Обзор Victoria 3. Прекрасная экономическая стратегия для любителей истории
Victoria 3 встречает игрока будто бы доброй приятельской улыбкой, словно старого знакомого или же человека, который вот-вот отправится в большое и захватывающее приключение. Впервые или вот уже в который раз прибывая на поезде в этот « Мир Дикого Запада », каждый сам определяет, насколько сложным будет его путь и куда он его приведёт.
Кем бы вы хотели быть? Безжалостным агрессором, готовым уничтожить всех на своём пути? Хитроумным управленцем, способным создать эффективную экономику? Колонизатором, проектирующим империю, над которой никогда не зайдёт солнце? Или тем, кто, плюнув на мир вокруг, сфокусируется только на своём клочке земли?..
Но не забывайте, что власть хрупка: создав свой райский уголок, вы можете привлечь ненужное внимание завистливых недоброжелателей. Да и кто сказал, что этот самый «рай» понравится всем вашим жителям? Кое-кто из политиков уже не боится высказывать своё недовольство, и в случае чего на улицы выйдут массы, готовые к решительным действиям…
Итак, рассказываем, каким получилось новое творение Paradox!
Стратегия предлагает несколько сценариев, которые помогут лучше познакомиться с игрой. Или же можно просто выбрать желаемую страну и делать то, что хочется!
Мир после Наполеона
1836 год. Наполеоновские войны давно позади, Европа кажется спокойной, а в обеих Америках и других частях света начинают возникать новые экономические центры, привлекающие внимание «гегемонов»-мастодонтов. Но лидерство стран вроде Великобритании или Пруссии далеко не так однозначно, как им бы хотелось. И внезапные проблемы или умелые действия неприятелей сразу же вызовут острейшие кризисы.
И тут на сцену выходит игрок, которому предстоит бросить вызов лучшим из лучших, сохранить место под солнцем, или, наблюдая, как само собой рушится старое, построить что-то совершенно неожиданное. И проследить, чтобы эта система, развивающаяся и расширяющаяся, прожила до 1936 года.
Знакомые со стратегиями шведских разработчиков уже знают, чего ждать от Victoria 3, и их не удивят ни интерфейс, ни предоставляемые игрой возможности. Мы должны следить за несколькими ключевыми показателями, которые в идеале всегда должны быть со знаком «плюс». Это, прежде всего, «бюрократия», «авторитет» и «влияние», о которых мы уже рассказывали в превью: они нужны, чтобы принимать новые институты, издавать указы, договариваться с другими странами и не только (к примеру, авторитет позволяет получать дополнительные доходы от продаж товаров на вашем рынке или поддерживать ту или иную политическую силу).
Но всё это лишь инструменты для достижения по-настоящему важных целей.
Новое — не всегда лучшее. Иногда реформы или новые способы производства приносят больше вреда, чем пользы.
Государство мечты или экономика?
Играя в исторические стратегии, будь то « Цивилизация » (особенно с определёнными сценариями), нефэнтезийные Total War или игры Paradox, мы всегда задаёмся вопросом «А что, если?..». В «Виктории» ты вполне можешь создать Швейцарию «от Лиссабона до Владивостока», Россию, контролирующую Африку от Египта до Кейптауна, или свободную Кубу, поработившую Северную Америку. Сложно, но далеко не невозможно!
А что, если создать по-настоящему прогрессивное общество, которое избежит ошибок, допущенных человечеством? Удастся ли избежать Первой мировой войны и не допустить подготовки ко Второй? Получится ли создать социальное государство с командной экономикой? Или открыть все рынки и сформировать максимально свободную (или даже анархически настроенную) страну, в которую будут стремиться жители даже более успешных регионов?..
Игрок в Victoria 3 может действовать так, как ему заблагорассудится, но он никогда не должен забывать о самом важном — экономике, альфе и омеге этой стратегии. Ваша страна может быть лучшей из лучших для простых людей, но какой в этом толк, если уже через год за неимением средств всё это обратится в пепел. Вы можете производить лучшие товары в рекордных объёмах, но если цены на них катастрофически низки, ваши вложения в экономику обернутся пустырями. А умелое вальсирование на международных рынках в случае конфликтов (даже без вашего участия) превратится во внутренний голод и хаос.
Также иногда будут происходить случайные события, где нам как правило дают выбор, даже если это выбор между плохим и очень плохим. Кто-то может умереть или станет фашистом, а в другом случае у видного политика появится замечательная черта характера. Кроме того, у игроков есть особые задания, которые помогают получить бонусы вроде роста товарооборота или эффективности производства. А при выполнении тех или иных условий мы сможем, например, образовать новое историческое государство.
Дефицит негативно сказывается на экономике страны, но в небольших количествах может быть очень даже полезным!
Чтобы избежать крайностей и локального армагеддона, с которым справится только революция (а её мы, если захотим, сможем возглавить), всегда важно действовать с умом и не торопиться принимать решения. Оцените спрос и предложения на конкретные товары, подумайте, какая цена будет выгодна и вам, как правителю, и владельцам предприятий, оцените международную ситуацию и решите, стоит ли импортировать то, что в дефиците, или экспортировать избытки… И если стоит, поощрять ли внешнюю торговлю, делая свою страну привлекательнее для других, или установить высокие пошлины, чтобы пополнить бюджет.
