Tom Clancy's Splinter Cell
Его родители — Том Клэнси и Ubi Soft Montreal. Фамилия — Фишер. Имя — Сэм. Серьезный? — спросите вы. Не слово! Серьезней некуда! Да разве можно быть несерьезным — при такой-то профессии? Ведь Сэм у нас ученый.Ученый незаметно проникать на тщательно охраняемые объекты противника и аккуратно делать оттуда ноги.Ученый убивать несчитанным количеством способов или, если надо, обходиться и вовсе без убийства.Ученый без стрельбы и прочей ненужной шумихи __ срывать самые изощренные замыслы злодеев любой национальности, вероисповедования и образовательного уровня. В общем, мужик что надо! Человек-невидимка Зная профессиональные возможности Сэма, нетрудно угадать место его работы. Люди с подобным “образованием” автоматически попадают в сферу интересов спецслужб, будь то отечественные ГРУ и СВР или забугорные ЦРУ и МИ-6. Нашему герою удалось отхватить тепленькое местечко в ячейке Третьего Эшелона — оперативного подразделения Агентства Национальной Безопасности (АНБ) США. О том, насколько серьезно это подразделение, свидетельствует тот факт, что именно Сэма отправляют в Грузию на
Редкий кадр - Сэм на освещенной платформе. Обычно он предпочитает оставаться в тени.
поиски двух пропавших агентов ЦРУ — профессионалов экстра-класса. Впрочем, пропажа коллег — это еще цветочки, ягодки будут потом. Ибо борзописец Клэнси, следуя традиции, выдумал для США очередной глобальный кошмар. У руля Грузии стоит президент Комбайн Николадзе (не стоит смеяться — в раннесоветские времена детишек и не такими именами одаривали), который сильно обозлен на весь мир, а на США в особенности. Зловещий земляк Сталина и Берии развязывает войну против Штатов. Естественно, не с помощью грузинской армии, которая, как правильно подметил Задорнов, больше всего похожа на хор. Нет, в ход идут новые методы агрессии — электронные. Николадзе собирает под своим началом нескольких высококлассных хакеров, которые тут же начинают взламывать компьютерные сети, принадлежащие США. От этого в звездато-полосатом государстве начинает что-то взрываться, рушиться и сходить с рельс. Есть жертвы. Население потихоньку впадает в панику. Парализованы почти все гражданские коммуникации — даже экстренное обращение президента к народу прерывается на самом интересном месте. Короче, плохо дело. Маленькое лирическое отступление. Дело в том, что в США противодействием масштабному взлому компьютерных сетей, перехвату контроля над каналами связи и прочему высокотехнологичному терроризму занимается как раз АНБ. Так что Сэму ну никак не удастся отмазаться от перспективы заняться спасением Родины. Да он, в общем-то, и сам не прочь надрать злодеям… ну, допустим, уши. Не ищите его в Красной книге С того самого момента, как Сэм десантируется на территорию Грузии, игроку предстоит погрузиться в настоящий stealth-action. И слово “настоящий” выделено не просто так. В последние годы появилось громадное количество недоэкшенов, горделиво щеголяющих приставкой stealth. Эта “стелсовость” обычно заключается в том, что в некоторых местах можно прятаться в тени (а можно и не прятаться), пару раз получится бесшумно снять противника, а на одном из уровней игрока, быть может, даже лишат оружия. И все — никаких специальных возможностей и приспособлений, позволяющих развернуть активную и скрытую ото всех деятельность. Поэтому на выходе получается обычный экшен, который проходится с пионерским гиканьем, обильной пальбой во все стороны света и безо всякой конспирации. Так вот. Splinter Cell — породистый
Враг. Пока что живой. И тепленький, зараза. Но это поправимо.
