Сеть без сетевой карты
В прошлом номере “Игромании” мы рассказали, как наладить связь между двумя компьютерами с помощью сетевого соединения — LAN. Но объединить два ПК можно не только с помощью сетевых карт, но и через серийный разъем, USB- и инфракрасные порты. Причем наладить такой коннект значительно проще — не придется разбираться с терминаторами, концентраторами и совместимостью карточек… Достаточно воткнуть в соответствующие разъемы кабель, изменить несколько настроек Windows, установить драйвера — и можно играть или перекачивать файлы с одной машины на другую. К сожалению, будь USB-соединение и связь через серийный разъем так уж хороши, никто бы не заморачивался с установкой LAN. Давайте разберемся в плюсах и минусах подобных — достаточно нетрадиционных — соединений. В каких случаях они подходят для того, чтобы играть в компьютерные игры и обмениваться файлами, а в каких лучше купить пару сетевых карточек?
Прямое кабельное соединение **
Самый простой и самый “древний” способ соединить два компьютера вместе — через серийный (параллельный) кабель. Его еще иногда называют нуль-модемом. Основной недостаток параллельного коннекта — низкая скорость, которая редко превышает 400 кбит/с. Этого достаточно, чтобы перекачивать с компьютера на компьютер небольшие файлы и играть в нетребовательные к коннекту игры. Например, первыйQuakeчерез нуль-модем идет без видимых тормозов.Starcraftна картах для двух-трех игроков тоже бегает довольно шустро, но пытаться играть, скажем, вCounter-StrikeилиUnreal Tournament** уже не стоит — пинг (характеристика качества связи: чем меньше пинг, тем лучше связь) будет слишком велик.
Чтобы объединить две машины, ничего, кроме самого нуль-модема (провода с двумя 25-пиновыми разъемами) стоимостью один-два доллара, не нужно: все программное обеспечение есть в стандартной поставке Windows. После подключения кабеля запустите на обоих компьютерах программу " Прямое соединение ПК " через Пуск/Программы/Стандартные/Связь или через мастер установки сетевого подключения в Windows 2000/XP. Если вы в свое время делали выборочную инсталляцию Windows и не включили соответствующий компонент в список установки, то инсталлируйте утилиту через Панель управления/Установка и удаление программ/Установка Windows/Соединения. Прежде чем запустить программу, надо обозначить, будет данный компьютер сервером в сети или клиентом. Все файлы, расположенные на сервере, будут свободно доступны для компьютера-клиента — но не наоборот. Чтобы с сервера можно было свободно перемещаться по дискам компьютера-клиента и играть в игры, нужно установить на клиенте Службу доступа к файлам и принтерам сети Microsoft. Соединение через USB
USB-порт значительно быстрее параллельного — 12 Мбайт/с вместо 200-300 кбайт/с. Но за такую прибавку в скорости придется платить. Просто взять USB-кабель и наладить соединение между двумя компьютерами не получится. Придется покупать специальное устройство — USB-Kit. Прибор состоит из кабеля, в середине которого находится небольшая коробочка с регулирующей электроникой; через него можно соединить 3-5 машин. Драйвера идут в комплекте. Все бы хорошо, только стоит такой приборчик от пятидесяти до ста убитых енотов. Чтобы наладить соединение, необходимо вставить кабель в любой из USB-портов на обоих компьютерах и запустить программу установки с дискеты или компакта. Большинство USB-наборов поддерживают основные сетевые протоколы (IPX/SPX, NetBEUI, TCP/IP). Драйверы налаживают коннект так, что USB-соединение становится для компьютера обычной локальной сетью. А это значит, что теоретически можно играть во все игры, поддерживающие перечисленные выше протоколы. На практике же некоторые игры с плохо отлаженным сетевым кодом и “летающие” на LAN все равно будут подтормаживать. Но основные мультиплеерные хиты — UT, Quake, СS, Warcraft — идут без видимых тормозов, если только вы не играете на огромных картах с десятком компьютерных противников.
Еще один важный момент. Чтобы поддерживать высокую скорость, лучше отключить от компьютера все USB-устройства кроме USB-Kit, иначе лаг неизбежен. Есть у USB-соединения и еще один серьезный минус. “Официальная” скорость коннекта — 12 Мбит/с — в реальности практически недостижима. Информация передается со скоростью около 4-6 Мбит/с. Таким образом, файл размером, допустим, 30 Мбайт перекачивается с компьютера на компьютер около минуты. А в 100-мегабитной сети такой объем данных передается по кабелю всего за 5-6 с. За те же деньги, за которые можно наладить качественную 100-мегабитную LAN, мы получаем лишь некое подобие 10-мегабитной сети с возможностью подключения не более трех-четырех машин. Получается, что по сравнению с LAN у USB только один плюс — простота подключения. Никакой многочасовой сборки и настройки, настоящий Plug&Play. Многие вспомнят, что существует еще и USB 2.0. Скорость передачи до 480 Мбит/с побьет любую LAN, но… Во-первых, не все компьютеры оборудованы USB 2.0 интерфейсом. Во-вторых, подобные USB-Kits стоят не менее двухсот долларов. Соединение через ИК-порт и Bluetooth
Вот уже несколько лет ноутбуки, PDA и мобильные телефоны оборудуются инфракрасными портами (ИК). В компьютерных магазинах можно найти инфракрасные порты и для обычных ПК. Подобные устройства позволяют осуществлять беспроводной обмен данными между двумя компьютерами. Скорость — приблизительно равна скорости передачи данных через параллельный порт, а в Windows 98, Me и 2000 даже встроена поддержка стандарта IrDA (протокол передачи информации через инфракрасный порт) для передачи данных через ИК. К сожалению, нормально обмениваться файлами и играть через ИК на данном этапе развития технологии проблематично. Чтобы организовать ИК-коннект, необходимо расположить устройства на расстоянии метра-полутора.
