Обзор Black Book. Василиса маленькая ведьма
Скандинавская мифология заезжена вдоль и поперёк. Чего по ней только не делали: от фэнтези до комиксов. А не так давно начали появляться даже хорроры, притом весьма недурные: Through the Woods и Hellblade: Senua’s Sacrifice. Вывод напрашивается сам собой: языческие мифы, которые современному человеку кажутся «сказочными», на самом деле полны жестокости и насилия, а значит, являются прекрасным подспорьем для жанра ужасов. И раз уж на то пошло, интересно было бы услышать страшную историю, построенную на родной мифологии. Каким бы получился кошмар в антураже славянских легенд и преданий?
Black Book — карточная игра в жанре фэнтэзи-хоррор от пермской студии Morteshka — как раз про это. В её лоре верования финно-угорских народов переплетены с русскими народными мифами, так что многих чудищ вы наверняка узнаете. С чертями и лешими все мы с детства знакомы благодаря сказкам — только вот в «Чёрной книге» вся эта нечисть совсем не сказочная и способна напугать даже взрослого.
Паранормальная Россия
Ветер — наверное, самое близкое, самое понятное для многих славянских и северных народов средство передачи меланхолии. Не нужно усердствовать над картинкой — нужен лишь шорох ветра, беспокоящего засохшую листву, и вот уже ты чувствуешь эту ни на что не похожую осеннюю тоску, такую уютную и промозглую одновременно. Когда спокойно и тепло только дома, а снаружи, куда рано или поздно придётся выйти, чтобы отправиться в дальнюю дорогу, зябко и тревожно.
Василиса начинает свой путь именно под эти звуки, под печальный шёпот ветра над одинокой могилой: она прощается с парнем, что похоронен вдали от кладбища. Самоубийцам нет места на святой земле, а душам их дорога одна — в преисподнюю. Вот только не верит Василиса, что её возлюбленный наложил на себя руки. Верит, что виновато в его смерти зло неведомое и страшное. А чтобы найти то зло и спасти душу любимого, нужно сломать семь печатей на книге чёрной, и под силу это только векшице, обладающей колдовским знанием. А раз так, то быть Василисе колдуньей. Впереди путь неблизкий: придётся обойти весь Чердынский уезд, чтобы узнать как можно больше о нечистой силе и постичь разуменье чёрное.
События, происходящие с Василисой в точках интереса, подаются в основном через текст. В такие моменты игра становится похожа на графическую новеллу
Исследовать уральскую чертовщину образца XIX века мы будем, передвигаясь по карте уезда. На ней схематично обозначены ключевые точки: города, деревни, лесные чащи и болота, где Василису на каждом шагу поджидают случайные события и стычки в духе Fallout, или, например, недавней Griftlands. А так как ведунья по своим колдовским делам ходит исключительно ночью, то встречи практически всегда принимают паранормальный оттенок. То на болоте нам повстречается под завязку набитый монетами золотой телёнок, которого охраняет нечистая сила; то попадутся черти, переодетые в крестьян, что перевозят трупы под видом мешков с мукой; то над чёрным лесом пронесется огненным заревом демон…
Наткнувшись на очередную дьявольщину, мы вольны сами решать, как поступить: обойти её от греха подальше или рискнуть, шагнуть поближе и поздороваться вон с той злобной тварью. Угадать самый правильный вариант бывает непросто. В одном случае можно нарваться на непростую битву с каким-нибудь могучим лешим; в другом — выйти сухим из воды, да ещё и не с пустыми руками. Интуиция здесь не работает: логика мира «Чёрной книги» идёт вразрез с правилами квестов, которые все уже давно усвоили. Это мотивирует плюнуть на осторожность и методом проб и ошибок знакомиться с повадками паранормальных аборигенов.
