Обзор Far Cry 6 — Тупо, но весело
Месяц назад я провёл шесть часов в Far Cry 6 , и тогда она показалась мне концентратом безбашенных развлечений. Теперь же я наиграл часов 40… и она по прежнему воспринимается как концентрат безбашенных развлечений, только уже чересчур затянутый. Огромный остров здесь чуть ли не втрое больше карты из Far Cry 5, а суть за редким исключением всё та же: убивай генералов, захватывай аванпосты, грабь корованы. Мне всегда была непонятна эта логика: потратить на создание игры кучу ресурсов, запросить за неё кучу денег, но вместо того, чтобы предоставить пользователям улётные 10-20 часов геймплея, взять и размазать все самые крутые наработки по гигантской карте. И присыпать однотипными побочками для создания видимости изобилия. Ну не может количество заменить качество!
Но надо отдать должное Ubisoft : в этот раз всю традиционную побочную рутину хотя бы сделали по-настоящему необязательной. И, что совсем уж удивительно, некоторые новые сайд-квесты получились настолько крутыми, что только ради них одних стоит отправиться освобождать Яру. Взять хоть петушиные бои с закосом под Mortal Kombat — этот бриллиант ни в коем случае не должен достаться злобному диктатору.
Потерянный рай
Сюжет — канон из всех канонов. В наличии тропический остров Яра, злой «Эль Президенте» Антон Кастильо, который этот самый остров тиранит, и главный герой Дани Рохас, мечтающий сбежать из неблагополучной родины в США. Разумеется, улизнуть с первой попытки у него не выходит. Чтобы выбраться, Дани предстоит перевернуть весь остров вверх дном, подружиться с местными партизанами и объявить Кастильо полный импичмент.
Рекламщики Ubisoft старались вовсю, обещая игрокам сложные моральные конфликты, политический подтекст, глубокую глубину сюжета и эпичного злодея. Перестарались. Харизматичные и запоминающиеся антагонисты всегда были козырем серии, но местный Эль Президенте получился… весьма натуральным банановым диктатором. То есть абсолютно необаятельным, хладнокровным подонком, который не вызывает ни грамма симпатии. И то, что его роль исполняет Джанкарло Эспозито, совершенно не меняет дело. Каким бы классным актёром он ни был, ему поручили играть злобного и надменного мужика — Эспозито его и сыграл. Никаких откровений.
Впрочем, даже такой персонаж мог бы удачно вписаться в сюжет, если бы Ubisoft выдержала в подобном тоне всю историю. Кастильо, конечно, рафинированный подонок, но вместе с тем он очень реалистичный персонаж — по крайней мере, в плане той политической демагогии, которую он втирает своим избирателям. Но, увы, реализм никак не вяжется с творящимся на Яре балаганом. Ручной крокодил бегает в маечке, такса-инвалид на колёсиках отвлекает врагов, главный герой, нацепив костюм-крыло, летает наперегонки с дрессированным пеликаном… И вот посреди всего этого дурдома Антон Кастильо в белом пальто стоит такой важный и читает лекции о том, как снова сделать Яру великой.
И ладно бы, если бы на этих серьёзных щах поднимались действительно непростые, неоднозначные вопросы, над которыми было бы интересно поразмышлять. Но перед нами просто классический патриархальный тиран, выступающий против инклюзивной команды борцов за всё хорошее. Ну какая тут может возникнуть неоднозначность? Какую-то глубину можно было бы увидеть в том, что Кастильо производит лекарство от рака и мечтает озолотить Яру за счёт прорыва в медицине, то есть намерения-то у него благие. Но в каждой сюжетной сцене он непременно кого-нибудь пытает, убивает или обращает в рабство — и по итогу становится в один ряд даже не с Дартом Вейдером, а с самим Императором Палпатином. Ещё и доброго мальчонку пытается толкнуть на тёмную сторону, как всамделишный владыка ситх.
Ровно с таким же успехом неоднозначность пытаются наскрести по сусекам и местные «джедаи». Иногда повстанцы толкают речи о кровавых последствиях революции, говорят, что после свержения Кастильо кровь будет литься и дальше, начнётся гражданская война… Но что тогда? Оставить всё как есть? И вот это — максимальная этическая нагрузка сюжета.
Впрочем, времени болтать языком у соратников Дани не то чтобы много: положительных персонажей куча, знакомиться с ними приходится галопом по Европам, и хоть как-то запоминаются только старички-революционеры. Молодые бойцы Либертат — сплошь безликие герои, которым только нимбов не хватает. А старичкам в силу возраста и опыта разрешено быть личностями и немножко сволочами, чем они и цепляют.
