Обзор фильма «Человек-паук: Нет пути домой» — Между прошлым и будущим
Под конец 2021-го положение дел Marvel стало кристально ясным: что бы компания ни выпускала после «Финала» , по-настоящему публику заботит лишь судьба Человека-паука. Ни «Чёрная вдова» , ни тем более «Вечные» не смогли вернуть народ в кинотеатры. Только «Шан-Чи» чудом не провалился, и то скорее благодаря позитивному сарафану, нежели стараниями маркетологов. Зато трейлеры «Нет пути домой» били рекорды просмотров, а каждую утечку про фильм обсасывали тематические СМИ — вот он хайп, чистый, нефильтрованный. Такой желанный и такой опасный. Ведь когда обещаешь зрителям фильм-событие, уже не получится отделаться просто крепким середнячком, какие студия клепает по несколько штук в год. За такое и освистать могут, и сборы обрушить на второй уикенд. Но, по счастью, новый «Человек-паук» исполняет все обещания — и те, которые давали создатели, и те, которые за них додумали фанаты.
Многие опасались, что Стрэндж станет для Питера вторым Старком и украдёт фильм. Напрасно — волшебника здесь не больше, чем нужно по сюжету
Финальный трюк Мистерио сработал безупречно: публичное разоблачение Питера сломало тому жизнь. Теперь дом тёти Мэй осаждают фанаты и ненавистники героя, его самого прессуют спецслужбы, а Джей Джона Джеймсон со всех экранов города поливает Паучка грязью. Но, что хуже, жертвами травли становятся ЭмДжей и Нед. Из-за связи с Питером их светлое будущее с колледжем, приличной работой и чистой репутацией стремительно летит в трубу. А этого Паркер допустить не может. В отчаянии он просит помощи у Доктора Стрэнджа, и тот предлагает весьма радикальный способ решения проблемы — стереть всем людям память об истинной личности дружелюбного соседа. Однако ритуал срабатывает неправильно, в результате чего в Нью-Йорке объявляются гости из других миров — те, кто уже знают, что под маской Человека-паука скрывается Питер Паркер.
Два предыдущих фильма из паучьей трилогии Джона Уоттса многие вполне оправданно обвиняли в излишней легковесности. Питер совершал подвиги, сражался со злодеями, даже чуть-чуть комплексовал, но всё это давалось ему как-то слишком безболезненно, особенно в сравнении с предыдущими версиями персонажа. Ошибки не были роковыми, шишки не болели, а в кризисных ситуациях выручали либо Тони Старк, либо его изобретения. К тому же всё было так обильно приправлено юмором, что тон повествования больше тяготел к подростковым романтическим комедиям, нежели к супергеройскому эпику. И если «Возвращению домой» это ещё прощалось, то сиквел уже отдавал вторичностью. К счастью, третья часть идёт совершенно иным путём.
Уиллем Дефо в «Нет пути домой» доказывает, что для роли Зелёного Гоблина никакая маска ему не нужна, но разок появляется в ней — на радость фанатам
«Нет пути домой» — целиком и полностью фильм про Питера Паркера и непростые моральные дилеммы, с которыми ему приходится сталкиваться. Ни Доктор Стрэндж, ни гости из предыдущих экранизаций не сбивают фокус истории. Слишком долго герой бегал от великой ответственности, слишком часто выходил сухим из воды — пришло время наконец-то усвоить урок и повзрослеть. Несмотря на то, что это всё ещё марвеловский блокбастер с обязательным каскадом шуток, накал драмы в нём выше, чем в большинстве проектов студии. Проблемы наваливаются на Питера одна поверх другой, и их вес ощущается. В основном, конечно, стараниями Тома Холланда. За последнюю пару лет даже завзятые скептики могли убедиться, что он не просто смазливый парнишка с щенячьими глазами, но и талантливый актёр — спасибо драмам «По наклонной» и «Дьявол всегда здесь». «Нет пути домой» позволяет ему продемонстрировать свои способности в полном объёме — тут и страх, и гнев, и бессилие, и ещё целая палитра эмоций, которыми этот Паучок не мог похвастать раньше, потому что не давал сценарий. Проблески чего-то подобного мы видели разве что в знаменитой сцене из «Войны бесконечности». Здесь же Холланд уверенно блистает.
Альфреда Молину слегка омолодили графикой, но так аккуратно, что заметить это практически невозможно. Он как будто пришёл на площадку прямиком со съёмок «Человека-паука 2»
Впрочем, благодарить за это стоит сценаристов и режиссёра Джона Уоттса. До чего легко было бы превратить ленту в двухчасовой фестиваль фансервиса. Вот вам отсылки к прошлым экранизациям, вот вагон мемов, вот, в конце концов, Альфред Молина в роли доктора Октавиуса и привычно безумный Уиллем Дефо (ой, не надо про спойлеры — их показали ещё в трейлерах). Непритязательная публика и так бы визжала от восторга. Но нет — лента рассказывает последовательную и цельную историю. Да, не такую уж оригинальную в рамках франшизы: мораль про то, что героем быть нелегко, а правильные поступки имеют высокую цену, мы слышали ещё в далёком 2002-м. Да и вообще это центральный посыл в любом сюжете про Человека-паука — вспомните великое наставление дяди Бена. Однако «Нет пути домой» доносит простые истины эффектно и с душой.
И если уж мы упомянули злодеев, поговорим про них подробнее, ведь персонажей ранних фильмов добавили не только для рекламной кампании. Арки Осьминога и особенно Зелёного Гоблина получают своё закономерное развитие, которое удивительным образом не противоречит картинам Сэма Рэйми, а дополняет их. Это не растянутое камео, а именно что долгожданный реванш. Причём не столько в отношении Человека-паука, сколько в отношении внутренних демонов, которые терзают обоих учёных. Впрочем, сцены, в которых Отто раскидывает машины своими щупальцами, а Осборн, дьявольски хохоча, швыряет бомбы, тоже ускорят сердцебиение любого фаната. Остальные суперзлодеи в фильме появляются скорее за компанию, чтобы закрыть уже давний гештальт Sony на тему Зловещей Шестёрки, однако их присутствие полностью оправдывается финальной битвой — в плане постановки экшена к Уоттсу в принципе никогда не было претензий, но тут он, пожалуй, превзошёл сам себя.
«Нет пути домой» — не просто ещё один блокбастер Marvel, но квинтэссенция всей двадцатилетней истории Человека-паука на большом экране, признание в любви к герою в красно-синем трико и его фанатам. Лучшая ли это полнометражка про персонажа? Нет — второй фильм Сэма Рэйми всё ещё вне конкуренции, да и «Через вселенные» не просто так получил свой «Оскар». Но это точно, вне всяких сомнений, лучший сольник Паучка в исполнении Тома Холланда и одна из лучших картин года. Понятия не имеем, как теперь Кевин Файги будет пытаться вызвать у зрителей бурю эмоций, подобную той, что накрывает кинозал во время сеанса.