Поиграли в Far Cry 6. Больше, быстрее, безумнее
До релиза Far Cry 6 осталось чуть больше месяца. Игра почти готова, и мне удалось провести в ней целых шесть часов. Вернее, всего шесть часов — всё это время я лазил по скалам, бегал по джунглям и летал на вертолётах над гигантским островом Яра, пытаясь увидеть всё, что там есть интересного. За такое время многие отличные игры можно пройти наполовину и даже больше, но для Far Cry 6 это лишь крохотная ознакомительная экскурсия. Тем не менее увидел я немало — рассказать есть о чём.
Эль Президенте по Станиславскому
Вдаваться в детали сюжета пока запрещено, но в общих чертах могу сказать, что нас ждёт плюс-минус то же самое, что и в любой другой Far Cry, начиная с третьей части. Разве что на этот раз мы играем не за чужеземца, а за местного жителя по имени Дани Рохас, пол которого можно выбрать в самом начале приключения. Основная цель тоже классическая: сбежать из райского местечка, которое при ближайшем рассмотрении оказывается подлинным адом.
Карибское государство Яра находится под гнётом кровавого режима. Здесь в норме пытки и расправы с инакомыслящими, а нищее население сгоняют на плантации табака, словно рабов. Выбраться оттуда, разумеется, непросто, и главный герой обращается за помощью к бойцам сопротивления. Те, в свою очередь, не прочь пополнить ряды свежей кровью (ну или пушечным мясом), а потому вынуждают протагониста бегать по всевозможным самоубийственным поручениям и потихоньку втягивают его в подготовку к революции.
Не обошлось и без коронной фишки серии — харизматичного антагониста с придурью (правда, придури на этот раз отсыпали немного). Ярой заправляет Эль Президенте Антон Кастильо — диктатор и садист. Если не разводить ажиотаж вокруг Кастильо только потому, что его сыграл Джанкарло Эспозито, то окажется, что злодей на этот раз вышел самым обыкновенным. И это точно не вина актёра: Эспозито сыграл в сериале «Во все тяжкие» более чем колоритного злодея — Густаво Фринга. Хладнокровный наркобарон, маскировавшийся под скромного продавца куриных крылышек, не уступал в харизме и жестокости лучшим антагонистам Far Cry. Но Антон Кастильо гораздо больше похож на другую роль Эспозито — моффа Гидеона из «Мандалорца». Это просто злобный и высокомерный мужик с кучей власти и армией штурмовиков. Он круто сыгран и кажется вполне реальным, но от Far Cry ждешь совершенно другого злодея: эдакого задорного Мефистофеля, способного вызывать симпатию, несмотря на все свои преступления. Хочется верить, что дальше по сюжету Кастильо ещё раскроется, а в его шкафу обнаружится парочка по-настоящему интригующих скелетов.
Слава условностям
После череды вступительных катсцен нас выпускают прямо в джунгли — и сразу хочется воскликнуть: «Да это же прокачанный ремейк третьей части!» Я, конечно, понимаю, что так можно сказать и про четвёртую часть, и про пятую. Ubisoft упорно эксплуатирует одну и ту жe успешную формулу, меняя лишь антураж и ландшафт локаций. Но на этот раз даже антураж точь-в-точь как в Far Cry 3: мы снова на тропическом острове. Да ещё и в одной из первых же миссий нам выдают огнемёт и отправляют жечь плантации под задорную музычку! Опять. На этот раз, правда, жжём табак, а не коноплю, но атмосфера та же.
А стоит присмотреться к тому, как главный герой лечится (Дани прямо в бою выправляет вывихнутые пальцы и вытаскивает пули из рук пинцетом), и уже невозможно будет отделаться от ощущения дежавю. Но это ощущение, надо сказать, приятное: кому как, а мне эти чокнутые анимации лечения здорово зашли ещё в исполнении Джейсона Броди, и я рад их возвращению. За прижигание ран сигарой — отдельное спасибо. Первая помощь по-фаркрайски настолько забавляет, что на первых порах сознательно лезешь под пули, лишь бы только увидеть очередной сверхбрутальный способ исцеления.
Но далеко не все знаковые черты третьей части вызывают ностальгию — и, к счастью, вернули не всё. Ubisoft окончательно убрала механику вышек: здесь, как и в пятой части, их роль взяли на себя аванпосты, которые теперь отъедают добрую часть игрового времени. Нужна новая точка перемещения в регионе — захватываем аванпост. Нужна информация о побочках рядом — на аванпост. Нужны ресурсы или бесплатная снаряга, которая выпадает из сундуков, — ну, вы поняли… Справедливости ради стоит сказать, что зачищать базы гораздо интереснее, чем взбираться на однотипные металлоконструкции. В Far Cry 6 они очень разные: здесь тебе и древние крепости, и станции переработки табака, и телебашни. Выглядят все эти объекты довольно занятно и зевоты не вызывают — по крайней мере, в первые шесть часов. Но хватит ли у разработчиков творческого запала, чтобы заполнить всю огромную Яру не похожими друг на друга вражескими базами, станет ясно только после релиза.
