Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения
Оговорюсь сразу — победителей не судят. А “Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения” — победитель в своем жанре. До появления " Ил-2 " авиационные симуляторы были в основном уделом фанатов, но " Штурмовик " доказал обратное, а выход " Забытых сражений " это еще раз подтвердил. “Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения” — это не только игра про боевые самолеты, это еще и возможность погрузиться в замечательно воссозданную атмосферу Второй мировой войны. Если поиграете — ей-богу, вам будет о чем потом рассказывать внукам. Что? Где? Почем? Это уже не Первая мировая с ее деревянными планерами и пропеллерами, но еще и не наши дни, где царствуют реактивные монстры. Это — Вторая мировая, где победу ковали стальные машины с мощными поршневыми двигателями и пушечно-бомбовым вооружением. В “Забытых сражениях” игрок может управлять любым из восьмидесяти самолетов (с учетом модификаций) и разить врага
Самолету осталось жить еще несколько мгновений. Впрочем, кораблю тоже - торпеда уже летит.
силами истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации. Из воюющих сторон в игре представлены СССР, Германия, Венгрия, Финляндия и США. Сражения происходят в рамках нескольких динамических кампаний для каждой страны и отдельных миссий для разных типов самолетов. Ничто не мешает вам создать и собственную миссию или даже кампанию — благо в комплекте с игрой поставляется целых два редактора. При прохождении исторической кампании пилоту предстоит вместе со своими товарищами-ботами в составе реально существовавшего подразделения пройти войну, зарабатывая награды и новые звания. В “Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения” можно полетать над воссозданными с высочайшей точностью Москвой (Подмосковьем), Берлином, Крымом, Сталинградом, Курской дугой — короче говоря, практически везде, где проходили сражения. Миссии начинаются и на земле, и прямо в воздухе. Если того требует ситуация, можно свериться с картой и получить указания с земли о необходимом направлении и высоте полета. Бросаться в первую попавшуюся потасовку не стоит — в игре, как и в жизни, несогласованные действия приводят к быстрому поражению. Запомните: инициатива наказуема, строго выполняйте приказ. Кстати, приказывать можете и вы — под вашим командованием находятся ведомые, действия которых координируются по радио. Разных боевых заданий здесь масса: защита аэродрома от нападения бомбардировщиков, перехват истребителей, штурм колонн вражеской техники и торпедирование кораблей. В игре насчитывается сто тридцать типов самолетов, а также десятки видов кораблей, наземной техники, танков, конвойного транспорта, зениток и так далее. Причем все они активно участвуют в боевых действиях: танки прорывают оборону, зенитки ведут заградительный огонь, а транспорт движется по своим маршрутам (подвозит боеприпасы, наверно). В хаосе войны среди сотен единиц техники игрок — лишь капля в море. Он не находится в центре событий, а просто выполняет собственную задачу. Злостные симулянты Модели кабин всех летательных аппаратов воссозданы по оригинальным чертежам и фотографиям с полным соблюдением модификационных различий. Также не обделена вниманием разработчиков летная модель: в движении тяжелый бронированный Ил-2 никогда не спутаешь с легким И-16; каждый самолет имеет свою, уникальную физику полета, рассчитанную на основе реальных характеристик летательного аппарата. Так что не надейтесь изобразить “бочку” на ТБ-3 — скорое рандеву с твердой землей вам гарантировано. Как гласила инструкция для американских летчиков во Вьетнаме: “Эффективность зениток — 10%, эффективность ракет — 15%, эффективность земли — 100%”.
Атака немецкой колонны на бреющем полете.
Летная модель при взлете и посадке также достойна всяческих похвал — каждый самолет нужно поднимать в воздух по-особенному. Если штурмовику необходимо заблокировать шасси перед взлетом, разогнав двигатель, то на легком истребителе это приведет к тому, что тяга двигателя пересилит вес корпуса, самолет ткнется носом во взлетно-посадочную полосу и уже никуда не полетит. Посадка реализована не хуже взлета — если хочешь остаться в живых, садиться нужно по правилам, которые для каждого самолета могут варьироваться. Все это приводит к тому, что при неудачном взлете или посадке запросто можно взорваться или вывести из строя элементы конструкции, например оторвать стойки шасси. Реализм отрыва разных частей самолета обеспечивает подробная модель повреждений — нередко приходится возвращаться на базу без элерона, с пробитым баком, дымящимся маслорадиатором и заклинившим пулеметом, при этом фюзеляж больше напоминает решето, нежели конструктивный элемент самолета; особенно это касается штурмовиков. По сравнению с оригинальной игрой, в “Забытых сражениях” нам стал доступен полный контроль над двигателем: радиатором, нагнетателем, топливной смесью, шагом винта и магнето. Однако “Забытые сражения” придутся по вкусу как опытному симуляторщику, так и новичку. Такой “профессиональный разброс” конечных потребителей достигается за счет детальных настроек сложности, которые позволяют выбрать степень достоверности симуляции: включить или отключить физические эффекты вроде турбулентности, настроить ручное управление, переключить часть бортового оборудования на автоматический режим и так далее. Искусственный интеллект “Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения” держит марку качества всей игры — сложность компьютерных соперников
Полное разделение труда: пока пилоты соблюдают структуру звена, стрелок занят своей работой.
