Обзор Horizon: Forbidden West — На птеранодоне в Лас-Вегас
Раньше сиквелы крупных проектов не приходилось ждать долго: как правило, технологии и геймдизайн совершали значительный шаг вперёд всего за пару лет. Но в последнее время срок разработки игр вырос в разы, а прогресс закономерно замедлился. В этом плане Horizon: Zero Dawn до сих пор смотрится так, словно она вышла только вчера: игра ни капли не устарела, хотя с момента релиза прошло целых пять лет. Поэтому и никакой пропасти между ней и продолжением, Horizon: Forbidden West , нет. Все нововведение и улучшения в новинке относительно незначительные. Для кого-то это будет хорошо, для кого-то — не очень.
Между будущим и прошлым
Осторожно, возможные спойлеры! Обсуждая завязку второй части, нельзя не затронуть главные сюжетные повороты первой, поэтому, если вы хотите начать прохождение обеих частей с чистого листа, срочно переставайте читать и начинайте играть.
В середине XXI века рой машин-убийц уничтожил всё живое на Земле. Но перед тем, как катастрофа достигла точки невозвращения, лучшие умы планеты создали проект «Новый Рассвет»: комплекс продвинутых ИИ, которые смогли бы возродить и прежнюю биологическую жизнь, и даже цивилизацию. Но ключевой компонент проекта, содержавший всю историю и накопленные человечеством знания, подвергся саботажу, из-за чего по развитию люди будущего откатились на уровень далёкого прошлого, во времена племенного строя и шаманизма.
Спустя почти тысячу лет после исчезновения цивилизации система «Нового Рассвета» получила неизвестный сигнал, который наделил различные ИИ в составе проекта независимостью. Один из них, Аид, чьей задачей было уничтожение нежизнеспособных экосистем, принял решение вновь избавиться от жизни на планете. В попытке остановить ренегата Гея, центральный связующий элемент системы, запустила протокол самоуничтожения, однако Аид сумел спастись. Перед гибелью Гее пришлось возложить свою миссию на созданную ей в последний момент девочку — клона главной разработчицы «Нового Рассвета».
Элой и раньше не обладала прямо модельной внешностью, но в Forbidden West её лицо так покраснело, что только с бутылкой в руках и фотографироваться
Девочка по имени Элой оказалась никому не нужной — близлежащее племя не признаёт детей, родившихся без матери. Сирота росла в изгнании под опекой сурового охотника, но вскоре впечатлила отказавшихся от неё соплеменников и отправилась в опасное путешествие, чтобы разузнать тайну собственного происхождения. И попутно выяснить причину помешательства машин, ведь гигантские роботы, ранее работавшие над восстановлением биосферы, внезапно начали активно атаковать людей.
В ходе событий первой игры Элой многое разузнала о пропавшей цивилизации и проекте «Новый Рассвет». Она смогла одолеть Аида, подчинившего себе племя культистов, но победа была промежуточной, — впереди ещё много проблем. Гея всё ещё не функционирует, а без неё биосфера стремительно деградирует. ИИ Гефест продолжает создавать боевые машины вместо того, чтобы следить за окружающей средой, а побеждённый Аид всё ещё может преподнести сюрпризы. Наконец, источник таинственного сигнала, по вине которого всё покатилось к чертям, до сих пор не найден.
За ответами (и элементами Геи) Элой отправляется на Запретный Запад. Почему он «запретный»? Да просто племя, владеющее опальными территориями, слишком уж боевое: чужаков к себе не пускает и очень любит воевать. Когда вождь призвал соплеменников наладить отношения с соседями, часть бойцов откололась и предпочла продолжить бесконечную войну — в качестве тяжёлой артиллерии бунтовщики используют взломанных роботов. К счастью, более-менее мирные племена там тоже есть: на востоке проживают земледельцы, а на острове, в который превратился Сан-Франциско, высадилась экспедиция фанатов древних людей, их знаний и технологий.
Как раз с ними связана, пожалуй, самая занятная из рассказанных в Forbidden West историй. В оригинальной игре ярчайшим элементом повествования был лор, посвящённый закату старой цивилизации, а вот события настоящего в массе своей навевали тоску. Последней в Forbidden West тоже, конечно, хватает, но встречаются и несколько интересных сегментов, посвящённых столкновению прошлого и будущего. В лучшие моменты игра напоминает серию Fallout , в которой обитатели постапокалиптического мира тоже пытались понять, чем жили их предки, — и создавали культы вокруг самых нелепых вещей.
В этом мире примитивных людей Элой выглядит несколько анахронично — её образ мышления больше похож на современный, хотя до истинной природы окружающего мира она докопалась уже в сознательном возрасте. Бывшая изгнанница совершенно не разделяет заблуждения своих современников и смотрит на них свысока. Элой дерзит собеседникам почти каждый раз, когда они выражают искреннюю веру в те или иные вещи. Но на героиню, само собой, никто не держит обиды, хотя за исключением дерзости и вечной готовности к подвигам она так и не обрела никаких запоминающихся черт характера. Элой постепенно собирает компанию товарищей по оружию на собственной базе, однако каждый из них в диалогах раскрывается лучше, чем сама протагонистка. Она в любой ситуации либо разводит руками с дурацкой улыбкой на лице, либо проговаривает максимально дежурные реплики. Казалось бы, прошло уже две огромных игры, а ни одной сколько-нибудь яркой цитаты она так и не выдала.
