ААА года: Resident Evil Village, Marvel's Guardians of the Galaxy, Deathloop
О номинации
2021 год оказался настоящим адом для AAA-игр. Far Cry 6, Call of Duty: Vanguard и Battlefield 2042 игроки втоптали в пыль, ремастеры GTA вообще смешали с грязью. Большинство популярных тайтлов просто размазало катком народного негодования, но среди них нашлись и те, что неплохо себя показали — особенно на фоне многих горьких разочарований.
Третье место — Resident Evil Village
Руководство Capcom прислушалось к игрокам, которым предыдущая часть серии показалась слишком страшной, и сознательно решило сделать Village менее жуткой. Тем не менее игра не ударилась в откровенную попсу, как это было с Resident Evil 6. Восьмая часть серии — по-прежнему добротный, мрачный хоррор с узнаваемой эстетикой, местами вполне себе нервный и напряжённый, пусть и не способный напугать до жалоб в отзывах. А разнообразие локаций и ситуаций в игре такое, что каждый найдёт что-то себе по нраву.
Фанатам четвёртой части завезли восточноевропейскую деревушку с чокнутыми жителями-культистами. Тем, кому запала в душу P.T. Кодзимы, наверняка понравится жуткий особняк кукольницы. Почитатели готики найдут в окрестностях посёлка вампиров и оборотней, поклонники Лавкрафта — рыболюда. Причём Capcom каким-то немыслимым образом сумела связать все эти идеи со злобными корпорациями, биологическим оружием и другими бессменными клише франшизы. Насколько ловко их связали — это уже другой вопрос, но кому есть дело до рациональности сюжета Resident Evil? Тем более что этот сюжет подарил нам, пожалуй, самого запоминающегося женского персонажа из игр последних лет. Жаль только, что свидание с обаятельной леди Димитреску оказалось столь скоротечным.
Второе место — Marvel’s Guardians of the Galaxy
Кто бы мог подумать, что Square Enix , громко провалившись с Marvel’s Avengers, всего через год возьмёт реванш, а её следующая игра — Marvel’s Guardians of the Galaxy — станет одним из самых ярких событий уходящего сезона? Разработчики сделали упор на максимально проработанные линейные уровни, полные сражений, болтовни и шуток от харизматичных персонажей. Классика. Здесь нет привычных для ААА-проектов элементов песочницы с миллионом одинаковых побочек, нет премиальных магазинов с ускорителями прокачки. Вместо скучного гринда забеги по локациям сопровождают диалоги, диалоги, диалоги… Изобретательные, бесшабашные, дружеские. Будто игрок не защищает галактику от космического культа, а общается со старыми приятелями на пикнике в соседнем созвездии.
Даже боёвка в «Стражах» оказалась совсем не такой, какую можно было ожидать от супергеройского экшена. Вместо того, чтобы просто закликивать противников, игрок в роли Звёздного Лорда отдаёт приказы товарищам, а Грут, Ракета, Гамора и Дракс разбираются с проблемами. Столь необычная система здорово выбивает из зоны комфорта: по ощущениям от геймплея она в каком-то смысле похожа на боевое искусство, ритмичное и по-своему музыкальное. Разработчики смогли вернуть в ААА-игры хоть какое-то чувство новизны. А ещё заставили на полном серьёзе волноваться о судьбе вредного енота и говорящего дерева — это многого стоит.
Достойны упоминания
А теперь вкратце расскажем о тех, кто совсем чуть-чуть не дотянул до попадания в тройку лидеров.
С Hitman 3 всё понятно: IO Interactive халтуры не делает. Эпично, масштабно, качественно. Разработчики отшлифовали формулу социального стелса до идеала и не планируют ничего в ней менять. Поэтому из нововведений третья часть предлагает только шпионский фотоаппарат. Зато каждая из шести гигантских миссий — словно отдельная игра со своим настроением, антуражем и кучей способов зрелищно расправиться с целями. Так что недостатка в разнообразии нет.
С Forza Horizon 5 похожая история. Разработчики сохранили всё, за что фанаты любят серию, но и недостатки тоже будто бы бережно перенесли из предыдущих частей. Тем не менее это по-прежнему отличная аркадная гонка-песочница с превосходной графикой, где можно застрять на десятки часов.
Первое место — Deathloop
Да, финалист на этот раз неоднозначный. При желании можно много в чём справедливо упрекнуть Arkane Studios , однако самый значительный недостаток их новой работы — репетитивность — это неизбежная плата за воплощение временной петли, вокруг которой вращается вся идея Deathloop. Вспомните « День сурка» — сразу поймёте, почему задумка не так проста в реализации. Да и геймплей задействует уйму различных механик: здесь элементы и детектива, и метроидвании, и roguelike. Фирменный иммерсивный фундамент Arkane, конечно, тоже присутствует: многоуровневые локации наполнены секретами, деталями сюжета и десятками альтернативных путей. И всё это работает как часы.
Однако что Arkane удалось лучше всего и к чему просто невозможно придраться, так это погружение в эпоху 1960-х. Это время хиппи, бунтующей молодёжи и гедонизма, когда каждому казалось, что он будет жить вечно. В Deathloop небольшая группа лучших представителей поколения — учёных, творцов и тусовщиков — зависла во временной аномалии на маленьком острове, где каждая кочка кричит о свободе самовыражения. Яркие краски, музыка словно бы из комедий с Луи де Фюнесом, отголоски сексуальной революции. За уникальную возможность влюбиться в свингующую эпоху, пресытиться ей, возненавидеть и, наконец, перестрелять всех этих претенциозных хипарей Deathloop получает первое место.
Для сферы ААА-игр 2021 год хорош хотя бы уже тем, что он закончился. А также возможностью сделать выводы (прежде всего студиям-гигантам), что непотопляемых тайтлов нет. Впереди нас ждёт множество потенциально крутых релизов: Suicide Squad: Kill the Justice League, God of War: Ragnarök, Elden Ring и S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl. Очень надеемся, что, помня о выволочке, которую геймеры устроили элите игровой индустрии, разработчики постараются довести свои творения до ума перед выпуском. Тогда сложность выбора лучшей ААА-игры года будет заключаться в изобилии претендентов, а не в их дефиците.