Что посмотреть вечерком в октябре: «Злое», «Прикосновение», «Полуночная месса»
Мы живём во времена контентного пресыщения, когда фильмов и сериалов выходит не просто много, а слишком много. Посмотреть всё физически невозможно, да и не хочется тратить редкие свободные часы на проходняк. Мы это прекрасно понимаем, а потому решили раз в месяц выдавать вам краткий дайджест с рекомендациями, что включить свободным вечерком. По задумке, сюда будут попадать самые разные проекты, не обязательно свежие и не обязательно лучшие, но неизменно достойные внимания. И так как на дворе октябрь, а не за горами Хэллоуин, этот дайджест состоит преимущественно из ужастиков и того, что близко им по духу.
Злое
Про что: Мэдисон переживает сразу две страшные трагедии: какой-то маньяк убивает её мужа и нападает на неё саму, из-за чего у неё случается выкидыш. Но на этом беды не заканчиваются. Между девушкой и таинственным «тёмным человеком» возникает необъяснимая связь. Она наяву видит, как он расправляется со своими жертвами, но сделать ничего не может. Пытаясь во всём разобраться, Мэдисон выясняет, что маньяка зовут Гэбриэл, и он как-то связан с её детством. А точнее, с теми его моментами, что она изо всех сил старалась забыть.
Что говорят: Джеймс Ван, режиссёр «Астрала» , «Заклятия» и много чего ещё, снял свой самый отбитый, самый мясной и вместе с тем самый весёлый хоррор. Хотя в интервью он говорит, что вдохновлялся итальянскими фильмами поджанра джалло, по факту «Злое» ближе по духу к кэмповым ужастикам конца 90-х и начала нулевых. В одном ряду с «Тринадцатью привидениями» , «Призраком дома на холме» (не от Netflix) и, скажем, «Готикой» , оно смотрелось бы как влитое. Не всем зрителям пришлось по душе такое путешествие в прошлое, но если вы устали от высоколобых арт-хаусных хорроров, типа «Солнцестояния» или «Маяка» , и просто хотите кровавого аттракциона, «Злое» отлично подойдёт для вечернего просмотра.
Прикосновение
Про что: Милиционер расследует загадочную трагедию: молодая женщина задушила собственного сына, после чего покончила с собой, оставив записку: «Уходим в лучший мир». Потрясённая соседка говорит, что никаких заметных поводов для суицида не было. А вот любовник покойной утверждает, будто той регулярно являлся давно умерший отец и уговаривал отправиться на тот свет. Следователь полагает, что в деле замешаны дьявольски хитрые шарлатаны, которые просто разыгрывали приход призрака и довели несчастную до ручки. Однако совсем скоро самоуверенному сыщику предстоит узнать, что мертвецы иной раз гораздо опаснее живых.
Что говорят: В самом начале 90-х, в непростое и неспокойное время, режиссёр Альберт С. Мкртчян снял гипнотически жуткий фильм, который до сих пор считается лучшим отечественным хоррором. Каждая сцена «Прикосновения» пропитана кладбищенской сыростью и гнетущим фатализмом. И дело не в каких-то пугалках или спецэффектах — здесь их почти что и нет, а те, что есть, сделаны весьма кустарно, по понятным причинам. Просто сама идея в основе сюжета способна вогнать в экзистенциальный кризис даже самых завзятых оптимистов.
До недавних пор «Прикосновение» существовало лишь в качестве мутной записи с VHS. Однако энтузиасты из ВК-сообщества From Outer Space сумели раскопать и оцифровать оригинальную плёнку, так что теперь жуть из 90-х можно оценить во всём её мрачном великолепии.
Кэндимен
Про что: Сиквел-перезапуск одноимённого хоррора 1992 года. В чикагском гетто есть поверье: если встать перед зеркалом и пять раз произнести слово «Кэндимен», явится великан с крюком вместо руки и сотворит нечто ужасное. Этой легендой очарован молодой художник. Он хочет оживить афро-американский фольклор, сделать Кэндимена героем своих картин. Но призрак едва ли хочет становиться арт-объектом.
Что говорят: Американские критики нахваливают картину за смелость и актуальность. Что неудивительно: расизм был одной из ключевых тем и в оригинальном фильме, а в ребуте, в соответствии с духом времени, на нём решили сделать особый упор. Отечественные критики хвалят посдержаннее. «Кэндимен» 21-го года — стильный, ладно скроенный, но практически не страшный хоррор. Если, конечно, не учитывать ужасы ксенофобии и полицейского произвола.
