Поиграли в Valheim. Выживалка про викингов, которая захватила Steam
Воинственные викинги вновь порабощают людей по всему свету: вслед за Assassin’s Creed Valhalla набег на Steam предприняла Valheim от никому не известного разработчика Iron Gate AB Studio. И более успешный завоевательный поход даже представить себе нельзя. Игра сумела побить рекорд GTA V по количеству проданных копий — за 16 дней свыше трёх миллионов продаж. Глядя на 96% положительных отзывов в Steam, невольно задаешься вопросом «Как?!». Как, казалось бы, ничем не примечательная выживалка-гриндилка, которая даже выйти полноценно не успела (Valheim находится в раннем доступе), завоевала такую аудиторию? Без рекламы, без бюджета, с командой из пяти независимых разработчиков.
На самом деле, тут нет никакой мистики и волшебства: вместо «продукта», собранного по указке маркетологов и аналитиков, Iron Gate AB Studio создала игру мечты, от игроков для игроков. Valheim сделана фанатами фэнтези, The Elder Scrolls V: Skyrim и The Legend of Zelda, которые не побоялись экспериментировать и совмещать механики разных жанров.
Valheim — выживалка на прохождение. У неё есть какой никакой сюжет, и самое главное — чёткая конечная цель. Играем мы за павшего в бою викинга, который вместо того, чтобы попасть в Вальхаллу, угодил по этапу в мир-тюрьму Вальхейм, где держат опасных чудовищ. Самые могучие из них настолько сильны, что их опасается даже Один. Так что выбор невелик: если не хочешь до самого Рагнарёка тусоваться с полуживыми слизняками и драуграми, докажи, что достоин, одолей всех боссов и попадёшь на бесконечную пьянку в раю для викингов.
Жанр робинзонады учит: если оказался оторван от цивилизации — пиши дневник. Так проще не сойти с ума от одиночества, а если уж погибнешь и твоё тело когда-нибудь отыщут, новые «робинзоны» будут знать, как делать не надо. Я решил не пренебрегать традициями.
Дневник начинающего викинга. День 1
Долетел до Вальхейма с поистине средневековым комфортом — в лапах гигантской птицы. Багажного отделения в пернатом лайнере не предусмотрено: из имущества с собой только факел, холщовая туника да трусы. Стандартное начало для большинства выживалок. По всем канонам делаем свой первый топор из камней и палок и вперёд — рубить древесину, чтобы построить хоть какое-нибудь укрытие от ненастной погоды и диких зверей.
Древнескандинавские авиаперевозки
Деревья у поклонников Valheim уже стали вирусным мемом: срубленным бревном может огреть так, что зазевавшийся лесоруб тут же отправится в точку респауна. Можно долго рассказывать и о траектории падения, и о том, что валящиеся стволы ломают другие по принципу домино, но самое главное здесь — ощущения. Когда впервые рубишь большое дерево, руки натурально трясутся от напряжения. Каждый удар топора по стволу будто бьёт и по твоим нервам.
Со временем, конечно, привыкаешь, но это не означает, что можно расслабиться. Излишняя самоуверенность может обойтись в Valheim гораздо дороже, чем удар бревном по затылку. К примеру, свои первые скудные пожитки — костерок, верстак и кровать под соломенным навесом — я беспечно пристроил прямо у подножия холма. Затем отправился вверх по склону за очередной партией стройматериалов, потому что на вершине очень удачно росло несколько буков… Как вы думаете, куда покатились срубленные деревья? От моего скромного укрытия не осталось камня на камне.
Первые попытки нелегальной добычи древесины быстро прервал местный охранник правопорядка
День 4. Шведский стол
Умереть от голода в Valheim не выйдет. Проверено: я оставлял несчастного норманна зависать у костра в течение пары дней игрового времени, пока сам отходил по делам. Ни мертвее, ни стройнее он не стал. Разработчики намеренно отказались от некоторых реалистичных механик выживалок, чтобы не перегружать геймплей лишней нервотрёпкой. Задумка была в том, чтобы сделать игровой процесс ближе к одиночным ролёвкам старой школы, поэтому трястись о каждом жизненном показателе персонажа не придётся.
