Скрежет металла. История культовой серии Twisted Metal
Фильмы о Джеймсе Бонде и культовый «Безумный Макс» показали, насколько крутыми могут быть погони на авто, оснащённых пулемётами, ракетами и прочем огнестрелом. А поскольку на рассвете индустрии видеоигры старательно пытались походить на кино, слияние гонок с шутерами не заставило себя ждать. Первые образцы появились уже в 80-е — знаменитая Spy Hunter, явно разработанная с оглядкой на Агента 007, или та же Mach Rider от Nintendo , которая наверняка хорошо знакома российским геймерам благодаря пиратским сборникам для Dendy. Правда, все эти игры были именно что гонками: требовалось добраться до нужного места за отведенный срок или пересечь финишную прямую раньше оппонентов. Оружие было лишь вспомогательным элементом.
Так продолжалось ещё долго, пока одна игра не изменила жанр до неузнаваемости, заставив его свернуть с накатанной прямой. Это была Twisted Metal. В связи с новыми подробностями о сериале по мотивам, про который ничего не было слышно с момента анонса в 2019 году, мы решили вспомнить историю создания игры и ее дальнейшую судьбу.
Счастливый случай
После скандального разрыва с Nintendo мало кто в Sony верил в успех будущей PlayStation. Если бы не кумовство Кена Кутараги и тогдашнего президента компании Норио Оги, консоль вряд ли бы увидела свет. Однако производственные вопросы — лишь половина дела, следом нужно было срочно решать вопрос с играми. Для мэтров индустрии Sony, несмотря на свой бэкграунд в сфере мультимедийной техники, была новичком, поэтому разработчики со стажем не то, чтобы активно рвались сотрудничать. Оттого создание одного из первых проектов, способных показать всю мощь новой платформы, доверили компании Sony Imagesoft , в которой больше всего энтузиазма проявил тестер Дэвид Джаффе. По сути, заказ был лишь на трёхмерную игру без какой-либо конкретики, поэтому от сотрудника требовалось не только придумать концепцию, но и найти достойных партнеров, способных воплотить все на должном уровне.
Дэвид Джаффе
Поскольку Джаффе не отличался покладистым характером и с трудом шёл на уступки, буксовать в ожидании желанной сделки пришлось долго. Sony уже была готовы отстранить высокомерного сотрудника от дел, как вдруг переговоры с компанией Evans & Sutherland (пионером в области 3D-графики) закончились на позитивной ноте. Правда, лишь на уровне подписанного контракта — чёткого видения того, какой должна стать игра, по-прежнему не было. Однако нужная мысль возникла у Джаффе несколькими часами позднее, когда он вместе с представителями Sony застрял в пробке на знаменитой калифорнийской автомагистрали 405. Коротая время, компашка шутливо обсуждала, как было бы здорово взорвать к чертям чужие авто и продолжить движение: именно эта идея уничтожения вражеских машин и станет лейтмотивом будущего проекта, хотя изначально программисты настаивали на игре про доставщика пиццы с экшен-элементами. К тому же, за год до Twisted Metal как раз вышел гоночный экшен про таксиста в постапокалиптическом мире, развозящего клиентов и расстреливающего врагов — это была Quarantine для MS-DOS , позже портированная на консоли.
PC-версия Quarantine
Для создания эксклюзива Sony (точнее двух — вторым значился авиационный экшен WarHawk ) была сформирована студия SingleTrac , по большей части состоявшая из сотрудников Evans & Sutherland. Сроки были очень сжатыми — около года, и это при том, что на руках был лишь концепт. Разрабатывать движок пришлось параллельно с игрой, поэтому команда работала на износ. Сюжет Twisted Metal рассказывал об одноименном гоночном турнире, организованном Калипсо — мужчиной с внешностью фронтмента готической метал-группы и обладателем сверхъестественных сил, готовым исполнить любое желание победителя. Одиночная кампания была последовательностью боёв на различных картах, где требовалось перебить всех оппонентов с помощью внушительного арсенала вооружения, куда входили пулемёт, несколько типов ракет (включая замораживающие), мины и уникальные для каждого героя способности. Получился гротескный аналог гонок на выживание, только, как бы смешно это ни звучало, без гонок — фактически шутер на колёсах.
