Чем крута серия Metroid? Разбираем все части
Через месяц стукнет 35 лет одной из самых влиятельных серий в истории индустрии — Metroid. Она стала родоначальницей целого поджанра, названного в её честь, и наряду с The Legend of Zelda ввела моду на нелинейность, бэктрекинг и прокачку в рамках классических action-adventure. На протяжении 2010-х серия пребывала в лимбе, но уже в октябре состоится релиз новой, всего лишь пятой по счёту номерной части: Metroid Dread. В преддверии её выхода мы решили рассказать о том, почему Metroid вошла в историю, как разделилась на две подсерии и как пришла в упадок.
Тройная оригинальность
1980-е были временем смелых экспериментов. Программисты-одиночки или крошечные команды разработчиков создавали игры, способные продаваться миллионными тиражами. Жанры только-только стали устаканиваться, а профессии «геймдизайнер» фактически не существовало: даже в Nintendo всё делали программисты и художники. Причём последние зачастую даже не представляли себе технических ограничений железа, под которое велась разработка. Возможно, именно это и позволило идеям нескольких разработчиков-новичков в стенах Nintendo стать столь амбициозными.
Поначалу они делали двумерный шутер про космического охотника в скафандре. В те времена даже это не было банальным: ключевые для жанра run-and-gun Rolling Thunder и Contra ещё не вышли. Но на этом разработчики не остановились: хотя до сдачи проекта у них было совсем немного времени, они решили вместо стандартного скроллинга слева направо предложить игрокам фактически открытый мир, простирающийся во все четыре стороны, а прохождение сделать нелинейным. В Metroid не было такого понятия, как «уровень»: игрок мог в любой момент идти куда глаза глядят — пока на пути не встречалась преграда, требующая какого-нибудь апгрейда скафандра. После чего естественным образом оформлялась цель: найти этот апгрейд. При этом очерёдность сбора улучшений была свободной, а большая часть предметов — опциональной.
Творчески комбинируя различные механики (и, конечно же, используя глитчи), можно было срезать значительную часть пути. Во многом благодаря Metroid на свет появились спидраны
Таким образом Metroid, будучи по своей механике шутером (а не приключенческой игрой с видом сверху, как «Зельда»), сместила акцент с экшена на приключенческую составляющую: исследование мира, бэктрекинг, прокачку. Планета Зебес, по которой бегал наш охотник в скафандре, была полна секретов, которые игроку предстояло найти, а её обитатели вовсе не обязательно были враждебно настроены к герою — кто-то и не пытался нападать, а просто летал или ползал туда-сюда. И это отлично работало на погружение в мир игры: он жил своей жизнью, а не работал механически как часть аттракциона. Действие здесь не вращалось вокруг протагониста, и это подчёркивало ощущение одиночества в чужом мире.
Антураж Metroid также стал её визитной карточкой. Это был практически хоррор; разработчики так усердно вдохновлялись «Чужим» , что одного из немногих боссов назвали Ридли. Мрачные пещеры планеты Зебес отдавали гигеровщиной, и даже музыка по большей части была приглушённой, минорной.
В отличие от большинства игр того времени, Metroid не мучила постоянным дефицитом здоровья или боеприпасов — буквально каждый противник оставлял после себя или лечилку, или амуницию
Помимо необычного антуража и структуры игры разработчики удивили ещё и пятью различными концовками: в зависимости от скорости прохождения игрок получал от протагониста разные приветствия в конце. Самые быстрые награждались изображением героя без скафандра, раскрывавшим главный сюжетный поворот игры: выяснялось, что космический охотник Самус Аран — женщина.
Впрочем, хотя концепция проекта и была выдающейся, исполнение не блистало. Игра была буквально собрана на коленке начинающими художниками, и это бросается в глаза. И дизайн локаций, и расположение потайных ходов и секретов тут не выдерживает никакой критики. А ориентироваться на таких широких просторах без карты ну очень уж неудобно. Так что рекомендовать первую часть Metroid сейчас можно только в целях ознакомления с важной вехой в истории игр.
