Делимся впечатлениями от ролевого детектива Pentiment
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Прочитав хвалебные обзоры Pentiment , которая получила немало «девяток» и «десяток», я переборол скептицизм и решил узнать, чем ролевой детектив так впечатлил критиков и простых игроков. Как-никак сейчас у игры более 95% положительных отзывов в Steam!
Основным препятствием для русскоязычной аудитории Pentiment станет отсутствие локализации: увы, игра Obsidian доступна в основном на западно- и центральноевропейских языках, а также на польском. Но, вооружившись английским и на всякий случай открыв онлайн-переводчик, ты запускаешь игру… удивляешься… погружаешься с головой… и не можешь оторваться от неё на протяжении 20 часов.
Добро пожаловать в Баварию!
Представьте, что Вас ждёт путешествие в место, пропитанное многовековой историей. Путешествие, к тому же сулящее выгоду и обещающее знакомство с самыми разными людьми. Которые могут и не говорить на знакомом Вам языке, но почти всегда готовые с радостью рассказать о себе, поделившись своими мыслями о том о сём, и сделать Вашу жизнь чуточку интереснее.
Примерно в таком положении, чужаком в небольшом баварском городке Тассинг, мы находим главного героя Pentiment. Художник Андреас Малер выполняет заказ для аббатства неподалёку, разбираясь в себе и встречая новых людей. Самых простых и имеющих далеко не очевидные цели. Время идёт, работа спорится, и в целом в городке, не лишённом внутренних конфликтов, к Андреасу настроены очень дружелюбно. Как вдруг однажды покой Тассинга нарушает нежданный важный гость, моментально привлекающий всеобщее внимание.
Кажется, куда бы он ни пошёл, везде найдётся тот или та, кто либо взглянет на него грозным взглядом, либо обругает, а то и ввяжется в прямой конфликт. И в любом случае замыслит что-то недоброе. Надо ли удивляться, что со столь видным в негативном смысле человеком вскоре произойдёт что-то крайне скверное? Именно с этого самого скверного, таинственного убийства с несколькими подозреваемыми, и начнётся игра.
«Что бы мне ответить?..»
Шерлок поневоле
Главный герой, желая спасти друга, оказывается втянутым в расследование, стараясь установить, кто и почему мог убить жертву. А затем доказать вину подозреваемого… и жить с последствиями своих решений.
К счастью, мы играем не за болвана, неспособного смотреть по сторонам и подмечать детали. Андреас Малер путешествовал по Европе, будучи трудоголиком, любителем книг, знатоком бизнеса или просто ценителем хороших развлечений. Конечно же, не всё сразу: в самом начале Pentiment мы выбираем и лингвистические умения героя, и черты его характера, открывающие те или иные возможности, недоступные при другом прохождении.
Определяем мы и то, чему обучался Малер, будь то, например, логика или риторика, законы Священной Римской империи, медицина или теология. Все эти навыки помогут нам докопаться до истины и узнать, что же произошло в Тассинге на самом деле.
В самом начале игры нам предстоит выбрать прошлое нашего героя.
Происходить наше расследование будет самым традиционным образом: мы бродим по относительно небольшому миру (городок, мельница на холме, лес со старой римской шахтой и аббатство), собираем улики и общаемся с местными жителями. Не видели ли они чего-то подозрительного, не слышали ли чего? А может быть, собеседник Малера и есть тот самый убийца?..
Времени у героя довольно мало, но на самом деле при желании игрок сможет многократно не спеша обследовать городок и окрестности в любое время суток, иногда заходя в гости и напрашиваясь на трапезу. Потому что мало ли что расскажет этот подозрительный тип или его жена! А в свободное от еды время мы можем заняться как слежкой за подозреваемыми, так и общением со свидетелями. Всё это требует времени, но его будет хватать на то, чтобы определиться с решением, найти наиболее вероятного преступника и собрать доказательства его вины.
Простые слова, серьёзные последствия
Но не стоит забывать, что Андреас Малер прежде всего — простой человек, пусть и умнее большинства местных жителей. И всё же он только рад познакомиться со здешними красавицами, обсудить слухи, провести время с друзьями и хоть как-то кому-то помочь. Если, конечно, того захочет игрок. Будучи дружелюбным, вы сближаетесь с персонажами Pentiment. И по ходу игры многие из них станут словно родными, и их личные истории наверняка заставят расчувствоваться.
Порой при общении мы будем выбирать те или иные реплики, решая, в каком направлении пойдёт беседа. Но иногда наши ответы повлияют на то, что отложится у собеседника в памяти — что-то вроде « он это запомнит ». Не всегда очевидно, когда именно это произойдёт и когда это пригодится, но рано или поздно персонаж сможет оказать Андреасу услугу или ответить на интересующий вопрос — и если в прошлом ваша с ним беседа сложилась удачно, NPC сделает то, что хочет герой. Происходить это будет нечасто, и каждый раз в случае успеха мы испытываем радость: « да, не зря я тогда сказал вот это!..»
Впрочем, правильнее было бы отметить « написал ». Потому что в Pentiment нет речи — есть лишь текст. Море текста, написанного тем или иным шрифтом: у крестьян он один, у благородных людей другой, а у священников третий… Порой, когда кто-то упоминает важное для истории лицо или место, мы можем узнать о нём подробнее. А некоторые слова — те, на которые делается акцент — могут выделяться, например, синим цветом.
Играть в Pentiment даже без ожидаемой русской локализации текста не так уж и сложно, как может показаться изначально. Конечно, к стилю (а иногда и безумию) игры нужно привыкнуть — поначалу она может вызвать непонимание и даже отторжение. Но со временем, даже не понимая все нюансы, начинаешь получать огромное удовольствие и принимать осмысленные решения, которые точно приведут к тем или иным последствиям. Не всегда предсказуемым, но всегда понятным.
Пожалуй, зима — это лучшее время года для игры в Pentiment. Кажется, что именно сейчас возможно лучшее погружение в происходящее. Но, единожды узнав историю Андреаса Малера и небольшого европейского городка близ аббатства на английском языке, хочется оценить вариативность, перепройдя Pentiment уже на русском.
Что будет, если я обвиню не этого, а того? Что произойдёт в городе и аббатстве? Останется ли мне верным другом тот, что сейчас так поддерживал меня на моём пути? И будет ли конец таким же трогательным, в чём-то трагичным и определённо вдохновляющим? Надеюсь, мы узнаем это уже в скором времени.
Ну а пока что, после первого прохождения Pentiment, остаётся только тихий восторг.