Но это вовсе не значит, что о еде можно вообще не беспокоиться: напротив, кормить героя в Valheim нужно часто и как можно разнообразнее. Каждый съеденный продукт даёт бафф — постепенно исцеляет, а также временно увеличивает шкалу здоровья и выносливости. Чем сложнее и питательнее рацион, тем лучше будет бафф, и одновременно герою можно скормить не более трёх разных вкусностей. Подкрепившись растущей на каждом шагу малиной и черникой, можно худо-бедно сражаться с грейдворфами (души убийц, возродившиеся в древесной плоти) и троллями, но чтобы тягаться на равных с финальными боссами, понадобятся баффы покруче. Придётся потратить время и научиться готовить пироги с мясом быкозавров, варить медовуху и смешивать зелья.
Сладости на ближайшие несколько дней
День 9. Викинг, который не умел плавать
В первый раз убил тролля. Минут десять осыпал толстокожую громадину стрелами, прячась за кустами и берёзами. На радостях поспешил домой с полной сумкой трофеев, поленился искать брод у крохотной речушки и утонул в паре метров от берега.
Упростив одни механики, разработчики наполнили нюансами другие — там, где это не помешало реализации увлекательного геймплея. Не научившись как следует плавать, в водоёмах можно утонуть, попросту выбившись из сил. Занимаясь приготовлением пищи, куски мяса необходимо вовремя вручную снимать с костра, иначе они превратятся в угольки. А если разжечь костёр посреди комнаты, не позаботившись о вентиляциии, вас ждёт бесславная смерть от отравления угарным газом. Физика дыма здесь реализована прекрасно: чтобы спать в тепле и уюте без риска задохнуться, придётся не только проветривать помещение, но и построить соломенную крышу повыше. Безусловно всё это мелочи, и большинство из них мы в уже видели в других играх, однако именно на подобных деталях и строится обаяние успешных выживалок.
Дни 25-29. В игру, как на работу
Рубил лес, выдалбливал медь и олово из горной породы. Таскал тяжеленные металлы на собственном горбу до базы в несколько заходов. Плавил бронзу. Скрафтил тачку, дело пошло быстрее, но не намного. Совсем без рутины, к сожалению, не обошлось.
День 30. Наконец-то в бой
После каторжных крафтовых будней вышел опробовать в деле обновку — бронзовую кирасу, топор и берёзовый лук. Припомнил свои обиды всем обитателям стартовых биомов — скелетам, грейдворфам, призракам. Войдя в раж, решил было наделать шума и на болотах, но быстро поумерил пыл, встретив агрессивную кучу слизи, плюющуюся ядом. Доблестно биться с такими противниками на трезвую голову не получится: чтобы не отсиживаться в кустах после каждого отравляющего попадания, нужно вооружиться целебной медовухой.
Прокачка сделана в традициях The Elder Scrolls — растут только те навыки, которыми активно пользуешься. Решение спорное: порой ловишь себя на мысли, что воевать с очередной толпой монстров не хочется, потому что за это не дадут очков опыта
А сражаться в Valheim приходится часто. Это либо битвы за ресурсы, либо защита базы от бесконечных лавин врагов раз в несколько дней, прямо как в 7 Days to Die . И здесь игра демонстрирует превосходную (особенно для выживалки) боевую систему. Она строится на классических элементах, свойственных souls-like: есть простая атака, сильная атака, перекат, парирование. Для оружия прописаны серии ударов, однако простым закликиванием не обойтись. Вместо того, чтобы тупо молотить мобов чем попало, каждому лучше наносить тот тип урона, к которому он наиболее чувствителен. Оружием ближнего боя можно резать, колоть или оглушать (дробить кости) — как думаете, что лучше всего подойдёт для костлявых скелетов? Обстреливая противника из лука, удобно наносить стихийный урон — огненными, ледяными, ядовитыми или серебряными стрелами. Особый случай — серебряный меч, который прекрасно режет и монстров, и духов.