Ведь она уже включала в себя все ключевые элементы жанра, который впоследствии назовут «метроидвания»: свободное передвижение по миру, поиск перманентных улучшений и новых умений героя и возвращение в старые локации с целью открыть новые пути при помощи свежеприобретённых умений. Увы, другие игры того времени не подхватили эту формулу, поэтому развивать её пришлось самой Nintendo. Впрочем, и она не особенно торопилась это делать.
Шаг назад, два шага вперёд
Ведь вторая часть приключений Самус вышла на маломощной и монохромной Game Boy — и ничего нового, в общем-то, не сказала. Даже наоборот — в отличие от абсолютно открытой первой части, она была достаточно линейной: пока не перебьёшь всех боссов на этаже, следующий не откроется. Словом, Metroid II: Return of Samus ничего важного не привнесла, зато потеряла одну из важнейших составляющих первой части.
Единственная причина вообще вспоминать о второй Metroid — её сюжет. Хоть он и укладывается всего в две строчки, его влияние на будущее серии сложно переоценить.
В первой части Metroid охотница Самус Аран отправилась на планету Зебес, чтобы помешать космическим пиратам разводить метроидов — жутких тварей, способных высосать энергию из любого живого существа. Она победила всех предводителей пиратов — Крэйда, Ридли и искусственный интеллект под названием Mother Brain — и разрушила их базу. Ура, миссия закончена.
Но метроиды всё ещё существуют на своей родной планете SR388. И во второй части Самус отправляется туда, чтобы окончательно с ними покончить. После того, как погибает последний из монстров, огромная Королева, из яйца вылупляется ещё один метроид, совсем малютка. Он кружит вокруг Самус, думая, что она его мать, и та берёт его с собой.
Этот акт милосердия — первое проявление характера героини — очень впечатлил Ёсио Сакамото, работавшего в качестве художника над первой Metroid и полностью пропустившего вторую. Именно Сакамото возглавил разработку последующих частей основной линейки Metroid, и его интерпретация Самус во многом опиралась именно на эту сцену.
Впрочем, в написанном Сакамото продолжении Самус всё ещё не демонстрировала эмоций, хотя на SNES это уже можно было реализовать. Да и сама по себе третья часть выглядела как ремейк первой: Самус привезла малютку-метроида учёным, а тут откуда ни возьмись прилетел Ридли и унёс его назад на Зебес. А там уже успешно возродились и Крэйд, и Mother Brain, и база космических пиратов — и Самус надо снова зачищать всё те же места. Ah shit, here we go again.
Надо признать, Зебес буквально за одно консольное поколение очень похорошел
Super Metroid легко упрекнуть во вторичности, но это не умаляет её исторической ценности: сохранив и приумножив все достоинства оригинала, она стала первой ААА-«метроидванией», эталоном на годы вперёд. В ней наконец-то появилась карта, отмечающая и посещённые места, и комнаты с предметами; дизайн уровней в кои-то веки удался, управление стало удобным, а локации — красочными и запоминающимися. Наконец, в арсенале Самус появился сканер, позволяющий распознать тайные проходы. Super Metroid стала систем-селлером SNES — хитом, на который Sega нечем было ответить.
Вдобавок, как и полагается классике, она сохранилась довольно неплохо: её с удовольствием можно пройти и в 2021-м. Правда, вторая половина игры всё же заметно провисает (особенно в подводных сегментах), а некоторые даже не секретные, а обязательные проходы замаскированы так садистски, что сам чёрт ногу сломит. При этом именно Super Metroid стала последней по-настоящему нелинейной частью серии.
В финале Super Metroid отъевшийся на пиратских харчах малышка-метроид спасает свою «маму» в битве против Mother Brain, героически жертвуя собой
После третьей части серия взяла тайм-аут, пропустив Nintendo 64, зато в 2002-м вернулась сразу с двумя выпусками, которые никак не были связаны между собой. Четвёртой номерной частью занимался всё тот же Сакамото, а за переход серии в 3D отвечала новая, никому не известная американская студия. Никто и не ожидал, что она сможет утереть японцам нос, но чудо всё же произошло.
