Обзор Chernobylite. Неждалкер
Пока любители прогуляться среди аномалий и заброшек ждут S.T.A.L.K.E.R. 2, поляки из The Farm 51 подсуетились и выкатили своего «сталкера» с багами и батонами под названием Chernobylite. Даже ждать долго не пришлось (против всех канонов) — с момента анонса в 2018-м прошло всего три года. Более того, уже с 2019 игру можно было попробовать в раннем доступе Steam , что мы и сделали, — тогда игра не произвела приятного впечатления. Но то был ранний доступ, зависающие в нём игры часто далеки от совершенства. Остаётся выяснить, что она представляет собой сейчас.
Базовая формула с тех пор осталась неизменной — основной акцент в Chernobylite сделан не на отстреле мутантов и бандитов, а на выживании и выстраивании отношений с приятелями. Не знаю, в курсе поляки или нет, но те, кто горячо ненавидят S.T.A.L.K.E.R., частенько называют её «симулятором бомжа». И если для культовой игры GSC Games такое определение подходит с большой натяжкой, то Chernobylite вписывается в «жанр» идеально: главный герой варит супы из подножного корма, собирает электронику из проржавевшей рухляди, постоянно ругается с сожителями по складу и выясняет, кто кому приходится родственником.
Удачной охоты, сталкер
Сюжет игры крутится вокруг минерала чернобылита, который якобы изучали на Чернобыльской АЭС ещё до трагедии 86-го года — у этого таинственного материала больше свойств, чем у всех артефактов вместе взятых. Он наделяет человека способностью к телепатии, позволяет перемещаться во времени и пространстве, его можно использовать как мощный источник энергии и даже создать на его основе некий коллективный разум в духе группировки «Монолит». Именно эксперименты над чернобылитом стали причиной взрыва четвёртого энергоблока: окрестности вокруг станции оказались заражены, из порталов полезли неведомые твари, людей эвакуировали, а территорию продали международной военной корпорации под названием НАР. Собственники изменились, но суть осталась той же. Секретные исследования по-прежнему продолжаются, только теперь их тайны охраняются ещё строже — бойцы НАР отстреливают всех любопытных ещё на дальних подступах к АЭС. Так возникла ещё одна версия Зоны отчуждения.
Разработчики воссоздали в игре реальные пейзажи Чернобыльской зоны отчуждения с помощью 3D-сканирования
Играть предстоит за Игоря Хименюка — бывшего сотрудника Чернобыльской станции. Спустя тридцать лет после аварии герой получает необычную посылку — кусок чернобылита и фото его возлюбленной (Татьяны), которая без вести пропала незадолго до взрыва на АЭС. Отчаянный профессор решает вернуться в Зону, чтобы найти любимую. Откуда он знает, что искать надо именно там? На это у физика есть железобетонный аргумент — голос Татьяны в голове.
Штурмовать оцеплённую солдатами АЭС в одиночку, без какой-либо подготовки, в своё время не решился даже Стрелок. Вот и нам предстоит позаботиться обо всём необходимом — переоборудовать старый склад в настоящую военную базу, найти союзников и собрать разведданные. Каждый игровый день начинается с подготовки к вылазке: нужно раздавать указания напарникам, мастерить станки для производства оружия, лабораторные приборы и целые компактные ядерные реакторы, ну и крафтить все необходимые расходники. Если есть из чего крафтить, конечно, — первые несколько дней ключевой задачей будет именно сбор лута.
Вся банда в сборе. Напарники не сидят на шее у Игоря — их можно отправить за сбором ресурсов, а на свободные очки навыков они обучат интеллигента перкам, вроде увеличения урона при стрельбе, скрытности ниндзя, повышенного рейта на сбор ресурсов и т.д.
Зона разделена на пять локаций: порт и центр Припяти, око Москвы, рыжий лес и Копачи. Кликнув на значке любой из зон, можно узнать, какие задания там доступны и какими ресурсами они богаты. Но часто бывает так, что сюжетная миссия появляется на локации, которую вы днём ранее ободрали как липку (ресурсам нужно некоторое время, чтобы восстановиться), и тогда приходиться решать — двигаться вперёд по сюжету, но вернуться с пустыми карманами, или отложить важный квест до лучших времён и сначала пополнить запасы.
