10 лучших сериалов 2021 года: от «Вампиров средней полосы» до «Аркейна»
2021-й поистине можно назвать годом сюрпризов — по крайней мере, в отношении сериалов. Проекты, которые явно претендовали на культовый статус, в итоге оказывались никому не нужны: взять хотя бы «Наследие Юпитера» или «Основание». А вот хиты (причём невиданных масштабов!) появлялись как будто из ниоткуда. Да и, казалось бы, уже знакомые стрим-сервисы и каналы удивляли неожиданно качественными проектами.
Как и в прошлом году, мы отобрали десять сериалов разных жанров и форматов, которые объединяет лишь одно: все они достойны вашего внимания.
«Супермен и Лоис»
Что-то странное происходит со старым добрым «сидабом» — американским телеканалом The CW. Год назад в наш топ угодил дебютный сезон «Старгёрл» , практически лишённый всех привычных болезней «Флэша» , «Бэтвумен» и прочих. А в этот раз канал вообще выдал, пожалуй, лучший супергеройский сериал с момента завершения «Сорвиголовы». И дело даже не в том, что «Супермен и Лоис» по картинке скорее тянет на большое кино, чем на привычный сидабовский слёт косплееров. Каким-то образом сценаристам удалось то, на чём споткнулась большая киновселенная DC: сделать Супермена многогранным и живым персонажем. А всего-то и надо было, что отказаться от библейских отсылок и взглянуть на Кларка Кента как на человека. Показать не закомплексованного пришельца, а талантливого журналиста, любящего мужа и заботливого отца, который каждый день разрывается между семьёй и долгом. Примечательно, что первый сезон использует многие сюжетные ходы фильмов Зака Снайдера, но тут они действительно работают. Здесь даже есть аналог сцены с «Мартой!», только реализован он гораздо удачнее.
Трудно поверить, но «Супермен и Лоис» — лучшее кино про «человека из стали» со времён первого фильма с Кристофером Ривом. Это душевное и зрелищное шоу, в котором супергероика сочетается с драмой органичнее, чем где бы то ни было ещё за последние несколько лет.
«Неуязвимый»
Впрочем, оптимизм оптимизмом, а в тренде всё ещё деконструкция и постмодерн. И на этом поприще в минувшем году себя отлично проявил «Неуязвимый» от Amazon Prime. Парадоксально, что Роберт Киркман создал оригинальный комикс ещё в начале нулевых, но за двадцать лет он не только не устарел, но и стал ещё актуальнее. Авторы экранизации всего лишь снизили плотность юмора, слегка ускорили сюжет и повысили накал страстей — в результате получился один из лучших анимационных сериалов последнего времени. В «Неуязвимом» брутальность и цинизм «Пацанов» изящно переплетаются с подростковой супергероикой в духе «Человека-паука». Центральные персонажи не просто карикатуры на известные образы, но люди с прописанными характерами и понятной мотивацией. Тем больше шокируют внезапные кровавые сцены, и тем сильнее напряжение в каждом эпизоде перед неотвратимым и жестоким финалом. Да, его отчасти спойлерит один из главных мемов года, но это вовсе не обесценивает выдающуюся работу сценаристов.
Даже если вам уже приелись и сами супергерои, и попытки вывернуть жанр наизнанку, пропускать «Неуязвимого» всё равно не стоит. Привычную программу он отрабатывает с блеском.
Sweet Tooth
Экранизация The Last of Us уже не за горами. Но даже если она не оправдает возложенных на неё ожиданий, у фанатов уже есть достойная альтернатива — Sweet Tooth , он же «Сластёна». Там есть и цветущий, но по-прежнему жестокий мир после апокалипсиса, и группировка воинствующих радикалов, и дуэт сурового бродяги с чудо-ребёнком, от которого зависит будущее человечества. Сериал от Netflix бессовестно и безжалостно играет на чувствах зрителя — в основном стараниями юного Кристиана Конвери. Злоключения мальчика с оленьими рогами регулярно сжимают сердце в тиски, особенно когда он сталкивается с очередной несправедливостью, но не позволяет ей отбить у него веру в добро. На полную выкладывается и талантливый актёр Нонсо Анози, которому наконец-то досталась главная роль. Как и полагается в историях типа «волк-одиночка и львёнок», у здоровяка Томми за плечами трагедия и неизбывное чувство вины, что проявляется не только в диалогах, но даже во взгляде персонажа.
Sweet Tooth будет отчаянно выжимать из вас слёзы (и, скорее всего, преуспеет), но ему это можно простить, ведь это один из самых душевных и атмосферных сериалов на тему постапокалипсиса.
«Мейр из Исттауна»
За минувшее десятилетие сериалы изрядно прибавили и в бюджетах, и в статусности, однако появление больших звёзд на малых экранах всё ещё воспринимается как нечто чрезвычайное. И хорошо, ведь если бы не участие оскароносной Кейт Уинслет и Гая Пирса, «Мейр из Исттауна» наверняка получила бы куда меньше огласки и затерялась среди дюжины подобных проектов. И это была бы трагедия.
По сути, перед нами смесь из «Настоящего детектива» и «Трёх билбордов на границе Эббинга, Миссури» , причём доля второго ощутимо больше. В главной героине, той самой Мейр, сливаются воедино персонажи и Фрэнсис Макдорманд, и Вуди Харрельсона. С одной стороны она стойкая, но психологически надломленная женщина, которая пережила страшную трагедию, а с другой — полицейская, чью карьеру тянут на дно висяк и связанное с ним общественное недовольство. А тут ещё как назло убийство местной школьницы сводит и без того не самый благополучный городок с ума.
«Мейр из Исттауна» цепляет и крепким сценарием, и густой атмосферой американской глубинки, однако главное достоинство проекта — однозначно актёрская игра. Кейт Уинслет напоминает, что «Оскары» не всегда раздают за красивые глаза, да и второй план держит уровень. Особенно Эван Питерс, чью работу по праву оценили статуэткой «Эмми». Если вы любите мрачные детективы, но по какой-то причине пропустили этот сериал, то теперь у вас точно не должно возникать сомнений на тему того, чем заполнить свободные вечера.
«Хрустальный»
Продолжение некогда хитового «Метода» стало одним из главных разочарований 2021 года. Как удачно, что на замену подоспел другой психологический триллер про следака с детской травмой, склонностью к саморазрушению и особым подходом к ловле маньяков.
«Хрустальный» — это будто сериал из параллельной вселенной, где Юрий Быков не стилизовал историю Меглина под кинокомикс, а снял всё в своей привычной манере: жёстко, злободневно и без прикрас. И хотя режиссёр «Дурака» не имеет к проекту никакого отношения, его влияние чувствуется в каждой сцене. «Хрустальный» отваживается поднимать темы, которые в российском кино, а уж тем более на ТВ принято стыдливо замалчивать. Будто нет у нас в обществе ни презрительного отношения к жертвам насилия, ни закона джунглей, где кто сильнее — тот и прав. Сериал бьёт по этим мозолям так настойчиво, что иногда его попросту тяжело смотреть. Но при этом интрига закручивается так стремительно, что и выключить не получается. К тому же Антон Васильев и Николай Шрайбер своей игрой полностью искупают вину за участие во всяком сомнительном ширпотребе.
Не позволяйте постеру и синопсису в духе НТВ вас обмануть: если какой сериал и тянет на звание отечественного «Настоящего детектива», то это «Хрустальный».
«Вампиры средней полосы»
Если уж речь зашла о российских сериалах, то пора поговорить про лучший из них как минимум за минувший год: «Вампиров средней полосы». После трейлера многие заранее окрестили его ленивой калькой с американского «Чем мы заняты в тени» , а зря.
Во-первых, это не комедия — по крайней мере, не в чистом виде. Скорее уж мистический детектив, пускай и обильно приправленный шутками. Ну а во-вторых, вампирскую тему проект раскрывает куда полнее и серьёзнее зарубежного аналога. Здесь и привычная трагедия долгожителя, и вечная зависимость, и людские предрассудки, которые не позволяют спокойно жить. А при желании «Вампиров средней полосы» можно рассматривать ещё и как иносказательную историю взаимоотношений простого народа с государством. Смоленские упыри никого не трогают и терпеливо сносят любые ущемления, лишь бы не было войны, в то время как так называемые Хранители в городской администрации решают, казнить их или миловать. Всё это стильно снято и отлично сыграно: старая гвардия в лицах Юрия Стоянова и Татьяны Догилевой крадёт каждую сцену со своим участием. Не отстают и молодые коллеги — например, Глеб Калюжный, которому досталась непривычная для него комедийная роль.
«Вампиры средней полосы» наделали достаточно шуму, чтобы получить второй сезон, и остаётся лишь надеяться, что тот удержит планку: уж больно высока.
«Аркейн»
Вряд ли кто-то, кроме ярых фанатов League of Legends , и впрямь ждал «Аркейн». Хоть Riot и вложила бешеные деньги в рекламу, перед глазами маячил дурной пример «Dota: Кровь дракона» — посредственного сериала, перегруженного ленивым фансервисом и дубовыми отсылками. А чего ещё ждать от экранизации MOBA? Даже когда вышел трейлер, скепсис не исчез: мол, ну не может весь сериал выглядеть ТАК. А если и может, то эпизоды будут минут по десять-пятнадцать, как в «Любви, смерти и роботах». Но потом вышли первые три серии «Аркейна», и челюсти скептиков громко ударились об пол.
Даже если бы в шоу не было ничего, кроме картинки, оно бы всё равно попало в топ года просто потому, что техническое исполнение такого уровня игнорировать нельзя. Для индустрии это действительно прорыв, подобный «Клаусу» или «Человеку-пауку: Через вселенные». Каждый кадр словно оживший концепт-арт. Безукоризненное сочетание двухмерной анимации с трёхмерной, плавность движений, фантастический дизайн абсолютно всего от персонажей до мелочей на заднем плане — «Аркейном» просто невозможно не любоваться. Но ведь там ещё есть простая, но драматичная история, яркие герои, на чью судьбу не наплевать, и мир столь живой, что он может соперничать хоть со Средиземьем, хоть с далёкой-далёкой галактикой.
«Аркейн» — это новая ступень в развитии анимационных сериалов и попросту лучшая экранизация видеоигры в истории, причём с большим отрывом. Даже если вы ничего не знаете про LoL и узнавать не собираетесь, пропускать его нельзя.
«Полуночная месса»
Майк Флэнеган долго и упорно отвоёвывал своё место в жанре ужасов. И хотя «Окулус» , «Тишина» и «Уиджи. Проклятие доски дьявола» получили свою порцию похвалы от критиков, настоящее признание режиссёр обрёл после сериала «Призраки дома на холме». Именно его успех позволил Флэнегану осуществить проект мечты, который он вынашивал больше десяти лет: «Полуночную мессу». Подобно своему кумиру Стивену Кингу, автор использовал текст как средство терапии и обыграл в сюжете всё, что его тяготило в течение жизни: кризис веры, страх смерти, проблемы с алкоголем и много чего ещё. В результате получился мистический триллер, который способен не только напугать впечатлительных зрителей, но ещё и подарить пищу для размышлений. Персонажи, как всегда у Флэнегана, получились очень человечными, а потому неоднозначными: каждый со своими травмами, слабостями и грехами. Тот, кому желаешь скорейшей гибели в одном эпизоде, может вызвать искреннее сочувствие в следующем. Ну а финал так и вовсе многих заставит сглатывать ком в горле.
Тех, кто просто ищет ужастик на вечер, «Полуночная месса» скорее всего отпугнёт своей неспешностью и пространными монологами о вечном. Однако терпеливые зрители будут вознаграждены, ведь Майк Флэнеган снял один из самых искренних и глубоких сериалов минувшего года.
«Локи»
В 2021-м киновселенная Marvel наконец-то начала свою экспансию в сериальное пространство — и, стоит отметить, весьма успешно. «ВандаВижн» интересно играл с форматом, «Сокол и Зимний Солдат» отважился на социальный комментарий, пусть и поверхностный, да и «Соколиного глаза» встретили довольно тепло. Однако мы из всей ватаги отметим «Локи» — за разнообразие красочных локаций и ситуаций, за регулярные повороты сюжета, за отличные спецэффекты и за пронзительную музыку. Ну и, в конце концов, за гениального Тома Хиддлстона, которому наконец-то дали по полной раскрыться в образе бога лжи. Это уже не просто злодей, иногда способный на добрые поступки, а многослойный трагический персонаж. И за процессом его перевоспитания и перевоплощения чертовски интересно следить. Тем более что куратора Локи на этом непростом пути играет Оуэн Уилсон, которого всегда приятно видеть на экране.
Поругать сериал можно за сбивчивый темп: история то переминается на месте, то срывается на галоп. Но даже так это путешествие внутрь чужой души и за границы бытия заслуживает просмотра.
«Игра в кальмара»
Давненько ничего не встряхивало массовую культуру так, как это сделала «Игра в кальмара». Популярность сериала проявилась не только в абстрактных цифрах статистики Netflix и волне мемов, но и в реальности, в том числе и в России. У детворы вернулись в моду дворовые игры типа «красный свет — зелёный свет», а в уличных киосках по соседству с устаревшими спиннерами теперь висят маски с треугольниками и квадратами. Даже депутаты зашевелились, ведь если что-то действительно популярно у молодёжи, то надо это поскорее запретить — просто так, на всякий случай.
Но из-за чего же весь гул? Может, дело в повальной моде на всё корейское — всякие BTS, «Паразиты» и прочее? Или все подписчики Netflix резко прониклись критикой капитализма? Трудно сказать, но нам кажется, что главная причина популярности «Игры в кальмара» кроется в том, что это просто-напросто отлично написанный, великолепно поставленный и безукоризненно сыгранный триллер. Режиссёр и сценарист Хван Дон-хёк вынашивал первый сезон целых двенадцать лет, и это чувствуется, ведь в нём буквально нет ни одной лишней сцены. Каждый эпизод либо раскрывает персонажей, либо закручивает интригу, либо бескомпромиссно рвёт сердце зрителя на части. Затёртый до дыр сюжет про игры на выживание получает в сериале одно из лучших своих воплощений.
Если вы принципиально избегали корейского феномена всё это время, то зря: если этот аттракцион, полный крови и слёз, и переоценён, то лишь самую малость.
А какие сериалы в минувшем году больше всего понравились вам? Пишите в комментариях!