Перерождение
Ранняя история Retro Studios оптимизма не внушала. Её основатель заключил договор с Nintendo, ещё не создав компанию; даже не получив на руки девкиты, маленькая студия тут же принялась работать сразу над четырьмя проектами. Итоги первого года существования Retro были неутешительны — но тут вмешалась Nintendo, фактически отстранив основателя от управления студией. В Техас вылетел сам Сигеру Миямото и принялся рубить сплеча. Три из четырёх проектов бесцеремонно отменили; в четвёртом, шутере от первого лица, легендарный геймдизайнер увидел потенциал. Приготовившиеся к худшему сотрудники Retro получили предложение, от которого сложно было отказаться: сделать на своём движке новую часть Metroid.
Но перенос игры из 2D в 3D без потери сути первоисточника — задача очень непростая. Разработчики поначалу думали использовать вид от третьего лица, но Миямото наложил вето на это решение. Ещё он подкидывал разработчикам идеи: например, «А что, если бы у Самус были глаза жука?». Так у шлема героини появились различные визоры — фильтры, позволяющие взглянуть на окружение иначе.
Пожалуй, самым важным из них стал сканер, подсвечивающий все интересные объекты в поле зрения и выдающий информацию о них. Благодаря ему уровень погружения в мир игры вырос в разы: он позволял считывать древние письмена погибшей цивилизации и рассказывал о каждом встреченном представителе флоры и фауны. Но не менее важной была и его функциональная роль: он показывал все скрытые пути, подсказывал, что именно нужно для их открытия. Благодаря сканеру игрок всегда понимал, что его окружает и на что стоит обратить внимание. Необходимость тыкаться во все стены подряд, как в двухмерных «Метроидах», исчезла.
А все ключевые особенности сохранились. Metroid Prime была всё той же игрой про исследование просторов чужой планеты, поиск улучшений скафандра Самус и сражения с противниками — но теперь в красочном, высокодетализированном трёхмерном мире. Вид от первого лица не превратил игру в FPS: чтобы подчеркнуть, что экшен тут не главное, Retro ввела автоприцел. Даже битвы с боссами тут чаще были испытанием на сообразительность, а не на скорость реакции.
Prime стала гораздо более линейной по сравнению с Super Metroid: важные улучшения тут берутся в строгом порядке. А если игрок долго не может понять, куда дальше, игра услужливо выдаст подсказку
Как Ocarina of Time перенесла суть «Зельды» в третье измерение, так же и с Prime серия Metroid показала всему миру, что даже с привычным видом от первого лица можно делать игры совершенно иного толка. Metroid Prime стала одной из самых высоко оценённых игр в истории и остаётся актуальной и до сих пор.
А каков саундтрек!
Примус нуждается в починке
Вслед за ошеломительным успехом Metroid Prime последовали и сиквелы. В Metroid Prime 2: Echoes Самус посетила планету, у которой была тёмная сторона; там ей постоянно приходилось прыгать между двумя ипостасями каждой локации. С точки зрения головоломок это решение было неплохим, но оно сильно ударило по арт-дизайну: вторая часть вышла очень серой. А наличие персонажей, выдающих задания, ударило по ощущению свободного исследования чужой планеты, ничего не предложив взамен.
Третья же часть вышла не на GameCube, а на Wii — и она уже вовсю использовала свободный прицел, управлять которым стало гораздо удобнее благодаря пульту. Metroid Prime 3: Corruption стала отличной демонстрацией умелого применения нового типа управления — и в боях, и в головоломках. Однако от духа старого «Метроида» в ней почти ничего не осталось. Самус тут посещала несколько планет по очереди, из-за чего приключение теряло целостность. А на первый план вышло повествование: катсцены и заскриптованные сегменты, с одной стороны, были для серии в диковинку и разнообразили происходящее, с другой — не очень-то ей подходили. Третья часть стала самой «блокбастерной», линейной и простой в трилогии Prime.
