Обзор Beholder 3 — Вторично, пусто, сломано
В 2016 году барнаульская студия Warm Lamp Games выпустила выдающуюся игру Beholder — симулятор управдома в тоталитарной антиутопии. За ней последовал и сиквел, совсем другой по духу: о разработке оригинальной дилогии мы расспросили самих разработчиков. Однако после выпуска Beholder 2 авторы разошлись с издательством Alawar , которое доверило Beholder 3 другой студии — берлинской Paintbucket Games. А та наломала дров.
Мистер Шварц, снесите эту стену
На дворе 1989 год. Величайший Союз продолжает здравствовать под началом Мудрого Вождя, которого, правда, уже несколько лет никто не видел. Фрэнк Шварц имел собственный дом и престижную работу в Министерстве, но его подставили, так что чиновник вмиг лишился всех привилегий: отныне он домоуправляющий, который по долгу службы обязан следить за квартирантами. Он составляет досье на каждого жильца, а на особо подозрительных (по мнению начальства) персон собирает компромат и строчит доносы. После чего за несчастными приезжает полиция, и они бесследно пропадают.
Выселив из дома одного злого человека и одного доброго, Фрэнк получает приглашение вернуться в Министерство. Начинать придётся на унизительной должности курьера, зато есть перспектива повышения. Устроившись в офис на первом этаже, он получает доступ ко второму — а значит и шанс заложить кого-то из вышестоящих коллег и занять его место. И так — пока Фрэнк не взберётся до высшей ступени карьерно-партийной лестницы.
Если вы знакомы с предыдущими выпусками Beholder, то всё вышеперечисленное должно быть вам до боли знакомо. Симулятором управдома была первая часть, а о карьеризме в Министерстве повествовала вторая. Третья же бессовестно копирует концепции предшественниц, не предлагая ни геймплейных новшеств, ни эмоциональных сюжетных ходов. Содержимое Behold 3 целиком сводится к цепочке заданий, которые нужно выполнить за отведённое время. Провал сюжетных поручений приведёт к безвременной кончине героя, а в остальных случаях — к несчастьям для других персонажей.
Для достижения целей Фрэнку приходится проникать в чужие квартиры и офисы: в этом грязном деле помогает мастер-ключ от вверенного ему дома и отмычки, услужливо продаваемые охранником Министерства. В «гостях» Фрэнк может спрятать камеры наблюдения, а также описать, украсть или подложить улики. Зафиксировав состав преступления при обыске или слежке через камеры, герой может настрочить донос, чтобы провинившегося арестовали. Или же применить полученные знания для вымогательства (настучать после этого уже не выйдет).
Что бы вы ни сделали, NPC не припомнят вам мерзких поступков: даже шантаж пройдёт без последствий
Диалоги, поиск улик и написание доносов — фактически все основные механики Beholder 3: какой-то рутинной работы в Министерстве, кроме бестолковой доставки писем, у Фрэнка нет. Герой Beholder 2, например, вместо подлянок коллегам и выполнения спорных поручений мог заработать репутацию честным трудом — здесь такой возможности нет. Каждое повышение разделяет линейная последовательность квестов, которые обеспечивают ровно столько репутации, сколько необходимо для перехода на следующий этаж бюрократии. От игрока тут зависит малое, знай да делай, что велят. А мотивации на это игра не даёт никакой: слишком уж она пустая по содержанию.
Beholder 3 не хватает менеджмента ресурсов: деньги и излишки репутации особо не на что тратить, а времени всегда вдоволь. Полицейский, поймавший Фрэнка на краже, сурово накажет его и конфискует имущество — никаких взяток. Не хватает тяжёлых решений и непредсказуемых последствий из первой части. Не хватает симпатичных персонажей, которым хотелось бы сопереживать и помогать. Не хватает юмора и ярких сценок из второй Beholder. Всё, чем запомнились произведения Warm Lamp Games, совершенно отсутствует в проекте Paintbucket Games.
Вместо жестокого избиения полицейские при аресте применяют электрошокер с неуместной комичной анимацией
Даже хуже. Позаимствовав старый сеттинг, новые разработчики решили рассказать в его рамках историю, которая не очень хорошо накладывается на правила вселенной. Здешняя антиутопия начинает разваливаться с первых же секунд. Дочь Фрэнка и соседка из четвёртой квартиры выглядят как заправские неформалы и слушают панк-музыку: в запредельно репрессивном государстве, запрещающем плакать и хранить сахар, это кажется максимально странным. Центральная линия сюжета как раз и посвящена тому, что дочь протагониста — открытая лесбиянка, преследуемая государством, а Фрэнк суматошно пытается ей как-то помочь. Эта история могла бы сработать, будь сеттинг не таким жестоким, а персонажи — более проработанными.