Ощущение от оружия — выше всяких похвал. Попадание топора или дубины по противнику сопровождается сочным звуком и тряской камеры, критические удары рассыпаются кучей искр. Единственное, что пока оставляет желать лучшего: набор атак у противников минимальный, и действуют они всегда одинаково.
День 63. Хороший друг лучше острого топора
Бахнули медовухи, защищающей от мороза, и разделались с четвёртым боссом — гигантским ледодышащим драконом Моудером — буквально за пять минут. В одиночку я бы с ним долго провозился, но со мной был друг, наигравший в Valheim уже под сотню часов. Он притащил с собой на мой сервер два Клыка Драуга (лучший лук в игре) и два комплекта обитой брони с плащами из шкуры быкозавра. В результате почти все тумаки и обморожения достались моему высокоуровневому напарнику. Меня, по всей видимости, Моудер просто не воспринял всерьёз, и всё что мне оставалось, — беззаботно поливать ящерицу градом огненных стрел, стоя в сторонке.
В плане кооператива Valheim выделяется на фоне многих других проектов жанра. В десятом мире Одина нет места философии «человек человеку волк», как в DayZ или Rust. Сетевая игра здесь скорее про сотрудничество. Можно, конечно, прокачать своего героя так, что сам чёрт ему будет не брат, потратив кучу времени и сил на крафт лучшего снаряжения… Но с друзьями одолеть могучих врагов всеотца получится раньше, быстрее и веселее.
Боссы могут похвастаться разнообразными и эффектными атаками. Однако преимущество всё равно будет на стороне дуэта «лучник + танк»
Особенно порадовало решение разработчиков позволить игрокам переносить на сервер к другу своего прокачанного персонажа вместе со всем снаряжением. Это чертовски удобно. Таким образом можно делиться ресурсами, бронёй и оружием, а если играет компания из нескольких человек, то не надо ждать, когда хост запустит общий сервер. Пока он оффлайн, можно заняться героем в своём мире и потом уже перенести его со всеми достижениями на общий сервер к друзьям.
Вот только пройти заранее известными тропами на другом сервере не выйдет. Из-за процедурной генерации ландшафт в каждом мире кардинально отличается, и каждый раз места обитания боссов придётся открывать заново. Не упрощает задачу и то, что биомы здесь перемешаны как стёкла в калейдоскопе: луга, чёрный лес, болота, горы, равнины разбросаны в случайном порядке в водах бескрайнего океана. За высокоуровневой локацией может идти кусочек начальной и наоборот. Пускаясь с другом в плавание на плоту или драккаре, вы никогда не будете знать наверняка, что ждёт впереди, — это даёт возможность почувствовать себя настоящими норманнскими первооткрывателями.
При весе всего в 1 Гб и отсутствии HD-текстур игра каким-то немыслимым образом умудряется покорять даже картинкой. В Valheim нередко хочется взять передышку просто ради того, чтобы встретить рассвет и понаблюдать, как по небу плывут облака
До финального релиза еще чёрт знает сколько, а Valheim уже сейчас, в раннем доступе, поражает количеством контента и практически полным отсутствием критических багов. Планка качества взята такая, что впору брать пример многим AAA проектам. Для любителей песочниц здесь уйма возможностей: хочешь — приручай животных, как в ARK, хочешь — двигайся по сюжету, как в Subnautica, хочешь — сражайся один против всех, а когда устанешь крошить черепа молотом — можно всё бросить и отправиться в морское приключение. Очень напрашивалось клише о «границах, которые определяет только ваше воображение», но о каких границах может идти речь, если в Valheim собственный «Тысячелетний сокол» можно построить из дерева и соломы?