Да и весь остальной нарратив в целом хоть и связный, но совершенно непримечательный. Он не таит сложных дилемм и практически не предлагает сопереживать противоречивым персонажам — их тут раз-два и обчёлся. Антагонисты, пришедшие на замену поверженному Аиду, тоже толком не раскрываются, оставаясь за кадром на протяжении практически всего хронометража, — обидно, потенциал был неплохой. Развязку повествования не назвать сильной ввиду того, что Forbidden West — не полноценный финал истории, а лишь одна из глав серии. С нынешним темпом разработки ААА-блокбастеров будет хорошо, если мы увидим завершение трилогии в эпоху PS5.
Сделайте удивлённое лицо
Впрочем, такова судьба многих крупнобюджетных проектов. Forbidden West — без пяти минут стереотипная представительница своей весовой категории. Даже если вы знать не знаете о франшизе, поверхностного знакомства с другими популярными песочницами вполне хватит, чтобы безошибочно предугадать всё, что может предложить Forbidden West. В ААА-индустрии жанровая принадлежность уже давно перестала играть хоть какую-либо роль: action-adventure, RPG и шутеры сплелись в единое целое, породив набор стандартных шаблонов. Horizon: Forbidden West соблюдает их со всей строгостью.
Просторный открытый мир по-прежнему забит вопросительными знаками, чтобы игрок ни в коем случае не смог пройти мимо контента. Это удобно, но такой подход напрочь лишает исследование всякой интриги и радости открытия. А приподнять завесу тайны над тем или иным регионом можно, конечно же, вскарабкавшись на вышку: игра услужливо подскажет, за какой уступ можно схватиться, и не позволит случайно сорваться вниз. The Legend of Zelda: Breath of the Wild , вышедшая вскоре после Horizon: Zero Dawn, явно вдохновила разработчиков сделать Элой более мобильной. Она теперь может планировать на щите, прямо как Линк на глайдере, и карабкаться по почти отвесным скалам. Правда, открытость мира здесь всё-таки не на сто процентов честная. Первая и вторая локации, которые нужно проходить в заданном сюжетом порядке, окружены непреодолимыми преградами, да и в миссиях регулярно встречаются невидимые стены там, куда героиня ни в коем случае не должна пролезть.
Зато в остальном Forbidden West крайне дружелюбна к игроку — возможно, даже слишком дружелюбна. Можно буквально отключить голову и просто делать всё подряд. Если у вас нет нужного апгрейда, чтобы пройти конкретное место, игра об этом предупредит. Если вы застрянете, она прямо подскажет, что нужно дальше. Да и вообще если где-то в поле зрения есть какой-нибудь интерактивный объект окружения, он приблизит вас к победе. Авторы сделали всё для того, чтобы вам было удобно: игра практически ничего от вас не требует. Сложность тут могут представлять только бои.
В опциональных подземельях Forbidden West походит на последние игры о Ларе Крофт: нужно таскать ящики, дотягиваться до труднодосягаемых мест, рушить стены и искать рычаги. Элой внезапно научилась плавать, но под водой она беззащитна, так что ей приходится прятаться в кущах водорослей — прямо как в Shadow of the Tomb Raider
Сражения по-прежнему разрешают выбрать тактику на свой вкус. Можно забраться повыше и расстрелять врагов издали, разобраться в ближнем бою или скрытно убрать всех и каждого. Противники, как обычно, берут либо численностью, либо размерами — никак не интеллектом. На карте тут и там расставлены лагеря враждебных повстанцев — знай себе зачищай аванпосты, как в Far Cry. А за убитых врагов и выполненные задания Элой получает опыт, позволяющий улучшать различные умения. Forbidden West привнесла в традиционное древо навыков «Приливы сил» — особо мощные способности, привязанные к специальной шкале. Их активация неприятно прерывает игровой процесс продолжительной анимацией, зато эффекты радуют: один бафф заметно облегчит получение лута, другой — даст такую регенерацию, что про снадобья можно будет забыть.
Из врагов всё ещё валятся тонны бесполезных расходников для крафта, вокруг всё ещё расставлены бесконечные ящики с безделушками разноцветных редкостей — механики оружия и брони работают точно так же, как и раньше. Детективные сегменты, где Элой с помощью ведьмачьего зрения решает элементарные задачки, повествование через записки и аудиологи, качественная графика, но совершенно невыразительная музыка… Многое из вышеперечисленного можно сказать о большинстве схожих проектов, и если вам надоели жанровые клише, то Forbidden West вряд ли сумеет впечатлить. Впрочем, по сравнению с конкурентами у неё есть один важный козырь — меха-динозавры.