stealth-action, ярко изобличающий все вышеописанное безобразие. Видите маленькую шкалу, что в нижнем правом углу экрана? Обязательно познакомьтесь с ней поближе, а лучше — заведите роман. Она показывает, насколько хорошо Сэма видно и слышно в данный момент. Если индикатор ближе к правому концу шкалы, то все, сливайте воду — вы гремите и искритесь, как карнавал в Рио-де-Жанейро. А если наоборот — то вас тут просто нет. Для врагов вы пустое место, тень, воздух, стена, потолок — но никак не агент АНБ. И чем чаще будет именно так, тем лучше для вас. Для успешной и благополучной stealth-жизни ребята из Ubi Soft Montreal экипировали Сэма впечатляющим арсеналом высокотехнологичных побрякушек (гэджетов). Да и сам Фишер — парень не промах. Например, он знает целую кучу способов перемещаться в пространстве. Хотите узнать, каких именно? Сэм-гимнаст Естественно, Сэм умеет ходить — как в полный рост, так и присев. Скорость ходьбы контролируется колесом мыши — чрезвычайно удачное решение. Это позволяет, скажем, очень медленно и оттого практически бесшумно подкрадываться к охраннику, а затем, сократив расстояние до пары метров, крутануть колесо и совершить мощный бросок на максимальной скорости. Результат, поверьте, превзойдет все ожидания. Сэм знает, как грамотно использовать стены и углы. К стенам он может буквально прилипать и двигаться вдоль них — и не оторвется, даже если вашу руку с мышью вдруг сведет судорога. Достигнув в таком положении угла, агент АНБ не прыгает из-за него навстречу неизвестности а-ля Макс Пэйн, а лишь осторожно высовывает голову, чтобы осмотреться. Умеет Сэм и прыгать. Подойдите к стене и нажмите “прыжок” два раза — наш герой подпрыгнет и, оттолкнувшись ногой от стены, взлетит на высоту человеческого роста. А теперь опробуйте ту же самую комбинацию клавиш в узком проходе, например, между двумя шкафами — и Сэм вознаградит вас знаменитым split jump’ом, повиснув на распорке из собственных ног в паре метров над землей. Это положение очень удобно, чтобы спрыгивать на ничего не подозревающих патрульных. Что еще умеет Сэм? Да много чего — обо всем сразу и не вспомнить. Не можете спуститься с крыши? Найдите торчащую трубу — Сэм тут же обвяжет вокруг нее веревку, которая доставит его на любой
Противники очень тщательно выбирают позиции для стрельбы. Впрочем, это их редко спасает.
этаж. Кто-то протянул между зданиями канат? Ой, спасибо — это же идеальный транспорт! И быстро, и весело, и вряд ли кто заметит. А здесь каната нету? Но ведь есть труба. И неважно, течет ли по ней нефть, вода или отходы жизнедеятельности — Сэм не боится утонуть или испачкаться. Все это позволяет Сэму быстро и незаметно достигать практически любой точки на территории врага. Однако с помощью одной только физкультуры спецзадание не выполнишь. Да и сам Фишер вовсе не стремится иллюстрировать известное выражение “сила есть — ума не надо”. При необходимости он прибегает к помощи хитрых гэджетов. Снова хотите узнать, каких именно? Сэм-технократ Первый гэджет сопровождает Сэма всю игру, уютно пристроившись у него на лбу. Это — универсальное устройство, объединяющее в себе прибор ночного видения и тепловизор (в самом начале игры будет доступен только ПНВ). С ПНВ все, в общем-то, понятно — позволяет видеть в темноте. Кстати, черно-белая с серыми оттенками картинка выглядит куда более контрастной, чем популярные во многих играх черно-зеленые палитры. Тепловизор — устройство более узкоспециализированное. Во-первых, он придет на помощь и в кромешной тьме — ребята из Ubi Soft Montreal знают, что любой уважающий себя ПНВ работает только в присутствии хотя бы пары фотонов света. Во-вторых, если постараться, то с помощью тепловизора можно обнаружить врагов даже за стенкой. Ну и, наконец, в-третьих — высший пилотаж при использовании данного устройства! — с помощью тепловизора можно разглядеть только что введенный на цифровой панели код доступа. Но смотреть надо очень внимательно — нажатые клавиши быстро остывают. Следующий полезный гэджет — микрокамера с оптоволоконным проводом, позволяющая заняться подглядыванием в сугубо рабочих целях. Камеру можно без труда просунуть под любую дверь и посмотреть, что же там, за ней — отряд головорезов со злобными лицами или кладовая, полная полезных припасов. Ну, а на случай, если необходимая дверь вдруг окажется заперта, Сэм носит в кармане комплект отмычек. Их использование реализовано очень оригинально — необходимо методом научного тыка подобрать комбинацию клавиш на клавиатуре, открывающую дверь. При этом время, которое будет потрачено на возню с замком, зависит исключительно от сноровки игрока. В том же кармане, рядом с отмычками,
Охранник еще не знает - что за подарок сейчас свалится на него с потолка.