Кстати, многих наверняка порадует, что протагонисту тоже отвесили немного характера. Но совсем чуть-чуть. Говорить-то он или она теперь умеет, но больно уж рандомно, не особо заботясь о последовательности собственного мнения. В самом начале игры Дани вроде как непреклонно заявляет: «Не хочу, не буду сражаться за свободу Яры, свалю в США», — а уже через полчаса хмыкает: «А чё б не остаться? Весело тут у вас, будем мочить диктатора!» Ещё через час Дани Рохас окончательно входит в роль слегка неуравновешенного парня, который встречается на каждой тусовке: он всегда на позитиве; со всеми, кроме откровенных кайфоломов, во всём согласен; и всегда за любую движуху. И, на самом деле, если учитывать всё, что нас ждёт впереди, такой главный герой вписывается в сюжет идеально.
В игре стало намного больше юмора. Хотя в плане качества ему далеко до редких шуток третьей части
Партизань с комфортом
Стоит только принять управление протагонистом, как врубаются рефлексы, которые выработались в прошлых играх серии. И даже просыпаются те, что дремали на подкорке со времён Far Cry 3. Ощущения такие, словно девять лет спустя вернулся на деревню к бабушке. С поправкой на то, что бабушка живёт в тропиках. Кругом — джунгли, пляжи, ностальгия. Да, машины на дорогах другие (правда, кое у кого всё те же неубиваемые «Жигули»), архитектура преобразилась, пальмы зачем-то перекрасили в оранжевый оттенок. Изменений вроде бы масса, но в основе всё по-прежнему знакомое и родное. Интуитивно уже знаешь, где найдёшь друзей, а за каким углом будут поджидать гопники. С ностальгией вспоминаешь, как сжёг однажды целое поле конопли. И точно! Здесь есть такое же, только с табаком. И его тоже нужно сжечь.
Геймплей тоже остался по большей части прежним: в наличии огромная карта, поделённая на регионы; у каждого — свой предводитель. Чтобы добраться до главных гадов, предстоит зачищать аванпосты, совершать диверсии на земле и в воздухе, захватывать базы и смотреть между миссиями ролики, где наши противники трясутся в бессильной злобе.
Чтобы игрок, путешествуя по гигантской территории, не загнулся от скуки, разработчики окончательно отправили реализм на пенсию. Его место заняли облегчающие жизнь условности, благодаря которым Дани перемещается по острову со скоростью Соника. В любую точку Яры можно вызвать своё личное авто: специально обученный повстанец на машине тут же материализуется в десяти метрах от Дани, словно призрачный гонщик, и безропотно отдаст ключи. Такой сервис не распространяется на воздушный транспорт, однако угнать его не сложнее, чем мотоцикл в GTA: достаточно выстрелить из ЭМИ-пушки, и вражеский вертолёт покорно приземлится неподалёку. Такой же трюк срабатывает и с танками (да, в Far Cry 6 есть танки!) — после попадания ЭМИ-заряда танк можно приватизировать на благо революции, отблагодарив экипаж за доставку свинцовыми чаевыми.
Яра получилась на удивление красивой, несмотря на простенькую графику
В плане оружия Far Cry теперь тоже гораздо ближе к GTA, чем к скучным жизненным реалиям. Ограничение на количество носимых стволов полностью убрали: Дани Рохас способен таскать с собой целый арсенал из нескольких десятков пушек, да ещё и прятать всё это добро от солдат в бездонной авоське и безразмерной кобуре. Убрал, например, РПГ в кобуру — и можно смело шагать через любое КПП. Ни один солдат не заметит!
А вот реактивный ранец Супрэмо даже прятать нет никакой нужды — военные тупо не обращают на него внимания. Впрочем, на их месте я бы тоже не рискнул приставать с расспросами к отморозку, который таскает за спиной ракетную установку. Супрэмо — нечто вроде ультимативного супер-оружия с долгой перезарядкой. Всего у него будет несколько видов, но первым делом нам вручают Экстерминадор — настоящее орудие хаоса. Он выдаёт несколько самонаводящихся реактивных залпов по ближайшему окружению, одинаково эффективно превращая в труху и технику, и вертолёты, и живую силу противника. А если поменять ракетный рюкзак на мега-огнемёт Фуриосо, то появится возможность совершать двойные прыжки. Правда, во время таких кульбитов кустарный джет-пак испускает под ноги потоки пламени и может спровоцировать пожар, спалить кур, напарников, гражданских и прочую невинную живность, за убийство которой нам всё равно ничего не будет.