Так или иначе, что бы вы ни выбрали, перейдя в Зону с помощью чернобылитового генератора порталов, первым делом нужно достать детектор… Нет, не аномальной активности, а хлама. Артефактов в классическом понимании в игре нет, а вот бесценной рухляди — навалом. Придётся лазать по заброшенным деревням и загрязнённым лесам, искать еду, тырить пайки у военных и, ничем не брезгуя, подбирать с земли всяческий мусор (иногда прямо под запрещающим знаком с радиацией) — железки, детали на свалке техники, канистры с остатками топлива. Самое забавное, что из всего этого хлама наш мастер очумелые-ручки создаёт на базе просто-таки чудеса техники.
Не знаю, откуда у разработчиков такая любовь к грибам, но здесь они — самый ценный ресурс. Из них можно и расслабляющую похлебку сварить, и кровать собрать, и даже ядерный реактор сконструировать
Сбоку, сбоку заходи!
Собирательство в Chernobylite довольно незатейливое и вряд ли покажется утомительным даже тем, кто терпеть не может выживалки. Детектор подсвечивает весь ближайший полезный мусор, так что собрать его — плёвое дело. Опасностями местная Зона тоже не богата: остерегаться нужно лишь чернобылитового тумана (надетый противогаз решает проблему) и радиоактивных участков, которые нужно либо обходить стороной, либо быстро пробегать и потом глотать лекарство от радиации.
Ненадолго отвлечь от беззаботной охоты за грибами и металлоломом могут только бойцы НАР и чудовища, но бестиарий, к сожалению, весьма куцый: рядовых монстров всего три вида и выглядят они невнятно. Тени — как черно-зелёное неразборчивое нечто, черноносители — как коричнево-зелёное чёрт-те что. Пыльники… А вот пыльники выглядят вполне понятно: точь-в-точь лицехваты из «Чужих» , перекрашенные в другой цвет. Они даже вылупляются из похожих коконов, только, опять же, чёрных.
Два вида аномальной активности: чернобылитовый туман и чернобылитовый шторм. Видите туман — надевайте противогаз. Увидели шторм — залезайте в кусты или доставайте пушку помощнее, скоро к вам в гости пожалует Чёрный сталкер
Сражения с чудовищами в Chernobylite всегда скоротечные и неловкие. Не последнюю роль в этом играет механика стрельбы: стандартного перекрестия посреди экрана нет, целиться можно только через мушку или прицел на оружии, а каждый выстрел обладает сильной отдачей. Возможно, оно так и задумывалось — реализм, все дела — но удобнее от этого не становится, особенно если не повезло наткнуться на быстрого черноносителя. Эти монстры несутся к герою прямо в лоб, любят уткнуться головой в его грудь и продолжать куда-то бежать, будто хотят протаранить его насквозь. И даже из такого положения попасть по ним непросто из-за вертлявой головы, так что лучше отстреливать их на дальней дистанции, пока они не успели броситься в атаку.
Столкновения с солдатами — не меньшая боль. Бойцы НАР, если их не тревожить, ведут себя как едва живые истуканы: вперёд-назад, перекур. Однако красться мимо них по-тихому — всё равно что играть в русскую рулетку. Они могут не заметить вас в десяти шагах, а могут услышать через две стены и тут же броситься на поиски, даже если прокачали навыки скрытности. Каждая стычка с противниками-людьми за несколько секунд превращается в хаос. Солдаты мельтешат туда-сюда, их форма сливается с серо-зелёными кустами и домами, но стоит различить их очертания на мутном фоне, как они умирают с одного хедшота из автомата (кроме тех, что в шлемах). Протагонист на фоне шустрых врагов кажется неповоротливым псевдогигантом — двигается неуклюже и медленно, но и пули готов лопать пачками, особенно в броне. Вот и получается, что либо ты успеешь несколькими выстрелами прикончить солдат, пока они не разбежались кто куда, либо придётся долго и занудно вылавливать их в однотонном окружении.