Яра состоит из трёх островов, поделенных на пять областей, которыми заправляют приспешники Кастильо. На скриншоте не видно, но сверху есть ещё небольшой кусок земли — остров Del Leon. На маленьком острове слева внизу проходит обучение и первые миссии, как и предполагали фанаты. По прикидкам, общая площадь карты раза в два больше территории Far Cry 5
Судя по всему, именно гигантские размеры острова вынудили создателей ещё дальше шагнуть от реализма, чтобы сделать героя шустрее, а путешествие по Яре комфортнее. Начинающий партизан Дани, словно VIP-персона, может вызвать «такси» в любую точку Яры, где есть автодороги. Просто открываем селектор оружия и вызываем безымянного повстанца, который прикатит нам личный автомобиль. Но на машине можно проехать не везде: на острове полно отвесных скал, по которым предстоит прыгать и карабкаться, как в Кирате. Конечно, можно использовать крюк-кошку, но это слишком тормозной гаджет. Гораздо круче — угнать вертолёт, которые тут роятся в воздухе, словно москиты. Для этого у Дани есть ЭМИ-пушка, позволяющая отключать технику. Стреляешь из неё по вертолёту, и он деликатно падает вниз, чудесным образом оставаясь невредимым. Остаётся только пристрелить пилота, забрать вертушку себе — и можно с ветерком добраться куда угодно. Кроме, разве что, тех мест, которые охраняются зенитками.
Желание разработчиков максимально ускорить геймплей заметно даже в таких мелочах, как сбор лута. Ещё в пятой части Ubisoft отказалась от медленных анимаций свежевания животных. Здесь же пошли ещё дальше: шкуры убитых оленей, патроны и деньги с противников теперь собираются автоматически. Даже не нужно клавишу «Е» жать — просто прошёлся по трупам, и весь лут в твоём рюкзаке.
А вот оружие с врагов подбирать теперь нельзя, и это новшество уже кажется странным: даже освобождённые заложники умеют собирать пушки с трупов, но только не сам протагонист. Свои стволы Дани Рохас либо получает от друзей-повстанцев во время миссии, либо ворует из контейнеров с надписью FND, либо покупает в магазине. Зато уж таскать с собой можно целый оружейный склад. Каждую полученную в течение игры пушку можно в любой момент вытащить из бездонной авоськи Дани и установить в слот быстрого доступа. Больше не нужно уныло плестись до магазина каждый раз, когда захотел поменять свой АК-47 на АС «Вал», — всё добро теперь всегда при нас.
Весьма забавно на фоне этого смотрится новая механика «кобуры». Сама по себе идея хорошая: убрал оружие на нейтральной территории — и военные не будут нападать на героя, если их не злить. Но при этом Дани продолжает таскать на себе огнемёт, пистолеты, пулемёты и гранатомёты всех мастей, снайперские винтовки, швырятель CD-дисков из трейлеров, ЭМИ-пушку и комплект метательных топориков. Где он всё это прячет от солдат, в какой такой безразмерной «кобуре» — загадка. Но да ладно: наслаждаться геймплеем такие условности точно не мешают. Когда устраиваешь переполох на военной базе, жонглируя пушками почти как Думгай, недостаток реализма — это последнее, что тебя беспокоит.
Тем более что в лагере повстанцев врубается вид от третьего лица, и за спиной героя можно увидеть здоровенный рюкзак. Сперва можно подумать, что в нём он все автоматы и таскает… Но нет. Не поверите, но это ещё одна мегапушка — «Супремо». С помощью этого реактивного ранца можно обстреливать врагов градом ракет, уничтожая всё живое в поле зрения. И это только так, для затравочки… На верстаке ранец можно будет переделать под свои вкусы и цели, превратив его в переносную медицинскую станцию или огромную ЭМИ-установку. А если захочется потеснить Антона Кастильо с места главного садиста Яры, можно перепаять «Супремо» в гигантский огнемёт «Фуриосо», изрыгающий пламя во всех направлениях, и устроить бедным приспешникам диктатора настоящую геенну огненную.