Но не всё коту масленица, и за кое-какие шалости всё-таки придётся расплачиваться. Нести ответственность на Яре нужно только за жизни солдат — что, в принципе, вписывается в логику полицейского государства. Если убивать приспешников Кастильо без остановки, заполнится определённая шкала, и Эль Президенте спустит на Дани всех своих собак: спецназ, вертолёты, танки… Короче, всё опять как в GTA, только вот ASNAEB тут не поможет — проверял. Уж не знаю, чего добивались разработчики, однако это нововведение скорее раздражает, чем добавляет драйва. И дело не в возросшей сложности, а в назойливости местных «копов». Если вы любите «мясной» стиль прохождения (вломиться через парадный вход и расстрелять всех внутри), готовьтесь стрелять ещё больше, чем планировали. Мало того, что вояки вызовут подкрепление с помощью аварийки, как и в прошлых играх, так потом к ним на выручку прискачет ещё и здоровенный спецотряд Кастильо. Дополнительные волны врагов отнимают кучу лишнего времени — как и вынужденные прятки по кустам, пока шкала внимания спецназа не опустится до нуля. Выход есть, но только один: меняй стиль игры и переключайся на стелс. Что, согласитесь, как-то не пахнет вариативностью и лояльностью к любому методу прохождения, которыми славится серия.
Некоторые миссии удивляют качественной постановкой: массовые взрывы, перестрелки, куча уничтоженной техники
Боевые напарники тоже лучше проявляют себя в стелсе, чем в открытом бою. Здесь их зовут Амиго, и все они исключительно животные: две собаки, крокодил, пантера и боевой петух. Пока ты крадёшься, стараясь не издавать ни звука, пёсик по кличке Чоризо совсем не скрывается — адский скрип колёсиков его инвалидной коляски слышен с другого конца аванпоста. Но ему и не нужно прятаться: пока вояки сбегаются со всей базы, чтобы познакомиться с милашкой-таксой, ты подбираешься вплотную, чтобы познакомить их ещё и со своим мачете. А вот хищные компаньоны годятся больше для веселья и живописных расправ над врагами, чем для пользы дела. Да и над их прокачкой придётся попотеть. «Всего-то» 50 убийств, необходимых крокодилу для открытия одной из его способностей, он собирал практически 40% игры. Жаль, что Рохас никак это не комментирует. Повстанец, орущий на ручного крокодила «Плохой Гуапо! Брось ногу солдата, не заслужил!», идеально бы вписался в безумную атмосферу игры.
Стройбатя
В свободное от работы время нашему партизану выпадают редкие минутки мирной жизни. Тогда он может расслабиться… ещё немного поработав. Теперь уже строителем. В наследство от Far Cry: New Dawn шестая часть получила механику возведения базы, которую, к счастью, на этот раз лишили всякой обязаловки. Тебя не принуждают таскать на горбу хлам со всей Яры, чтобы отстроить очередной барак и продвинуться дальше по сюжету. Но минимальная прокачка лагеря способна принести ощутимую пользу. Например, «Сеть убежищ» открывает доступ к костюму-крылу и новым точкам быстрого перемещения — а передвигаться по гигантскому острову без них быстро становится в тягость. Ещё можно поставить полевую кухню и обменивать мясо убитых крокодилов и грызунов на вкусняхи. Например, отведав блюдо из хутии (зверёк, похожий на хомяка), получишь возможность целый час таскать больше боеприпасов (видимо, за щекой).
Помимо стройки, в каждом лагере есть свои побочные мини-игры — и некоторые из них просто шедевральны. Да, речь про те самые петушиные бои, которые я упоминал в начале. Они стилизованы под настоящий файтинг с уворотами и суператаками в духе Street Fighter и Mortal Kombat. На выбор дают целых 19 пернатых бойцов (правда, сначала их нужно отыскать). У них даже художественные описания есть — чуть ли не предыстория для каждого петуха. Забавно будет, если это, как и «Гвинт», через годик вырастет из мини-игры в самостоятельный проект, обзаведётся сюжетом, отдельными комбо для каждого бойца и станет кибердисциплиной, а кто-то на полном серьёзе будет зубрить все фишки и приёмы какого-нибудь Эль Куро.
