Обзор наушников Sennheiser HD 560S. Новый король начального Hi-Fi?
На протяжении уже очень многих лет в сегменте персонального аудио начального Hi-Fi класса (то есть в модельном ряду наушников до 20 тысяч рублей) ничего особо не меняется. Так что, когда кто-то спрашивает, что выбрать, ответ всегда приблизительно один и тот же: AKG K612 , K701 , K712 Pro , Sennheiser HD 6xx , Beyerdynamic DT 770 , DT 880 , DT 990 и Audio-Technica M50X.
Однако недавно профильные сообщества по всему интернету взорвались обсуждениями новых Sennheiser HD 560S. Хвалили их все — ну и я, как человек, уже давно болеющий аудиофилией, не мог пройти мимо. Связался с Sennheiser — и вот 560S на моём столе. Провёл я с ними порядка недели: послушал их в паре со встроенной звуковой картой ноутбука MSI GE76 Raider Dragon Edition Tiamat , звуковой картой EVGA Nu Audio (с операционными усилителями Muses02 ), а также с отдельно стоящим Hi-End усилителем Sony TA-ZH1ES. Сравнил с ключевыми конкурентами и со своими собственными Sennheiser HD 660S и Audeze LCD-X (они выступали в роли референс-аппаратуры). А чтобы тестирование было максимально непредвзятым и объективным, я обратился ко мнению ещё двух человек, максимально далёких от мира аудио. И вот к каким выводам мы пришли.
Сборка, комфорт и внешний вид
С дизайном HD 560S в Sennheiser поступили просто: он точь-в-точь такой же, как у HD 559 , которым уже порядка пяти лет. Единственное отличие — декоративная решётка на чашках, которая теперь похожа на ту, что используется в HD 660S и последней ревизии HD 600. Не могу сказать, что у меня есть претензии к такому решению. Зачем заново изобретать велосипед, если старый и так хорошо работает? 560S смотрятся современно, аккуратно и вполне солидно.
Сделаны наушники тоже отлично, что неудивительно: это всё же Sennheiser, чью технику многие считают неубиваемой — и, надо сказать, по праву. Абсолютно ничего тут не скрипит и не болтается, хотя материалы, разумеется, не такие высококлассные, как у старших моделей. Здесь и пластик попроще, и велюр подешевле, но на то, как наушники ощущаются, это не влияет. В руках ты всё равно чувствуешь хорошо сделанную вещь, которая, скорее всего, прослужит долго. Нет вопросов и к эргономике, но их у меня никогда не возникало ни к одной модели наушников Sennheiser в принципе. Новинка получилась лёгкой (всего 240 г), комфортно садится на голову любого размера, не жмёт, и уши в ней не касаются решётки динамиков. Проходит пара минут, и ты вообще забываешь о том, что на тебя что-то надето. После Audeze LCD-X (630 г) — честно говоря, рай.
Единственное, что несколько смутило, — это амбушюры. Они вроде и велюровые, но в них почему-то жарковато. С чем это связано, ответить затрудняюсь: дело то ли в их небольшом размере, то ли в самой ткани, но факт остаётся фактом — в HD 660S с перфорированными кожаными (в них, как правило, наоборот жарче) амбушюрами от Dekoni Audio мне было поприятнее. То же самое отметили и два других участника тестирования — но тут стоит учитывать, что 560S мы пользовались в условиях адской жары в помещениях без кондиционера. Не факт, что в более прохладное время было бы то же самое.
И ещё один маленький нюанс. Мне не очень понравилось то, как сделано оголовье, — и речь здесь не о качестве, а об удобстве обслуживания. У всех HD 6xx оно сменное, его легко найти в продаже, плюс есть миллион дешёвых аналогов, да и в целом любые из HD 6xx почти полностью разбираются без инструмента. Такая конструкция надёжна, проста и гениальна. Заменить можно всё и без помощи специалиста, что делает все эти модели удобными в обслуживании на длинной дистанции. Не нужны ни дорогие запасные части, ни дорогостоящий ремонт.
А вот в случае с 560S легко снять можно только амбушюры — велюровая подкладка под оголовьем просто приклеена к нему. Врать не буду: я не решился её отдирать, поэтому не могу сказать наверняка, сменное оголовье или нет. Но в свободной продаже отдельно я его не нашёл.
Подключение, усиление, масштабируемость
HD 560S — наушники не особо требовательные (120 Ом), но, тем не менее, какое-никакое усиление им всё же требуется. Я крайне не рекомендую подключать их, скажем, к смартфону. Во-первых, вы не получите нужной громкости, во-вторых, звучать всё будет сжато, скучно и без должной динамики. Во всяком случае, в паре с моим iPhone 7 наушники не заиграли.
