Обзор фильма «Охотники за привидениями: Наследники» — Воскрешая мертвецов
Успех «Дороги ярости» и «Хэллоуина» подарил Голливуду новую лазейку для эксплуатации старых франшиз. Оказывается, не обязательно начинать всё с чистого листа и раздражать публику ремейками. Можно просто пристроить мягкий перезапуск в старый канон, разом обнулив и неудачные сиквелы, если такие имеются, и провальные ребуты. Как доказал последний «Терминатор» , эта схема тоже не идеальна, однако в умелых руках позволяет и задобрить фанатов оригинала, и привлечь новую аудиторию. Можно уверенно сказать, что отныне ни одна серия не мертва окончательно: было бы только желание реанимировать. И в числе первых на стол к студийным Франкенштейнам попали искалеченные «Охотники за привидениями».
Келли — работящая мать-одиночка, которую финансовые трудности вынуждают переехать вместе с детьми в оклахомскую глушь. Там как раз недавно помер её непутёвый и чудаковатый папаша, оставив в наследство хлипкую ферму, уйму долгов и кучу хлама неясного предназначения. Кэлли от нового жилья, мягко говоря, не в восторге, старший сын Тревор тоже, а вот дочка Фиби, обычно нелюдимая, на удивление быстро осваивается на новом месте. Она находит первого друга — юного гика по прозвищу Подкаст (угадайте, из-за чего), а заодно раскрывает семейную тайну: оказывается, их с Тревором дедушка — один из некогда легендарных охотников за привидениями. И в маленький городок в Оклахоме он переехал не просто так: именно здесь в глубинах заброшенной шахты пробуждается древнее зло.
Очевидно, что назначение Джейсона Райтмана режиссёром «Наследников» в значительной степени было PR-ходом, ведь с его отцом Айваном Райтманом, автором оригинальных «Охотников за привидениями», Sony в середине 2010-х обошлась не очень красиво, полностью отстранив от производства ремейка. А тут такой красивый жест: возвращение франшизы, так сказать, в руки семьи. Правда, в творческом плане двух Райтманов мало что объединяет. Старший построил карьеру на чистых комедиях типа «Детсадовского полицейского» и «Джуниора» , в то время как у младшего в портфолио мультижанровые и значительно более тонкие картины: например, «Здесь курят» и «Джуно». Поэтому если поставить новых «Охотников» рядом со старыми, то в глаза бросится больше различий, чем сходств, — прямо как у людей, которые их сняли.
По духу «Наследники» ближе к «Инопланетянину» Стивена Спилберга, «Балбесам» Ричарда Доннера и выросшим из них «Очень странным делам». Англоязычные кинокритики даже дали сленговое название этому поджанру: «ребята на великах». Все компоненты на месте: маленький городок, большая тайна и подростки, что пытаются её разгадать. Год создания выдают лишь смартфоны и ноутбуки, ведь в остальном на экране царит застрявший вне времени Средний Запад с его уютными закусочными, ржавыми ангарами и золотыми полями. Сеттинг привычный, но точно не для «Охотников за привидениями», которые всегда воспевали шумный Нью-Йорк.
Изменилось не только окружение, но и тон повествования. Оригинал был довольно циничной комедией с вкраплениями чёрного юмора и сатиры — в «Наследниках» же фундаментом выступает семейная драма. Юная Фиби — изгой не только во внешнем мире, но и в собственном доме. Мама её безусловно любит, но точно не понимает, ведь в условиях нищеты увлечённость девочки наукой воспринимается как блажь. К тому же у Келли своя недолеченная травма: отец давным-давно исчез без объяснения причин и за все годы не прислал ни единой весточки, а теперь ей приходится жить в его халупе. Ну а у парнишки Тревора в разгаре пубертат — будь его воля, вообще бы дома не ночевал и не имел бы с «чокнутым фермером» ничего общего. Так что преградой на пути героев в этот раз выступает не только вселенское зло, но и простое человеческое недопонимание, с которым бороться куда сложнее, чем с призраками и демонами. Это придаёт происходящему больше эмоционального веса, хотя на кону и без того судьба всего мира.
Чего в «Наследниках» действительно не хватает, так это новых призраков: их всего три штуки на весь фильм
Отчасти центральный конфликт поглотил сольные арки персонажей, сократив пространство для интересного развития характеров. Тем не менее герои всё равно получились живыми и приятными — особенно Фиби. Она в центре сюжета не потому, что сценарист так захотел, и не потому, что у неё особенный дедушка (привет, Рэй «Скайуокер»), а потому, что она сама по себе сообразительна и упорна. Фиби — активный протагонист, что редкость в нынешние времена, когда истории чуть ли не волокут своих ленивых «избранных» от точки А к точке Б, а те лишь растерянно хлопают глазами. При этом Фиби никакая не Мэри Сью: все её победы заслуженны (как и шишки, набитые в процессе). Девочка просто с малых лет занималась самообразованием — несмотря на то, что это лишь увеличивало пропасть между ней и окружающими. Маккена Грейс блестяще отыгрывает неловкость в сочетании с лёгкой заносчивостью, которая свойственна тем, кто прекрасно осведомлён о своём интеллектуальном превосходстве. А уж когда дело доходит до эмоциональных сцен, она затмевает даже гораздо более опытных коллег.
В том числе раскрученного Финна Вулфхарда — звезду «Оно» и «Очень странных дел». Нельзя сказать, что в «Наследниках» ему нечего играть, но Тревор мало чем выделяется из череды киношных старших братьев и сестёр, которые большую часть сюжета игнорируют своих младших, а потом помогают им в самый ответственный момент. Куда ярче на втором плане сверкает Пол Радд в роли школьного учителя Фиби, мистера Груберсона. По сути он эдакий аватар фан-базы «Охотников за привидениями»: вечно молодой гик, один из немногих, кто ещё помнит, что в 80-х в Нью-Йорке произошла какая-то заварушка с протонными лучами и зефирным гигантом. Груберсон и детишкам помогает в их паранормальных исследованиях, и Келли подбадривает, когда та переживает за дочь, — словом, исключительно полезный персонаж. На его же долю выпадает самый бессовестный фансервис во всём фильме.
Критики успели от души пожурить новых «Охотников» за упор на ностальгию, но оправдано это лишь отчасти. В конце концов, перед нами прямой сиквел картины 1984 года (вторую часть тихонько вывели из канона), и практически все отсылки к ней сюжетно обоснованы. Да, одна конкретная сцена с Полом Раддом чуть перегибает палку, но всё равно своего в «Наследниках» куда больше, чем в паразитическом ремейке 2016 года. Джейсон Райтман развивает историю без лишней спешки, знакомит зрителя с локацией и героями — и только потом последовательно вплетает знакомые элементы, причём подчас максимально эффектно. Один из самых ярких моментов фильма — погоня на Ecto-1. Машина по культовости не уступает Бэт-мобилю и DeLorean из «Назад в будущее» , но в оригинале герои на ней просто ездили: по Нью-Йорку особо не погоняешь. А здесь легендарному катафалку наконец-то дают разогнаться. И это лишь один из старых гештальтов, которые закрывают новые «Охотники за привидениями».
Фильм Райтмана-младшего — показательный пример того, как надо обращаться с культовой классикой. Уважительно, но без лизоблюдства, развивать, а не копировать, делать ставку на прописанных персонажей и уместные сценарные находки, а не на сиюминутные тренды. Что ж, реанимация этой франшизы удалась — несите следующего пациента.