07 июня 2021Спец
Обновлено 17.05.2023

Пять лучших «олдскульных» шутеров. От DUSK до Ion Fury

Пять лучших «олдскульных» шутеров. От DUSK до Ion Fury - изображение обложка

Ностальгия — крайне ходовой товар в игровой индустрии, однако разработчики, от крупных студий до маленьких команд, нередко используют её довольно наглым образом. Неспроста ведь появилось выражение nostalgia bait: старомодная форма часто всего лишь маскирует отсутствие какого бы то ни было внятного содержания. Нет ничего проще, чем списать отсутствие собственных идей на «верность традициям», — особенно в жанре шутеров, который, кажется, застыл во времени.

Но порой встречаются проекты, которые необычайно умело сочетают дух «старой школы» с современным, качественным геймдизайном. Существуют старомодные до мозга костей шутеры, которые играются свежо и удивляют своими идеями. Собственно, о них мы и расскажем в сегодняшней подборке.

ULTRAKILL

Человечество мертво, кровь — это топливо, ад переполнен. ULTRAKILL ощущается как то, что id Software хотела сделать с Doom Eternal, но постеснялась. Это невероятно динамичный, жестокий, безумно стильный экшен, плод запретной любви между Quake и Devil May Cry — Devil May Quake, если угодно. Без нарочито мудрёного лора, раскидистых деревьев прокачки и лабиринтообразных уровней — только драйв, орды монстров и агрессивный брейккор, орущий в наушниках.

ULTRAKILL ставит игроку две простые цели: пройти все круги ада, вдохновлённого «Божественной комедией» Данте, и уничтожить его обитателей максимально изощрёнными способами, чтобы набрать побольше очков. Ни о чём другом волноваться не нужно. Оружие не нуждается в перезарядке, патроны бесконечны, здоровье восстанавливается автоматически — до тех пор, пока вы проливаете кровь и впитываете багровое топливо. А хитроумных способов пролить кровь в ULTRAKILL полно: по разнообразию, скорости и глубине механик её даже не с чем толком сравнить — по крайней мере, если говорить строго о шутерах. Вы можете скользить по арене, расстреливая демонов в подкате, отталкиваться от стен, распрыгиваться и совершать рывки в воздухе. Подбросить монетку альтернативным огнём стартового пистолета, а затем дать по ней залп из рейлгана, чтобы луч рикошетом прошил целую толпу врагов. «Ускорить» выстрел из собственного же дробовика, буквально ударив дробь кулаком, или перегрузить его (передёрнув помпу несколько раз) до состояния мини-ядерной боеголовки и броситься в самоубийственную атаку. Каждый раз, когда кажется, что игра уже раскрыла все карты, обязательно находишь какой-нибудь новый абсурдный трюк — и хочется пробежать пройденные уровни заново, побить старые рекорды, найти секреты.

Расстраивает только одно: сейчас в ULTRAKILL сравнительно мало контента. Первый из трёх запланированных актов можно пролететь на одном дыхании за час, а выход из раннего доступа пока намечен на конец года. Да и то не факт, так как за разработку отвечает всего один человек — соло-разработчик под ником Hakita. С другой стороны, даже один час в ULTRAKILL дарит больше эмоций, чем 90% законченных шутеров — хоть независимых, хоть крупнобюджетных.

Amid Evil

Если Doom 2016 года часто называют «играбельным хэви-метал альбомом», то Amid Evil — это признание в любви пауэр-металу. Фэнтезийный эпик в духе Hexen и Heretic, где легендарный герой, призванный богами, должен уничтожить великое зло, поселившееся во всех уголках света. Усмирить культистов Солнца и Луны, изгнать паразита, подчинившего себе древний орден Стражей, одолеть магов, призывающих кристальных монстров из другого измерения… В общем, совершить подвиги, достойные рок-баллады.

Как ни странно, Amid Evil в первую очередь удивляет презентацией: для «ностальгического» шутера она поразительно хорошо выглядит. Визуальный ряд радует буйством красок и навевает ассоциации с обложками всё тех же пауэр-метал альбомов, а миры, через которые предстоит пройти герою, не перестают завораживать. Величественные храмы, залитые солнцем руины древних цивилизаций, зависшие посреди пустоты космоса зловещие святилища, стимпанковые фабрики, будто созданные строггами из Quake 4, — у зла в Amid Evil поистине много форм. И арсенал для борьбы с ним не менее эзотерический. Вместо привычного дробовика — магическая сабля, разрезающая монстров лезвиями зелёной энергии. Функцию пулемёта выполняет трезубец, бьющий молниями, а в качестве альтернативы базуке — иссохшая когтистая лапа, стреляющая миниатюрными планетами. Правда, любоваться оружием будет решительно некогда: сражения в Amid Evil быстрые и беспощадные, как и положено жанру. Возможно, в отличие от других игр в списке, она не так уж впечатляет механиками, но динамика геймплея и антураж магического эпоса искупают это с лихвой.