Twisted Metal
Далеко не все идеи авторов были реализованы. Например, уже в процессе разработки они отказались от объединения нескольких карт в единое целое. Поскольку возможности PS1 не позволяли устроить побоище с участием нескольких десятков машин, создатели справедливо посчитали, что колесить по полупустым уровням будет скучно. Под нож пошли и финальные ролики с живыми актёрами, стилизованные под дешёвые слэшеры эпохи видеосалонов: их содержание показалось Sony слишком оскорбительным. Что довольно странно, учитывая нарочито трешовый настрой игры.
Однако благодаря новаторской концепции и впечатляющей по меркам 1995 графике Twisted Metal моментально влюбила в себя аудиторию и добилась коммерческого успеха. К слову, в природе существует и PC-версия игры: она использовалась для демонстрации возможностей графического ускорителя Nvidia NV1 и вышла только в Японии крошечным тиражом. В 2019-м году один из пользователей Reddit даже похвастался запечатанной копией, а на YouTube можно найти полное прохождение.
Триумф
Вопрос о создании сиквела встал незамедлительно. Если над первой частью Джаффе работал в качестве дизайнера, то Twisted Metal 2, увидевшая свет годом позже, фактически была его персональным детищем — здесь он уже выступал в роли главы разработки, совмещая это с должностями сценариста, дизайнера и продюсера. И со всем этим Дэвид справился просто блистательно, умыв всех тех, в чьих глазах он прежде был лишь самовлюбленным выскочкой.
Продолжение Twisted Metal стало не просто масштабной работой над ошибками, которых в оригинале хватало даже со скидкой на дату выхода, но и качественным развитием старых идей. Управление стало гораздо более отзывчивым, карты и их строение — более изобретательными, а арсенал гонщиков пополнился шкалой спецприемов, восстанавливающейся со временем. С этим, правда, связан неприятный момент — ИИ-соперники обладали бесконечным запасом спецэнергии и бесконечными же спецатаками, из-за чего иногда игрок просто не мог отбиться от натиска врагов. Было ли это следствием халатной работы тестеров или авторской задумкой — непонятно. Другое дело, что после завершения каждого уровня игроку выдавался пароль на следующий. Поэтому в случае гибели можно было начать с него, но уже с полным набором жизней — оттого прохождение не вызывало особых проблем, если не ставить перед собой задачу сделать всё за один заход.
Twisted Metal 2
Отдельно следует выделить и стильные мультяшные заставки, оформленные в виде скетчей. Довольно изящное решение позволило сэкономить на производстве дорогостоящих (в ту пору) CGI-видео и не ввязываться в авантюру, подобную роликам из первой части. Хотя вопросы нравственности студию, окрылённую успехом оригинальной игры, уже, кажется, не волновали — отсюда, например, и появившиеся на аренах статисты-пешеходы, которых можно было себе на потеху давить или расстреливать.
Вторая часть прекрасно прошла проверку временем и по-прежнему остаётся самой любимицей публики. Россия не исключение — релиз игры совпал с выходом первых чипов и пиратских дисков для PS1. По этой же причине оригинальная Twisted Metal практически не получила должного спроса: встречалась она в основном на сборниках и предсказуемо пасовала на фоне сиквела. Как и в случае с оригиналом, вторая часть также вышла на ПК ограниченным тиражом лишь в одном регионе — на этот раз, в Северной Америке. Данная версия отличалась от консольной онлайновым мультиплеером и поддержкой 3D-ускорителей.
С чистого листа
Еще больший успех второй части не на шутку вскружил голову SingleTrac: возможно, это и послужило причиной разрыва с Sony, после которого студия отправилась на поиски новых партнеров. Команда планировала совмещать разработку игр с издательской деятельностью, для чего заключила контракт с Microsoft, однако он, как и партнёрство с Nintendo, обернулся ничем. В 1997 году оставшихся без мощной финансовой поддержки разработчиков приютила GT Interactive , при содействии которой SingleTrac выпустила две отличные игры: Critical Depth и Rogue Trip: Vacation 2012 — подводный аналог Twisted Metal и её духовную наследницу соответственно. Джаффе не принимал участие в их создании, да и сами игры не стали особо успешными в коммерческом плане. Словом, после расставания с первым партнёром стало только хуже.
