Девять лет Warface. История F2P-шутера, который смог
Успех не возникает из ниоткуда — он требует упорства и гибкости, готовности перестраиваться на ходу и искать новую аудиторию, при этом не отказываясь от основ. Это путь открытий: навряд ли даже сами разработчики бесплатного онлайн-шутера Warface могли себе представить, как долго продержится их детище и какой горой контента и обновлений оно обрастёт за это время.
12 апреля Warface отметила своё девятилетие, и в честь очередной годовщины Игромания в партнёрстве с издательством MY.GAMES решили оглянуться на эволюцию и достижения проекта. От небольшой, но амбициозной free-2-play игры — до международной киберспортивной франшизы на 100 миллионов пользователей с успешным релизом на консолях.
Точка опоры
Warface повезло выйти на сломе эпох: на рубеже 2010-х рынок с интересом открывал для себя freemium-модель — оказалось, что спрос на условно-бесплатные игры есть не только у казуальных пользователей, но и у более хардкорной аудитории, привыкшей к разнообразию механик и глубокой тактике. В то же время шутеры-блокбастеры потихоньку уходили от современного сеттинга в сторону большей футуристичности — а значит, освобождали дорогу студиям поменьше.
Впрочем, Warface с самого начала не стала ограничивать себя рамками реальных конфликтов, а сосредоточилась на более условном противостоянии частных военных корпораций. С одной стороны — компания Blackwood, которая занимается контрабандой оружия, ужасными медицинскими экспериментами и терроризмом с целью установления нового мирового порядка. С другой — бойцы Warface, всегда готовые дать ей отпор.
Система классов также создавалась из расчёта на максимальную простоту и интуитивность. Штурмовик ведёт битву на средних дистанциях и снабжает товарищей патронами. Инженер отвечает за ремонт брони и взаимодействие с бомбами. Снайпер контролирует сражение издалека, а медик с его дробовиком и реанимирующим дефибриллятором — наоборот, идеальный вариант для поддержки в ближнем бою.
Казалось бы, подборка вполне традиционная, а динамика геймплея не преподносит сюрпризов. Но Warface с самого начала смогла выделиться из толпы. Во-первых, игру отличает высокая скорость матчей: дизайн многих карт специально подогнан под постоянные столкновения с противником, буквально через секунды после респауна. Отдельная находка — механика подката, позволяющая прямо на бегу уйти из-под огня, а то и вовсе сбежать через дырку в стене.
Во-вторых, наравне с классическими PVP-боями в проекте появились также и кооперативные PVE-задания, причём довольно разнообразные: от выживания до миссий по сопровождению техники. К тому же каждый из классов по-разному раскрывается в PVE и PVP. К примеру, в сражении с живыми противниками медик скорее остаётся на вторых ролях, но в кооперативе он совершенно незаменим. Кто ещё будет поднимать павших сокомандников, когда очередной босс уложит их в двух шагах от следующего чекпоинта?
Наконец, на момент выхода Warface отличалась визуальным лоском, немыслимым для условно-бесплатных проектов того времени. В основе игры лежит CryEngine 3, улучшенная и оптимизированная версия движка, на которой работала Crysis — одна из красивейших игр своего поколения. Впоследствии разработчики лишь наращивали технические мощности проекта (недавно была добавлена поддержка Nvidia Reflex), и даже сегодня Warface смотрится достойно, особенно на новых живописных локациях.
Марафон
Итак, фундамент у игры был прочный — достаточно, чтобы в течение 2012-2014 годов привлечь значительную аудиторию сначала из стран СНГ, а затем в США и Западной Европе. Но как удержать постоянно растущую фанбазу? Ответ прост: столь же регулярным выпуском обновлений.
Warface с завидным темпом обрастала свежим контентом. Апдейты попроще, вроде новых заданий и видов оружия, выходили (и до сих пор выходят) каждый месяц — в итоге сейчас число стволов уже перевалило за 200 штук. Также расширялся список карт и режимов: от сверхскоростного «Блица» (матчи продолжаются 90 секунд) до местной вариации «Королевской битвы».
Параллельно продолжается выпуск новых кооперативных операций, причём сюжет в них становится всё более сложным: в одном из недавних апдейтов герои даже переметнулись в ряды злодейской Blackwood. Возрастает и экзотичность сеттингов: вдоволь набегавшись по африканским джунглям и горным пикам в первые годы существования игры, сегодня пользователи могут пройтись по улочкам Чернобыля и даже прогуляться по поверхности Марса.
К тому же на новых заданиях разработчики часто обкатывают необычные механики. К примеру, после «марсианского» обновления в игре появился пятый класс — робот-терминатор СЭД. По сути, это прямоходящий танк: СЭД способен в одиночку выкашивать значительные силы противника при помощи ручного гранатомёта и пулёмета с бесконечным боезапасом. Однако сниженная мобильность делает роботов лёгкой мишенью для более быстрых и находчивых бойцов.
В 2020 году Warface перешла на сезонную систему: ежемесячные апдейты выходят по-прежнему, но раз в квартал игроки также получают большое тематическое обновление. К примеру, ноябрьское обновление «Рой» воссоздаёт атмосферу ностальгических хорроров 80-х, а запущенное в марте «Ограбление» отправляет игроков на штурм банковского хранилища и перестрелки со спецназом.
Ещё одно слагаемое успеха Warface — ставка на киберспорт. Начиная с 2013 года, каждые несколько месяцев создатели проводят международные и региональные турниры. Ведущие игроки впоследствии становятся звёздами среди фанатов, а призовой фонд включает в себя как внутриигровые награды, так и реальные денежные призы — вплоть до 5-6 миллионов рублей. Наиболее крупные ивенты превращаются в настоящее зрелище. На фестивалях Warfest в 2017-2018 годах финальные матчи сопровождались комментариями профессиональных аналитиков, выступлениями поп-звёзд, а также игровой зоной с демо-консолями и полосой препятствий.
Новый рубеж — расширение за счёт консольной аудитории. В 2018 году Warface портировали на Xbox One и PS4, а в феврале 2020-го вышла и версия на Nintendo Switch, где шутеров традиционно не хватает. Кроссплей между Xbox One и PS4 уже реализован, а в течение 2021-го разработчики планируют связать между собой все три консоли.
Что дальше? В начале 2021 года MY.GAMES отчиталась о том, что Warface достигла 100 миллионов зарегистрированных игроков и продолжает осваивать новые страны: например, недавно проект добрался до Бразилии и Турции. Сейчас разработка проекта продолжается в недрах многоопытной Allods Team при поддержке создателей Warface из студии Pixagon Games.
А значит, франшиза пока не торопится на покой. И если каким-то чудом феномен Warface прошёл мимо вас, возможно, сейчас самое время приобщиться к игре — во всём её разнообразии, сложности и динамичности.