Не дыши 2
Про что: Слепой ветеран Норман оставил свои замашки маньяка-похитителя и вместо этого взял на воспитание девочку-сироту. Но однажды малышку похищает банда головорезов, и доброму старику снова приходится стать чудовищем из темноты.
Что говорят: Один из лучших хорроров последних лет в сиквеле фактически превратился в боевик поджанра «не буди лихо». Само собой, такой переход не прошёл без последствий: критики сетуют, что почти весь саспенс испарился, а сюжетные дыры стали куда заметнее. Но зато Стивен Лэнг по-прежнему крут, а экшен брутален.
Охотник за разумом: Схватка (ориг. «Ни один человек Божий»)
Про что: Америка 80-х. ФБР только осваивает профайлинг, пытается нащупать метод вычисления маньяков среди обычных людей. Для этого аналитик Билл Хагмайер отправляется брать интервью у Теда Банди — одного из самых страшных серийных убийц в истории. И вот по одну сторону стола сидит настоящее чудовище, садист, загубивший больше 30 девушек, а по другую примерный семьянин, верующий католик, но вместе с тем профессионал, главная задача которого — понять собеседника.
Что говорят: Локализаторы, как водится, знатно наврали: никакой «схватки» в фильме нет. Агент Хагмайер не пытается никого переиграть и уничтожить, наоборот — чтобы погрузиться в разум психопата, ему приходится стать для Банди другом. И эта эквилибристика над пропастью превращает в фильм в блестящий разговорный триллер. Элайджа Вуд, как всегда, чертовски хорош, но главная звезда здесь Люк Кирби. Он сыграл Банди пугающе правдоподобно и приземлённо, разрушив устоявшийся киношный образ маньяка-философа по типу Ганнибала Лектера. Зло банально, и в этом весь ужас.
Легенда о Зелёном рыцаре
Про что: Сказочное средневековье. Сэр Гавейн, племянник короля (предположительно Артура), переживает из-за того, что к своим уже солидным годам так и не совершил ни одного подвига. Внезапно ему выпадает шанс исправить положение. Прямо на рождественскую трапезу в замок является лесной дух и бросает собравшимся вызов: любой желающий может ударить его так сильно, как сам посчитает нужным, но с условием, что ровно через год получит сдачи. Прельстившись лёгкой славой, Гавейн отрубает гостю голову… А тот просто поднимает её с пола и уходит, дьявольски хохоча. Теперь рыцарская честь обязывает королевского племянника быть в назначенном месте в назначенный час, чтобы принять ответный удар.
Что говорят: Однозначно самый красивый арт-хаус последних лет. Костюмы, декорации, композиция кадра, цветокоррекция — от всего оторопь берёт. Но тот, кто рассчитывает на героическое фэнтези, вряд ли выдержит это путешествие. «Легенда о Зелёном рыцаре» крайне неспешна, вдумчива, меланхолична и метафорична. У неё гораздо больше общего с «Мертвецом» Джима Джармуша, чем с каким-нибудь «Мечом короля Артура». Если вы открыты к экспериментам и восприимчивы к так называемому фестивальному кино, то лента Дэвида Лоури может вас зацепить очень глубоко. Особенно в нынешние промозглые вечера.
Легенды Mortal Kombat: Битва королевств
Про что: Сиквел «Мести Скорпиона». Шао-Кан с высокой колокольни наплевал на все правила и начал полномасштабную экспансию. Силы Земного царства сдерживают натиск, но надолго их явно не хватит. В отчаянной попытке спасти положение Рейден при поддержке Старших богов вызывает императора и его прихвостней на последний турнир, который раз и навсегда определит судьбу всех миров. А в это же время безумный бог Шиннок пытается пробудить древнее зло, чтобы попросту уничтожить всё сущее.
Что говорят: Если недавняя «живая» экранизация Mortal Kombat была крайне бедна на важные события (даже до турнира дело не дошло), то новая анимационная полнометражка, напротив, пытается объять необъятное и впихнуть невпихуемое. Тут тебе и финальное противостояние с Шао-Каном, и месть младшего Саб-Зиро Скорпиону, и самый что ни на есть армагеддон — и на всё про всё полтора часа, хотя надо бы ещё две полнометражки. Тем не менее, фанатов франшизы «Легенды Mortal Kombat» всё так же могут порадовать дюжиной отсылок, верностью канонам и кровавым мультяшным ультранасилием.
