Экшен года: Lost Judgment, Monster Hunter Rise, Deathloop
О номинации
2021 год оказался не намного продуктивнее предыдущего, но на одну вещь пожаловаться точно нельзя: хороших экшенов мы получили сполна. Совершенно новые проекты, продолжения известных серий, эксклюзивы, мультиплатформы всех сортов и разновидностей — выбор достаточно широкий, чтобы каждый нашёл что-то на свой вкус. В этой номинации мы собрали лучшие экшены 2021 года.
Пятое место — Scarlet Nexus
Большинство геймеров знают Bandai Namco как основного издателя игр студии FromSoftware — от трилогии Dark Souls до грядущей Elden Ring, — но портфолио проектов компании вовсе не заканчивается на одних лишь «Душах». Помимо всего прочего, издательство активно занимается самыми разными экшенами в аниме-стилистике: как по мотивам известных франшиз (вроде One Piece или My Hero Academia ), так и собственными IP. Правда, подобная продукция Bandai Namco обычно не находит заметного отклика среди западной аудитории. Броский аниме-визуал, как правило, прикрывает второсортный сценарий и довольно посредственный геймплей, не вызывающий особых эмоций.
Но, похоже, издатель наконец сумел переломить этот досадный тренд. Scarlet Nexus, несмотря на характерный набор красных флагов, оказалась приятным сюрпризом. Это динамичный, зрелищный и крайне изобретательный ролевой боевик, который хорош не вопреки аниме, а благодаря аниме: в любом другом формате его творческим амбициям было бы слишком тесно. Великолепная боевая механика телекинеза, параллельное повествование от лица двух героев, глубоко проработанная вселенная и ансамбль неплохо прописанных персонажей не дают заскучать. Конечно, временами Scarlet Nexus слегка перебарщивает с количеством штампов, но этот недостаток легко простить на фоне всех достоинств — особенно если вы любите аниме-боевики.
Четвёртое место — Returnal
Не так давно финская студия Housemarque , ответственная за Resogun, Nex Machina и Matterfall, официально зареклась возвращаться к разработке старомодных аркадных экшенов, которыми коллектив в том или ином виде занимался на протяжении аж 25 лет. Дескать, невзирая на блестящие отзывы игроков и прессы, прошлые проекты не принесли значительной прибыли, а постоянно работать себе в убыток команда при всём желании не может. Что ж, в ближайшем будущем финнам вряд ли придётся беспокоиться о деньгах. Через четыре года после той трагической капитуляции Housemarque вернулась во всеоружии с релизом Returnal — пожалуй, одной из лучших работ за всю свою карьеру.
В жестоком путешествии астронавтки Селены, застрявшей во временной петле на таинственной планете Атропос, чувствуется твёрдая рука мастеров жанра. Геймплей Returnal как никогда старомоден, но исключительно в хорошем смысле слова: высокая сложность, беспощадно быстрые перестрелки, миллион спецэффектов на секунду экранного времени — без отличных рефлексов и смекалки здесь не выжить. А вот всё, что связано с презентацией, напротив, выполнено современно и очень дорого. Финансовая поддержка Sony наконец позволила художникам студии развернуться, так что выглядит Returnal просто потрясающе: отвратительные, но поразительно красивые пейзажи мёртвой планеты оставляют сильное впечатление. А благодаря функционалу геймпада PlayStation 5 можно даже ощутить стук капель дождя о скафандр героини — вроде мелочь, но она отлично работает на эффект погружения. И хотя некоторые решения разработчиков на поверку оказались достаточно спорными, Returnal заслуженно возвращает Housemarque в высший эшелон индустрии. Такую игру не смог бы претворить в жизнь никто, кроме них.
Третье место — Lost Judgment
В 2020 году серия Yakuza, долгое время радовавшая публику зрелищным и смачным мордобоем, переквалифицировалась в пошаговую JRPG. Теперь её нишу занял цикл Judgment — спин-офф о приключениях частного детектива Ягами, который в ходе расследований часто пересекается с представителями преступного мира. К счастью, господин детектив умело владеет боевыми искусствами: мощным стилем тигра, грациозным и размашистым стилем журавля, а в новой части — ещё и техничным стилем змеи. В сражениях Ягами переключается между ними на лету, переплетая разрушительные комбо с ловкими пируэтами и контратаками.
Конечно, в Lost Judgment есть и приключенческая составляющая: игрок ведь, как-никак, отыгрывает роль сыщика. Но детективные головоломки далеко не так важны, как экшен, который на протяжении шестнадцати лет становился всё лучше с каждым следующим выпуском франшизы Yakuza. У Lost Judgment даже конкурентов толком нет: вы не найдёте другой игры с таким качеством графики, постановки и хореографии боёв. Разбираться с толпами врагов и выходить победителем из непростых сражений с боссами здесь — сплошное удовольствие.
