итоге по ходу одного матча на 8-12 минут каждый участник успевает побывать и автоматчиком, и танкистом, и пилотом истребителя. Всё это ненавязчиво помогает балансу: к примеру, излишне назойливый вражеский кемпер не сможет после смерти тут же вернуться на излюбленную точку.
Дизайн локаций, как правило, способствует вариативности. Несмотря на сравнительно небольшой размер карт, они до отказа забиты растительностью, окопами и постройками — причем зайти можно буквально в любое здание. Все двери и окна интерактивны, а у многих зданий есть второй этаж, что открывает большие возможности для маневрирования и стелса при любой специализации. Ещё бы только ИИ-компаньоны не выдавали своего командира раньше времени.
На каждом этапе тестирования разработчики обкатывают разные кампании. Уже опробованы битвы за Москву и Берлин, а также высадка в Нормандии. На очереди — танковые сражения в пустынях Туниса
Впрочем, это проблемы решаемые. Искусственный интеллект постоянно дорабатывается, а на крайний случай заявлен новый режим вообще без участия ботов. То же касается и излишне суровых ограничений в выборе снаряжения: многие виды оружия и техники пока ещё просто не отлажены. Но основной геймплей Enlisted уже работает стабильно, и даже предварительная версия игры выглядит, звучит и увлекает не хуже, чем многие вышедшие шутеры от корифеев жанра.
Неторопливый и методичный подход Darkflow Studio приносит свои плоды. Enlisted — динамичный и глубокий онлайн-шутер, заметно отличающийся от конкурентов механиками и темпом игры. Его окончательный успех зависит от того, удастся ли разработчикам решить две ключевые проблемы: ИИ компьютерных союзников и высокий порог вхождения для новичков. Хотя русскоязычным геймерам (особенно из числа фанатов сеттинга) к такому хардкору не привыкать, у Enlisted есть все шансы переманить и часть мировой аудитории у того же цикла Battlefield.
Главное — терпение и грамотное позиционирование. Ну и пара перков для манёвренности тоже не помешает.