Металлическая дичь
Столкновения с другими людьми в Horizon всегда были достаточно скучными, но то ли дело механическая фауна! От юрких норокопов и пугливых ленторогов до колоссальных исполинов и летающих буревестников — у всех свои повадки, атаки и уязвимости. Как и раньше, Forbidden West позволяет просканировать каждого робота и подробно изучить его анатомию: например, особо крупные машины вооружены пушками, которые можно сбить точным выстрелом из лука и использовать против бывшего владельца. Какие-то части механизма самоуничтожаются после смерти носителя — значит, их сперва лучше отстрелить, чтобы получить ценный лут. Другие оснащены канистрами, полными нестабильных субстанций: если перегрузить их подходящим типом стихийного урона, то произойдёт мощный взрыв. Жонглирование разными видами атак напоминает классические JRPG, а прицельные выстрелы по слабым местам — ту самую «стратегическую расчленёнку», которую когда-то обещала Dead Space.
Словом, противники весьма самобытны. Битвы тоже обставлены довольно разнообразно: в арсенале Элой, помимо лука и копья, есть пращи, ловушки и другие инструменты на любой случай жизни. Правда, здесь Forbidden West отличается от предыдущей части лишь парой мелочей. Бестиарий роботов пополнился несколькими новыми особями, а кроме обычного копья появились ещё и метательные. Мощный удар в ближнем бою вешает на цель мишень, которая взрывается при попадании из дальнобойного оружия: эта маленькая механика хорошо мотивирует чередовать разные виды атак.
В целом заметно, что игра старается не дать заскучать тем, кто прошёл предыдущую часть. Так, длинношеи (аналог башен) больше не заставляют из раза в раз просто карабкаться наверх. Одного, на манер The Frozen Wilds, нужно сперва починить — вот только он затонул, а запчасти растащили стервятники. Другой застрял на стадии производства, третьего предстоит повалить на землю баллистами. Мелочи, но приятно. Побочные задания тоже радуют если не нарративом, то как минимум разнообразием. Элой помогает пострадавшему от наводнения племени, ищет чёрные ящики в останках упавших самолётов, ныряет в поисках затонувших кораблей, участвует в гонках на выживание и играет в тактическую настолку под названием «Стычка машин», которой уделено неожиданно много внимания.
В игре просто невероятное количество текста: общаться с друзьями Элой можно едва ли не часами. А сама героиня озвучивает свои мысли по поводу буквально каждого задания, сколь угодно проходного
Посредственность сюжета компенсирует ещё и качество режиссуры. Даже вне основной сюжетной линии нередко встречаются хорошо поставленные диалоги, мимика и жестикуляция персонажей часто удивляет проработкой. Про пейзажи и говорить нечего: они и в Zero Dawn были потрясающими, а тут вообще выше всяких похвал. Также разработчики из Guerrilla Games мастерски освоили тонкости отдачи геймпада DualSense. Действия Элой всегда сопровождаются грамотно подобранной вибрацией контроллера, которая зачастую заметно помогает в бою. Взмахи копья, натяжение тетивы — всё это в полной мере ощущается и глазами, и ушами, и руками.
Впрочем, без заметных технических огрехов игра всё же не обошлась. Больше всего бросается в глаза то, что разработчики не смогли заставить персонажей в диалогах смотреть друг на друга: они постоянно отводят взгляд вверх и пялятся куда-то в небо. Противники (включая тех, что нужно убить по заданию) периодически проваливаются сквозь землю, а Элой застревает в анимациях. Один раз игра зависла на загрузке быстрого сохранения — никакие перезапуски не помогали. К счастью, под рукой было резервное (ручное) сохранение, отбросившее не так уж и далеко назад, но это мне повезло. Хотя на столь критический баг за всё прохождение лично я наткнулся только один раз.
В своё время я предпочёл Horizon: Zero Dawn остальным ААА-песочницам благодаря красивому миру, оригинальному сеттингу и действительно необычным противникам. Forbidden West, конечно, не способна впечатлить так же сильно, как первая часть, но сиквел продолжает начинания оригинала более чем достойно.
Horizon: Forbidden West — это достойный сиквел одного из самых красивых эксклюзивов Sony. Игра не предлагает совершенно ничего нового, но тем, кому пришлась по душе Zero Dawn, она определённо понравится. Да и для тех, кто играет в подобные ААА-проекты с открытым миром раз в пару лет, это далеко не худший выбор — хотя бы благодаря боевой системе и интересному сеттингу.
- выдающаяся графика и анимация
- разнообразные задания
- меха-динозавры всё такие же классные
- максимум заботы о комфорте игрока.
- большая часть сюжета посредственна
- большая часть геймплея глубоко вторична
- Элой — скучнейшая главная героиня.
Во что : ключ предоставлен издателем.
На чём : PS5.
Сколько : 44 часа на одно прохождение и закрытие 50% всех активностей в игре.
Открытый мир так открытый мир
На 22 уровне пройти подземелье, предназначенное для 44-го, без прокачки оружия и брони. Сразить-таки босса с восьмой попытки.