Второе место — Monster Hunter Rise
За последние несколько лет серия Monster Hunter серьёзно преобразилась в глазах массовой аудитории. Если раньше охота на монстров считалась откровенно нишевым развлечением, то теперь сложно найти кого-то, кто хоть краем уха не слышал о франшизе: Monster Hunter World вышла на ПК три года назад, но онлайн игры в Steam по-прежнему насчитывает тысячи человек. Впрочем, многие геймеры всё ещё задаются одним простым вопросом: а какой вообще смысл проводить столько времени за гриндом? Ладно бы в Monster Hunter была сезонная таблица рейтингов или ещё какая-нибудь форма рангового мультиплеера, но игра ведь почти целиком одиночная. Сетевой кооператив на четырёх игроков опционален, а любого монстра (при должной сноровке) можно одолеть силами одного охотника. Регулярных контент-патчей с новыми испытаниями, противниками и экипировкой здесь тоже нет. В чём тогда секрет?
Всё просто: секрет в том, как грамотно проработан игровой процесс. Боевая система Monster Hunter Rise предлагает настолько широкий простор для самовыражения и самосовершенствования, что монотонное, казалось бы, занятие действительно не надоедает на протяжении сотен часов — хоть в одиночной игре, хоть в кооперативе. Каждый монстр требует особого подхода, а мастерство владения разными видами оружия можно оттачивать очень долго, постоянно находя новые трюки и неочевидные нюансы. К тому же Rise дополнительно разнообразит традиционный для серии геймплей при помощи акробатики: прежде охота никогда не была настолько же динамичной, зрелищной и доступной.
Достойны упоминания
Ну а перед тем как награждать золотого призёра редакционного голосования, парой слов почтим те проекты, что не смогли пробиться в список лидеров: каждый из них более чем заслуживает внимания.
Hitman 3 поставила эффектную точку в новой истории Агента 47 — всё, что было хорошо в предыдущих двух частях, здесь получилось отлично. Наконец-то можно взять и пройти все три главы подряд, не дожидаясь выхода следующей!
Resident Evil: Village могла сделать гораздо больше интересных вещей со своей галереей красочных злодеев, но первая треть игры однозначно удалась благодаря знакомству с леди Альсиной Димитреску. Жаль только, что авторы решили так быстро отправить вампиршу на покой: её харизмы будет очень не хватать в следующих выпусках.
Severed Steel — маленький инди-шутер, достойный места в палате мер и весов. Быстрый, яростный, безумно стильный и невероятно кинематографичный, словно Джон Ву взялся за съёмки киберпанковой экранизации Hotline Miami.
Marvel’s Guardians of the Galaxy порадовала возможностью раскидывать толпы инопланетян под аккомпанемент хитов восьмидесятых — а больше ничего для счастья и не нужно, благо плейлист Звёздного Лорда всё так же крут. Приятный сценарий и живо написанные диалоги между любимыми персонажами идут бонусом.
Metroid Dread спустя двадцать долгих лет ожидания отточила базовые механики серии до совершенства. Линейная структура геймплея и однообразные прятки с роботами-убийцами несколько портят удовольствие, но в остальном Dread получилась неплохой двухмерной частью серии.
Первое место — Deathloop
Arkane Studios обладает неподражаемым талантом издеваться над собственной аудиторией. Каждый проект авторов Dishonored и Prey неизменно вручает игроку большой арсенал всяческого оружия, способностей, гаджетов и других любопытных безделушек… Но затем обязательно находит какой-нибудь удобный предлог запретить игроку пользоваться всем этим добром в своё удовольствие. В Dishonored излишняя жестокость повышала уровень хаоса, что в конце концов приводило к худшему финалу истории; в Prey злоупотребление инопланетной псионикой буквально настраивало окружающий мир против главного героя. Да, подобные ходы всегда были оправданы сюжетом, однако сценарий плохо скрывает их манипулятивную природу: Arkane Studios будто бы важнее создать моральный конфликт, чем предоставить игроку реальную свободу действий.
В этом смысле Deathloop — наверное, самое раскрепощённое произведение французской студии. Чокнутые обитатели острова Чёрный риф обречены бесконечно проживать один и тот же день, празднуя старт временной петли, а потерявший память Кольт вынужден постоянно убивать надменных отморозков, чтобы отыскать способ выбраться из западни. Вот только для игрока это вовсе не западня, а, скорее, детская площадка или тестовый полигон, где не нужно беспокоиться о последствиях, морали и прочих философских материях, которые преследовали несчастного Корво Аттано на каждом шагу. Deathloop никогда не отказывает игроку в возможности взять по стволу в обе руки и учинить резню, никогда не грозится наказать за невинные шалости плохой концовкой — напротив, она всегда намекает, что Кольт способен на большее. И каждая неудачная петля даёт игроку шанс превзойти себя, найти альтернативные пути, придумать более креативный способ расправиться с целью. Если Dishonored предостерегала, что с великой силой приходит великая ответственность, то Deathloop предлагает расслабиться и сделать музыку погромче: вечеринка на Чёрном рифе запоминается надолго.
2021 год едва ли можно назвать урожайным для игровой индустрии, но если говорить об экшенах, то он определённо не подкачал: качественных проектов вышло немало, причём в самых разных направлениях. Впрочем, 2022-й обещает стать ещё лучше — впереди нас ждёт много интересного.