Между ними не должно быть никаких препятствий (даже лист бумаги может нарушить связь). В подобных условиях всегда проще соединить компьютеры дешевым нуль-модемом, а не покупать дорогостоящее ИК-оборудование. Пожалуй, единственный случай, когда ИК-порт для персоналки все же стоит приобрести, — если вы жить не можете без новых игр и мелодий в своем мобильном телефоне. Иного способа быстро перекачать информацию с компьютера на мобильник пока не существует. Зная все недостатки IrDA протокола, производители мобильных телефонов (в первую очередь Ericsson ) разработали технологию Bluetooth , которая позволяет осуществлять беспроводную передачу данных на расстояние до 10 м. В отличие от IrDA, Bluetooth не требует, чтобы между компьютерами не было никаких преград, а максимальная скорость передачи данных составляет около 721 кбит/с. В ближайшем будущем разработчики должны наладить поддержку Bluetooth и для персональных компьютеров, но пока подобных устройств в продаже замечено не было. Ответы на часто задаваемые вопросы Несмотря на то, что настроить коннект через нуль-модем или USB-соединение значительно проще, чем через LAN, существует ряд проблем, с которыми обычно сталкиваются начинающие пользователи. Давайте разберемся, как их решить. Вопрос (В): При соединении через нуль-модем большинство современных экшенов начинают сильно тормозить. Что делать? Ответ (О): Действительно, как уже было сказано, пропускной способности нуль-модема не хватает для того, чтобы можно было комфортно играть в современные экшены на больших картах с ботами. Но ведь через серийный порт вы обычно соединяете только две машины, чтобы рубиться с одним приятелем. Боты же и большие пространства уровня значительно увеличивают нагрузку на канал связи. Играйте на небольших дуэльных картах без ботов, и тормоза почти не будут заметны. Например, в первый Quake через протокол TCP/IP можно свободно играть даже на достаточно просторных картах и с ботами. Можно также играть во все части “Героев”, включая HoMM IV. После каждого хода информация синхронизируется. Больше всего повезло любителям многопользовательских головоломок и карточных игр — им обеспечена самая комфортная игра. Но настоящим игроманам и игроманкам придется все же обзавестись полновесной локальной сетью.
В: При связи через протокол TCP/IP на клиенте нужно ввести IP-адрес сервера. Как его определить? О: Для этого существуют специальные утилиты — Winipcfg в Win9x и Ipconfig в Win2k/XP. Зайдите в Пуск/Программы/Сеанс MS-DOS и введите команду ipconfig /all. В: При запуске игры на компьютерах, соединенных через нуль-модем, доступ к ресурсам имеет только ведущий компьютер. Но чтобы играть, нужен обоюдный доступ. Как этого добиться? О: Нужно установить на ведомом компьютере Службу доступа к файлам и принтерам сетей Microsoft. Для этого сначала открываем свойства сети ( Панель управления/Сеть ), нажимаем кнопочку Добавить / Службу / Службу доступа к файлам и принтерам сетей Microsoft. После данных операций ставим галочку в поле определения общего доступа к ресурсам ведущего компьютера. Все, можно играть.
Давайте подведем итоги и окончательно разберемся, какие из соединений подходят для соединения компьютеров, а какие лучше не использовать. Серийный разъем дешев и идеально подходит для игры на двух компьютерах в игры, нетребовательные к скорости коннекта. Также через нуль-модем можно передавать с одного компа на другой небольшие файлы. К сожалению, для постоянной перекачки большого объема информации и для игры в мультиплеерные экшены и стратегии на больших картах нуль-модем не подходит. **
**
USB-соединение несколько уступает в скорости LAN, с его помощью можно объединить не более трех-четырех машин, зато можно перекачивать большие объемы информации и играть практически в любые компьютерные игры без лага. Основной недостаток — цена: за комплект оборудования придется раскошелиться почти на сто долларов. Для соединения же компьютеров по USB 2.0 интерфейсу (скорость 480 Мбит/с, что выше, чем у LAN) кошелек нужно облегчить на целых двести убитых енотов. Инфракрасный порт совсем не подходит для объединения компьютеров, его можно с успехом заменить простым нуль-модемом. Связь будет лучше, а обойдется во много раз дешевле. Но вот для соединения персонального компьютера и мобильника ИК-порт подходит как нельзя лучше.