Critical Depth
Rogue Trip: Vacation 2012
С самой Twisted Metal вышла неувязочка — права на серию остались у Sony, а движок был собственностью SingleTrac, поэтому разрабатывать третью часть пришлось с нуля. Эту нелёгкую задачу возложили на плечи Sony Interactive Studios America , помогавшей в создании в первых двух игр — позднее её переименовали в 989 Studios. В концептуальном плане Twisted Metal 3 практически полностью следовала заветам предшественницы, но в техническом плане была другой игрой. Графика практически полностью лишилась спрайтов, появилась поддержка DualShock и разветвителя на четырёх игроков, а на смену рисованным скетчам пришло CGI, пускай и сомнительного качества. Ещё одним важным новшеством стали лицензированные треки от популярных индастриал-музыкантов: Роба Зомби и Pitchshifter.
Twisted Metal 3
Но, увы, все технологические изыски мгновенно разбивались о краеугольный камень нового движка — невменяемую физическую модель. Большую часть времени сражаться с оппонентами приходилось кверху ногами — транспортные средства так и норовили перевернуться по любому поводу. ИИ также раздражал: читерский спам способностями остался в прошлом, уступив место маниакальному пожиранию всех лечилок на уровне. Из-за этого хронометраж битв сильно растягивался. Требовалось сперва заучить карту, затем «истребить» все аптечки и только потом вступать в бой, надеясь, что вас не уничтожат до респауна целительных средств. Или хотя бы не отняли все жизни, благо система паролей теперь их учитывала.
Twisted Metal 4
В итоге критики разнесли игру в пух и прах, что, впрочем, не сказалось на продажах — более миллиона реализованных копий оказалось вполне достаточно для того, чтобы доверить 989 Studios ещё одну часть. Подобно Джаффе, разработчики провели грамотную работу над ошибками: ИИ привели в чувство, поведение машин стало более послушным, локации баловали разнообразием и даже появилась возможность создать собственное авто. Шутка ли, но авторы проявили креатив и в сценарной работе, — они довольно забавно обошлись с прежним хозяином турнира, Калипсо. А сотрудничество с Робом Зомби вылилось в появление его персонажа в игре. И пускай Twisted Metal 4 не стала таким же культовым явлением, как вторая часть, она определённо заслуживала большего.
Обратно к папочке
Поскольку следующее поколение консолей от Sony было на подходе, а четвёртая часть Twisted Metal, несмотря на невысокие оценки, всё равно окупилась, необходимость в создании продолжения была очевидна. К тому моменту дела у SingleTrac дела шли уже неважно. Студия фактически доживала последние дни, а большая часть штата вместе с Джаффе основала новую контору под названием Incognito Entertainment и согласилась стать разработчиком новой Twisted Metal: Black для PS2.
Это было тяжёлое время для переосмысления серии. Экшен начал стремительно проникать и в прочие игры с элементами вождения, вроде GTA и Driver, и они предлагали куда больше возможностей, нежели банальные пострелушки на небольшой арене. Набирали вес и проекты с сильным акцентом на сюжетную составляющую. Поэтому впечатлить аудиторию было в разы сложнее, чем во времена тотального безрыбья на поприще 3D-игр.
Twisted Metal: Black
Джаффе прекрасно это понимал, а потому сделал повествование более насыщенным, сильно расширив сюжетные линии персонажей за счёт возросшего числа кат-сцен. Также он решился на смелый эксперимент с сеттингом: Black, конечно, всё ещё оставалась верна канонам трешовых би-муви, но ощущалась гораздо более депрессивной благодаря постапокалиптическому антуражу. Изменения коснулись и геймплея — арены довольно сильно раздались в размерах, из-за чего искать оппонентов иногда приходилось по несколько минут. От этого странного решения отказались ещё во времена разработки первой части, но, видимо, в попытке развить игровой процесс Джаффе забыл, чем была так хороша Twisted Metal 2, — адреналиновым экшеном, в котором соперники почти всегда разъезжают друг у друга под носом.
