Наследие Minecraft: Пять лучших игр про выживание
18 ноября исполнилось десять лет с выхода Minecraft — одной из самых популярных и влиятельных игр современности. По случаю юбилея мы решили обратить внимание на её наследие — игры, которые она так или иначе вдохновила.
Симуляторы выживания, бросающие игрока на произвол судьбы в огромном и отнюдь не дружелюбном мире, зародились ещё в начале 90-х. Принято считать, что одной из первых ласточек жанра была UnReal World, но при всей своей культовости и оригинальности она так и не стала чем-то по-настоящему мейнстримным, как и большинство аналогичных проектов. Ситуация в корне изменилась лишь после того, как Маркус Перссон удачно интегрировал элементы выживания в свою Minecraft, которая впоследствии произвела эффект разорвавшейся бомбы. И именно Minecraft вместе с DayZ (модификацией к военному шутеру Arma 2, посвященной выживанию в условиях зомби-апокалипсиса) обратили внимание разработчиков и геймеров на жанр, прежде считавшийся аутсайдером. О пяти лучших симуляторах выживания сегодня и пойдёт речь.
Don’t Starve
Сюрреалистическая выживалка от Klei Entertainment идеально пришлась ко двору в силу ряда причин. Игр в жанре на момент её появления было не так уж и много, поэтому аудитория охотно проявляла интерес ко всему новому. А тут еще и совершенно нетипичный для жанра визуальный ряд, во многом отсылающий к работам Тима Бёртона, плюс шизоидный сюжет об ученом, угодившем в паралелльный мир — под стать графическому оформлению. Это затянувшийся кошмар? Чистилище, аллюзию на которое усмотрели многие игроки? Или что-то ещё?
Немудрено, что к такой метафизической истории подшиты нетипичные для былых представителей жанра механики. В Don’t Starve нужно следить не только за здоровьем, но и за ментальным состоянием своего подопечного: падение рассудка приводит к галлюцинациям, способным нанести урон. К тому же, если днем всё протекает спокойно, и можно заняться исследованием мира и сбором предметов, то ночью начинаешь бояться каждого шороха, считая секунды до наступления рассвета. Тьма уже сама по себе накладывает отпечаток на здравомыслие персонажа, а тут еще и окружившие со всех сторон чудища.
Смена времени года также сильно преображает игровой процесс. Например, зимой становится сложнее добывать растительность, а пережить морозы без тёплой одежды попросту не удастся. Весной же приходится мириться с постоянным ливнями и более агрессивными животными, а летом из-за жары могут начаться пожары, грозящие испепелить базу игрока. А если и этого мало, то всегда можно попробовать дополнения — их у игры несколько. Don’t Starve Together добавила многопользовательский режим, а Don’t Starve Shipwrecked сменила сеттинг и забросила персонажей, переживших кораблекрушение, на необитаемый остров.
Rust
Популярность Minecraft и DayZ закономерно привела к появлению подражателей, и самым известным из них стала Rust от автора легендарной физической песочницы Garry’s Mod. Гарри Ньюман решил не мелочиться и утащил в свой проект всё лучшее из двух миров, но чтобы списанная домашка не так сильно била по глазам, он предпочёл зомби-апокалипсису выживание в условиях дикой природы. Поэтому на смену ожившим мертвецам пришли мутировавшие животные, а начинать игру обычно приходится не с винтовкой или даже пистолетом, а с булыжником в руках.
Поскольку Rust заточена под мультиплеер, опасность представляют и другие игроки, охотно отправляющие друг друга на тот свет ради ценных ресурсов. Строительство и крафт, «подсмотренные» у Minecraft, внесли тактическую составляющую: обороняться от врагов и диких животных куда проще, когда у тебя за плечами большая крепость. Поэтому в Rust регулярно имеют место и командные набеги на чужие убежища с целью набрать как можно больше ценного лута, а порой и просто ради забавы. И если поначалу многие прохладно отнеслись к творению Ньюмана, видя в нём лишь плагиат, то последующий рост популярности жанра и регулярные обновления сделали свое дело — Rust начала стремительно набирать фан-базу.
Впрочем, по-настоящему знаменитой игра стала лишь в конце 2020 года, когда стримеры из объединения Offline TV запустили сервер, куда позвали своих товарищей с многомиллионной аудиторией. Это уже было хорошим пиаром, но дальнейшая драма вызвала ещё больше шумихи: контингент сервера раскололся на тех, кому просто нравилось отыгрывать роли, и тех, кто ратовал за жёсткое PvP «в духе игры».