имеет несколько стадий мастерства — от курсанта до аса, поэтому, не имея большого опыта в симуляторах, не надейтесь на легкую победу. Асы Геринга ели свой хлеб не зря, и компьютерные соперники ведут воздушный бой по всем правилам. Впрочем, не только воздушный — не меньшее мастерство проявляют и зенитчики, и танкисты, пытаясь зацепить игрока или ботов. Вам придется научиться воздушному бою, тактике ведения военных действий в небе — можно долго пытаться сбить ТБ-3, угробив не один свой истребитель, попадая под огонь стрелков бомбера и так и не добившись победы, а можно запросто поднырнуть под фюзеляж и завалить ТБ, дав очередь между шасси, без всякой опасности для себя. Короче говоря, в симуляторе вас ждет богатое поле для реализации тактических приемов. Некоторые самолеты из представленных в симуляторе — многоместные. Например, на том же Ил-2, помимо пилота, есть задний стрелок, который защищает самолет от атак с тыла. Если вы захотите переключиться на стрелка, функции пилота возьмет на себя искусственный интеллект. Абсолютную пальму первенства по числу “управляемых” членов экипажа держит бомбардировщик ТБ-3, в котором можно контролировать пять человек — трех стрелков, пилота и штурмана, и He-111, экипаж которого составляет аж шесть человек. На реальной войне задние стрелки в “Илах” гибли довольно часто, и в игре эта историческая деталь тщательно соблюдена — часто из полета живыми и невредимыми возвращаются далеко не все — убитые и раненые имеют место быть, равно как и простреленное пулями, закопченное остекление фонаря, и разбитые приборы в кабине. Вспоминается случай: однажды, ковыряясь в игровом редакторе, я послал звено У-2 бомбить немецкий крейсер. На крейсере были не зенитчики, а снайперы-приколисты: моим У-2 отстрелили все четыре крыла и рули высоты, а в воздухе остались одни фюзеляжи с работающими двигателями и пилотами в кабинах. С высоты птичьего полета Графика в игре великолепна: “шейдерная” вода, реалистичный
огонь и дым, завораживающие погодные эффекты, смена дня и ночи в реальном времени — все это вкупе с отличными текстурами земной поверхности и высокой детализацией техники достойно высшей награды. Звук очень информативен. Скажем, по реву мотора за фонарем можно определить текущий режим работы двигателя. Эфир не только и не столько добавляет игре технической достоверности, сколько создает атмосферу. Приказы, крики о помощи, доклады экипажей, наставления с земли… Радио почти не замолкает: кто-то просит подмоги, экипаж покидает горящий бомбардировщик, пилот истребителя кричит, чтобы ему с хвоста сняли фрица, ваш стрелок радуется меткому попаданию, торпедоносцы заходят на цель — все это зачастую происходит одновременно, создавая неповторимое ощущение присутствия. *** Недостатки игры немногочисленны и далеко не фатальны — вроде ручки управления, которая в некоторых кабинах закрывает приборы, или неподвижной внутренней камеры — стоя на взлетной полосе, нельзя без переключения на внешнюю камеру узнать, нет ли перед вашим самолетом других (нос истребителя смотрит вверх). Эти незначительные шероховатости не портят общего впечатления. Мы получили отличное продолжение отличного симулятора. Команда Олега Медокса по-прежнему на высоте — в прямом и переносном смысле.
Геймплей: 10 Графика: 9 Звук и музыка: 8 Интерфейс и управление: 8 Новизна: 6 Рейтинг “Мании”: 9,5 Дождались? “Забытые сражения” — великолепная возможность принять участие в воздушных баталиях Второй мировой, заново переписать историю и выковать победу в небе. Всем фанатам “Ил-2” рекомендуется принимать ежедневно и большими порциями. Оправданность ожиданий: 99%
__ Ошибки и запреты __ При печати мастер-диска “Забытых сражений” в результате технической накладки в тираж ушла не финальная версия игры. Она имеет ряд ошибок и ограничение по времени работы (до 1-го мая). Чтобы исправить оплошность, разработчики выпустили патч 1.0.R. Кроме прочего, он устраняет ошибки защиты Star Force, вызывающие на некоторых конфигурациях сбои в работе операционной системы. Патч можно скачать с сайта 1С ( games.1c.ru ) или взять с нашего диска , а также получить в офисах издателя или его партнеров. Возможен обмен дисков с игрой на исправленные (с пометкой “версия 1.0.R” на обложке). Еще один забавный момент: так как в Европе запрещены изображения свастики, то в игре вы увидите лишь скромные якобы фашистские “черные кресты”. Исправить ситуацию можно при помощи того же патча 1.0.R. Чтобы включить изображения исторических опознавательных знаков для Германии и Финляндии, после установки патча необходимо в файле conf.ini в секции [game] добавить строку HakenAllowed=1.