Владельцы Wii катались на крюке по летающему в небе городу задолго до BioShock Infinite!
Между второй и третьей частями вышли два любопытных спин-оффа для Nintendo DS, которые я недавно упоминал в списке лучших игр для портативной платформы. Это Metroid Prime Pinball, отличное переложение путешествий Самус из первой Prime в форму пинбола, и Metroid Prime Hunters, толковый мультиплеерный шутер с совершенно постыдной одиночной кампанией, о которой лучше не вспоминать. Hunters и Corruption многое сделали для расширения вселенной Metroid, представив других космических охотников: про любого персонажа Hunters можно было бы сделать собственную игру, и простор для потенциальных продолжений был огромен.
Но Retro (из которой уже ушли почти все разработчики Prime) занялась переосмыслением Donkey Kong Country. А продюсер Кенске Танабе, которого Миямото назначил курировать серию ещё во времена разработки первой части Prime, почему-то решил посвятить следующую игру не Самус и не колоритным наёмникам, а бойцам Федерации — буквально статистам-краснорубашечникам. И сделать упор на шутерную составляющую. И сделать обрывочные короткие миссии вместо исследования целостного мира. И выбрать для игры уродливый арт-дизайн с супердеформированными героями. И…
Когда Metroid Prime: Federation Force показали публике на Е3 2015, больше 90% реакций на трейлер были негативными. Фанаты даже создали петицию с просьбой отменить игру — она собрала 24 тысячи подписей. Танабе настаивал, что игре стоит дать шанс, но она его явно не заслуживала: на релизе Federation Force собрала жалкие 64 балла на Metacritic и не попала ни в один чарт продаж. Это была катастрофа абсолютно на всех уровнях, начиная с самой концепции и заканчивая геймплеем, который не спасал даже кооператив. И этим релизом Nintendo отметила тридцатилетие серии!
Это фиаско, впрочем, не пошатнуло позицию Танабе, и он доверил разработку Metroid Prime 4 «новой и талантливой команде», которую он, впрочем, не стал даже называть (по информации Eurogamer, это было сингапурское подразделение Bandai Namco ). На Е3 2017 нам показали логотип, и… воз и ныне там. В 2019-м работа «новой и талантливой команды» была признана неудовлетворительной, и Танабе побежал назад к Retro. Хочется надеяться, что хоть у них получится что-то толковое.
Прощание с пиксель-артом
Но вернёмся назад в прошлое, в 2002 год, когда пути 2D- и 3D-частей окончательно разошлись. Серия Prime даже в свои самые сюжетно насыщенные моменты не претендовала на связь со старым каноном: фанаты просто решили, что, раз Самус уже знакома с Ридли, но метроиды ещё не истреблены окончательно, то события всех «Праймов» происходят где-то между первой и второй частями. Но с тем же успехом их можно было вынести в параллельную вселенную — какая разница?
А вот кого волновал старый канон, так это Ёсио Сакамото: он был настроен продолжать и развивать историю Самус. Хотя продолжать её было сложно: последний метроид погиб, космические пираты разгромлены, а для того, чтобы они опять не возродились на Зебесе, Самус взорвала всю планету. Что ж дальше?
А дальше популярный сценарий «древнее зло пробуждается». Как выяснилось, метроиды были искусственно выведены именно на планете SR388, потому что там водились страшные Х-паразиты, которые не только ели всё живое, но и мимикрировали под другие организмы. Отправившись на SR388 выяснять, что там происходит, Самус оказывается заражена паразитом и терпит крушение. Учёные спасают её при помощи клеток того самого метроида-малышки, которого она привезла им на изучение раньше.
