25 лучших игр для Nintendo DS. Часть 1: Final Fantasy, Metroid, Castlevania
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Nintendo DS — одна из самых успешных игровых консолей в истории: по количеству проданных экземпляров она может посостязаться с самой PS2. В России, впрочем, она была не столь популярна. У нас и Nintendo не уважают, и графику предпочитают оригинальными идеям — поэтому в ходу была PSP , современница и главный конкурент DS.
Однако DS вышла победителем в консольной гонке не только благодаря широкой аудитории — помимо прочего, она заслужила любовь геймеров широчайшей библиотекой отличных игр. Многие из них были новаторскими: DS обладала двумя экранами, а для управления можно было использовать микрофон и тачскрин — и всё это задолго до бума смартфонов.
В этом материале (разбитом на две части) я хочу вспомнить лучшие из проектов для DS. Сразу отмечу: это мой личный топ, а потому в нём не будет GTA , «Марио», «Зельды» и «Покемонов»; если вы фанатеете от этих серий, то в моих рекомендациях и так не нуждаетесь. Не будет в этом топе и портов с других консолей: Chrono Trigger всё же не для DS делалась. Зато я упомяну несколько игр, которые официально так и не вышли на Западе — но определённо этого заслуживают (и благодаря фанатам у нас есть возможность в них поиграть).
25. Hotel Dusk: Room 215
Начнём с пяти игр, которые в своё время смогли предложить что-то выдающееся, но, возможно, не слишком хорошо состарились. Всё-таки за последние десять лет вышли тысячи мобильных проектов, основанных на тач-управлении, и оно уже вряд ли кого-то удивит так же, как 15 лет назад. Однако не стоит недооценивать, насколько сильно тактильное, интуитивное взаимодействие с игрой преображает получаемый опыт. Например, оно оказалось очень к месту в адвенчурах. Point-and-click управление было крайне неповоротливым на консолях, однако тачскрин со стилусом сделали исследование локаций и сбор ключевых предметов удобным. А взаимодействие с предметами реализовывалось при помощи простеньких мини-игр.
Хорошие примеры таких адвенчур — Hotel Dusk: Room 215 и её сиквел, Last Window: The Secret of Cape West. Это были камерные игры: их действие разворачивалось буквально в одном здании. В Hotel Dusk мы играли за нуарного детектива в захолустном отеле, знакомились с постояльцами, собирали улики, проводили расследование. Игра не могла похвастать ни выдающимся геймплеем, ни насыщенным событиями сценарием: её главным достоинством стал визуальный дизайн. Все портреты персонажей были выполнены в виде анимированных карандашных набросков, как в клипе A-Ha — Take on Me. Очень красиво!
24. WarioWare: Touched!
Серия WarioWare началась как сборник даже не мини-, а микроигр: каждая длилась считанные секунды, за которые нужно разобраться, что и когда именно требуется сделать. Однако с каждой следующей частью она добавляла в формулу новый способ взаимодействия с игрой: мультиплеер в Mega Party Games, гироскоп в Twisted — и тачскрин с микрофоном в Touched. WarioWare — это безумная компиляция коротких, но изобретательных зарисовок, блистательно раскрывающих потенциал Nintendo DS. В неё можно наиграться за один вечер, но этот вечер вы проведёте с широченной улыбкой на лице.
23. Professor Layton and Pandora’s Box
Первая трилогия о профессоре Лэйтоне изначально вышла на DS, но несколько лет назад её перенесли и на iOS с Android. Каждая часть серии Professor Layton от Level-5 — это набор из сотни головоломок, связанных воедино милой приключенческой историей, которая ближе к концу непременно даёт самое идиотское объяснение происходящему из всех возможных. Персонажи при этом достаточно харизматичны, визуальный дизайн приятен, а головоломки разнообразны и идут в комплекте с несколькими уровнями подсказок — от максимально прозрачных до прямолинейных. Это позволяет и не застрять, и не заспойлерить себе решение сразу же — удобно. Ну а решаются задачки исключительно с тачскрина.
22. Trauma Center: Under the Knife 2
Фраза «симулятор хирурга» у большинства сейчас вызовет в памяти потешное жонглирование внутренностями из Surgeon Simulator, однако в середине нулевых разработчики серии Persona сделали довольно серьёзное высказывание на эту тему. Сценарно Trauma Center — это аниме про хирургов; геймплейно — набор механически простых заданий, на деле требующих немалой сноровки. Все операции нужно совершать стилусом: выбрать антисептик, нанести на нужную область, схватить скальпель, провести вскрытие, откачать кровь, прижечь лазером, заштопать иглой. Каждое действие логично и интуитивно, но выполнять их в правильной последовательности с нужной скоростью и точностью — задача не из простых.
Вряд ли нужно отдельно уточнять, что анимешная медицина ещё меньше связана с реальностью, чем « Доктор Хаус ». Недуги тут вымышленные, а средства борьбы с ними ограничены инвазивной хирургией, но оттого лишь веселее. В первой части начинающий врач открывает в себе сверхсилу, позволяющую ему замедлять время в ходе операции, и использует её для борьбы с международными террористами; во второй — продолжает эту борьбу, отвлекаясь на самокопание. Оба выпуска достойны внимания.
