Обзор Star Wars Jedi: Survivor. Выжить любой ценой
Первые оценки Star Wars Jedi: Survivor приятно радовали. Критики оценили игру примерно на уровне « Павшего Ордена», отмечая, что разработчики улучшили все его основные элементы. Кто-то уже тогда жаловался на технические огрехи новинки, но голоса недовольных поначалу были не особо слышны на общем фоне. Ведь в целом игра удалась! Не зря ждали и делали предзаказы!..
Впрочем, как оказалось, у игры всё же серьёзные проблемы. И не только с FPS. И не только на PC. Так что разработчики ещё до выхода Survivor пообещали оперативно обновлять и улучшать приключение. В том числе патчем первого дня. Не помогло. Пришлось извиняться и быстро выпускать фиксы. Но отзывы игроков в том же Steam до сих пор отнюдь не хорошие, а на Metacritic и того ниже.
Многим любителям «Звёздных войн» и Fallen Order, так ждавшим «Выжившего», нанесли удар прямо в сердце. И всё же, проведя в далёкой-далёкой галактике три десятка часов, надо сказать: Respawn не перешла на Тёмную сторону Силы. Хотя временами казалось, что надежды нет…
Новая надежда
С момента завершения Star Wars Jedi: Fallen Order прошло несколько лет. Герои, собравшиеся к финалу первой части на борту «Богомола», уже не вместе и живут на разных планетах. А космическим кораблём теперь управляет сам Кэл Кестис. Компанию ему составляет любознательный дроид-дружище BD-1 — яркий, эмоциональный и такой человечный. А в операциях против Империи герою помогает команда бойцов-диверсантов.
Новая игра начинается как раз с одного из таких заданий — и сразу на Корусанте, в столице Империи. Впрочем, несмотря на значимость места, основное действие будет разворачиваться совсем на других планетах. Ну а пока, на Корусанте, всё снова идёт не по плану, и по итогу Кэл, потрёпанный, злой и жаждущий новых битв, должен найти безопасное место, чтобы собраться с силами…
Кэл теперь знаменитость. А с девушкой слева мы познакомимся чуть позже.
Здесь, на планете Кобо, герой находит не просто тихую гавань, но путь чуть ли не к Земле Обетованной. Куда не добраться Империи. И где можно создать дом для страждущих и настоящий плацдарм для новых наступлений на угнетателей галактики. Осталось лишь убедиться, что космическое путешествие к этому легендарному месту (смертельно опасное и требующее от пилотов невероятной сноровки!) в принципе возможно.
Но у Кэла уже появилась новая надежда на лучшее. Новая цель. А значит впереди — новые приключения, поиски секретов и, конечно же, сражения как с рейдерами, так и с всевозможной живностью и силами Империи. И далеко не факт, что юный джедай сохранит самообладание и не станет использовать Тёмную сторону Силы. Которая бывает настолько притягательной и эффективной, когда вокруг тебя столько врагов…
Как и в первой части, мир Star Wars Jedi: Survivor порой невероятно поражает. Столько деталей, такие пейзажи, восходы и закаты, поселения, какая-то живность… А вдалеке мигает огонёк, словно зовёт поскорее исследовать округу и разгадать ещё одну тайну! И когда ты поднимаешься на какую-нибудь вершину или смотришь снизу вверх на эту красоту, думаешь: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Потому что это действительно так.
Впрочем, настоящий простор мы увидим лишь на двух планетах: уже упомянутой Кобо и пустынной Джеде. С последней всё в целом ясно: много песка, скрывающиеся под песком и бродящие по нему твари, патрули имперцев… И пара очень важных для повстанцев мест. Но Кобо выглядит куда масштабнее и разнообразнее. Именно здесь, на земле и в катакомбах, на горах и в «тайных комнатах» для джедаев, в основном поселении и среди старых руин, мы проведём большую часть времени. Особенно если порой отвлекаться от основных заданий и выполнять побочные миссии.
Остальные же планеты (всего их шесть штук) представлены сравнительно небольшими локациями, предназначенными для одной-двух миссий и последующего изучения по желанию. Жалко, что разработчики сфокусировались именно на Кобо как ключевом месте действия. Можно только представить, каким мог бы получиться тот же Корусант с рядом побочных заданий! Вот бы сделать и так большую Кобо чуть поменьше, а другие планеты побольше…
К счастью, разработчики прислушались к игрокам и реализовали систему быстрого перемещения! Теперь не нужно бежать и бежать до пункта назначения, если ты там уже бывал и когда-то открыл место для медитации поблизости от него. Так что здешний «телепорт» побуждает нас просто искать эти круги на земле и активировать их, чтобы использовать в дальнейшем. Будь быстрое перемещение недоступным, игра растянулась бы ещё на несколько не самых приятных часов.