The Forest
Несмотря на гнетущую атмосферу безысходности, присущую Don’t Starve, рисованный визуальный ряд всё же напоминал геймеру о том, что он лишь наблюдает за всей это жутью со стороны. Авторы The Forest пошли другим путем, сделав ставку на реалистичную графику, вид от первого лица с минимальным интерфейсом и, внезапно, вполне рабочий сюжет с неплохой интригой. Самолёт, в котором главный герой летел вместе с сыном, терпит крушение на необитаемом острове, поэтому выживание в джунглях, населённых озлобленными аборигенами, не самоцель — нужно еще и разыскать пропавшего ребёнка.
Формально геймплей в The Forest следует проверенной формуле с присущим жанру поиском провизии и созданием экипировки, однако разработчики отлично создают саспенс, уравнивая протагониста и самого игрока: на огромном острове никто не ведёт вас за ручку и не указывает, что делать дальше. Постоянное чувство тревоги обусловлено ещё и тем, что мутанты, узнавшие о появлении таинственного чужака, не будут сидеть сложа руки в прописанных сценарием местах. Они отправят патрули на поиски героя, причём одни могут просто наблюдать за ним, а вторые попытаются напасть. Они могут обходить импровизированный лагерь стороной, а могут взять его штурмом, если игрок ненароком разозлит их. Присутствие островитян не позволяет спокойно выдохнуть, и это при том, что процедурной генерации, характерной для многих представителей жанра, здесь нет.
Важной особенностью The Forest стала ещё и добавленная в 2018 году поддержка шлемов виртуальной реальности: в VR-режиме она порой способна навести ужас похлеще любой Amnesia. А затем разработчики ввели в игру ещё и мультиплеер, ориентированный на кооперативное прохождение. Исследовать мир, заручившись поддержкой товарища, уже куда проще и спокойнее.
This War of Mine
Хотя по словам разработчиков из польской 11 bit studios источником вдохновения для This War of Mine послужили печально известные события в осаждённом Сараево, её идеи можно смело проецировать на любую войну. Ведь управлять здесь придётся не опытным солдатом, а простыми горожанами, которые пытаются выжить под градом пуль и не пасть жертвой мародёров. Во главу поставлены вопросы нравственности в условиях тотального хаоса и нехватки ресурсов. Убить мать двоих детей ради еды или отправиться на поиски пропитания за тридевять земель, рискуя погибнуть по дороге?
Подобно UnReal World или Don’t Starve, время года сильно влияет на геймплей. Зимой сложнее добыть воду, а для того, чтобы не замёрзнуть, нужно постоянно искать материалы для растопки. Любая вылазка за пределы жилища может стать последней, причём действия игрока также влияют и на отношение к нему со стороны NPC. И если в одной ситуации его легко пустят на ночлег, то в другой цинично захлопнут дверь перед носом.
The Long Dark
Как и в случае с This War of Mine, создатели The Long Dark не стали заигрывать ни с сюрреализмом, ни с фантастикой, и обратились к чему-то более приземлённому. Игра сразу же влюбляет в себя сеттингом — деревушка, занесённая снегами, словно вот-вот разобьётся на тысячи льдинок от адского холода. Бороться здесь придётся уже не с мародерами, а обезумевшими животными, но главным врагом всё же остаются голод, жажда и экстремальные погодные условия. Особенно последние — в отличие от многих аналогичных игр, в The Long Dark царит вечная зима, поэтому риск умереть от переохлаждения будет преследовать игрока постоянно.
И хотя исследовать мир, полный опасностей, было интересно и в режиме выживания, со временем авторы добавили в игру полноценную сюжетную кампанию. История про лётчика и его бывшую жену-доктора, потерпевших крушение посреди затерянного городка, большую часть времени подаётся от лица двух героев в виде записок и намёков. В свете обстоятельств, в которые влипла пара, желание восстановить хронологию событий напрашивается само собой: жаль только, что из запланированных пяти эпизодов свет пока увидели лишь три. Поэтому прошедшим недолгую сюжетку игрокам останется лишь ставить рекорды по выживанию в условиях режима-песочницы.
Довелось ли вам сыграть во что-либо из нашего сегодняшнего топа? Или, может, мы незаслуженно обошли стороной кого-либо из достойных представителей жанра выживачей? Делитесь мнением в комментариях.