Непереводимая игра слов
Однако пустой геймплей и никудышный нарратив — это ещё цветочки. Beholder 3 сломана в буквальном смысле слова: в неё физически тяжело играть. Часто бывает непонятно, что нужно сделать для завершения квеста, — задачи описываются крайне размыто, поэтому приходится перебирать все возможные действия. Вот только брутфорса не всегда оказывается достаточно.
Последствия решений, принятых в квестах, моментально забываются. Так, предупредив товарища и дав ему сбежать, позднее я получил выговор за то, что якобы сдал его органам. И наоборот: раскопав ворох улик на девушку и отправив её за решётку, в финале квеста я был вынужден оправдать подозреваемую, после чего получил возмущённые обвинения во лжи (без каких-либо доказательств).
Русская локализация настолько плоха, что о ней стоит рассказать отдельно. Написание фамилий меняется даже в пределах одной фразы. Главного героя зовут не только Шварц — он ещё Скварц и даже Блэк. Персонаж по фамилии Силерс сперва меняет её на Зейлерс, а потом становится группировкой «Силеры». Когда речь идёт о музыкальном плеере «Лауфманн» (прямая отсылка к Walkman), локализация рассыпается дюжиной вариантов: то «бегун», то «бегущий человек», то «человек в бегах», то «человек на побегушках». Телефон звонит фразой «Кольцо… Кольцо… Кольцо…» или словом «зуб».
Иногда над качеством локализации можно посмеяться, однако плохой перевод нередко делает Beholder 3 практически неиграбельной — если только вы не владеете мастерским переводом с невыносимо машинного русского на английский и обратно. Так, необходимость обыскать кабинеты начальников превратилась в «поиск офисов»: поди пойми, что делать! А когда Фрэнку нужно раздобыть пластинку с рок-музыкой, игра велит «сделать запись на камне».
Технических проблем тоже непозволительно много. После диалога герой может рандомно встать и отказаться двигаться. Камера может бросить его и устремиться за гуляющим NPC. На одном из этажей министерства Фрэнк в принципе не захотел устанавливать видеокамеры — основное средство сбора улик. В итоге я не знаю, почему застрял на одном из квестов в конце сюжета: то ли я не понял, чего игра от меня хотела, то ли баг с камерами поставил крест на моём прохождении.
Разработчики словно понимали, насколько сырую версию игры они разослали прессе, и предусмотрительно вывели в низ экрана несмываемую надпись «Work in progress», которую вы можете видеть на каждом скриншоте. Авторы даже позволили игрокам читерить: поняв, что от кульминации меня отделяет сломанный квест, я решил посмотреть, что будет в развязке… Но не смог. Перепрыгнув при помощи читов чуть дальше, я получил пакет новых заданий — и вновь застрял, теперь точно из-за бага. Постучав в дверь для инициации сюжетно важного диалога, герой убегал на два этажа ниже, хватался за ручку другой двери и зависал. А когда я перехватил нужного NPC по пути домой, он проговорил дежурный диалог, но так и не продвинул вперёд квест. Повторные попытки ни к чему не привели. В итоге я так и не увидел концовку Beholder 3 — впрочем, игра не очень-то интриговала.
От Beholder 3 я ожидал новых жизненных историй, непростых решений и характерного восточногерманского колорита. Но в итоге она ничего не дала и ничего после себя не оставила — кроме наглядного пособия о том, как нельзя переводить игры на русский язык.
Beholder 3 неиграбельна. Если бы у неё и нашлись положительные качества, к ним пришлось бы продираться сквозь сломанные скрипты, фатальные баги и худшую локализацию со времён пиратских переводов двадцатилетней давности. И это при российском-то издателе!
- арт-дизайн первоисточника всё ещё смотрится прилично.
- тотальная вторичность
- скучные персонажи и сценарий в целом
- сломанная логика квестов
- фатальные баги
- ужасная локализация.
Во что : ключ предоставлен издателем.
На чём : РС.
Сколько : 11 часов.
Двойная боль
Переключиться на английскую локализацию, чтобы не страдать от русскоязычного перевода, — но найти ошибки и там.