Но чем точно прекрасна вселенная «Звёздных войн», так это тем, насколько внутренне разнообразными можно сделать её миры. Наполнив их массой ярких персонажей со своей историей, необычными растениями, опасными монстрами, дружелюбными животными… Пару-тройку из которых можно приручить и использовать в своих целях: «птицы» доставят вас по воздуху, эта зверюшка хорошо прыгает, а другая незаменима в пустыне. Чтобы подружиться с этими существами, нужно воспользоваться Силой. Схожим образом можно повлиять и на разум противников, вынудив их сделать то, что нужно вам. Или, например, сражаться на вашей стороне.
Если же говорить о важных для истории персонажах, то, помимо основных и уже знакомых, мы встретимся, например, с наёмником Боудом. Этакой смесью Хана Соло и Бобы Фетта с бластером и джетпаком. Делающим всё, чтобы обеспечить мир и спокойную жизнь своей маленькой дочери. Разработчики показали способного человека с понятной мотивацией. И тем интереснее смотреть на развитие их дружбы с Кэлом. Но определённые моменты истории Боуда и его дочери не могут не вызывать вопросы.
Боуд стал одним из двух персонажей, которые будут напарниками Кэла в отдельных миссиях. Помогать герою расправляться с врагами и проходить дальше по сюжету сможет и Сестра ночи Меррин. В отличие от Боуда, она больше полагается не на оружие и технологии, а на магию. В частности, на телепортацию. И путешествовать в её компании действительно куда веселее.
Впрочем, и Боуд, и Меррин помогают не столько тем, что как-то позволяют герою пройти дальше. Основное их предназначение — отвлекать на себя врагов в бою, чтобы хотя бы ненадолго перевести дух и воспользоваться стимом. Или усилить натиск на крупного противника, чтобы не давать ему передохнуть, лишить выносливости и нанести побольше урона. В этом плане оба персонажа одинаково ценны.
Даже лишив иного дроида головы, не стоит расслабляться.
Империя наносит ответный удар
Мы уже писали, что героям предстоит биться как с Империей, так и с рейдерами и агрессивными животными. Причём в этой системе каждый сражается за себя и свои интересы: первые распространяют своё влияние и охотятся на джедаев, у вторых личные мотивы, о которых мы узнаем во время прохождения, а третьи просто хотят, чтобы их оставили в покое. И если какой-то чудной путник со световым мечом зайдёт в гости, они будут рады полакомиться его мясцом.
Как и в первой части, в «Выжившем» мы встретим нескольких легендарных тварей, которые окажутся куда сильнее обычных представителей своего вида (а некоторые превосходят даже боссов, но проблема, скорее, в боссах). И сражения с ними даже на относительно низком уровне сложности потребуют сосредоточенности и концентрации. Но победа в любом случае того стоит: биться нужно если не ради опыта и награды, то хотя бы ради внутреннего удовлетворения.
Вообще, в Survivor немало таких активностей. Иные, как битвы с легендарными врагами или расправа над охотниками за головами, требуют ловкости и точности движений. Сюда же можно отнести испытания-арены: чаще всего нам предлагают определённое вооружение и сталкивают с волнами противников, от рядовых штурмовиков до больших дроидов и монстров. А есть и «тайные комнаты» для джедаев, предлагающие пораскинуть мозгами, решить какую-то головоломку и заодно узнать историю тех, кто был здесь до тебя.
А в одном из испытаний мы и вовсе окажемся в космосе. С гравитацией, впрочем, здесь всё в порядке.
К счастью, Кэл и BD-1 сохранили свои способности из первой части (здорово, что не приходится заново изучать те же вещи и сталкиваться с теми же ограничениями) и информацию об имперских бойцах, которых изучали в оригинале. И не нужно вновь сканировать каждого базового штурмовика. Но Империя быстро развивает свою армию, так что мы увидим несколько новых бойцов: и живых, и механических. В том числе уже знакомых поклонникам вселенной, как, например, дройдеки, которые создают вокруг себя щит, делающий их неуязвимыми для бластеров.
Да, как известно, теперь Кэл может использовать бластер, который позволяет атаковать врагов на расстоянии. Заряжаешь выстрел — стреляешь и тратишь часть заряда оружия. Но с одним лишь бластером каши не сваришь: рано или поздно всё равно придётся сближаться с врагом и бить его световым мечом, чтобы вновь получить возможность стрелять.
