Обзор фильма «Майор Гром: Чумной Доктор». Бэтмент навсегда
Откровенно говоря, на «Майора Грома» лично я больших надежд не возлагал. Во-первых, словосочетание «российский кинокомикс» сразу же вызывает флэшбеки о «Защитниках» и «Чёрной молнии» : всё-таки Андреасян и Бекмамбетов изрядно отравили почву для любых дальнейших экспериментов в жанре. Во-вторых, короткометражный приквел про Грома, который вышел ещё в 2017 и должен был разогреть публику перед полнометражкой, производил впечатление очень дорогого фан-фильма, но не более того. Ну и в-третьих, арка «Чумной Доктор», что легла в основу картины, попросту плоха, как, в общем-то, и все ранние комиксы издательства Bubble. Это донельзя шаблонный детектив про ловлю маньяка, с ужасными диалогами, плоскими шутками и персонажами, у которых удачный дизайн прикрывает отсутствие характеров. С годами и появлением толковых сценаристов ситуация исправилась, но если бы баббловцы собирались переносить первый сюжет про Грома близко к тексту, катастрофы было бы не избежать.
В общем, поводов для опасений хватало, а вот для оптимизма — как-то не очень. Однако создатели фильма доказали, что иногда полезно отбросить негативный опыт и, как Бэтмен в «Лиге» Снайдера, хоть раз положиться на веру.
Гром — отнюдь не Брюс Уэйн, а потому живёт в обшарпанной квартире, которая буквально разваливается на куски
Игорь Гром — самый крутой полицейский Питера. Он с ноги открывает дверь в любое бандитское логово, не боится драки и в одиночку тащит статистику по раскрываемости в родном отделе. Но есть две вещи, с которыми сыщик сладить не в силах. Первая — его собственный взбалмошный характер, из-за которого Гром не может ужиться с коллегами и регулярно подводит начальника под монастырь. А вторая — коррупция, что пронизывает город насквозь. Олигарх сносит памятник архитектуры, чтобы открыть казино, окраина задыхается от вони свалки, размещённой против всяких норм, а наглый мажор остаётся безнаказанным после того, как насмерть сбил маленькую девочку. Как с этим может бороться простой следак? Да никак. Но внезапно в Питере объявляется мститель в маске средневекового чумного доктора. В своих манифестах он утверждает, что беззаконие это болезнь, и есть лишь одно лекарство — огонь. Беда в том, что чем больше обгоревших трупов находит полиция, тем сильнее убийцу поддерживают горожане. Грому необходимо поймать психопата, пока дело не дошло до народного бунта.
Сюжетно «Чумной Доктор» достаточно далеко уходит от первоисточника, чтобы не повторять его ошибок, но при этом достаточно верен ему, чтобы порадовать тех, кому комикс всё же понравился. Это всё такой же вольный пересказ «Семи» Дэвида Финчера, но если уж «Бэтмену» Мэтта Ривза можно, почему Bubble нельзя? К тому же заведомо мрачная история про ловлю маньяка-моралиста так щедро сдобрена юмором и экшеном, что нео-нуар автоматически превращается в семейный комедийный боевик. А такой вариации у этой схемы ещё, кажется, не было. Да, главную детективную интригу можно разгадать в самом начале, да и в принципе сюжет при желании можно предсказать ход за ходом — клише создатели любят. Но тут важно не что, а как.
«Майор Гром» — это, пожалуй, не столько экранизация конкретной линейки Bubble, сколько эдакий концентрат кинокомикса. Он снят будто бы с пониманием того, что второй попытки может и не быть, а потому надо отдать дань уважения всему и сразу. В «Чумном Докторе» есть и что-то от Нолана, и немного от Снайдера, чуть побольше от Шумахера и очень многое от Сэма Рейми. Но если та же «Чёрная молния» просто внаглую тырила у первого «Человека-паука» сюжет, то «Майор Гром» заимствует тон. Это кино, которое не стесняется своей яркости, мультяшности и наивности. Оно полностью признаёт своё комиксовое происхождение и выжимает из него по максимуму. Здесь Питер больше похож на Готэм, нежели на реальную северную столицу, отделение полиции выглядит словно участок из какого-нибудь «Смертельного оружия» , а богач-астматик таскает за собой кислородный баллон из чистого золота. Причём вся эта эклектика, дикая смесь французского с нижегородским, смотрится на удивление органично. Да, вот она — российская киновселенная, рождённая из одинаковой любви и к западным блокбастерам, и к национальному колориту. И не нужны в ней ни человек-медведь с пулемётом, ни «Волга» с крыльями.