Есть в Chernobylite и свой Чёрный сталкер — да-да, почти тот самый, о котором травили байки у костра в S.T.A.L.K.E.R. Он появляется из чернобылитового шторма, если слишком долго задержаться на миссии, и выполняет примерно те же функции, что Мистер Икс из Resident Evil 2: подгоняет и нервирует игрока, не позволяя планомерно заниматься собирательством. Однако реально напугать он способен только в начале игры, особенно если вы уже имели дело с тем же Мистером Икс или Немезидой. Если в их случае действительно возникало ощущение, словно тебя преследует неубиваемый, неутомимый охотник, то Чёрного сталкера можно загнать в тупик простыми прятками в кустах. А стоит прокачать винтовку, как после серии точных попаданий он моментально сдувается и сваливает назад в портал.
Но даже если вдруг придётся туго, на помощь придут баги с сохранениями, которые здесь работают ничуть не хуже читов. Перезапустил игру с контрольной точки — и чернобылитовый шторм может просто испариться, а Чёрный сталкер так и не появится. К тому же, на локациях заново вырастут грибы и появится очередная порция мусора для сбора. Правда, иногда бывает и наоборот: часть того, что успел насобирать до сохранения, пропадёт и из рюкзака, и с полянок. Здесь уж как повезёт.
Захреначим синей изолентой
Помимо этого, чтобы получить хэппи-энд после финальной миссии, нужно соблюсти все необходимые условия, ключевое из которых — собрать полный комплект союзников. Всего в отряде самоубийц пять свободных мест. Но так как желающих немного, учёному-интеллигенту придётся иметь дело с откровенными неадекватами: повернутым на грибах наркоманом; отмороженным АУЕшником; сумасшедшим стариком в противогазе, которому везде мерещатся крысиные заговоры; бывшей эмо, которая называет себя королевой леса… Весь этот сброд нужно дотерпеть до финала, ни с кем не поссорившись, а это ой как непросто. Практически в каждой миссии встречаются задачи, где нужно принять то или иное решение: его последствия порадуют одних союзников и гарантировано разочаруют других. По ощущениям эти дилеммы порой напоминают детский сад. Одному шутки ради хочется взорвать крыс, которые утащили всю взрывчатку, но защитница животных против. Другой балбес, отстреливаясь от противников в закрытом здании, взорвал там бочки с химикатами и теперь не может выбраться, а мы, надев противогаз, идём его вытаскивать под улюлюканье воображаемых призраков… Причём стоит пару раз проигнорировать просьбу напарника или сделать что-нибудь, что ему не по нраву, как вчерашний союзник злобно сообщит: «Ты меня достал, я ухожу!» — и обязательно устроит подлянку во время штурма АЭС.
Параллельная реальность, где можно изменить прошлое. Каждый камень — пройденная миссия. Здесь можно выбрать другие варианты прохождения и посмотреть, к чему они приведут
Однако даже если из отряда сбегут последние бойцы, проходить игру заново или откатываться на старые сейвы не придётся: изменить свои действия можно в любой момент благодаря механике перерождения. Ошибки прошлого в Chernobylite исправляются с помощью собственной смерти. По сюжету, чернобылит даёт власть над временем и пространством, а потому, погибнув, герой перемещается в параллельную реальность. Там очень удобно в два рядка вдоль чернобылитовой дорожки выстроены ключевые сюжетные решения — застывшие сцены из игры; за несколько кусков минерала их можно поменять. А вернувшись в Зону, увидеть, как эффект бабочки повлиял на мир: кто-то из напарников вернулся, другой, напротив, ушёл. Или, например, может оказаться, что одно из решений разозлило солдат НАР и теперь по всей Зоне усиленно рыщут военные.
Проходи, не задерживайся
The Farm 51 явно понимает, на какие чувствительные точки нужно давить, чтобы завлечь фанатов S.T.A.L.K.E.R., — озвучка превосходно играет на ностальгии. Её невозможно не узнать — это именно те голоса, которые врезались в память ещё в «Тенях Чернобыля». Вычурные, переигрывающие, комично изображающие сталкеров «с района», но такие ламповые… Создатели Chernobylite не стесняются вторичности, они будто гордятся ею, ставят её на передний план — ведь даже главного героя озвучил Александр Вилков (голос Стрелка и всей группировки «Долг»). Коварный приём! Коварный, но эффективный. Заставляет простить игре многое.