У колдуньи Василисы в прислужниках есть свои черти. Каждый день им можно поручать задания, выполнение которых будет приносить деньги и очки грехов. От последних зависит концовка
Непредсказуемость происходящего будет сопровождать Василису на протяжении всей кампании. Каждая отдельная глава из семи — полноценная мини-история со своими героями, конфликтами и сюжетом, все перипетии которого никогда не удаётся предсказать наверняка. Не вся нечистая сила здесь однозначное зло, не всякий страдалец-крестьянин — невинная жертва. Только в одном можно быть уверенным на 100%: как ни шарахайся от каждой подозрительной фигуры, прогуляться по тёмным дорожкам Пермской губернии без потасовок не получится. Рано или поздно придётся пустить в ход боевую магию.
Колодой карт по рогатой морде
Хрупкая Василиса едва ли поднимет серебряный меч, а потому её основное оружие в борьбе с нечистью — колдовство. Карточная боевая система здесь стилизована под слова заговоров: каждая карта — заклинание. Белые слова — защитные, чёрные — атакующие и проклинающие. И хотя основной принцип сражений элементарен (пошагово стараемся довести здоровье противника до нуля и сохранить своё), назвать здешнюю боёвку примитивной язык не поворачивается. В Black Book вас ждёт огромный арсенал карт с уникальными свойствами, которые можно комбинировать бесчисленным количеством способов, — экспериментируй не хочу.
Карточные атаки анимированы под чтение заклинаний
Каждая открытая печать на Чёрной книге добавляет в колоду совершенно новые заклинания с необычными эффектами. Даже стартовый набор может похвастаться как минимум тремя особыми видами карт. Отравляющая порча, карты, что бьют всё сильнее и сильнее с каждым последующим применением, заклятия с синергическим складным уроном (чем больше карт одного цвета используешь во время одной атаки, тем выше урон каждой из них)… Чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем больше становится арсенал атакующих и защитных возможностей: двойной урон от дебаффов на противнике, вампиризм, атаки по всем противникам сразу и так далее. В «Чёрной книге» практически нет скучных карт с базовым уроном без уникальных свойств.
Благодаря этому подбирать новые билды можно на протяжении всей игры. Тем более что геймдизайн постоянно к этому подталкивает: каждый босс, которого мы встретим, имеет свои сильные и слабые стороны, под которые предстоит подстраиваться. Например, один из чертей будет постоянно накладывать на себя бафф, увеличивающий урон пропорционально потерянному здоровью. Без карт, снимающих положительные эффекты, не обойтись. Другой окаянный уворачивается от физических атак, но пасует перед ядами. Третий убивает практически с одного удара, но ничего не может противопоставить картам, полностью блокирующим одну мощную атаку… Экспериментировать с тактикой и способами убийства вражин — одно удовольствие.
В игре есть система прокачки, но разнообразием она похвастаться не может. Развивать предстоит классические перки: урон, защиту, количество слотов под предметы с эффектами и т.д.
Ну а для тех, кому хочется самой что ни на есть адской сложности, «Чёрная книга» приготовила механику боёв-головоломок, которые иногда встречаются в побочных заданиях. Здесь надо за ограниченное количество ходов победить очень сильного противника. Это один из самых запоминающихся элементов игры: ты пробуешь, перебираешь карты с разными свойствами, выясняешь, как они взаимодействуют между собой, ошибаешься и снова пытаешься… И когда после двадцатой попытки урона от очередной комбинации буквально тютелька в тютельку хватает, чтобы мега-чертяка умер на последнем ходу, эмоции зашкаливают, а восторг такой, будто самостоятельно, без инструкции собрал жизнеспособного андроида из старого металлического конструктора.
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет
Однако хардкорные карточные баталии — вовсе не обязательная опция. Те, кому не хочется вникать в местную систему правил, могут выбрать уровень сложности «ученица», и все противники ослабнут в два раза. А если и этого мало, то можно и вовсе пропускать битвы. Благо «Чёрная книга» действительно способна увлечь не только карточным геймплеем.