завалялись лазерный микрофон (позволяет подслушивать разговоры), глушитель камер слежения (просто выводит их из строя) и море других, мелких, но временами очень полезных устройств. Отдельным списком идут гэджеты, которые можно выстреливать из подствольного гранатомета, коим укомплектована винтовка. Гранаты с усыпляющим газом, две разновидности обездвиживающих зарядов… Хотите посмотреть, что творится на другом конце коридора? Пожалуйста — к вашим услугам выстреливаемая мини-камера на липучке, да еще и с дистанционным управлением. Или более продвинутый вариант — та же самая камера, но впридачу умеющая свистеть (!), подманивая охранников, и выпускать им в лицо струю усыпляющего газа (!!). Весело и эффективно! Однако даже с помощью гэджетов не всегда можно выполнить спецзадание. Да, еще на тренировках инструктор говорил Сэму, что оружие — последний аргумент, и пользоваться им нужно только в случае крайней необходимости. Однако он малость слукавил — кое-где без хорошего пистолета делать нечего. И будьте уверены — дойдя до подобного места, Сэм хладнокровно воспользуется одной из своих пушек. И вы в третий раз хотите узнать — каких? Сэм-воин Самое первое оружие Сэма, с которым он никогда не расстается, — это его пудовые кулаки. Ими можно аккуратненько оглушать врагов со спины. Если же противник в последний момент вдруг заметит Сэма, тоже не беда — пара встреч кулака с лицом, и инцидент будет исчерпан. Удачно подкравшись к оппоненту со спины, можно аккуратненько взять его в захват и использовать в корыстных целях. Например, замечено, что всякие важные персоны становятся очень разговорчивыми, если на несколько секунд ограничить доступ воздуха в их легкие. А в порыве разговорчивости они могут и полезную информацию сболтнуть — например, код от двери в секретную зону. Не говорят? И это не беда. Оглядитесь — вдруг рядом есть сканер сетчатки? Если да, то ткните захваченного гражданина туда лицом — вдруг подойдет? Не получилось? Тогда вы наверняка уже слышите топот ног — то бегут взволнованные охранники. Используйте злополучное тело в качестве живого щита во время перестрелки — не пропадать же добру. Чем еще хороши руки Сэма, так это тем, что с их помощью можно и гранаты кидать, и реагирующие на движение мины ставить. В общем, универсальное многоцелевое оружие!
Портрет на память: Гиви-охранник, Сэм и его пистолет.
