Поиграли в Dying Light 2 Stay Human — Авеллоном и не пахнет
Dying Light 2 Stay Human оказалась долгостроем поневоле. Студия Techland планировала выпустить игру ещё в начале 2020 года, но в итоге релиз съехал аж на начало 2022-го; за это время проект успел потерять нарративного дизайнера — Криса Авеллона. В результате продолжение Dying Light выйдет аж спустя семь лет и одно поколение консолей после оригинала. И хотя вторая часть заметно превосходит первую почти в каждом аспекте, кардинально от предшественницы она не отличается.
Бегом по крышам
По сюжету с момента наступления зомби-апокалипсиса прошло уже 15 лет. Человечество откатилось в самое настоящее средневековье: смерть подстерегает на каждом шагу, необходимых для жизни ресурсов на всех не хватает, люди вгрызаются друг другу в глотки по любому поводу. События Dying Light 2 Stay Human разворачиваются в отрезанном от внешнего мира Городе (поселение так и называют), куда главный герой по имени Эйден отправился в поисках сестры. Но по прибытии он оказывается втянут в разборки местных банд: одна из них вообще чуть не повесила протагониста, заподозрив, что он заражён. А руководителя второй группировки недавно убили, поэтому ребята решили быстро воспользоваться услугами чужака и попросить его расследовать дело. Всё же Эйдену, которого в Городе пока никто не знает, будет легче втереться в доверие к подозреваемым.
С этого и начинается демо-версия, за которой я провёл несколько часов. Главный герой знакомится с Софи (одна из лидеров той банды, что чуть его не повесила), ищет её брата, следит за бандитами, нападает на их базу… Dying Light 2 старательно отрабатывает все геймплейные клише экшенов в открытом мире. Штурм аванпостов, скалолазание по вышкам, детективное зрение, подсвечивающее всё самое важное, — ничего необычного игра даже не пытается предложить.
С другой стороны, сам по себе игровой процесс ощущается куда более удобным, чем в первой части. Эйден очень подвижен: он высоко прыгает, хватается за любые уступы и ловко карабкается по стенам. Он с лёгкостью удирает что от зомби, что от обычных людей — не удивлюсь, если при должном уровне прокачки герой буквально научится бегать по головам. К тому же паркур тут действительно приятный. Игра хорошо передаёт скорость Эйдена и предоставляет игроку массу способов блеснуть ловкостью: доступный в демо район плотно застроен небольшими зданиями, чтобы было где побегать по крышам. Вкупе с вышками этот фрагмент Dying Light 2 сильно напоминает классические Assassin’s Creed — по крайней мере, в плане антуража.
К сожалению, удобство передвижения сделало локацию довольно безликой: куда ни взгляни, архитектура везде одна и та же
Правда, когда дело доходит до сражений, сравнение перестаёт себя оправдывать: противники Эцио и Альтаира терпеливо ждали своей очереди перед атакой, а зомби в Dying Light 2 не очень-то вежливые и гораздо более многочисленные. Стоит Эйдену остановиться, чтобы быстренько расправиться с особым заражённым, как вокруг него тут же собирается толпа врагов. А оружие у героя несерьёзное: одни трубы да топорики, которые приходят в негодность через пару десятков ударов. В первой части ещё был какой-то огнестрел, а тут хорошо если хотя бы лук попадётся.
Впрочем, бои в Dying Light 2 проходят гораздо комфортнее, чем раньше: враги заметно реже мешают герою проводить сильные удары. Быстрые комбо по-прежнему оглушают противников, пинки — откидывают, а рывок в сторону позволяет эффективно уходить от мощных атак. Он крайне полезен в схватках с крупными противниками, но мелкие всё ещё берут числом. Всё-таки Эйден ограничен запасом выносливости, поэтому бесконечно махать топором, как в какой-нибудь Left 4 Dead 2 , он не может. Так что в открытом мире лучше не отвлекаться на бесконечные толпы зомби и сосредоточиться на заданиях.
Днём и ночью
Как и в первой Dying Light, важную роль играет смена времени суток. Зомби боятся света, поэтому днём на улицах будет меньше противников: они прячутся в помещениях. Однако там же, как правило, находится весь ценный лут, так что заниматься собирательством при свете дня противопоказано — многие квесты специально проматывают время до заката. Но после захода солнца Эйдену приходится бороться с другой угрозой: подозрения местных оказались правдой — герой и впрямь заражён вирусом.
В тёмное время суток иммунитет Эйдена постоянно падает — для его восстановления нужно становиться под ультрафиолетовые лампы, заботливо расставленные в ключевых локациях. А в их отсутствие можно употреблять особые грибы и пользоваться ингаляторами, которые, как и лечилки, надо крафтить из подручных компонентов. Казалось бы, найти в городе ромашки и мёд для создания медикаментов должно быть не так-то просто… Однако местные жители предусмотрительно выставили на крышах домов пчелиные ульи и даже посадили нужные цветочки. Обилие бесхозного лута тоже смотрится немного странно. Понятно, что он лежит там только для того, чтобы игрок набил карманы, но с момента катастрофы прошло более десяти лет — невозможно поверить, что за это время организованные группы выживших не удосужились прибрать все сколь бы то ни было полезные вещи к рукам.