Товаров в Victoria 3 действительно много, и чем больше технологий вы изучаете, тем сложнее становится ваша экономическая система. Для производства товара А нужно иметь Б, В и Г, но В у вас в принципе не водится, а Б и Г вы покупаете, но не в самом большом объёме. Можно, к примеру, расширить свои порты, чтобы увеличить объём импорта, а также вложиться в железные дороги (спровоцировав рост спроса на двигатели, которых ни у кого нет!), а затем построить новые предприятия… Или же подумать об изменении модели производства, чтобы снизить его эффективность, но обеспечить большую прибыль?..
Подобные вопросы будут возникать у вас очень часто. К счастью, после нескольких часов игры вы поймёте, что здесь действительно важно и на что делать основной упор. Во многом играть в Victoria 3 — значит учиться на своих ошибках, подмечать возможности и постоянно открывать для себя что-то новое. Пусть даже спустя десятки часов игры.
Войны не нужны
Но, конечно, вам предстоит думать и о более интересных вещах, нежели цены на инструменты или избыток зерна. Отвлекаясь от таблиц и всевозможных окон (которых здесь довольно много, но к которым быстро привыкаешь), мы увидим очень симпатичный внутриигровой мир с горами и лесами, дорогами и поездами, автомобилями и кораблями, растущими городами и революционными площадями… Мир, который реагирует на ваши действия.
Отдалившись от родных полян и лугов, мы переносимся на глобальную карту, где благодаря линзам можем видеть дипломатические отношения или таможенные союзы. Или же просто положение стран: одни расширяются, другие дробятся из-за революций, а третьи словно замерли во времени, предпочитая качественный рост.
И всё же почти всегда мы будем наблюдать войны, которые в Victoria 3 получились далеко не самым важным, но всё же интересным элементом, отвлекающим от циферок (хотя и сами по себе войны, разумеется, очень сильно влияют на экономику).
Колонизация, которой занималась Аргентина, вызвала недовольство местного населения. Пришлось помогать и открывать второй фронт.
Войны с участием вашей страны в Victoria 3 могут начинаться несколькими способами: вы можете запустить дипломатическую игру, требуя от другого государства, к примеру, территорию, открытия рынков и т.п. В таком случае на вашу конфронтацию обратят внимание страны, которые имеют в вашем регионе свои интересы, и каждая из них может поддержать одну из сторон конфликта. Вы можете пообещать им что-то, чтобы они поддержали вас, и тогда грядущая война, если соперник не желает уступать, станет ещё масштабнее.
Аналогично игрок может оказаться втянутым в конфликт (не считая нападения непосредственно на него или его союзника), если у него есть интерес в регионе, где происходит дипломатическая игра. То есть вы, играя за Бразилию, но имея интерес в Европе, легко сможете стать частью конфликта между Испанией и Францией, сражаясь за того, за кого хотите — и если хотите. Требовать от вас обязательного участия в войне никто не будет.
Но в конечном итоге шансы Первой мировой всё увеличиваются и увеличиваются: с ростом престижа и размера своей страны мы увеличиваем число интересующих нас регионов. А значит рано или поздно мы столкнёмся со странами, у которых там есть свои интересы… иногда они совпадают с нашими, иногда нет. И тогда начинается большая заварушка со сражениями буквально на каждом континенте: мы нанимаем генералов со своими способностями, влияющими на сражения, мобилизуем войска и отправляем их на тот или иной фронт, чтобы они держали позицию или атаковали. А делать это также предстоит с умом, находя стратегические возможности ослабить вражескую армию.
Порой ты думаешь: баг или фича?
Впрочем, если это не оборонительная война, в Victoria 3 можно и вовсе не сражаться. Зачем проливать кровь в мире, где и без того много проблем? Зачем отдаляться от желаемого стабильного роста (роста населения, экономики, счастья и уровня жизни) ради опустошения и сомнительного будущего? Стратегия совсем не об этом.
Разработчики действительно создали игру о движении к идеальному обществу, полному образованных, довольных и счастливых людей. Да, здесь можно объединить обе Америки под флагом Чили или Евразию под флагом Франкфурта… Но пусть лучше это будет флаг нашего доблестного таможенного союза, где в Португалии имеют такой же доступ к благам цивилизации, как и в Корее.
И немного о багах: в раннней версии игры не было найдено критических ошибок, из-за которых стратегия завершала работу. И всё же ошибки есть. Например, нельзя было продолжить играть на русском языке после повторного запуска Victoria 3. Проблема решается после удаления некоторых файлов игры. Впрочем, судя по всему, эта проблема встречается далеко не часто.
Уже сейчас, к релизу, Victoria 3 и выглядит, и играется так хорошо, что редко встречающиеся ошибки не портят впечатления от исторической стратегии. Даже после долгих часов в мире «Виктории» ты продолжаешь удивляться и получать удовольствие. И есть все основания верить, что со временем игра станет только лучше!
- Хорошо проработанная экономика
- Визуальный ряд и музыка
- Стратегия очень дружелюбна к игрокам
- Невероятная глубина
- Интересно играть за каждую новую страну
- Не устаёшь играть даже после десятков часов.
- Со временем устаёшь от экономики
- Ошибки
- Хотелось бы больше стран для начальной игры.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC.
Сколько: 60 часов.
Лучше, чем в Европе!
Играя за африканскую страну, добиться уровня жизни лучше, чем в Австрии или Франции.