Поиграли в Encased: A Sci-Fi Post-Apocalyptic RPG. «Фоллаут» на обочине
Так уж вышло, что первые две части Fallout и роман братьев Стругацких «Пикник на обочине» — одни из моих самых любимых произведений в своих жанрах. Поэтому я крайне настороженно отношусь к проектам, которые во всеуслышание нарекают себя преемниками или духовными наследниками этих шедевров; заданная планка качества от таких сравнений взлетает в небеса. Авторы Encased буквально с порога заявляют, что их игра это, ни много ни мало, «дань уважения» одновременно и оригинальной Fallout, и роману Стругацких. Что ж, их за язык никто не тянул.
Fallout с болтами и мемами
В семидесятых годах прошлого века человечество находит Купол — загадочную, полную аномалий и артефактов многокилометровую территорию, где остались следы присутствия внеземной цивилизации. Открытие Купола навсегда меняет человечество в лучшую сторону: войны и конфликты между странами затухают, учёные со всего мира объединяются во влиятельные конгломераты. Однако таинственная зона не делится своими секретами задаром, — те, кто хотя бы единожды попали внутрь, уже не могут покинуть её пределы. Поэтому на момент начала событий Encased Купол уже хорошо освоен и заселён. Под его сводами повсюду разбросаны поселения и исследовательские базы, а все желающие взглянуть на чудо света своими глазами проходят специальный отбор и подготовку. Игроку достаётся роль одного из таких добровольцев, но мирно исследовать артефакты и отстреливать гигантских насекомых не получится. Прибытие главного героя совпадает с появлением невиданной ранее аномалии, последствия которой навсегда изменят не только Купол, но и весь мир.
Заниматься крафтом в Encased довольно полезно — при должном уровне навыка персонаж сможет как варить мощные стимуляторы, так и создавать полезные гаджеты
Стремление Encased быть той самой «русской Fallout» заметно уже с первого взгляда. Пошаговая боевая система, интерфейс, настроение ироничного ретрофутуризма — поначалу такие ассоциации идут игре только на пользу. Окно создания персонажа, встречающее игрока, тоже вызывает сплошь положительные эмоции. Черты, навыки, перки, особенности, выбор предыстории через исследовательское «крыло», на которое работает герой, — развитие персонажа здесь действительно отлично исполнено. К тому же, в ролевой системе хватает и других удачных находок. Так, к примеру, все навыки делятся на боевые и прикладные, при этом у последних есть довольно широкий спектр применения. Медик, хорошо знающий анатомию, может не только штопать раны, но и неплохо проделывать в противниках новые с помощью чего-нибудь острого, а физику-технарю будет проще ломать двери и замки — он ведь знает механизм их работы.
Однако моя любимая ролевая механика в Encased — это «обратные» перки, которые открываются в награду не за высокие характеристики, а, наоборот, за экстремально низкие. Создали персонажа с нулевой харизмой? Тогда вам будет доступен перк «Уродливый», который даёт приятную скидку у всех торговцев в игре — потому что они хотят, чтобы вы побыстрее убрались с глаз долой. Герой практически слеп из-за минимальной внимательности? Получите бонус к автоматической стрельбе на подавление, раз врагов всё равно не разглядеть.
Игра вокруг низких характеристик здорово разнообразит отыгрыш, вот только квесты в Encased вышли, прямо скажем, неровными. На каждую интересную задачу легко найдётся два-три «пойди-поговори-принеси», без особых попыток в оригинальность. С другой стороны, даже самые тривиальные ситуации, как правило, предлагают какой-никакой простор для отыгрыша и хотя бы небольшую нелинейность. Особенно приятно, насколько много внимания уделено небоевым навыкам, — прикладные знания действительно открывают множество альтернативных путей, так что отыгрывать какого-нибудь учёного здесь сплошное удовольствие.
По крайней мере, пока дело не доходит до сражений. Проблема в том, что боевая система Encased не дотягивает даже до стандартов первой Fallout. Первое время всё выглядит многообещающе: огромный арсенал оружия и приёмов, ловушки, гаджеты, множество открываемых способностей и прочих атак. Враги тоже не отстают и активно пользуются почти столь же широким набором возможностей, что доступны игроку, однако работает всё это с горем пополам. В большинстве случаев противники, в том числе стрелки и медики, которым это не нужно, пытаются подойти к игроку вплотную; те, кто не успел добежать, останутся стоять под пулями в полный рост — система укрытий в игре вроде бы есть, но вот анимаций их использования, как в той же XCOM, нет. Да и в целом ИИ действует настолько медленно, что бои ощущаются гораздо длиннее, чем они есть на самом деле.
Без напарников играть ощутимо сложнее, зато игроков-одиночек ждёт уникальная сюжетная линия
Encased также страдает от проблем с балансом. Взрыв гранаты и удар кулаком здесь вполне могут нанести одинаковый урон, а враги то выдают несколько фатальных критов подряд, то просто стоят на месте, пропуская свой ход без всякой на то причины. Однако самая большая проблема боёвки — это дебаффы. Разработчики очень любят (читай, злоупотребляют) накидывать на игрока негативные эффекты — их легко наберётся под несколько десятков. Усталость, кровотечение, отравление, биологическое заражение, пси-излучение, плохое настроение, чувство обречённости, хрупкости, шаткости, валкости и чёрт знает что ещё. Чуть ли не каждая вражеская атака накладывает на персонажа какой-нибудь штраф, и игрок почти никогда заранее не знает, чего можно ожидать от уже знакомого врага, ведь запомнить весь его арсенал не так-то просто. Сами по себе дебаффы скорее раздражают, нежели представляют реальную угрозу, но надёжного способа защититься от них в игре попросту нет. Поэтому в сражениях часто приходится управлять чуточку «чужим» персонажем — с заметно ослабленными характеристиками и пятью-шестью аллергиями.