В целом нам доступны пять стоек (хотя непосредственно в бою мы переключаемся между двумя активными). Кэл может использовать один световой меч, усиленный и замедленный меч (как у Кайло Рена), два меча, двухклинковый меч или меч вместе с бластером. Каждая стойка отличается базовыми характеристиками вроде скорости атаки и уровня наносимого урона, и по ходу игры мы оценим каждую из них. Так что вы в любом случае найдёте пару подходящих для себя стилей.
В остальном же, как и геймплей с исследованием мира, сражения напоминают таковые в Fallen Order. Но стали разнообразнее за счёт новых приёмов и уникальных атак. «Выжившего» вполне можно пройти и с одной стойкой, находя тактику (если нужно) против разных противников. С кем-то работает сближение и блокировка, а от кого-то нужно постоянно уворачиваться. Да, в игре есть новые враги, но в целом их приёмы покажутся вам очень знакомыми.
А занесение поверженных противников в базу данных теперь носит не чисто исследовательский характер. В Star Wars Jedi: Survivor в баре на Кобо есть игра вроде дежарика, где мы состязаемся с другими персонажами на виртуальном поле. Видим армию врага и, обладая запасом очков, расставляем на желаемых позициях своих бойцов из трёх категорий: имперцы, рейдеры и представители фауны. А затем войска сражаются сами по себе, выбирая в качестве цели ближайших противников.
Каждое сражение состоит в основном из 3-4 битв, и если проигрываем в одной, начинаем всё сначала. Но если побеждаем, то получаем какой-то небольшой бонус, косметику или ценные предметы. Их можно получить и исследуя мир, а затем купить на них что-то новое. Ту же косметику (для меча, бластера, BD-1 и самого Кэла — его одежды и причёски с бородой), новые мелодии, перки (дающие небольшие бонусы вроде дополнительного урона или улучшенной блокировки) или способности BD-1 по взлому дроидов.
У любого противника есть слабые места. Главное — подобрать тактику.
Но вернёмся в бар, где на начало игры заведует старичок Гриз. Изначально это дыра дырой, но со временем он преображается в чудовищно привлекательное заведение. Здесь можно просто пообщаться с местными и собрать слухи — дополнительные задания, сулящие выгоду или как минимум опыт, — обустроить сад на крыше и заполнить живностью аквариум на втором этаже. С этим нам поможет чудаковатый рыбак с забавным акцентом и кучей историй. Его мы сможем повстречать у самых потаённых водоёмов — и каждая встреча окажется радостной. Как минимум если вы стремитесь заполнить аквариум всеми видами рыбок.
Слушать местных завсегдатаев можно часами, но, спасибо настройкам, пустые разговоры разрешают пропускать. Если, конечно, не хочешь насладиться озвучкой на английском или каком-либо другом языке. Например, на испанском, португальском, японском или даже польском. Увы, русский в сделку не входил. Так что русскоговорящим придётся либо адаптироваться, либо ждать неофициальную локализацию с голосами героев Fallen Order. Но даже если вы не особо знакомы со «Звёздными войнами», не бойтесь — здесь нет непонятных терминов и слов, смысл которых вы не поймёте исходя из внутренней логики игры.
Возвращение джедая
На самом деле «Выживший» — это совсем не о Кэле Кестисе. Да и кто он в этой истории? Его можно сравнить с популярными образами из фильмов и сериалов, показывающих эволюцию персонажей. Но как в таком случае обойтись без спойлеров? Да, он в основном герой, но как будто бы… Есть подозрение, что третья часть, которая точно будет, поставит перед нами куда больше вопросов о том, кто такой Кэл Кестис и какова его роль в противостоянии с Империей и иными силами в галактике. И, разумеется, даст ответы. Которые очень хочется услышать.
Survivor показывает нам джедаев в разном положении. Джедаев, стремящихся к своим целям, каждая из которых по-своему хороша и противна. Отличает бывших рыцарей лишь выбранный путь и умение контролировать свои эмоции и Силу. Хотя по зрелом размышлении кажется, что именно второе, поскольку почти у каждого на руках кровь. И не уверен, на чьём счету больше смертей. Как это обычно бывает в играх, где мы расправляемся со всеми и всем, что мешает идти вперёд.