Но и с фанатизмом подходить к вопросу выбора усилителя тоже не нужно. В отличие от 650-х моделей и 660S, которые масштабируются чуть ли не до бесконечности — успевай только покупать усилители за сотни тысяч, — 560S играют так, как играют. С одной стороны, это хорошо: я, например, не заметил вообще никакой разницы в качестве подачи музыкального материала, когда слушал 560-е на звуковой карте ПК, «встройке» ноутбука и внешнем усилителе. Условной Creative Sound BlasterX AE-5 или недорогих усилителей от Schiit Audio или, например, SMSL с лихвой должно хватить для раскрытия их потенциала. Хотя подключать наушники к совсем дешёвым интегрированным решениям я бы не стал: им не хватит ни усиления, ни возможностей ЦАП — но тут, конечно, решать вам. С другой стороны, такая неприхотливость означает, что выше головы наушники не прыгнут, и тот звук, который вы получите «из коробки», и есть их предел.
Что касается коммутации, то в комплекте идёт только длинный, ужасно запутывающийся и микрофонящий (при контакте с ним в наушниках слышны посторонние призвуки) кабель с 6,3-мм разъёмом, да ещё переходник с 6,3 на 3,5 мм.
Ни о каком балансном подключении речи тут не идёт — только небалансное, в левую чашку наушников. Кстати, отмечу, что соединение кабеля с гнездом внутри чашки надёжное: случайно выдернуть и повредить что-то не выйдет. Сначала нужно повернуть штекер против часовой стрелки, и только потом его можно вытаскивать.
Звук
Наконец, добрались до главного: звука. Именно он выделяет 560S из множества наушников в их ценовой категории и даже слегка за её пределами. Итак, что же в нём такого особенного? Первое — это ровный тональный баланс. Помните, в начале материала я привёл целый ряд моделей-конкурентов? Так вот: у всех них есть проблемы по этой части.
Старые AKG — это вечные проблемы со средним регистром, из-за которого звучание чувствуется как «бестелесное» (популярные сейчас AKG K371 я, к сожалению, не слушал, поэтому их в расчёт не берём). Beyerdynamic — V-образная АЧХ с впивающимися прямо в мозги верхами и опять-таки проваленной серединой; звук «тощий» и агрессивный. Audio-Technica — снова АЧХ буквой V со всеми вытекающими. Sennheiser HD 6xx — приглушённый и мягкий звук с завуалированными верхними частотами, благодаря чему их часто называют попросту «глухими».
А вот 560S этих проблем лишены и практически идеально повторяют кривую Harman (согласно измерениям The HEADPHONE Show ). Результат — хорошо осязаемая, живая, ровная подача с насыщенной серединкой, аккуратно прибранными верхами и… шикарным басом!
Бас — это вторая причина, по которой 560S оставляют не у дел почти всё, что есть в категории до 30 тысяч рублей. Он уходит очень далеко вглубь, не запрыгивая при этом на соседние с ним частоты и не превращаясь в бубнёж. Да, если сравнивать 560S с чем-то из мира Hi-End, то басам в них не хватает скорости — особенно если в качестве эталона взять магнитно-планарные наушники вроде Audeze или HiFiMan. У них бас при той же мощи всегда под чётким контролем. Он быстрее, сильнее и жестче бьёт по перепонкам, создаёт больше давления — но это, повторюсь, совершенно другая лига с соответствующей ценой. А вот если сравнить 560S с «одноклассниками», то ситуация получается кардинально противоположная. За бортом остаются даже HD 660S: у них нижний регистр контролируется чуть лучше (при условии наличия усилителя за цену вдвое-втрое выше, чем стоят сами наушники), но и самого баса значимо меньше. Из-за этого в некоторых композициях им иногда не хватает фундамента. Про 650-е и говорить нечего (у них нижний диапазон завален ещё сильнее), ну а 600-е — совсем ужас по части низких частот.
В аутсайдерах 650-е и 660-е остаются и по части сцены. 560-е играют ощутимо шире и лишены эффекта «three blob staging», при котором звук в ваши уши подаётся либо строго влево, либо строго в центр, либо строго вправо. Младшие 560-е создают перед вами гораздо более линейную и пространственную стереопанораму без откровенных дыр и провалов, выстраивая её чуть впереди, за пределами вашей головы. При этом звук не получается отстранённым — он всё такой же вовлекающий, как и у HD 6xx. Что касается жанровых предпочтений, то у наушников их нет вовсе. Благодаря их нейтральности хорошо звучит всё: от классического джаза и рока 80-х до нейрофанка и оркестровой музыки.
Но есть и проблемы. Их немного, но именно за счёт них 560-е — это всё-таки начальный Hi-Fi.