У игры своя, ни на что не похожая эстетика. Русская народная музыка, которую ты вроде бы уже привык не воспринимать всерьёз и ассоциировать с мультиками и ярмарками, пробирает здесь не хуже порывов ветра. В ней так много тоски, так много печали и тревоги. Саундтрек тянет на себе атмосферу во время сражений или исследования локаций, когда аскетичная, будто нарисованная в Paint картинка режет глаз. Но происходит это нечасто: даже с помощью минималистичной рисовки художникам удаётся набросать контуры враждебных бесов, которых достаточно, чтобы подстегнуть воображение. А уж фантазия непременно дорисует жуткие подробности, особенно если периодически заглядывать в именослов — местную энциклопедию, полную мрачных историй.
А вот к рисовке во время статичных катсцен и диалогов придраться невозможно — она криповая в самом лучшем смысле этого слова. Здесь художники на детали не поскупились: персонажи изображены мультяшно, красочно, но в их чертах всегда проскальзывает нечто странное, неладное. Приглядитесь к самой Василисе и поймёте, о чём я. Её лицо едва уловимо неровное, взгляд расфокусирован — она будто постоянно смотрит куда-то вовне, да ещё и глаза у неё разного цвета. Пожалуй, в XIX веке такую девушку действительно приняли бы за ведьму.
На подобных мелочах зиждется практически каждый элемент игры. Например, язык и речь у персонажей нарочито устаревшие. Текст стилизован под старорусский, и чуть ли не в каждой строчке спотыкаешься о непонятные аутентичные словечки. Но это здорово: сразу чувствуется, что герои — не современные люди в исторических одёжках, а именно что жители дореволюционного мира, который никто из нас не застал. «Блазнится», «шишига», «биси» — под каждым таким неведомым словом есть толкование. В местной энциклопедии то и дело появляются новые разделы с информацией, которая помогает разобраться в происходящем. Причём статьи в игровом справочнике грамотно вплетены в геймплей. Практически каждый квест содержит элемент викторины: от тебя ожидают решений или задают вопросы, подсказки для которых есть в бестиарии. Приходится читать и анализировать — но это не раздражает, ведь поданы факты в формате небольшого увлекательного рассказа, байки или страшной истории. Статья за статьёй ты вникаешь в суеверия и уже на автомате вычисляешь русалку-утопленницу среди обычных крестьян, отличаешь подменённых чертовкой детей от кровных и, наконец, сам не хуже справочника можешь рассказать, кто такая обдериха.
Периодически Василисой дадут поуправлять напрямую с фиксированной камерой в стиле первых частей Resident Evil и Silent Hill
«Чёрная книга» способна заменить целый краеведческий музей. Игре удалось обаятельно и ненавязчиво рассказать то, от чего на обычной экскурсии только зеваешь. Тщательная работа с культурным источником, харизматичные персонажи, проработанные сюжетные линии и побочные мини-истории… Формулу игры хоть сейчас записывай и отправляй в Министерство культуры для финансирования полноценной франшизы. Шутки шутками, но в старорусский фольклор благодаря «Чёрной книге» ты вникаешь потому, что интересно и хочется, а не потому, что надо.
Замечательный эксперимент, в котором получилось совместить, казалось бы, взаимоисключающие вещи: славянскую мифологию, хоррор и карточную боёвку. Продуманная и проработанная с большим вниманием к мелочам «Чёрная книга» демонстрирует, что при грамотном подходе русские народные сказки могут быть не менее увлекательными, чем классическое фэнтези.
- густая атмосфера старорусской глубинки
- разнообразные и проработанные сюжеты и мини-истории
- энциклопедия, которой хочется зачитываться
- большое количество карт с комбинируемыми эффектами
- бои-головоломки заставляют напрячь мозги.
- скромная графика во время прямого управления персонажем
- раздутая прокачка с минимумом необычных перков
- небольшое количество декораций для текстовых квестов.
Во что : ключ предоставлен издателем.
На чём : PC.
Сколько : 20 часов
«Где мой фитнес-браслет?!»
Стать ведьмой в Чердынском уезде, чтобы каждую ночь проходить по 15 тысяч шагов.