Обзор The Callisto Protocol. Совсем не мёртвый космос
Первые обзоры The Callisto Protocol заставляли задуматься, а когда игру смогли оценить простые геймеры, произошла катастрофа. Как минимум на PC, где рейтинг The Callisto Protocol очень быстро опустился ниже 30%, а акции издателя игры Krafton сразу начали падать. Хоррор, который обещали игрокам, оказался кошмаром для самих разработчиков.
Поиграв в The Callisto Protocol, своими впечатлениями от игры делимся и мы.
Кошмарный хоррор
Если услышать слова « кровавый фантастический хоррор », можно представить себе самое невероятное. И после анонса The Callisto Protocol мы ждали и верили, что нас ждёт если не что-то прорывное, то как минимум что-то очень достойное — как-никак игра создателя Dead Space! А получили мы…
Что ж, прежде всего, The Callisto Protocol — это не хоррор. Да, игра создаёт определённую атмосферу, и поначалу, когда ты не знаешь, чего ждать, эта атмосфера вызывает нужные эмоции: ты стараешься идти медленнее, смотреть по сторонам, рассматривать окружение… Но уже через пару часов игрок понимает, что его ждёт и может ждать, и с этого момента ему больше не страшно. Иногда интересно, иногда скучно, но точно не страшно.
Вот лаборатория — как и другие лаборатории, но с кровью и трупами. Вот подземелье — как и другие подземелья, но с кровью и трупами. Вот труба, по которой можно пролезть… Поначалу ты можешь ожидать, что за поворотом притаилось что-то опасное, но и это ожидание — что игра точно тебя напугает — вскоре проходит.
Робот заметит тебя, если ты сделаешь глупейшую ошибку или захочешь, чтобы тебя заметили.
Также создатели The Callisto Protocol не брезгуют скримерами. Да, поначалу тебя могут шокировать те или иные сцены. Но через некоторое время скример будет сопровождаться лишь твоим усталым словом или мыслью «опять». Страх уже давно уступил своё место другим чувствам.
Хороший хоррор может напугать и врагами: например, жуткими тварями, которые сделают с героем что-то ужасное, а если попробовать дать им отпор, отрезать конечности или отстрелить голову — станут ещё кошмарнее. Что ж, в чем-то здесь The Callisto Protocol пугает, но враги тут скорее мерзкие, чем страшные. Хотя поначалу стычка даже с одним неприятелем может доставить небольшие проблемы. Но лишь поначалу. И исключительно небольшие.
Если же на тебя набросятся сразу двое, а то и трое врагов, шансы на кровавую смерть героя заметно вырастут. А всевозможные способы умереть здесь показаны с должной жестокостью: в одном случае тебе оторвут руку, в другом — разобьют голову, в третьем — просто оторвут её… Смотреть на всё это интересно, пока не дойдёшь до босса или сложного момента, когда будешь умирать раз за разом. И тратить кучу времени на просмотр одних и тех же сцен.
При этом самих врагов здесь немного, и ты быстро понимаешь, как с ними справляться. Тот плюётся издалека, так что надо сокращать дистанцию, этого здоровяка лучше сразу «скинуть за борт», а этот слепой монстр не обидится, если ты избавишься от него по стелсу.
Не самый худший способ умереть в The Callisto Protocol.
Фантастическая обыденность
Действие The Callisto Protocol разворачивается через 300 лет, и не абы где, а на спутнике Юпитера, где построили тюрьму « Чёрная жесть ». И выбраться отсюда просто так не удастся: на «улицу» не выйдешь — моментально окоченеешь, быстро задохнёшься или чего похуже, а посчастливится добраться до транспорта — наверняка собьют ракетой.
Но при всём при том, хотя в мире 2300+ годов можно было бы придумать массу интересного, показанное в The Callisto Protocol мало чем отличается от нашей действительности. Тюрьма при всей её технологичности дышит на ладан и грозит развалиться от одного чиха, бродячие роботы, патрулирующие местность, сделаны, видимо, из бронзы, — да и их почти не используют (аналоги в столь же небольшом количестве создают и сейчас). А космические корабли, на которых кто-то прибывает на Каллисто или улетает отсюда куда подальше, в обычном мире заменяют пассажирские или грузовые автомобили, которые и сейчас, если кто-то без согласования перемещается вблизи особо охраняемого тюремного комплекса, привлекут внимание охранников. Единственная «фантастическая» вещь в The Callisto Protocol, по сути, — это место действия.
В конечном счёте понимаешь, что The Callisto Protocol не является ни хоррором, ни хоть сколько-то выдающимся фантастическим произведением. Всё, что произошло и произойдёт на Каллисто, с лёгкостью могло произойти и в условном Раккун-Сити. А на месте главного героя мог оказаться и кто-то другой — тот, кто, обладая недюжинной силой и каплей ловкости, делает то, что ему говорят, и поступает так, как поступил бы любой другой здравомыслящий человек.
Впрочем, справедливости ради, к второстепенным персонажам ты в определённой степени привязываешься — в том числе благодаря актёрской работе.
Хотелось бы, чтобы так и было.