А собирать всякий хлам придётся очень, очень часто. От ценных побрякушек, которые пойдут на продажу, до ингредиентов для крафта, оружия и трофеев, необходимых для улучшения рецептов. В особо редких армейских сундуках также можно найти ингибиторы, позволяющие прокачать здоровье или выносливость, — за них, возможно, придётся побороться с мини-боссами.
Ещё одной важной частью геймплея Dying Light 2 должен стать крюк-кошка, но в демо-версии его почему-то не было. Зато авторы показали сегмент с параглайдером, который пригодится в центре города, где полным-полно небоскрёбов. Прыгнул с крыши, раскрыл планер — и паришь себе к следующему зданию. А если игрок вдруг потеряет контроль и приземлится слишком рано, то не беда: на сильных потоках воздуха из вентиляционных отверстий можно быстро вернуться в небо. Жаль только, что управлять глайдером далеко не так удобно, как в той же Breath of the Wild.
Закрыть глаза и уши
Хотя в целом игровой процесс Dying Light 2 не блещет оригинальностью, он показывает заметный прогресс в сравнении с первой частью — особенно во всём, что касается экшена. Однако анонс игры привлёк внимание публики в первую очередь обещаниями любопытного нарративного эксперимента. Крис Авеллон, который впервые представил игру, обещал глубокий сюжет, учитывающий каждое решение игрока.
По итогам короткой демо-версии нельзя в полной мере сказать, так ли это на самом деле, но мне показалось, что мои поступки никак не повлияли на развитие истории. Скажем, во второй половине демо Эйден запускает электростанцию в центре города и должен решить, какой группе её отдать: строгим Миротворцам или свободолюбивым Выжившим. Я выбрал первых, отчего здание автоматически окрасилось в их цвета. Статисты осыпали героя благодарностями, однако его напарница, которая симпатизирует другой стороне конфликта, почти не отреагировала на произошедшее: мол, дело твоё, поступай как знаешь. А потому вес важного (по задумке) решения совершенно не ощущается.
В следующей миссии игра предложила зачистить три крыши высотных зданий с ограничением по времени. Пинками сталкивать людей с большой высоты всегда весело, но довольно странно видеть, что они не очень-то сопротивляются своей участи
От проекта, чьим лицом долгое время выступал Крис Авеллон, предсказуемо ждёшь более-менее качественного сценария, но… Сам Крис предполагает, что от его трудов в игре ничего не осталось. Нынешняя Dying Light 2 в лучшем случае написана средне, а в худшем вызывает испанский стыд. Авторы постоянно пытаются выкрутить эмоции на максимум, но используют для этого ужасно безвкусные приёмы, знакомые по творчеству Дэвида Кейджа. Каждая смерть обязательно должна быть картинной, каждый момент грусти или радости обязательно случается на повышенных тонах; без восклицательных знаков тут почти никто не разговаривает. Если какая-нибудь девушка просит вас найти её бойфренда в опасной зоне, то для пущей мотивации она непременно должна с надрывом сказать «я беременна», а то ж как иначе ей сопереживать.
Комментарий Криса Авеллона к этому материалу:
Чтобы отдать должное — я не писал сценарий Dying Light 2. Несколько лет назад я подготовил 5-6 историй в духе Fallout: New Vegas. Но за весь сюжет и NPC в последней версии отвечала внутренняя команда. Благодарите её, если вам нравится история.
Мне особенно запомнился квест с маленькой девочкой, которая хочет наказать бандитов, укравших её музыкальную шкатулку. Когда Эйден по её просьбе разбирается с первой порцией злодеев, девочка тут же посылает его на охоту за второй, но говорит, что желанную шкатулку он может оставить себе и даже продать. Простите, а зачем тогда вообще рисковать жизнью ради какой-то безделушки, ради чего всё затевалось? Такое чувство, что разработчики просто хотели сделать битву с зомби под жутковатую мелодию, а сюжетную подоплёку для этой сцены написали абы как. Этого «абы как» недостаточно, чтобы дать игроку внятную мотивацию бегать по городу туда-сюда, выполняя вот такие дурацкие задания на протяжении десятков часов.
Что касается графики, то с ней на мощных ПК всё было в порядке: Dying Light 2 выглядит как вполне себе современный кроссген-тайтл. Все сценки проходят с видом от первого лица, постановка весьма неплоха, пускай и не на уровне Cyberpunk 2077. А вот на PS4 ситуация тревожная. Всё, конечно, не настолько кошмарно, как в первой Dying Light, но хорошо картинка смотрится лишь в статике: например, во время диалогов. А стоит только сдвинуться с места, как экран плывёт, всё замыливается, просадки фреймрейта бьют по глазам — для игры с сильным акцентом на скорость и динамику геймплея это критичный недостаток.
В остальном Dying Light 2 — это типичный сиквел. Если вы надеялись на игру принципиально иного уровня качества, то лучше порядком снизить ожидания: продолжение переняло почти все плюсы и минусы оригинала. С другой стороны, если вы фанат Dying Light и все эти годы хотели увидеть что-то побольше и получше, то, скорее всего, вторая часть не разочарует.
Материал был исправлен и дополнен после того, как Крис Авеллон егопрокомментировал.