Так серия Metroid нарративно повторила киноцикл, в своё время вдохновивший её появление: во второй части героиня расправилась с королевой Чужих, в третьей — увезла с собой младенца Чужого, который в финале погиб, а в четвёртой возродилась, впитав в себя часть тех, с кем боролась всю жизнь. И оказалась заперта на космическом корабле, где выводились монстры. Героиня хочет уничтожить корабль, а её бортовой компьютер напоминает, что Компания Федерация желает использовать этот новый чудный организм в качестве биологического оружия. Параллели напрашиваются сами собой.
В отличие от предыдущих частей, Metroid Fusion полна монологов и диалогов: Самус выступает рассказчиком этой истории, а новый бортовой компьютер постоянно направляет героиню в её путешествии по космической станции. Из-за этого Fusion абсолютно линейна: один уровень идёт за другим, скрипты заводят героиню в сцены погонь, сценарий торопится раскрывать повороты.
Самус называет ИИ-собеседника Адамом, потому что он своими манерами напоминает ей офицера, под началом которого она служила в армии. Затем, разумеется, выясняется, что он буквально и есть оцифрованная копия Адама Малковича — человека, который ранее пожертвовал собой ради спасения жизни Самус. Вдвоём они уничтожают космическую станцию вместе со всей планетой SR388 — и тем самым бросают вызов всей Федерации. Что же дальше? А дальше почти 20 лет ожидания сиквела.
Несмотря на несвойственные серии линейность и упор на сюжет, публика приняла Fusion тепло: приятная картинка, удобное управление и солидный дизайн уровней сыграли свою роль. Её можно рекомендовать к прохождению и сейчас, но с важной оговоркой: она не даст вам тот самый игровой опыт, за который все носят на руках Super Metroid — или даже Prime.
Сакамото же вместо сиквела занялся приквелами, мидквелами и ремейками. В 2003-м вышла манга Metroid, раскрывающая очень много интереснейших подробностей. Оказывается, Самус осиротела из-за Ридли, из-за чего у неё сильная травма; она провела юность на Зебесе, и воспитывали её чозо — та самая вымершая раса, по руинам чьей цивилизации мы и гуляем. Ещё манга знакомит с Адамом Малковичем, показывает жизнь в Федерации… И столь интересная и важная часть лора Metroid так и не выходит на Западе. Что вдвойне иронично, ведь в Японии серия Metroid не пользуется и долей той популярности, какую она заработала в США и Европе.
Вслед за мангой выходит и ремейк первой части серии — Zero Mission. С печатным приквелом её связывают редкие катсцены, но сюжет оригинала, как вы помните, достаточно минималистичен, чтобы западные игроки и не догадались о существовании дополнительного контекста.
Zero Mission — такой ремейк, после которого об оригинале можно и не вспоминать. Лучше стало ровно всё. Удобное управление и новые умения из Super Metroid, переделанный дизайн уровней, нормальные бои с боссами, свободное исследование мира при наличии удобных подсказок… Если вы хотите познакомиться с двумерными «Метроидами», начинать стоит именно с неё.
Космодрама
Во второй половине нулевых Сакамото взялся за свой магнум опус — трёхмерную часть Metroid на Wii, сюжетную, полную диалогов и катсцен. Она должна была стать мидквелом между третьей и четвёртой частями и рассказать историю столь важную, по словам самого Сакамото, что продолжение Fusion без неё было бы немыслимым.
На деле же Metroid: Other M не говорит буквально ничего такого, чего мы не знали до этого или не видели в предыдущих частях. Федерация тайно разводит метроидов на очередной космической станции — эка невидаль! Ридли с Mother Brain, только что взорванные вместе с целой планетой, тоже вернулись — молодцы, учёные! Самус грустит о погибшем малютке-метроиде, а Адам Малкович героически жертвует собой, чтобы спасти свою подопечную и уничтожить Mother Brain вместе с новыми, особенно опасными чудищами… В общем-то, всё закономерно.
Другое дело, что тут это представлено в катсценах, суммарная продолжительность которых составляет два часа — фактически четверть всего хронометража. То есть довольно простая история подаётся многословно, с подробностями, с пространными эмоциональными внутренними монологами, с флешбэками — к смерти малютки, к тому, как Самус служила под началом Адама. Хотя между двумя центральными персонажами определённо есть химия, Сакамото всё же не ахти какой сценарист.