В результате бои выглядят попросту смешно, а ощущаются и того хуже. Противники ведут себя неадекватно, сложность часто зависит от воли случая, а весь тактический потенциал разбивается о единственно верную стратегию «постоянно отступай и не давай дебаффам себя прикончить». К счастью, насилия можно избежать, но только если разработчики заранее продумали обходной путь для конкретной ситуации, — стелс в Encased работает чисто номинально. Врагами никак нельзя манипулировать, зато порой они не замечают персонажа буквально в упор, особенно если не наглеть и не вставать у них прямо под носом.
Кризис идентичности
Похожие претензии можно адресовать множеству других элементов Encased. Например, в игре есть что-то вроде силовой брони из всё той же Fallout, но каких-то заметных преимуществ костюм почему-то не даёт. Или элементы выживания: персонажа необходимо кормить и поить, а использование навыков накапливает усталость, переизбыток которой легко может привести к смерти. Вот только реальной угрозы истощения в игре нет, так как припасы валяются на каждом шагу, но всё равно игроку придётся регулярно нырять в дебри неудобного, громоздкого интерфейса, чтобы проверить потребности персонажа.
Encased, кажется, вообще часто путает хардкорность с банальной враждебностью по отношению к игроку. Львиная доля используемых предметов навсегда останется мёртвым грузом в инвентаре просто потому, что игра не объясняет, как именно они работают. Поиски паролей и ключ-карт чередуются с квестами, где в принципе непонятно, что нужно сделать. На помощь дневника надеяться не приходится: главный герой может буквально не записать в него текущую цель, зато от души навалит бесполезного художественного текста. Такой подход едва ли добавляет игре реальной сложности, а вот тоски нагоняет успешно.
В окружении много интерактивных предметов, взаимодействие с которыми даёт кратковременные бонусы или восстанавливает нужды персонажа. Жаль, что в бою они никак не помогают, — разве что в некоторые можно заложить ловушку
Само собой, у Fallout в своё время тоже была прорва технических и геймплейных проблем. Подобным играм зачастую приходится прощать очень много ошибок ради интересной истории и любопытного мира, но Encased и здесь показывает себя крайне противоречиво. Главная сюжетная интрига неплохо работает: разбираться в происходящем и выяснять, что же на самом деле представляет собой Купол, и впрямь увлекательно. Но чтобы раскрыть эти тайны, придётся переварить массу скучных терминов, уроков внутриигровой истории и сюжетные глупости вроде попаданцев (как же без них в отечественной фантастике), галлюцинаций, мыслеформ и прочей несуразицы. Как и положено сюжетной ролевой игре, в Encased много текстов, и часть из них получилась действительно отличной — едкая сатира на загрузочных экранах, забавные описания предметов, местами трогательные, запоминающиеся диалоги. К сожалению, оставшуюся часть текстов будто бы написал другой, куда менее талантливый человек, допустивший море стилистических ошибок. Речь персонажей изобилует фразеологизмами, шаблонами, внезапными душеизлияниями и неуместным матом, а сценарий полон излишних описаний мимики и жестикуляции. Из-за этого некоторые диалоги вышли подчас невыносимыми, и на контрасте с по-настоящему удачными это особенно разочаровывает.
Аналогичный момент связан с юмором и отсылками. В Encased есть действительно забавные шутки и тонкие референсы, но сценаристы слишком полагаются на количество, а не на качество, — по крайней мере, среди последних. Буквально за первые десять минут игра умудряется преподнести дюжину прозрачнейших отсылок к S.T.A.L.K.E.R., « Ночному дозору» и аниме Evangelion, гору интернет-мемов и даже конфету «Рачок». И это только то, что я смог заметить. Если в первый раз такие шуточки вызывают смех, а на второй — улыбку, то на десятый раз даже глаза закатывать устаёшь. Ведь за всеми отсылками и заимствованиями скрывается фатальный недостаток Encased — отсутствие собственного лица и харизмы. Игре остро не хватает индивидуальности и отличительных черт. Fallout или S.T.A.L.K.E.R. можно узнать по одному взгляду на, скажем, Волт-Боя или каких-нибудь кровососов, а у Encased совсем нет своего стиля, идентичности. Юмор и оммажи вечной классике — это здорово, но на них одних далеко не уедешь.
Нет сомнений, что разработчики действительно хотят сделать «ту самую» идеальную RPG мечты, — по крайней мере, ту, что себе представляют. Над всеми аспектами Encased явно работали с большим старанием: это видно и по количеству контента, и по многообразию механик. Но одних только стараний, как известно, недостаточно. Достойна ли Encased сравнивать себя с Fallout и творчеством Стругацких? Возможно, это не так уж и важно. Среди отечественной аудитории очевидно есть запрос на игры подобного толка — чтобы про выживание, про артефакты, про нас с вами. Таких игр всегда мало, и им многое готовы простить, как простили в своё время Fallout и S.T.A.L.K.E.R. Победит ли народная любовь недостатки Encased? Узнаем совсем скоро — релиз игры запланирован уже на сентябрь этого года.