Расправляемся в том числе с помощью Силы. Приятно, что Кэл открывает в себе всё больше способностей вроде упомянутого ранее умения подчинять других своей воле. «Это не те дроиды, что вы ищете», «Убей всех вокруг» и так далее. И может становиться подлинной машиной смерти, которую не остановит и десяток самых продвинутых имперских дроидов. Кое-чему полезному обучит героя и Меррин, и первое применение её способности выдастся по-настоящему эффектным! Также Кэл сможет пользоваться и более продвинутыми технологиями: например, крюком-кошкой для доступа к ранее недоступным высотам.
Дополнительные возможности откроются и BD-1: с его помощью мы опять проложим новые пути, уничтожая местную «чёрную плесень», будем пускать электрические снаряды и прыгать между парящими в воздухе «платформами-тыквами». Всё самое интересное мы как всегда откроем ближе к финалу, и исследовать доступные планеты целиком получится только в самом конце. К счастью, коллекционеры-перфекционисты смогут быстрее достичь своих целей благодаря устройствам, при взломе которых на карте открываются конкретные места, которые следует посетить.
Лучший из дроидов!
Возвращение джедая в Star Wars Jedi: Survivor могло бы быть максимально эффектным: красочным и звучным, расширяющим геймплей оригинала и даже сохраняющим какую-никакую интригу почти до самого конца. Но получилось так, как получилось. И впечатления от игры оказались подпорчены из-за оптимизации и действительно опасных багов.
С первой всё ясно — проблема характерна для многих современных игр. Как бы грустно ни было, но редкий релиз теперь обходится без падений FPS. А в Survivor даже на аренах на очень ограниченной локации возникают чудовищные зависания. Вторые же огорчают не на шутку.
Разработчики либо не предусмотрели, что произойдёт маловероятное, но возможное событие, и дальнейшее прохождение игры станет невозможным. Либо, позволяя игроку пользоваться доступными средствами, не предположили, что на очередной развилке геймеры пойдут не направо, а налево. Увидят там возможность нажать на кнопку. Нажмут. И сделают дальнейшее прохождение невозможным. Как было у автора статьи на Джеде. К счастью, перезапуск игры помог.
Не забываем и о багах вроде парящих в воздухе врагов или превращении воздуха в серо-чёрные полосы…
Такое бывает редко, но всё же бывает.
Покупать Star Wars Jedi: Survivor прямо сейчас — значит заявлять о своей горячей любви ко вселенной. Любви несмотря ни на что. Любви, которая будет ранить тем сильнее, чем больше вы хотели узнать продолжение истории Кэла Кестиса и его друзей.
Я не жалею, что провёл в далёкой-далёкой галактике ещё три десятка часов. И провёл бы куда больше, играй не на средней, а на высокой сложности, как в Fallen Order. Но ещё большее удовольствие получил бы, если бы не ждал и не предзаказывал, а позволил EA и Respawn для начала выпустить ряд крупных патчей.
В определённые моменты прохождения (особенно когда столкнулся с багом на Джеде) казалось, что Star Wars Jedi: Survivor не заслуживает оценки выше «тройки». Но даже если руководствоваться только эмоциями, «Выживший» дарит куда больше положительного, чем отрицательного (хотя, возможно, я бы так не говорил, если бы пришлось начинать всё с самого начала).
Кто-то наверняка скажет, что нельзя хвалить игры, полные стольких проблем на релизе. И эта позиция понятна. Но в моей внутренней битве между гневом и радостью всё же победила последняя, и весы склонились в сторону положительной оценки. Но не каждый разделит эти чувства, так что большинству наверняка лучше дождаться исправления игры, а то и скидок.
Star Wars Jedi: Survivor стала игрой, которую сейчас сложно советовать и рядовым игрокам, и любителям «Звёздных войн». Но всё же это красивое и увлекательное приключение о героях, которые вызывают чувства. Приключение, которому для твёрдой четвёрки (вместо четвёрки с жирным минусом) нужно ещё несколько месяцев полировки.
- прекрасная картинка и звучание
- умения персонажей
- развитие характера героя
- изучение миров и историй
- BD-1 и бар на Кобо
- эпичные и динамичные моменты.
- плохая оптимизация
- баги
- местами провисающий темп
- боссы
- вопросы к сюжету.
Во что: игра куплена автором.
На чем: PC.
Сколько: 30 часов на средней сложности с прохождением сюжета и ряда побочных заданий, а также активным исследованием мира.
«Рыцарь на Диком Западе»
Забыть о новеньком бластере почти сразу после получения. Джедаи — рыцари, а не ковбои!