Впрочем, если тебя не интересуют подобные варварские развлечения — не развлекайся, никто не заставляет. На побочки здесь вообще можно забить. Абсолютно. На любые. Даже на аванпосты. Туда есть смысл наведываться только ради оружия поразнообразнее, но об этом чуть позже. Главное, что, в отличие от пятой части, здесь нет шкалы сопротивления региона, которую нужно заполнять, чтобы активировался главный квест. С середины игры я напрямую шёл по сюжету и уничтожал только случайно подвернувшиеся КПП или зенитки, которые мешали спокойно подлететь к цели. Этого более чем хватало. Ресурсов было достаточно для апгрейда стволов, а уровень рос достаточно быстро, чтобы враги в сюжетных миссиях не напрягали. Ключевое здесь — «в сюжетных». Потому что, забравшись на какую-нибудь опасную территорию за рамками миссии, всегда можно напороться на особо матёрых солдат, которые научат тебя Яру любить. И даже прилежная чистка аванпостов не спасёт. Всему виной весьма странная прокачка.
Служи, дурачок, получишь значок
Да, Ubisoft всё-таки пропихнула в игру систему рангов, которая так бесила многих игроков в Far Cry: New Dawn. Видимо, в ответ на негатив со стороны сообщества её функционал значительно урезали, и теперь она, с одной стороны, раздражает гораздо меньше, а с другой — выглядит совсем уж абсурдной и лишней.
Дело в том, что все способности в Far Cry 6 привязаны к одежде, а за повышение ранга ты практически не получаешь никаких преимуществ. Характеристики героя никак не меняются, уменьшается только штраф, который накладывается на твой урон при стрельбе по высокоуровневым солдатам. Но и тут засада! Казалось бы, ты натренировался, возмужал, получил повышение — самое время навестить того солдафона, который был на пяток рангов выше и надавал тебе по кепке в самом начале игры. А вот и нет! Будь ты теперь хоть генерал-полковник, вполне может выйти так, что опять получишь на орехи от того же вояки, который снова окажется выше тебя по званию. За это нужно благодарить автолевелинг, который Ubisoft начала внедрять в свои проекты ещё с Assassin’s Creed: Origins: уровень врагов и территорий привязан к твоему прогрессу. Прошёл несколько миссий — у всех противников резко взлетели ранги, и ты снова слабак. Это убивает весь кайф от прокачки, и специально заниматься ею не остаётся никакого смысла.
Оружие здесь тоже имеет уровни. И тут, на первый взгляд, обошлось без перегибов: винтовка четвёртого уровня будет слегка мощнее базовой, но не вдесятеро сильнее, как это было в New Dawn. Выжимкой доната вроде бы не пахнет: покупая пушку во внутриигровом магазине за реальные деньги, силу богов ты не получишь. Однако Ubisoft просто настроила доилку хитрее.
Задонатив, можно заселить конюшни адскими скакунами, а в гараж поставить советский танк «Мишка». Преимуществ перед обычными танками Яры у него никаких, но раскрас такой душевный и ламповый — знают, на что давить, заразы!
Начну с самого невинного: скины, которые можно приобрести в магазине, реально клёвые. Чисто визуально. Костюм с капюшоном из Assassin’s Creed, форма советского солдата Второй мировой… А если купишь сезонный пропуск, то получишь футуристический наряд из Blood Dragon. И если кожаный прикид из будущего смотрится как-то нелепо среди латиноамериканских трущоб, то пушки выглядят стильно. Изобретения местного оружейника Хуана (да и вообще все партизанские апгрейды) сделаны, как признают сами персонажи, «из * и палок» и воспринимаются соответствующе. На их фоне аскетичная и точёная снайперка «Кобракон» из Blood Dragon кажется просто произведением военного искусства.
И всё бы ничего, но среди донатной экипировки встречаются вещи, полноценных аналогов которым в игре попросту не найти. Или найти, но крайне сложно. Например, штаны советского солдата — незатейливая с виду вещица. Мало того, что у них, в отличие ото всех других штанов, которые мне попадались, не один, а целых три пассивных эффекта. Так ещё и одна из фишек уникальная и очень мощная: штаны сами автоматически чинят технику, вертолёты прямо в полёте, танки — даже тормозить и вылезать из транспорта на надо. Ничего подобного среди бесплатной яранской ветоши мне не встретилось.