Видимо, в целях экономии на лицевой анимации, все персонажи всегда носят противогазы — притом что герой-то их спокойно снимает и надевает, в зависимости от обстановки
История чернобыльской катастрофы также подана очень мрачно и гнетуще. На площадях Припяти включают реальные записи оповещения об аварии, в коридорах ЧАЭС эхом разносятся крики персонала, сцены трагедии всплывают перед глазами — тем, кто смотрел сериал «Чернобыль» , некоторые из них покажутся до боли знакомыми. И это скорее комплимент, чем обвинение в плагиате — пробирает до дрожи.
Местами игре удаётся по-настоящему нагнать жути. Когда в обветшалом, пустом здании натыкаешься на кукол, которые смотрят работающий телевизор, хочется поскорее его выключить, чтобы сделать происходящее хотя бы капельку нормальнее. А мрачные силуэты на стенах, нарисованные непонятно кем и когда, — чем дольше в них всматриваешься, тем сильнее кажется, что это лишь тени чего-то большого и злобного, что стоит за твоей спиной. И оборачиваться совсем не хочется. Но, увы, саспенс заполняет всё вокруг ровно до того момента, как раздастся очередной скример — призраки здесь любят тараторить как бы мрачным голосом. На самом же деле их театральные угрозы больше напоминают злодеев из советских детских сказок: стоит их услышать — вся жуть мигом улетучивается.
Периодически Chernobylite включает хоррор, демонстрируя довольно криповые пейзажи
Некоторые локации проработаны чуть ли не фотореалистично — разработчики явно не впустую занимались 3D-сканированием Зоны отчуждения. В коридорах ЧАЭС создаётся ощущение, что тебя окружают реальные стены, на которых можно разглядеть каждую трещину, почувствовать рельеф. Но вслед за ней сразу встречается комната, полная неразборчивой мешанины из расплывчатого мусора и чернобылита. Всего миг, и окружения как не бывало — сразу спускаешься с небес в компьютерную игру эдак пятнадцатилетней давности.
Или вот, например, забрёл на детскую площадку. Всё давно заросло, заброшено, оставлено: облупившаяся краска на карусели, проржавевшие качели, знак радиации прямо там, где могли бы играть дети. Безысходность, жуть, красота. Ты там, в этом мире, погрузился в него с головой — подходишь к качелям, чтобы толкнуть их, услышать скрип, который сделает картину еще безотраднее. Но скрипа нет, как и какой-либо физики — качели стоят на месте, как их не толкай. И вот тебя опять выбило из погружения, ты больше не в Припяти, а в полной условностей выживалке, хмуро идёшь собирать грибочки, чтобы слепить из них автомат.
Chernobylite — это S.T.A.L.K.E.R., прошедшая через лучевую болезнь. Вроде бы очень похожа, но одной части тела не хватает, других наоборот больше, чем нужно, а третьи искорёжило так, что больно смотреть. У разработчиков явно есть интересные идеи (возможность устроить эффект бабочки в Припяти — это что-то с чем-то), но качество их реализации сильно подводит: большей части аудитории количество недоработок и просто кривых моментов наверняка покажется запредельным.
Но найдутся, уверен, бывалые сталкеры, которые разглядят в местных пейзажах следы той Зоны отчуждения, чьи дорожки они когда-то исходили вдоль и поперёк. Ради кратких проблесков той самой атмосферы они плюнут на все баги и недостатки. Тем более что долгострой GSC ждать ещё непонятно сколько (хотя её и обещают выпустить уже в следующем апреле), и совсем не факт, что он не окажется ещё большим монстром. А так — у нас есть повод вспомнить, какой забагованной была S.T.A.L.K.E.R. на старте, поспорить, что вышло забагованнее, и перепройти классику.
Если вы изголодались по романтике Зоны отчуждения, Chernobylite поможет снять абстинентный синдром… Ну или хотя бы отобьет тягу к сталкерским вылазкам на ближайшее время.
- механика путешествий во времени
- та самая озвучка
- колоритные персонажи
- атмосферные локации.
- невзрачные монстры
- солдаты плохо видят, но слышат, как криптонцы
- Чёрный сталкер быстро сдувается
- скримеры пугают, пока не раскрывают рта
- море багов.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC.
Сколько: 30 часов
«Я что-то пропустил?»
Спустя тридцать лет вернуться в Зону и узнать, что детекторы сталкеров теперь настроены не на артефакты, а на поиск трав, грибов, металлолома и химикатов.