Первая — разрешение: налицо его недостаток. Отсюда некоторая размазанность образов, нечёткая картинка, если хотите. Если объяснять на знакомых нам всем примерах, то я бы сказал, что 560S — это Full HD, 660S — QHD, а Audeze — 4K. И да, это сразу же бросается в глаза (вернее, в уши), причём разницу моментально отметил не только я, но и остальные участники тестирования. Из-за разрешения слышны и огрехи в воспроизведении самых высоких частот (тарелки, шейкеры): они кажутся чересчур агрессивными, и в них нередко слышны артефакты, напоминающие те, что возникают при сжатии WAV-файла в MP3-формат. Наушникам не хватает некой хирургической точности, они «рисуют широкими мазками».
Ну и второй недостаток — позиционирование. Несмотря на широкую сцену (а у 560-х она едва ли не такая же, как у LCD-X), направление звука угадывается не так чётко, как хотелось бы. Понятно, что он идёт откуда-то слева или справа, но 650-е и 660-е в этом плане всё-таки лучше. По ним можно ориентироваться, как по компасу, ну а LCD-X — абсолютные чемпионы в этом аспекте. Ну и раз уж мы заговорили о позиционировании, пару слов о том, можно ли использовать 560S в качестве решения для геймера.
Игры
Сразу скажу, что не тестировал наушники в CS: GO и Valorant. С подобными задачами аудиотехника такого класса справляется по умолчанию: звук в этих тайтлах абсолютно примитивен и легко читаем. Другое дело — Call of Duty: Warzone с её маленькими картами вроде Shipment или Al-Raab Airbase. Вот здесь уже начинают вылезать мелкие нюансы, из которых складывается глобальная картина. По итогу можно уверенно сказать, что играть в 560S можно, но это не всегда приятно для слуха, поскольку всё то, что мы только что разобрали по полочкам, тут начинает складываться воедино. Ровная АЧХ не сглаживает высоких частот, из-за чего выстрелы частенько звучат слишком уж ярко и режуще. Не самое высокое разрешение нередко заставляет взрывы смешиваться в неразборчивую кучу. И, наконец, не слишком точное позиционирование частенько подводит.
Всё это, кстати, натолкнуло меня на мысль о том, что заявление «музыкальные наушники всегда лучше игровых гарнитур» вполне может быть ошибочным. Думаю, оно верно только для высококлассных Hi-Fi и Hi-End моделей, в которых высочайшее разрешение драйверов позволяет им отыграть всё без потерь. Но если говорить о каких-то более доступных вариантах, то тут уже нужно идти на компромиссы: настраивать АЧХ так, чтобы она наиболее эффективно работала в играх (кстати, ничто не мешает вам поэкспериментировать с эквалайзером и выставить звучание вручную). В противном случае выходит, что 560S определённо не плохи, но и идеальным решением для геймера их тоже не назовёшь.
Вот Sennheiser 650 и особенно 660S такими назвать можно. Они быстрее, чётче работают по транзиентам, обладают куда более высоким разрешением и намного увереннее справляются с позиционированием. В них слышно всё…
До тех пор, пока не начинаешь сравнивать их с LCD-X. В последних чувствуешь себя даже несколько виноватым, поскольку понимаешь, в каком ты преимуществе, раз можешь ходить по карте будто бы со включённым Wallhack’ом.
В общем, мне было бы очень интересно сравнить 560S с игровой гарнитурой такого же класса ( EPOS Game One , например), дабы проверить свою теорию на прочность и поделиться своими мыслями с вами. Если и вам это было бы интересно, обязательно дайте знать об этом в комментариях к материалу — а пока перейдём к выводам.
Итоги
Итак, вердикт такой: 560S определённо хороши, но неоднозначны — и вот почему. Из коробки они звучат вернее и интереснее, чем почти любая другая модель в их классе, — это факт. Играют даже лучше, чем 650-е и 660-е. Однако последние невероятно масштабируются с покупкой дорогих ЦАП и усилителей, в то время как 560S — нет. То, как они звучат с более-менее приличной звуковой картой компьютера или бюджетным внешним ЦАП, и есть лимит их драйверов (излучателей). Большего из них не вытащить. А хорошо это или плохо, решать уже вам. Готовы вложить не один десяток тысяч в поиски идеального звучания? Ваш выбор — неустаревающая классика в лице HD 650 или их «прокачанная» версия HD 660S. Не хотите лишних трат? Хотите получить достойную аудиосистему здесь и сейчас, поставив на этом точку? Обратите внимание на 560S, и не прогадаете.
Если хотите, чтобы мы и дальше развивали тему Hi-Fi и Hi-End аудио, обязательно дайте нам об этом знать в комментариях.
Технические характеристики:
Тип акустического оформления: динамические, охватывающие, открытые Коммутация: проводные, кабель 3,5-мм — 6,3-мм Сопротивление и чувствительность: 120 Ом, 110 дБ Эргономика: оголовье с ручной регулировкой Материалы: пластик, велюр Комплектные аксессуары: переходник 6,3-мм — 3,5-мм Вес: 240 г Цена на август 2021 года: 17 000 рублей (230$)