DUSK

Хотя технически Dusk можно назвать старомодным шутером, на деле это, пожалуй, будет не совсем правильно. Игра Дэвида Шимански — это искренний, тщательно выверенный оммаж экшенам эпохи id Software и Monolith Productions , антология старых добрых клише, знакомых тропов и геймдизайнерских приёмов того времени. В Dusk узнаются черты многих значимых шутеров конца девяностых и начала нулевых: от приснопамятных Doom и Quake до Redneck Rampage, Serious Sam и оригинальной Half-Life. При этом чувства, что автор бесстыдно давит на ностальгию по давно ушедшим временам, не возникает и в помине: игра не копирует свои источники вдохновения, а берёт их элементы и обыгрывает на собственный лад.

Тем не менее, больше всего в Dusk заметно влияние легендарной Blood — с лёгкими нотками первых двух Quake. Искатель сокровищ в широкополой шляпе прибывает в захолустный городок в поисках богатства, но обнаруживает лишь полчища культистов и призванную ими нечисть. Придётся стрелять по демоническим козам из двух рычажных дробовиков, носиться по кукурузным полям от пугал, вооружённых двустволками, охотиться на рогатых вендиго с винтовкой, пить целительное пиво и отбивать вражеские пули серпами… Но затем луизианская готика плавно сменяется индустриальными пейзажами, а затем и вовсе уходит в космический хоррор. Dusk ничуть не скрывает, что и откуда она подглядела, поэтому искушённому игроку, знающему первоисточники наизусть, она запросто может показаться вторичной — но это абсолютно не мешает получать от процесса удовольствие. Отзывчивое управление, отличная отдача при стрельбе, миллион спрятанных пасхалок и секретов, грамотный левелдизайн и угольно-чёрный юмор — что ещё нужно для хорошего вечера?

HROT

Если вы когда-нибудь задавались вопросом о том, как выглядела бы Quake, если бы её создали в Восточной Европе, то… во-первых, зачем, а во-вторых — такая игра действительно существует, пускай и в раннем доступе. HROT от соло-разработчика Spytihněv — это грязно-коричневый, депрессивный шутер в декорациях социалистической Праги. Путь Чехословакии к светлому коммунистическому будущему обернулся катастрофой: страну захватили непонятные люди в противогазах, города заполонили странные создания. Так что главному герою, гордому обладателю значка «Готов к труду и обороне», придётся выполнить свой гражданский долг и лично отбить родину из лап захватчиков.

Сделать это будет непросто: запутанные уровни полны врагов, а ресурсы здесь в остром дефиците — здоровье придётся восстанавливать, поедая консервированную свиную кровь и пакеты с сухим молоком. HROT в принципе обыгрывает наследие советской эпохи с едкой иронией, лежащей где-то между абсурдом, реализмом и термоядерной «клюквой». На улицах Праги тут и там встречаются плашки с реальными пропагандистскими лозунгами, но в спортзале заброшенной школы скачет оживший деревянный «козёл». Финальный босс первого эпизода игры — бывший президент Чехословакии Клемент Готвальд на механических паучьих лапах, а сам эпизод называется Kiss Me Gustav (в честь того самого Густава, что целовался с Брежневым). При этом сатира нисколько не мешает игре нагнетать мрак и хорошо знакомое ощущение безысходности. Блёклая и однообразная цветовая палитра, давящая на глаза, понравится далеко не всем, однако она отлично создаёт настроение — как и эмбиент, похожий то ли на скрежет метала, то ли на гул линий электропередач. У создателя HROT явно есть творческое видение, выходящее далеко за рамки привычной ностальгии.

Ion Fury

Ion Fury — это та Duke Nukem Forever, которой мы не дождались в своё время. Безумцы из 3D Realms и студии Voidpoint настолько привержены своему делу, что взяли и выпустили игру на Build Engine — движке почти тридцатилетней давности — в 2019 году. Да, на том Build Engine (пускай и сильно модифицированном), что когда-то послужил ядром для оригинальной Duke Nukem 3D, Shadow Warrior и Blood.

Страшно подумать, каких усилий это стоило разработчикам, но в итоге цель полностью оправдала средства: Ion Fury по праву можно назвать самым аутентичным «олдскульным» шутером последних лет. Это не подражание классике, а классика, преображённая с помощью современных технологий и нескольких десятков лет опыта. Огромные, полные маленьких деталей и секретов локации, шикарная спрайтовая графика с вкраплениями вокселей, по-настоящему (местами даже чересчур) сложные перестрелки, Джон Сейнт-Джон в роли злого профессора, чьи киборги сеют хаос на улицах киберпанкового мегаполиса. Соскучились по брутальному идиотизму киношных боевиков восьмидесятых? С бессмысленными взрывами, пафосом, ванлайнерами и нарочито плохой актёрской игрой? Держите трёхствольный, восемнадцатизарядный револьвер, пистолет-пулемёт с зажигательными патронами и самонаводящиеся бомбы, катящиеся к жертвам как шары для боулинга. Ion Fury старомодна во всём, в чём нужно, но при этом ощущается современной в правильных местах: по уровню качества, проработки, вложенных стараний. Такие игры попросту не стареют.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь