Поиграли в Serious Sam: Siberian Mayhem — «Крутой Сэм» на деревне у дедушки
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
В последнее время отечественные разработчики не устают приятно удивлять. То Loop Hero становится мировым хитом, то Black Book превращает мир коми-пермяцкого фольклора в изумительный фэнтезийный сеттинг, то новую часть Serious Sam делают в России и про Россию. Могли ли мы мечтать двадцать лет назад, что вслед за храмами Древнего Египта и Месопотамии Крутой Сэм заглянет за гаражи в районе соседних пятиэтажек? Хотя, мечтать, конечно, могли — только в те давние времена эти мечты находили воплощение разве что в пользовательских картах или модах, которые видели от силы пара сотен энтузиастов. Но спасибо Croteam : благодаря ей талантливые моддеры из России выкатили полноценный релиз в именитой серии.
События Siberian Mayhem вклиниваются между последними этапами Serious Sam 4. Генерал Бренд предал человечество, захватил могущественный артефакт и летит в Тунгуску, прямо к порталу инопланетных захватчиков. Попавший в плен спаситель человечества Сэм Стоун выходит из самолёта Бренда в полёте, оказываясь на нефтяной вышке в северной Сибири. Ему предстоит неблизкая дорога, полная сражений и новых знакомств. Самым важным из последних станет лидер местных сил гражданской обороны от инопланетных захватчиков — бывший рок-музыкант Игорь Ледов.
Да и сам маршрут пролегает по узнаваемым пейзажам российской глубинки. Из нефтеперерабатывающего завода Сэм держит путь по сибирским просторам мимо деревушек и одиноких покосившихся церквей. На стенах — ковры и безвкусные календари за 2110 год, в бабушкином погребке — тайный склад компота, на пеньке — завёрнутая в газету сушёная рыба. Любителей поискать секреты так и вообще ждёт бой с избушкой на курьих ножках. Тут всё настолько умилительно, что хочется пересказать всю игру, все мелкие детали, отсылки и шутки, но… Спойлеры, спойлеры.
Впрочем, именно в антураже и кроется главное достоинство Siberian Mayhem. Я редко испытываю чувство, что то или иное произведение создавали специально для меня, но тут как раз тот самый случай. Это игра, которая проходится с улыбкой от уха до уха, — если, конечно, геймплей по душе. Ведь Siberian Mayhem — это одно большое дополнение для Serious Sam 4; в давние времена подобные релизы было принято называть «expansion pack». А значит, вы можете легко откалибровать ожидания, опираясь на собственные же впечатления от четвёртой части. Лично для меня она стала одним из самых весёлых шутеров старого толка: не на том же уровне исполнения, что новая дилогия Doom , но куда лучше большинства аналогов.
Однако многих четвёртый «Сэм» разочаровал: люди жаловались на примитивный геймплей, слишком простой левел-дизайн и бедный визуал. На мой взгляд, это странная претензия для серии, которая всегда была посвящена противостоянию огромным толпам противников на открытых локациях. Serious Sam никогда и не была про хитрые лабиринты и тактику — это классический спинномозговой шутер, где всё выкручено на максимум.
В этом смысле Siberian Mayhem зачастую превосходит первоисточник. Раскачивается она медленно: первые два уровня из пяти проходят на нефтеперерабатывающем заводе, где нет практически ничего яркого или запоминающегося. Зато оставшиеся три смотрятся заметно лучше того, что предлагала оригинальная Serious Sam 4. Просторные открытые локации аккуратно мотивируют игрока пользоваться разнообразным транспортом, а поиск побочных заданий и тайников не составляет труда благодаря грамотному дизайну. Значительная часть перестрелок традиционно проходит на широких полях, но помимо них Siberian Mayhem может предложить целый ряд запоминающихся арен — в том числе и с трамплинами, которые вносят в бои больше тактических опций и динамики. Противники же почти всегда появляются на виду, а не где-то за спиной, так что Siberian Mayhem почти лишена неприятных сюрпризов.
Если какое-то сражение кажется слишком сложным, можно использовать один из подобранных чит-гаджетов. Среди новинок — ковровая бомбардировка и крайне быстрый ховерборд с пулемётом
Бестиарий Siberian Mayhem недалеко ушёл от того, что мы видели в Serious Sam 4: отдельно отметить хочется разве что полноценного финального босса, которого так сильно не хватало четвёртой части. Арсенал тоже получил лишь косметические изменения. Вместо штурмовой винтовки старый добрый АК, вместо скорострельного лазера — непрерывный луч смерти, а снайперская винтовка уступила место арбалету с оптическим прицелом. Словом, стандартный набор правок для дополнения. Зато багов, которых на запуске Serious Sam 4 было полно, в Siberian Mayhem практически не осталось.
Serious Sam: Siberian Mayhem — это масштабный, увлекательный инди-шутер с убойной дозой русского колорита. Он проходится часов за шесть, но и стоит всего 500 рублей. Если вы пропустили Serious Sam 4 — не беда: насладиться прогулкой по Сибири можно и без знания контекста. В конце концов, сюжет в серии никогда не играл важную роль — на первом месте здесь веселье, а его хоть отбавляй.