Война и мир
Но, может быть, The Callisto Protocol может привлечь игроков геймплеем? Что ж, несмотря на общую вторичность, в целом он увлекает.
В игре нас ожидают как мирные этапы, так и сражения. В первом случае (когда, например, рядом с вами идёт напарник, который указывает путь) вам предстоит просто куда-то спокойно идти, порой нажимая на кнопку взаимодействия с окружающими объектами. При этом даже если рядом с вами никого нет, не стоит бояться, что вы заблудитесь: The Callisto Protocol представляет собой линейное приключение, которое вызывает в памяти мысли о недавней Evil West. Почти всегда вы будете видеть указатели или стрелочки (даже если это линейный коридор, разработчики будут напоминать, что идти надо прямо). Но иногда можно выйти на развилку, и тогда, если пойти налево, а не направо, можно найти полезный лут. Чтобы потом выйти на основную тропу, на путь стрелочек и линейных коридоров.
К слову о луте и всём том, что можно найти в мире The Callisto Protocol. Чаще всего мы будем сражаться в ближнем бою (о нём чуть ниже), но иногда без пистолетов или другого огнестрела (которого довольно мало) не обойтись. Соответственно, нам предстоит подбирать боеприпасы, искать здоровье и кредиты, за которые мы сможем улучшать свою экипировку, а также дорогие предметы, которые можно выгодно обменять на кредиты. И, конечно же, нас ждут чертежи для новых пушек. При этом инвентарь у героя очень ограничен: большую часть игры у вас не будет места для всего того, что вам пригодится. И придётся выбирать, что выкидывать: патроны, аптечку или батарею для перчатки…
Последняя, пусть и не обладает функционалом перчатки героя Atomic Heart , оказывается довольно полезной: с её помощью можно притягивать и бросаться предметами или врагами. К примеру, плюющегося в вас издалека монстра через секунду можно поместить прямо перед героем, после чего атаковать его в ближнем бою. А кого-то можно выбросить подальше: огромные вентиляторы и колья в стене справятся с ним быстро и эффективно. На этом с перчаткой всё. Даже жалко, что разработчики не придумали для неё чего-то большего.
Также мы будем находить аудиозаписи — сообщения различных персонажей, которые лучше раскрывают историю.
Итак, надев перчатку, вооружившись дубинкой и огнестрелом, мы отправляемся расправляться с монстрами. И здесь можно понять и тех, кто считает сражения слишком простыми, и тех, кто считает их довольно сложными. С одной стороны, если перед вами один противник, его уничтожение потребует нажатия двух, максимум трёх кнопок: для уворота влево (иногда и вправо) и атаки. Впрочем, чтобы быстрее победить врага, можно использовать и дальнобойное оружие. С другой стороны, если врагов два и больше, потребуется определённое умение: позволив монстрам напасть одновременно, жди беды. Необходимо подключать перчатку и сразу же выкидывать их куда подальше (и желательно навсегда).
Удивительно, но боссы в The Callisto Protocol кажутся куда проще, чем ситуации с несколькими противниками, поскольку сражаемся с ними мы почти всегда один на один. А значит с ними работают две простые тактики: «уворачивайся и бей» или «убегай и стреляй», если босс не позволяет атаковать его вблизи. И в итоге игра представляет собой перемещение по локациям, где на смену одним типам врагов приходят другие, а на смену экшену (достаточно жестокому, но однообразному) приходит скучный стелс, на смену которому вновь приходит экшен…
Когда ты понимаешь, чего ждать в ближайшие пару минут.
Описывая впечатления от The Callisto Protocol, мы ни разу не затрагивали техническую сторону игры. До первого патча на PC впечатления от неё были очень не очень: постоянные зависания и просадки FPS, а также подлинный страх, когда всё звучит отлично, враги приближаются, а на экране — лишь пара кадров в секунду. После обновления всё стало заметно лучше, и тем обиднее, что на релизе The Callisto Protocol предстала в том виде, в котором предстала.
Если бы разработчики и издатель не торопились и спокойно выпустили игру через месяц-другой, это позволило бы избежать столь массовой критики — как минимум на PC. Да, это не лишило бы The Callisto Protocol её основных проблем, но позволило бы узнать историю Джейкоба и его товарищей по несчастью, не отвлекаясь на столь обидные огрехи. К счастью, свежие патчи улучшили ситуацию.
Надеюсь, что готовящийся ремейк Dead Space будет лучше.
The Callisto Protocol оказалась не той игрой, о которой говорили разработчики и которую ждали игроки. Хочется верить, что студия Striking Distance извлечёт уроки из ошибок и в будущем предложит куда более захватывающие проекты. Но пока что мы получили лишь игру, которую никак нельзя назвать идеальной и, увы, даже хорошей.
- Расчленёнка и жестокость
- Атмосфера
- Музыка и звуки
- Второстепенные персонажи.
- Это совсем не хоррор
- Вторичность и истории, и геймплея
- Несбалансированные сражения
- Нераскрытый потенциал
- Оптимизация.
Как: игра куплена автором.
На чем: PC.
Сколько: около 11 часов.
«Бей всех!»
Бить ногой по каждому телу, которое встретишь на своём пути — на всякий случай!