Дани-танкист, Дани-джентльмен, Кибердани
И вот тут мы плавно подходим к тому, что уже откровенно попахивает нечестной игрой. Основной источник экипировки в Far Cry 6 — это специальные ящики, эдакие бесплатные лутбоксы, из которых случайным образом выпадает оружие, одежда или ресурсы. Случайным, заметьте. Эти ящики разбросаны по карте, но гарантировано встречаются на аванпостах. Есть ещё особые «царские» ящики, которые нужно разыскивать в тайниках, решая примитивные, но ужасно длинные и занудные головоломки в духе «пойми, в какое место сливной трубы нужно выстрелить, чтобы прочистить засор». Удовольствие похлеще вышек, скажу я вам. В каждом драгоценном ящике лежит одна конкретная, закреплённая за ним экипировка… но ты всё равно не знаешь, какая! Отправившись в тайник и потратив минут двадцать, ты можешь быть вознаграждён отличным гранатомётом, а можешь понуро уйти с позолоченным пистолетиком в руках.
В итоге вырисовывается такая картина. Пушек и снаряжения в Far Cry 6 тонна, носить с собой можно сколько угодно стволов, но новинки из ящиков выпадают очень редко. Подбирать с поверженных врагов их нельзя (а какой-нибудь РПГ, например, очень бы хотелось!). Даже в магазинах у продавцов особо не разгуляешься, поднакопив внутриигровую валюту: ассортимент подозрительно скуден. При этом у меня осталось чувство, что в пресс-версии игры месяц назад оружие и вещи попадались в ящиках гораздо чаще, а теперь там сплошь порох да прочая мелочёвка.
И вот здесь всё зависит от того, чего вы ожидаете от игры. Мне, например, плевать на разнообразие арсенала, и я, не заморачиваясь, прошёл всю сюжетку, лишь изредка меняя автоматы. Вполне эффективно можно справляться и с тем оружием, что просто попадается под руку. Но если хочется перепробовать все самые классные пушки и устроить полный фарш, то надо либо обшаривать аванпосты и тайники в надежде, что на этот раз в ящике окажется классная винтовка, а не порох или бесполезная пукалка, либо доплачивать за наборы, в которых гарантированно попадётся уникальное крутое снаряжение.
Far Cry 6 похожа на настоящий отпуск на карибском острове. Она не бросает серьёзный вызов, ничего не навязывает, ни к чему не принуждает — просто даёт набор игрушек и отправляет развлекаться под пальмами. Правда, никакого «всё включено» ждать не стоит: если хочешь полный набор удовольствий, придётся доплачивать. Или бесконечно зачищать аванпосты, что изрядно поднадоело за прошлые части.
Со всем остальным дело обстоит гораздо радужнее. Нравится охотиться — вперёд, лук тебе в руки! Не нравится — окей, про охоту можно вообще не вспоминать всю игру. Хочешь — коллекционируй кур и устраивай петушиные бои. Хочешь — участвуй в гонках. А если всё это шапито больше не веселит, забей и двигайся по сюжету. Без побочек можно обойтись, базу отстраивать не обязательно, хлама для прокачки оружия легко насобирать и во время сюжетных миссий. Вот только сюжет тут незамысловатый и плоский, как доска для сёрфинга… Но всему этому цирку, наверное, и не нужно ничего сложнее, чем конфликт злого патриархального тирана с добрыми и хорошими воинами справедливости. Если уж залезли в песочницу от Ubisoft, нужно быть готовыми отключить голову и бездумно наслаждаться аттракционом.
Игра-жвачка, которая распрощалась с последней толикой серьёзности. Её можно пролететь на одном дыхании, ни разу не вспомнив про рутину. Но если вы хотите самые лучшие игрушки, готовьтесь шерстить аванпосты, унылые тайники и вот это вот всё… Ну или доплачивать.
- песочную «обязаловку» убрали
- атмосфера беззаботных каникул на Карибах
- от напарников-животных минимум пользы, но максимум веселья
- зрелищная постановка сюжетных миссий
- Супрэмо и ресольверские кустарные пушки вносят разнообразие в арсенал оружия.
- чёрно-белый сюжет
- зачистка аванпостов по-прежнему быстро наскучивает
- бесконечные потоки спецназа утомляют
- чтобы заполучить лучшее оружие, надо гриндить сундуки с рандомным содержимым или донатить.
Во что : ключ предоставлен издателем.
На чём : PC.
Сколько : около 40 часов.
«А что, есть какой-то другой сценарий?»
Завершить сюжетную кампанию, но не прекратить по привычке чистить аванпосты.