Из стрелкового вооружения у Сэма имеется пистолет с глушителем калибра 5.7 мм и модерновая винтовка SC-20K калибра 5.56 мм с подствольным гранатометом, оптическим прицелом и кучей других прибамбасов. Из пистолета с глушителем можно стрелять практически в любом положении. Например, аккуратно высунувшись из-за угла. Или повиснув на трубе. Или спускаясь вдоль стены по веревке. Винтовка — оружие более грубое, но и более мощное. Кроме того, у нее есть снайперский режим. Кстати, подобная реализация стрельбы из винтовки с оптическим прицелом на моей памяти встречается в играх первый раз. Дело в том, что для эффективной стрельбы необходимо задерживать дыхание — только тогда прицел перестанет скакать как бешеный. Естественно, что время задержки дыхания ограничено. Не успели — прицеливайтесь снова. Но кое-что мешает стрелять везде, где хочется. Во-первых, боезапас крайне ограничен, да и далеко не всегда его можно пополнить — поэтому патроны приходится экономить. Во-вторых, в некоторых миссиях… Впрочем, миссии — это уже совсем другая история. Как? Вы и тут хотите узнать подробности? В тисках и на свободе И кампания, и сами миссии практически полностью линейны. Лишь в паре заданий имеются небольшие вариации — например, в одно и то же место можно пройти по коридору или пробраться через вентиляцию. В остальных случаях у Сэма всего одна дорога, и даже если на ней попадется развилка, то один из путей вскоре оканчивается тупиком. Впрочем, Splinter Cell — это та игра, в которой на линейность не обращаешь никакого внимания. Ведь проходить ее можно по-разному — все зависит от стиля конкретного игрока. Кому-то захочется как можно чаще видеть Сэма гимнастом, кому-то — технократом, а кому-то — десантником. Многочисленных противников можно просто обойти, грамотно используя тени и укрытия. Однако в случае, если что-то пойдет не так, Сэма атакуют сразу с двух фронтов. Тогда можно попробовать поступить с супостатом более грубо — уничтожить. Но в этом случае возрастает и вероятность поражения самого Сэма — враги в Splinter Cell отнюдь не балбесы. А если потратить гэджет и обезвредить противника с безопасного расстояния? Но гэджеты — не бесконечны, и вполне вероятно, что истраченный заряд окажется чертовски нужен в ближайшем будущем. Словом, игрок волен выбирать.
Сэм собрался сходить в гости. Через окно.
Правда, иногда свободу выбора резко ограничивает начальство, которое ставит дополнительные условия выполнения миссии. Например, если во время действий в Грузии Сэма не особо ограничивают в мерах и позволяют убивать врагов больно, часто и с размахом, то в офисе ЦРУ (да-да, есть и миссии на американской территории) придется работать предельно аккуратно — как-никак, не врагов нейтрализуем, а коллег и сограждан. На это задание Сэму даже оружия не дадут — “врагов” можно только оглушать, а гибель даже одного сотрудника ЦРУ приводит к проигрышу. Миссии разнообразны, интересны и по большей части логичны (за парой досадных исключений). Вот мы следим за хакером с охраной, которым неизвестно что понадобилось на буровой вышке. Условия жесткие — не выдать себя, но при этом и не отстать. Неожиданно по платформе наносит удар американская авиация. Продолжаем следить. Неожиданно задание меняется: на хакера можно плюнуть, главное — захватить его кейс. А вот мы в офисе компании Kalinatek сражаемся с русскими мафиози (ну как же Клэнси — да без Russian Mafioso!). Жестокие перестрелки следуют одна за другой. Неожиданно один из освобожденных сотрудников сообщает, что в здании заложена бомба. Счетчик включился, и на нем совсем мало минут. Подходы к бомбе заминированы несколькими маленькими взрывными устройствами. Обезвреживать их нет времени, — просто стремительно пробегаем мимо либо достаем винтовку и расстреливаем бомбы одну за другой. Вот и основная — запрятана в конце комнаты, где вовсю полыхает пожар. Пятнадцать секунд. Искать оптимальный путь нет времени, — и Сэм бросается через огонь. Десять секунд. Изрядно потрепанный огнем Фишер склоняется над пультом. Успеет? Пять секунд… Три… Уф, получилось! Вверх тормашками Splinter Cell великолепно подходит для
Знаменитый split-jump. Исполняется в первый, но далеко не в последний раз.
