«Слышь, купи» — как Bethesda и Тодд Говард Skyrim продавали
11 ноября состоялся релиз The Elder Scrolls V: Skyrim Anniversary Edition — ещё одного переиздания «Скайрима», в этот раз приуроченного к десятилетию игры. По сути, это уже третье её пришествие на очередное поколение консолей: творение Bethesda вышло под закат жизненного цикла Xbox 360 и PS3, поэтому консольные версии предсказуемо отставали от ПК по качеству графики. Лишь на подоспевших им на смену PS4 и Xbox One удалось поставить долгожданный знак «равно» между платформами — если, конечно, оставить за скобками фанатские модификации.
Примерно тогда же в индустрии зародился новый тренд: переиздания классики под видом ремастеров. Порой графика в них действительно становилась лучше, но чаще дело ограничивалось увеличенным разрешением и повышенной частотой кадров — достаточно вспомнить переиздания ранних Resident Evil с GameCube и Devil May Cry. По иронии судьбы, Capcom ещё в 90-х была первопроходцем в этом деле со своими многократными обновлениями Street Fighter 2, да и Resident Evil 4 впоследствии портировали на всё что можно.
Поэтому ни Тодд Говард, ни Bethesda не были новаторами. Впрочем, это не отменяет того факта, что за 10 лет существования «Скайрим» оброс не только огромной фанатской базой и бесчисленным множеством переизданий, но и мемами. В сегодняшнем материале мы вкратце восстановим хронологию и расскажем, почему же пятая The Elder Scrolls приобрела такую репутацию.
Вверх по карьерной лестнице
Геймдиректор Skyrim далеко не сразу стал видной фигурой в игровой индустрии и объектом многочисленных шуток. Карьеру в Bethesda Говард начал в 1994 году, когда студия выпустила The Elder Scrolls: Arena, положившую начало серии. Поначалу он занимал должность продюсера, но довольно скоро начал заниматься дизайном и успел внести незначительный вклад в The Elder Scrolls 2: Daggerfall. Первым же проектом, созданием которого руководил сам Говард, стал приключенческий экшен The Elder Scrolls Adventures: Redguard, который должен был стать ответом популярной в ту пору серии Tomb Raider. Фанаты, привыкшие к иммерсивности в открытом мире, встретили игру, больше походившую на трёхмерный ремейк Sid Meier’s Pirates!, с недоумением, поэтому проект предсказуемо провалился в продажах.
Эволюция The Elder Scrolls от первой части к четвёртой
Но право на ошибку есть у каждого, тем более что Говард сполна загладил её в The Elder Scrolls 3: Morrowind 2002 года. Новую часть пришлось ждать сильно дольше обычного, но на то были причины: хотя технологии тогда развивались семимильными шагами, игра в открытом мире требовала гораздо больше усилий, чем линейные экшены, поэтому торопиться с релизом не стоило. Собственно, Bethesda и не стала торопиться, а дождалась момента, когда возможностей ПК уже хватало, чтобы воплотить мечты команды в реальность. Morrowind впечатлила аудиторию не только технологическими изысками, но и геймплеем, а потому заслуженно стала хитом; к тому же она была первой частью серии, получившей дополнения и релиз на консолях, пускай и с рядом упрощений. Позже ситуация повторилась в четвёртой части, которую Тодд снова только продюсировал.
А дальше началось самое интересное. Во второй половине нулевых Bethesda неожиданно приобрела права на другой популярный реликт 90-х — постапокалиптическую Fallout. Студия, решившая успеть везде и сразу, поставила Говарда руководителем как Fallout 3, так и новой The Elder Scrolls. И вот тут будущая звезда мемов принялась раздавать обещания направо и налево, словно пытаясь превзойти печально известного Питера Молиньё.
К счастью, славы патологического лжеца Тодд всё-таки не снискал, хотя был очень близок. Одним из первых мемов как раз и стала знаменитая фраза «See that mountain? You can climb it». На презентации Skyrim на E3 2011 Говард подчеркнул, что геймер буквально сможет забраться на любую гору, подразумевая, что перед ним не просто декорации. Это, конечно же, оказалось неправдой, как и многие другие громкие заявления: например, про 200 концовок в Fallout 3 и бесконечные квесты Skyrim. Кстати, мем со злосчастной горой позже обыграл главный гений всея индустрии Хидео Кодзима.
It just works!
Купи Skyrim
До выхода пятой части The Elder Scrolls студия ограничивалась лишь портами на консоли — либо (в случае с Oblivion) выпуском GOTY-издания, включающего ранее вышедшие дополнения. Так поначалу было и со Skyrim: через два года после выхода оригинала состоялся релиз Legendary Edition , куда вошла пятая часть в комплекте с тремя аддонами и последним патчем. Казалось бы, на этом всё, осталось дождаться анонса следующей части, но не тут-то было. Уже в первые годы жизненного цикла PS4 и Xbox One библиотеки обеих консолей стремительно пополнялись переизданиями старых хитов. И ладно бы только тех, что вышли с десяток лет назад, но нет: на одной только PS4 за полтора года появились обновлённые версии God of War 3, The Last of Us, GTA V и трилогии Uncharted. Видимо, это и навело Говарда на мысль, что можно продать Skyrim ещё раз. Как минимум для того, чтобы консольщики наконец получили в своё распоряжение версию, не уступающую ПК-оригиналу в техническом плане.