Ведьмак: Кошмар волка
Про что: Молодой (по мутантским меркам) Весемир убивает странного лешего. Перед смертью тварь говорила на чужом наречии и вообще вела себя так, будто исполняла чью-то волю. Вскоре к ведьмаку обращается за помощью знакомый эльф — уже четыре года из поселений пропадают остроухие девочки. Параллельно с этим чародейка Тетра пытается убедить местного короля напасть на Каэр-Морхен. Все эти события сплетаются в единый клубок, чтобы в итоге привести к кровавой и трагической развязке.
Что говорят: Вполне закономерно, что многие свои особенности приквел «Ведьмака» от Netflix унаследовал от основного шоу. Тут и парадоксальное этническое разнообразие, и почти полное отсутствие славянского колорита, и крайне вольное обращение с мифологией Сапковского. А вот однозначные достоинства «Кошмар волка» позаимствовал скорее от «Кастлвании» : о ней напоминают стиль рисовки, кровавый экшен и тон повествования. Это мрачная история о круге ненависти, который можно разорвать лишь очень дорогой ценой. Даже если сериал с Генри Кавиллом не пришёлся вам по душе, мультфильм может если и не исправить впечатление, то хотя бы показать мир «Ведьмака» от Netflix с новых сторон. А если шоу зашло, то «Кошмар волка» просто послужит ценным дополнением.
Новый вишнёвый вкус
Про что: Лос-Анджелес 90-х. Начинающего режиссёра Лизу кинул матёрый продюсер — присвоил её короткометражку, чтобы превратить в очередную студийную поделку и навариться. В бессильной злобе и отчаянном желании отомстить девушка просит местную колдунью проклясть мерзавца. Сказано — сделано. Да только где это видано, чтобы в Голливуде хоть что-то было задаром?
Что говорят: Шоу создал Ник Антоска — автор «Нулевого канала» , который без зазрения совести можно назвать самым жутким хоррор-сериалом современности. В «Новом вишнёвом вкусе» он разбавил привычную крипоту чёрным-причёрным юмором и острой сатирой на голливудскую систему. Получился экстравагантный коктейль из «Малхолланд драйв» и «Суспирии» с вкраплениями боди-хоррора, которыми гордился бы сам Кроненберг. Однако главный аргумент за то, чтобы посмотреть сериал, — это Роза Салазар из «Алиты». Она выдаёт такой мощный и многогранный перформанс, что образ большеглазой девочки-робота просто стирается из памяти.
Полуночная месса
Про что: Крокетт — крошечный рыбацкий городок на острове где-то в Новой Англии. В нём и в лучшие времена было не очень-то многолюдно, а уж после недавнего нефтеразлива и вовсе осталось чуть больше сотни человек. Тихий, забытый богом уголок, где ничего не происходит. Тем заметнее становится появление в местной церквушке молодого отца Пола Хилла, который внезапно вышел вести службу вместо престарелого монсеньора. Харизматичный священник обещает, что скоро Крокетт ждёт перерождение, а прихожане узрят не абстрактные и не метафорические, а вполне конкретные чудеса. Так и происходит: как по волшебству местные жители начинают выздоравливать ото всех болезней, даже неизлечимых. Однако молодой атеист Райли не верит в «божью благодать» и подозревает, что отец Хилл вовсе не так праведен, как кажется на первый взгляд.
Что говорят: Майк Флэнеган, создатель хитовых «Призраков дома на холме» и «Доктора Сна» , снял свой самый личный и самый многогранный проект. Вдохновение он опять черпал из творчества Стивена Кинга, и поклонники писателя даже смогут без труда опознать конкретный роман. Однако там, где король ужасов просто разминался и устраивал литературную игру, Флэнеган провёл глубокое исследование веры и фанатизма, зависимости и вины. «Полуночная месса» неспешна и сдержанна, её уместнее назвать скорее мистической драмой, чем хоррором. Хотя жутких эпизодов и грамотно поставленных скримеров в ней тоже хватает, больше внимания уделено блестяще написанным диалогам и монологам героев. Клишированная похвала «заставляет задуматься» здесь как никогда уместна.
Смотрели ли вы что-то из вышеперечисленного? Чем бы вы дополнили наш список рекомендаций? Делитесь в комментариях!