Впрочем, ни аудиторию, ни критиков это не сильно смутило — Twisted Metal: Black приняли с восторгом благодаря качественному геймплею и великолепному по тем временам техническому исполнению. А год спустя игра получила мультиплеерную версию, которая, правда, не пользовалась особым успехом: среди владельцев PS2 онлайн-гейминг распространялся слабо.
В том же 2001-м Incognito выпустила Twisted Metal: Small Brawl для отжившей своё PS1, превратив некогда жестокие побоища в схватки на игрушечных машинках. Получилось посредственно
Далее последовала нетипичная для серии пауза в три года (в это время Джаффе занимался God of War ), после которой Incognito отстрелялась Twisted Metal: Head-On, успев выпустить игру к американскому релизу консоли PSP. Несмотря на ажиотаж, связанный с запуском невероятно мощной портативки, критики не торопились ставить ей высокие оценки. Основным (и совершенно заслуженным) объектом нападок стали неудобное управление и физика прямиком из третьей части, что странно: во всём, что касалось геймплея, игра практически полностью опиралась на механики Black. Разве что мрачную эстетику заменили жизнерадостным ярким визуалом в духе второй части. Тем не менее, старт любой консоли всегда предрекает дефицит игр, не говоря уже о хитах, поэтому публика проглотила такую ТМ на ура.
Twisted Metal: Head-On Extra Twisted Edition
В 2008-м году Twisted Metal: Head-On была портирована на всё ещё подававшую признаки жизни PS2. Обновлённая версия, получившая подзаголовок Extra Twisted Edition, не только улучшила графику, но и подарила фанатам серии два бесценных бонуса — документалку о разработке и те самые видеоролики из первой части, которые не попали в игру из-за принципиальности издателя.
Минорный аккорд
Ждать новую (и последнюю) часть пришлось целых семь лет. И причина тому — две отменённые игры, которые планировались к релизу ещё во второй половине нулевых. Сперва Джаффе предложил Sony проект о битвах на руинах постапокалиптического мира, однако в разработке уже находилась очередная часть успешных гонок MotorStorm, выдержанная в аналогичном сеттинге, поэтому зелёный свет Дэвиду не дали. Точно так же отмели идею Twisted Metal: Revolution , которая должна была опираться на уличную субкультуру, — создатель сравнивал ее с Midnight Club: Los Angeles от Rockstar.
Twisted Metal (2012)
Лишь с третьей попытки Джаффе получил добро на новую игру — перезапуск серии. Занималась ей уже Eat Sleep Play , которую Дэвид основал в 2007-м после ухода из Incognito Entertainment. Сценарий в новой Twisted Metal начал играть ещё более важную роль — пожалуй, важнее, чем когда-либо; даже вернулись трешовые ролики с участием живых актеров, в качестве отсылки к первой части. Вот только сама игра полнилась мелкими недочётами, которые сильно портили впечатление. Одиночная кампания получилась затянутой, плохо отлаженный сетевой код обесценивал мультиплеерную составляющую, да и в целом времена изменились. В 2012-м году индустрией правили многопользовательские шутеры с одной стороны и дорогостоящие сюжетные игры — с другой. Twisted Metal оказалась мало кому нужна по прошествии стольких лет, о чём свидетельствовали скромные продажи.
Попытка студии радикально сменить профиль, переключившись на разработку мобильных игр, тоже не привела ни к чему хорошему: Eat Sleep Play закрылась в 2017-м. В том же году Джаффе выпустил многопользовательский экшен Drawn to Death, получивший разгромные отзывы в прессе. Судя по всему, это фиаско стало последней каплей для Дэвида: он решил уйти из индустрии и переквалифицироваться в стримера.
В 2021 году можно смело заявить, что у жанра vehicular combat почти нет шансов вернуть себе былую славу. Да что уж там — даже простые гонки выходят крайне редко, а уж шедевров со времён Forza Horizon 4 и вовсе не было. Единственным правильным вариантом почтить память культовой Twisted Metal и заодно подогреть интерес к сериалу был бы выпуск ремастера, а то и полноценного ремейка второй части. Благо опыт многочисленных переизданий классики уже давно показал успешность затеи.
А какие воспоминания у вас оставили игры серии? Согласны ли вы, что Twisted Metal 2 по-прежнему остаётся лучшей игрой в линейке?