21. Final Fantasy Fables: Chocobo Tales
В нулевые серия Final Fantasy сильно разрослась вширь: число сиквелов и спин-оффов быстро превысило количество номерных частей. К счастью, количество переросло в качество — из полутора десятков ответвлений нашлось несколько хороших. Среди них была и фансервисная Chocobo Tales. Если обычно ответвления «финалок» пытались ублажить фанатов бесконечными возвращениями любимых героев, то она пошла необычным путём, сделав упор на колоритном бестиарии.
Chocobo Tales — это милая, добрая и забавная история о том, как птичка-чокобо спасает своих друзей, заколдованных злой книгой. В ней есть пошаговые сражения с использованием карт, которые, в свою очередь, добываются в многочисленных мини-играх. А каждая мини-игра — адаптация какой-нибудь известной басни, но с участием монстриков из «финалок». Умилительно!
20. Metroid Prime Hunters
Metroid — игра, наряду с «Зельдой» заложившая каноны action-adventure и давшая название целому поджанру. Исследование локаций, поиск улучшений, возвращение в уже пройденные области, чтобы открыть новые проходы, — Metroid воплотила всё это в 2D, а подсерия Metroid Prime идеально перенесла в 3D. Но Hunters оказалась совершенно иной — это был мультиплеерный шутер от первого лица с семью уникальными героями.
Да, Metroid Prime Hunters — это hero shooter. С очень разными персонажами. С приличной графикой. С кучей режимов. С ботами. С локальным и онлайновым мультиплеером. С голосовым чатом. Вышел он в марте 2006-го, за полтора года до Team Fortress 2 , на крошечной портативной платформе, и благодаря тачскрину управлялся куда лучше всех остальных портативных шутеров.
Дальше, увы, нельзя без оговорок. Удобнее всего в Hunters было играть на классической DS — на Lite быстро уставали руки. Одиночный режим в ней был явно сделан для галочки: он был слишком линеен для Metroid и состоял из повторения одного и того же сценария, а сейчас вряд ли найдутся живые люди, готовые зарубиться в мультиплеер. Однако идеи, заложенные в основу игры, были отличными. Лучше бы Nintendo вместо Splatoon 3 подарила нам Metroid Prime Hunters 2.
19. Metroid Prime Pinball
Эту игру вряд ли кто-то воспринимал всерьёз. Надо же такое выдумать — пинбол! Вот только Metroid такая смена жанра подходит не меньше, чем «Сонику»: Самус, бессменная героиня серии, ещё с первой части умеет сворачиваться в шарик, чтобы преодолевать узкие проходы. И, в отличие от Sonic Spinball, Metroid Prime Pinball — отличная игра, сделанная с огромной любовью к обоим первоисточникам.
По сути, это пересказ Metroid Prime в пинбол-форме: надо пройти те же локации и сразиться с врагами, применяя все приёмы из арсенала Самус. Практически каждый маршрут, по которому можно направить шарик, что-то активирует, будь то бонусы или новые испытания. Игра относительно короткая, но сложная. Хотя большую часть времени нужно управлять всего двумя флипперами, здесь нужно порядком отточить и тактику, и исполнение.
18. Radiant Historia
На DS нашли пристанище многие низкобюджетные JRPG, однако большинство из них вышли безыскусными и шаблонными. Radiant Historia на их фоне смотрится выигрышно: набивших оскомину анимешных штампов тут совсем мало, а сюжет, посвящённый путешествиям во времени, интригует не на шутку. Дело в том, что он тут не линейный, как в Chrono Trigger, а разветвлённый — герой мечется через время и пространство в поисках ответов и тех версий будущего, где всё не так плохо. Честная пошаговая боёвка прилагается.
У Radiant Historia также есть переиздание на 3DS с подзаголовком Perfect Chronology.
17. Soma Bringer
Создатели легендарной Xenogears Тецуя Такахаси и Сорая Сага после её выхода основали собственную компанию — Monolith Soft. Под эгидой Namco команда выпустила трилогию Xenosaga, но с ней всё быстро пошло не так: Такахаси и Сагу отстранили от разработки сиквела, а третья часть вышла скомканной. Серия не оправдала надежд Namco, и в итоге та продала студию Nintendo. Magnum opus Такахаси, созданным в сотрудничестве с новым издателем, стала Xenoblade Chronicles (которую я не устаю рекомендовать), но мало кто знает о первой игре Monolith Soft, изданной Nintendo, — Soma Bringer.
Геймплейно это кооперативная action-RPG — из тех, что у нас принято звать «дьяблами». Тут всё по классике: шесть классов, разные умения и комбо, баффы и дебаффы, глубокая система прокачки. Зато сюжет совсем не типичен для подобного жанра: он запутан, перенасыщен персонажами, сущностями, интригами — в общем, всё как и ожидалось от людей, подаривших миру Xenogears. Soma Bringer — последняя игра, сценарий которой написала Сорая Сага, и уже этим она важна для поклонников «Гирзов». Одна незадача: официально её так и не выпустили на Западе (но есть толковый фанатский перевод).