Как раз за сценарий фанаты в итоге и разгромили Other M. Только прицепились они к тому, что удивлять их не должно было: например, к шоку, который Самус испытала при виде Ридли, к её стенаниям о малышке и к тому, что она сознательно не пользуется своими умениями, пока Адам ей это не разрешит. Первое и второе легко объясняется тем, что раньше Самус свой характер не особо проявляла (и вообще читайте мангу), а последнее и мелькало в Fusion, и требовало чуть большего внимания к сценарию и к отношениям между Самус и Адамом. Корень проблемы очевиден: Сакамото наконец-то сделал из Самус живого человека с эмоциональными всплесками и не всегда рациональным поведением, а фанаты нарисовали у себя в головах совсем другую героиню, куда более стоическую. В 94-м её встреча с Ридли не корёжила, понимаете ли.
Вслед за сценарием фанатов разгневала и линейность игры… хотя столь же линейную Fusion все до этого радостно проглотили. Ведь по своей сути Other M — это трёхмерная Fusion. Столь же сюжетная, столь же заскриптованная, только сложность поменьше. Она, без сомнения, не входит в число лучших игр серии (геймплей тут очень странный и довольно примитивный, да и арт-дизайн чрезмерно пёстрый), но столь резкого негатива она явно не заслуживала.
А Сакамото — человек настолько эмоциональный, что при просмотре катсцен Other M буквально рыдал. Несложно предположить, какой эффект на него оказали отзывы публики: с тех пор он не прикоснулся ни к одной игре в качестве сценариста и режиссёра, да и к Metroid несколько лет не возвращался.
Но в середине 2010-х испанская студия MercurySteam , отстрелявшись тремя частями Castlevania: Lords of Shadow, высказала желание сделать ремейк Metroid Fusion. Сакамото разработчиков оценил, но решил направить их усердия на другой ремейк — второй части. Вы, конечно же, уже понимаете, почему.
Ёсио Сакамото: Metroid II описывает первую встречу Самус и малышки метроида. Это событие играет важнейшую роль в истории серии, и лучшим способом рассказать эту историю заново был бы ремейк.
Справедливости ради, Fusion действительно могла обойтись без ремейка (да и Other M с натяжкой можно считать оным), в то время как играть в убогую монохромную вторую часть сейчас никто бы не стал. Правда, она нуждалась не только в обновлении графики, но в и кардинальном переосмыслении, обогащении новым и разнообразным контентом — и с этим MercurySteam не очень справилась.
Metroid: Samus Returns вышла некрасивой, серой, однообразной. В безымянных и безликих пещерах Самус сражалась с одинаковыми боссами-метроидами — и убийством всех на конкретном этаже открывала доступ на следующий. Разработчики добавили Самус новое умение — парирование — и заставили половину врагов требовать его применения против них. Приключение не удалось: прохождение Samus Returns ощущалось как рутинная работа. И особенно блёкло оно выглядело на фоне вышедшего тогда же фанатского ремейка всё той же Metroid II — AM2R.
Samus Returns
AM2R
Спустя долгие годы ожидания продолжение Fusion всё же было анонсировано на E3 2021. После долгих лет без нормальных частей уже само существование Metroid Dread вселяет радость — но есть и поводы для опасения. Разработкой вновь занимается MercurySteam. Игра снова выглядит, мягко говоря, не очень привлекательно. Механика парирования снова в деле. Трейлер показывает нам сцену погони с моментальной смертью героини — а это уже скорее в духе противоречивой Fusion и совсем не похоже на классику.
И, что самое важное, за 2010-е, которые серия провела в забытье (ни Federation Force, ни Samus Returns явно не заработали ей множество новых фанатов), жанр метроидваний пережил ренессанс благодаря инди-сцене. Сможет ли Dread впечатлить игроков, повидавших Guacamelee, Ori и Hollow Knight? Это мы узнаем уже в октябре.