принудительной смены мировоззрения тех игроков, которым не случалось иметь дело с настоящим stealth-action. Чтоб играть успешно, нужно распрощаться с экшеновскими замашками и не пытаться пройти уровень одним мощным рывком. Splinter Cell не приветствует такой подход — надпись “Mission Failed” появится спустя пару минут игры, не больше. Идти по миссиям Splinter Cell следует неторопливо, останавливаясь перед каждой дверью, выглядывая из-за каждого угла и засекая любую мелочь — будь то выключатель света, кнопка аварийной сигнализации или просто тень от шкафа. Свет можно вырубить, когда в комнату войдут два охранника без приборов ночного видения. На подходе к сигнализации можно придушить запаниковавшего техника. Ну, а в тени от шкафа очень хорошо прятать трупы, чтобы они не мозолили глаза оставшимся в живых, побуждая их объявить тревогу. Splinter Cell постоянно заставляет искать изящное решение проблемы. Не забудьте об уважении к противнику — он того заслуживает. Искусственный интеллект в Splinter Cell проработан очень тщательно. Противники заметно отличаются — один охранник более ленив, зато второй поднимает панику, едва заслышав подозрительный шорох. В бою они очень опасны — всегда стараются выбрать наиболее удобную позицию, не брезгуют спрятаться за углом и позвать на помощь. В то же время в действиях врагов угадывается некая система. Можно и график движения охраны подсчитать, и наиболее вероятные действия противника в тех или иных ситуациях предсказать, — надо лишь быть внимательным и аккуратным. Реалии игры Взятая Splinter Cell планка выставляет совершенно иные требования и к качеству исполнения. Играя, начинаешь машинально подмечать такие мелочи, на которые в менее масштабной и скрупулезной игре просто не обратил бы внимания. Увы, но некоторые недостатки все-таки есть. Вот, например, Сэм сидит в тени — прячется. Если верить шкале, он практически незаметен. И правда — охранники его не видят. Также они “не видят” светящийся неоновыми рекламами дисплей висящей на спине Сэма рации и три “глаза” прибора ночного видения. Или, скажем, Сэм заходит в комнату. Спиной к нему стоит охранник. Сэм подкрадывается медленно и бесшумно. Он движется настолько тихо, что скрип от закрывшейся двери больно режет по ушам. Но охранник этого “не слышит” — он умеет различать только шумы и шорохи, произведенные Сэмом. Впрочем, все это можно считать традиционными игровыми условностями. По крайней мере, впечатление от игры они практически не портят. Обидно только, что в РС-релизе Splinter Cell оказалось только десять миссий (тогда как счастливые Xbox’овцы получат еще пять через онлайновую службу). Правда, на цельность кампании это “обрезание” особо не повлияло. *** Я очень
волновался, ожидая выхода Splinter Cell. Слишком много злых языков вещало разные гадости на просторах интернета, да и регулярные сдвиги сроков выхода наводили на некоторые неприятные подозрения. Однако игра удалась, и порекомендовать ее можно любому поклоннику stealth-action. Более того, Splinter Cell — один из самых глубоких, технологичных и продуманных представителей жанра. По количеству нововведений с ним может сравниться разве что знаменитый Metal Gear Solid. При этом Ubi Soft Montreal отлично поработали над графикой. Впрочем, тут сложно было ожидать другого результата — Unreal Technology, как-никак. А вот анимация, хотя и красивая, и плавная, но выглядит ненатурально — ни один человек в мире не смог бы сделать того, что делает Сэм, и так, как это делает Сэм. Что и неудивительно — все его движения прорабатывались вручную. Наверное, это было проще, чем снимать фазы анимации с целой команды акробатов-десантников при помощи датчиков motion capture. Звук, пожалуй, просто не сравним ни с одной из существующих игр. Такого жизнеподобия эффектов EAX я еще не слышал. Просто бросьте банку на пол. И прислушайтесь… А чего стоит шум бьющего по крыше дождя в фойе офиса ЦРУ! Разработчикам удалось создать неповторимую атмосферу настоящего шпионского боевика. Тысячи игроков по всему миру становятся Сэмом Фишером, смотрят его глазами, слышат его ушами и чувствуют его кожей. Теперь они знают, что это такое — быть суперменом, которого в любой момент могут убить. Если он не убьет первым. Или не усыпит. Или не вырубит. Или не прокрадется мимо. Или… Или. P.S. И не забудьте полюбоваться через тепловизор на остывающее тело только что убитого врага — один из главных игровых аттракционов.
Геймплей: 9 Графика: 9 Звук и музыка: 9 Интерфейс и управление: 8 Новизна: 9 Рейтинг Мании: 9.5 Дождались? Сэм Фишер — парень без страха и упрека. В его компании этот шпионский вояж запомнится вам навсегда. Только не стоит повторять все эти фокусы в жизни — чревато травмами и повышенным интересом спецслужб. Оправданность ожиданий: 100%