16. Final Fantasy Crystal Chronicles: Ring of Fates
Первая Final Fantasy Crystal Chronicles была необычным экспериментом, попыткой сделать оффлайновую ММОRPG: сюжета в ней было преступно мало, и это отпугнуло многих поклонников основной серии. В Ring of Fates разработчики исправились, добавив одиночную кампанию с на удивление качественным сценарием. История получилась лаконичной, но при этом драматичной, интимной и наполненной юмором. Сеттинг сохранил сказочный уют, но лор развернулся до мультивселенной с собственными любопытными правилами. А персонажи — даже случайные NPC — прописаны столь ярко, что их друг с другом не спутаешь. Локализаторы постарались на славу: и английский текст, и озвучка в Ring of Fates прекрасны.
Геймплей же отошёл от простого избиения врагов и пополнился платформингом с головоломками. Подземелья в Ring of Fates больше напоминают «Зельды», только для решения загадок нужно применять умения четырёх разных героев, между которыми можно свободно переключаться. Но есть и мультиплеер как раз на четверых — увы, только оффлайновый и без сюжета. Так что лучше всего Ring of Fates проходить дважды: сперва поломать голову над подземельями с товарищами, а потом пробежать те же места в одиночку, наслаждаясь историей. Поскольку гриндить тут не надо, а бои протекают очень быстро, игра легко проходится часов за девять.
Ring of Fates вобрала в себя лучшие черты Final Fantasy IX, но умело обошла многие из её недостатков. Пускай игру и не назвать чистокровной JRPG, изучить её поклонникам серии нужно обязательно.
14 и 15. Castlevania: Portrait of Ruin и Order of Ecclesia
В 1997 году с выходом Symphony of the Night серия Castlevania из линейных экшен-платформеров переродилась в то, что вскоре стали называть «метроидваниями». Несмотря на успех «Симфонии», двумерные выпуски серии больше не появлялись на домашних консолях (не считая кооперативной Harmony of Despair). Зато они расцвели на портативных платформах — GBA и её наследнице DS.
Первый выпуск серии на двухэкранной консоли стал жертвой типичной проблемы ранних DS-релизов: разработчики слишком сильно хотели использовать тачскрин, и у них не хватило предусмотрительности сдержаться. Dawn of Sorrow заставляла рисовать стилусом пентаграммы, чтобы добить боссов, и восстанавливала здоровье противников в случае неудачи — уже это одно могло сильно испортить впечатление от игры.
К счастью, её последователи оказались более благоразумны. Portrait of Ruin и Order of Ecclesia выгодно отличались от предыдущих игр разнообразием умений героев и локаций — бесконечные замки к тому времени уже немного утомили. В остальном же они довели до совершенства механики, дистиллированные за прошедшие с релиза «Симфонии» десять лет. Обе можно считать вершиной развития портативных выпусков серии, которой тогда совершенно не нужно было уходить на покой.
13. Valkyrie Profile: Covenant of the Plume
Серия Valkyrie Profile — одна из самых необычных и выдающихся в жанре JRPG. В первой части, вышедшей ещё на PS1 , мы играли за валькирию, которая собирала души погибших воинов и вместе с ними сражалась с силами тьмы. Сценарий почти полностью состоял из коротких трагичных зарисовок, всегда заканчивающихся гибелью героя, — ведь в эйнхерии живых не берут. Одной из наиболее трогательных была история девушки, которая так и не стала соратницей валькирии: она похоронила всех друзей и осталась одна.
Covenant of the Plume рассказывает о человеке со схожей судьбой: обозлённый на небожителей за то, что они отняли у него отца, он заключает пакт с владычицей ада. Отныне пролитая кровь дарует ему силы, с помощью которых он надеется сразить ненавистную валькирию. Его страна стоит на пороге гражданской войны, так что обагрить меч ему будет несложно.
По такому описанию легко заключить, что протагонист Covenant of the Plume — персонаж как минимум противоречивый и, возможно, даже неприятный. Но и все его будущие соратники ему под стать. У каждого есть свои скелеты в шкафу и груз вины за плечами — даже у тех, кто на первый взгляд кажется едва ли не святым.
Только чтобы докопаться до истины, нужно пройти игру несколько раз. Как и Suikoden III или, например, « Мор. Утопия», Covenant of the Plume рассказывает историю с разных перспектив. Полную картину можно сложить, лишь познакомившись со всеми из них. Так что повторные прохождения не только откроют новые тактические испытания, но и позволят пересмотреть мнение об уже знакомых персонажах и событиях. Рекомендовать игру хочется уже за этот отличный подход к повествованию — а также за блистательную локализацию. В Covenant of the Plume красивый и богатый английский язык, стилизованный под Шекспира; читать её — одно удовольствие.
На этом первая половина топа подходит к концу; вторую вы можете найти здесь. Знакомы ли вы с какими-нибудь играми из этого списка? Расскажите в комментариях!