Костюм Чумного Доктора настолько похож на обмундирование Бэтмена, что это подмечают даже персонажи фильма
В самом Громе можно усмотреть черты и Глеба Жеглова, и Данилы Багрова, и Джона Макклейна. Он упрям, но принципиален, хамоват, но обаятелен. Тихон Жизневский — однозначная находка. Он гораздо харизматичнее Александра Горбатова, который играл ту же роль в короткометражке, и делает майора выразительнее, чем тот был в комиксах. Вместо бесстрашного рыцаря с бровями в форме молний мы видим слегка уставшего, довольно циничного, но стойкого мента. Образ тоже не новый, но сыгран приятно.
Дополняет Грома новобранец Дима Дубин — не столько Робин или Шарапов, сколько сверчок Джимини из «Пиноккио». Именно его устами озвучены все ключевые посылы картины, и актёр Александр Сетейкин умудряется произнести их с нужной долей пафоса, драматизма и наивности. Ну и на Дубина из комиксов он похож просто феноменально.
Чего не скажешь про Любовь Аксёнову в роли журналистки Юли Пчёлкиной, но оно и к лучшему. Из грудастого манекена для отработки тактик спасения та наконец превратилась в полноценного персонажа. Теперь Пчёлкина — настоящая русская Лоис Лэйн с примесью Женщины-кошки в исполнении Энн Хэтэуэй. Она умна, изобретательна, даже более саркастична, чем Гром, и, в отличие от своего комиксового прототипа, совсем не торопится упасть в объятья майора. Это явный прогресс со стороны Bubble.
А вот со злодеем всё неоднозначно. По сути Чумной Доктор всё такой же гибрид Лайта из «Тетради смерти» и Зелёного Гоблина, только теперь ещё и в крутом технологичном костюме. Но вот без маски он совсем не внушителен. Все актёры в фильме играют с намеренным перегибом, как у Бёртона и Рейми, и только исполнитель роли маньяка откровенно переигрывает, хотя образ, вроде как, должен быть потоньше и посложнее.
Главное украшение « Майора Грома» — Алексей Маклаков в роли полковника Прокопенко, эдакого питерского комиссара Гордона
Снят «Майор Гром» отлично. Из отечественных фильмов за последнее десятилетие столь же сочной картинкой могли похвастаться только «Дуэлянт» и «Серебряные коньки». Звучит тоже неплохо, пускай один кавер на классику русского рока и заставляет поморщиться. Благо звучит он на финальных титрах. Да и к постановке особых претензий нет, разве что драки вышли несколько сумбурными, а к середине слегка просел темп.
Но пора уже обратить внимание на слона в комнате: вышел фильм не вовремя. Пускай самой истории уже девять лет, и из неё вырезали самые спорные моменты типа политических амбиций злодея, «Майор Гром» всё равно слишком сильно рифмуется с недавними новостными заголовками. Любой, кто захочет увидеть в «Чумном Докторе» лоялистскую пропаганду, увидит её без труда. Ведь здесь как раз по одну сторону баррикад воинствующий идеалист из Интернета, призывающий людей на улицы (правда, не на мирные акции протеста, а именно на погромы — это важная деталь), а с другой — вроде как положительный полицейский, который, тем не менее, колотит людей почём зря и не особо парится насчёт каких-то там прав. Как говорится, картина маслом.
Однако есть и третья сторона: мерзотный ФСБшник из Москвы, которого прислали, чтобы замять волнения и сшить дело поскорее, да погромче. И плевать ему, кого сажать и чьи жизни ломать. Вот вам и портрет системы, причём отнюдь не лестный. Единственная идея, которую действительно продвигает «Майор Гром», состоит в том, что насилие — не выход ни для одной из сторон. Нельзя никого жечь живьём, но и просто избивать не рекомендуется — проблем этим не решить. А проблем предостаточно, и перемены нужны, о чём говорится русским языком.
«Чумного Доктора» очень легко перехвалить, ведь он по сути своей аномалия — российский кинокомикс, который не заставляет поёжиться от стыда, а иногда дарит даже больше эмоций, чем некоторые фильмы Marvel и DC. Да даже спорят из-за него уже почти так же рьяно, как из-за «Бэтмена против Супермена». Вне зависимости от того, положит он начало киновселенной Bubble или пролетит в прокате, «Майор Гром» уже обречён на культовый статус как минимум в узких кругах. Как доказательство того, что иногда российским киношникам всё-таки можно верить.