The Elder Scrolls V: Skyrim — Special Edition для PS4, Xbox One и даже PC увидела свет в 2016. И это был не просто порт с выкрученными на максимум настройками графики, а неплохо подкрашенная версия с улучшенными текстурами, эффектами и прочими наворотами. Конечно, возраст движка всё равно напоминал о себе даже под таким слоем косметики, особенно на фоне The Witcher 3: Wild Hunt. Но четыре года, прошедшие с момента выхода оригинала, — неплохой повод перепройти шедевр, а для кого-то и познакомиться с ним впервые. Правда, если владельцам Steam-версии обновление до Special досталось бесплатно, то консольщикам пришлось раскошелиться.
Всё познаётся в сравнении: PS3 против PS4
Здесь нужно отметить одну важную деталь. Special Edition — редчайший пример консольного проекта, который поддерживает пользовательские модификации. Моды во многом и стали тем эликсиром вечной молодости, который обеспечил игре долголетие. Креатив участников сообщества не знает границ: радикальные улучшения графики, дополнительные механики, квесты, а порой и самостоятельные игры — чего только не делают на основе ванильного «Скайрима»… Даже если отбросить в сторону всякую мелочёвку, то банальному перечислению всех модификаций, достойных внимания, пришлось бы посвятить отдельный материал: взять хотя бы The Forgotten City, которая впоследствии выросла в полноценный самостоятельный проект.
Что же до следующих переизданий Skyrim, то искать для них новый повод долго не пришлось. На подходе была гибридная консоль Nintendo — и, конечно же, игры уровня «Скайрима» никогда не были доступны в портативных условиях, если не брать в расчёт китайские ПК в форме планшетов. Возможность поиграть где-нибудь в дороге, между парами, а потом вернуться домой, расположиться перед телевизором и продолжить приключение дорогого стоила — как раз под стать ценам на игры для Switch в России. Но тут уж придраться не к чему: такой порт точно не назовёшь высосанным из пальца. А вот к VR-версии, сперва вышедшей для шлема Sony , можно относиться по-разному. Всё-таки железо консоли плохо справлялось с обработкой графики, да и сама Skyrim в новом формате чувствовала себя не особенно уютно: с адаптацией управления разработчики справились так себе, что вкупе с сильно урезанной картинкой производило не самое лучшее впечатление.
К вопросу о том, насколько сильно можно преобразить исходную графику стараниями фанатов
Примерно в то же время и появился знаменитый мем «Слышь, купи». Само собой, он не был дословной цитатой: хотя Говард периодически позволял себе эксцентричные высказывания на публике, в вопросах делового этикета был предельно аккуратен. Поэтому речь шла исключительно о фанатском фольклоре, поскольку таким количеством переизданий обладала не каждая игра. Эх, рассказал бы им кто тогда про «расширенное и улучшенное» переиздание GTA V для PS5 и Xbox Series — возможно, шуток было бы поменьше. Тем более что сам Тодд впоследствии тоже отшутился: мол, перестаньте наконец покупать Skyrim, и мы больше не будем её переиздавать. Сравните это с тем, сколько негатива навлекла на себя Rockstar, когда объявила войну моддерам и авторам фанатских портов в связи с выходом Grand Theft Auto: The Trilogy — The Definitive Edition!
Лояльность к народному творчеству и самоирония сделали Bethesda объектом именно что добрых шуток, хотя, конечно, исключения всё равно встречались. На пресс-конференции в 2018 году студия предварила рассказ о Fallout 76 анонсом версии для виртуального ассистента Amazon Alexa. Этим гэгом Тодд подмигнул игрокам и дал понять, что команда одержима идеей портировать Skyrim вообще на все устройства в мире. Смех смехом, но такая версия действительно вышла: воспользовавшись умной колонкой или соответствующим приложением для Android или iOS, можно сыграть в текстовую адаптацию, где голосовой помощник описывает происходящие события, а геймеру нужно давать правильные ответы. На YouTube даже можно найти ролики с демонстрацией геймплея. Ну а какие оплеухи в итоге получила распиаренная на той же презентации Fallout 76, все и так знают.
Можно сколько угодно смеяться хоть над самим Тоддом, хоть над всей ситуацией с переизданиями, однако это не отменяет того факта, что Skyrim в итоге стала самой популярной и обсуждаемой частью серии и, конечно же, magnum opus самого Говарда. Как, впрочем, и одной из величайших ролёвок в истории, хоть с рядом оговорок. Остаётся только что порадоваться за Betsheda, ведь, в конце концов, подмоченная репутация всё равно лучше полного забвения. А про Skyrim помнят — и будут помнить ещё долго.