Стратегия года: Gloomhaven, Age of Empires IV, Humankind
О номинации
Стратегии 2021 года отличились похвальным разнообразием. В номинацию попали ААА-релизы и скромные инди, RTS и пошаговая 4X, тайкун по кинофраншизе и адаптация настольной игры. От средневековых боёв до шпионских интриг — каждый найдёт в нашем топе привлекательную головоломку!
Третье место — Gloomhaven
Адаптация настольного суперхита наконец-то добралась до релиза после двух лет в раннем доступе. Ожидание того стоило: фэнтези-вселенная «Мрачной гавани» теперь представлена в своём оригинальном размахе — на прохождение вариативной компании можно легко потратить свыше 200 часов. И это путешествие потребует от вас немалой внимательности и смекалки.
Gloomhaven — образцовый карточный dungeon crawler для тех, кто не боится трудностей. Чтобы зачистить уровень, команда наёмников должна действовать сообща, комбинировать уникальные умения и не лезть друг другу под руку. А это не так-то просто — особенно в кооперативном режиме, где каждый игрок управляет своим персонажем, а возможности коммуникации ограничены. Дополнительный вызов таит в себе карточная система: с каждым раундом персонажи постепенно теряют способности, пока окончательно не выбьются из сил. Будете осторожничать — уйдёте с пустыми руками.
Но чем труднее путь, тем слаще награда. Умелым игрокам Gloomhaven дарит ощущение по-настоящему эпического и опасного приключения. «Мрачная гавань» полна загадок, противоборствующих фракций и интриг, а сюжетные развилки реально влияют на прогресс истории, будь то встречи с новыми персонажами или допуск к определённым цепочкам квестов. В общем, всё как в настольной версии — только зрелищнее, удобнее и по доступной цене.
Второе место — Age of Empires IV
Зачем чинить то, что не сломано? Новая игра в прославленном (пускай и несколько забуксовавшем) цикле стратегий в реальном времени возвращается к истокам. Четвёртая часть выводит проверенные временем идеи Age of Empires II на новый технический уровень, при этом не покушаясь на основы её механик: геймплей по-прежнему строится вокруг развития поселений и менеджмента ресурсов. При этом каждая из восьми доступных на старте фракций подходит к этим задачам по-своему. К примеру, Китай держится на сборщиках налогов, Делийский султанат инвестирует в технологии, а Русь специализируется на крепких деревянных постройках. Любопытнее всего играть за Золотую Орду: воинственные кочевники-монголы предпочитают не строить города, а мигрировать по карте, добывая ресурсы грабежом.
Сражения также придерживаются знакомой схемы «камень-ножницы-бумага». Каждый тип юнитов эффективен против одного вражеского класса, но уязвим к другому — а значит, бои проходят динамично, требуют координации и тактической хитрости. Здесь на помощь как раз приходят немногочисленные, но приятные геймплейные новшества вроде возможности прятать солдат в лесу или размещать стрелков на стенах.
Пожалуй, во многих аспектах Age of Empires IV может показаться излишне старомодной, однако ранние части цикла неспроста считаются одними из лучших представителей жанра. И даже сегодня их классические механики, отлаженный баланс, историческая достоверность и разнообразие фракций — крепкое подспорье для нового хита.
Достойны упоминания
Наш список был бы неполным без нескольких ярких и самобытных стратегий 2021 года, которые совсем чуть-чуть не дотянули до тройки финалистов.
Не дайте плашке «ранний доступ» вас отпугнуть: Dorfromantik — полностью рабочая, красивая и динамичная инди-игра. Пожалуй, это даже не столько стратегия, сколько мозаика с элементами тактики, где игроку нужно складывать живописный ландшафт из кусочков пазла. Создание собственного мира редко бывает настолько умиротворяющим!
Пошаговый карточный roguelike Fights in Tight Spaces передаёт дух Бондианы и «Кингсмана» лучше, чем целая армия шутеров-однодневок. Зрелищно, напряжённо и неглупо — Джон Уик бы оценил.
Ещё один пример небанального подхода к голливудскому стилю: «Парк Юрского периода» — но не экшен, а тайкун. В Jurassic World Evolution 2 игроки управляют собственным доисторическим зоопарком, развлекают посетителей и пытаются предотвратить знакомые по фильмам катастрофы.
Первое место — Humankind
Велик соблазн назвать Humankind, новую 4X-стратегию французской Amplitude Studios , банальным клоном Civilization от Firaxis. Однако на деле две студии — что две нации-соседки: обмениваются идеями, иногда воюют за рынок и вместе продвигаются по технологическому древу. Шестая «Цива» немало почерпнула из цикла Endless , а теперь Humankind вносит в актуальные механики Firaxis свои занятные новшества.
Построение цивилизации здесь — процесс невероятно гибкий. На старте игры, в неолитический период, наций не существует вовсе, и карту можно спокойно разведывать силами небольшой первобытной общины. А в дальнейшем каждая новая эра позволяет сменить культуру: были древние греки — стали средневековые поляки! Звучит безумно, но на деле такая система подстёгивает динамику, мотивирует экспериментировать с тактикой и позволяет скорректировать характеристики своего народа под расклад сил в мире.
В Humankind хватает и более мелких (но не менее приятных) находок. Развитая система дипломатии, бои с учётом высотности ландшафта, текстовые мини-истории с возможностью морального выбора, а также новые параметры влияния и стабильности: чем шире разрастается империя, тем сложнее держать её в узде. Глубина механик, высокая динамика, уважение к традициям и открытость экспериментам — всё это по праву делает Humankind лучшей стратегией 2021 года. Пускай она и не переосмысливает жанр, она шаг за шагом двигает его вперёд. А там и новая эпоха не за горами.
В 2021 году индустрия продолжала адаптироваться к кризису. Многие перспективные проекты пришлось отложить — но тем интереснее выглядит расклад на будущий год! Цифровых стратегов ждёт продолжение Company of Heroes и Total War: Warhammer, Homeworld 3 и Frostpunk 2, ремейк культового градостроительного симулятора Pharaoh и тактический боевик Marvel’s Midnight Suns от авторов XCOM. Подвигов и побед хватит на всех!