Такса, крокодил и «дерьмо для оружия»
На тех же верстаках, где настраивается «Супремо», можно кастомизировать и обычное оружие: прицелы, глушители — всё как в пятой части. Из нового добавили возможность модифицировать патроны и устанавливать на любой автомат или пистолет взрывные, поджигающие, ядовитые или бронебойные боеприпасы. Для кастомизации нужен стандартный крафтовый мусор — или, как ёмко подмечают сами персонажи, «всякое дерьмо для оружия»: металлолом, порох, болты и гайки. Всё это без проблем подбирается между делом во время сюжетных миссий и на аванпостах — за шесть часов игры я полностью прокачал несколько приглянувшихся пушек и ни разу не столкнулся с недостатком ресурсов. Всевозможного полезного хлама и ветоши в Far Cry 6 действительно навалом.
И это я ещё не рассказал про одежду, которая здесь заменяет навыки. По мере прохождения нам будут попадаться вещи с усилениями: например, маски-респираторы, бронированные рубашки или чудо-ботинки, которые сами обезвреживают растяжки. Весь найденный гардероб тоже навсегда остаётся при Дани, и в любой момент (даже в разгар боя) можно переодеться под ситуацию: нацепить огнеупорные перчатки, когда пошлют жечь плантации табака, или натянуть взрывопрочные штаны, завидев гранатомётчика.
А чтобы уж совсем разнести армию диктатора в пух и прах, можно позвать на помощь друга. Кооператив здесь, опять-таки, такой же, как и в пятой части: прогресс истории сохраняется только у хоста, однако приглашённый игрок может утащить к себе в кампанию весь собранный лут. Куда интереснее обстоит дело с виртуальными напарниками. В Far Cry 6 они называются «амигос», и людей среди них нет — только боевые животные. Здесь можно подружиться с крокодилом в майке с золотым клыком, как у гангста-рэпера: натравливаешь его на солдат, и он их живописно жрёт. А когда душа запросит добра, можно взять на вылазку пёсика-инвалида по кличке Чоризо. Он совсем не агрессивен: сколько я ни пытался науськать его на противников, он никого даже за ногу не тяпнул. Зато отвлекает внимание врагов Чоризо на ура, ведь мимо такой милоты невозможно пройти и не погладить. А если выполнить при помощи пса парочку несложных испытаний, Чоризо можно будет использовать вместо аптечки: всего-то нужно почесать «амиго» за ухом, глядя в его огромные глазищи, и раны сами собой затянутся.
Из серьёзных недостатков можно отметить только то, что в Far Cry 6 всё-таки перекочевала одиозная RPG-система уровней из New Dawn — только в урезанной и ещё более абсурдной форме. Умений у протагониста теперь нет, а вот ранги у него и всех противников есть. Над головами у солдат висит полоска жизни, и твой урон по ним сильно зависит от того, выше ты их уровнем или ниже. Очень криво смотрится, когда одних вояк ты, как и положено, укладываешь с одного хедшота, а других не можешь вынести и с трёх. Как объяснил один из повстанцев, всё дело в «лучшей натренированности». Голова у таких перетренированных товарищей может быть ничем не прикрыта: пули попадают в лоб, и даже кровавая дырочка вырисовывается, но опытному солдафону плевать. Мозг — далеко не главный орган, продолжаем воевать!
Причём главная загвоздка здесь даже не в том, что это смотрится бредово. Если уж принимать бездонную авоську с оружием и псов-целителей как данность, придётся принять и пуленепробиваемые лбы солдат. Не даёт покоя вот какой вопрос: если способностей и навыков в игре нет, а все усиления привязаны к одежде, то зачем тогда вообще понадобилась ранговая система? Можно наивно предположить, что уровни нужны, чтобы не пускать игрока на финальные локации раньше времени. Но ведь в предыдущих частях прекрасно обходились и без этого! Остаётся только понадеяться (опять-таки, очень наивно и оптимистично), что эксперименты с системой рангов никак не связаны с попытками склонить игроков к донату, как было в той же New Dawn. Напомню, там покупка высокоуровневой пушки избавляла от занудного гринда аванпостов. Увы, то, что вызывает азарт в первые шесть часов игры, позже может с лёгкостью превратиться в унылую работу, избавиться от которой раньше времени получится только за деньги.
И всё же, если опустить перечисленные спорные моменты, первые приключения на Яре оказались шикарными. Да, революции не случилось — но не каждой системе нужна революция. Серия развивается в своём неспешном темпе: отсекает надоевшие всем элементы, добавляет новые убойные возможности и даже возвращает фишки, по которым кто-то наверняка соскучился. И хотя окончательный уход от реализма зайдёт не всем, разработчики двигались в этом направлении уже давно. В конце концов, ещё в пятой части можно было пойти в атаку с дрессированным медведем. Ну а теперь у тебя в кармане целебная сигара, в руках пушка, которая садит вертолёты без повреждений, а в друзьях целая банда кровожадных зверей-ополченцев. Главное, чтобы чокнутый остров, где всё это возможно, не приелся игрокам ещё до завершения сюжета.