Обзор Castlevania Nocturne. Vive la révolution
Когда оригинальная адаптация Castlevania вышла на Netflix в 2017 году, ожидать от неё можно было чего угодно. Хотя франшиза про борцов с вампирами существовала с 1986-го, экранизация могла повернуть в любую сторону — особенно учитывая длинную хронологию внутри самой вселенной и её потенциал для разных историй.
Но результат с Castlevania оказался много лучше, чем можно было подумать — судьба Тревора Бельмонта усилила драматические краски, а Дракула превратился в полноценного трагического героя. Многие второстепенные персонажи ярко сверкали на экране харизмой (и были прекрасно озвучены), а история иногда заходила чуть ли не на территорию философских рассуждений (как в линии помощника Дракулы, Айзека). Всё это сопровождалось саркастичным юмором, хорошим саундтреком и эффектной визуальной составляющей. Анимационное творение не стеснялось своих корней, представляя набор зрелищных драк с ночными тварями (отлетающие части тела — на месте).
Очевидно, что из-за высокой популярности оригинальной адаптации,Netflixи другие авторы не хотели полностью «завершать банкет». И анонсировали продолжение в том же мире — Castlevania: Nocturne, действие которого развернулось в 1792 году во времена революции во Франции. Новым протагонистом выступил Рихтер Бельмонт, потомок Тревора, который не раз появлялся в играх серии (Castlevania: Rondo of Blood, Castlevania: Symphony of the Night и так далее).
Казалось бы, на руках у создателей был практически беспроигрышный вариант — узнаваемый персонаж в центре, яркий исторический антураж и авторы, которые занимались самой Castlevania. Но с «духовным сиквелом» произошла обратная ситуация, когда возросшие ожидания не оправдали себя полностью. Это не значит, что в Nocturne нет хороших идей и зарисовок, но потенциал новинки так и не был реализован на всю катушку.
Основной проблемой стал сценарий, которым как раз занимались новые создатели. Если оригинал писал автор комиксов Уоррен Эллис («Трансметрополитен», «Планетарий», «Константин»), то в этот раз сюжетом занимался Клайв Брэдли, известный по сериалу «Капкан». Это его первый проект в анимации и сюжет, связанный с играми. Тот же Эллис до Castlevania занимался и первым, и вторым (к примеру, написал анимационные работы по Dead Space).
Недостатки сценария глобально коснулись трёх пунктов: качества диалогов, фигуры антагониста и центральных тем сюжета.
Во-первых, общение между персонажами стало менее естественным, а сарказм и мат добавляли будто по лекалам «обязательной программы». Кроме того, некоторых героев часто «уносит» в формат проповеди той или иной идеи — к примеру, относительно места революции в истории и судьбы бедных классов (за это отвечает Мария Ренард).
Центральная завязка в этот раз вращается вокруг появления новой «мессии» среди вампиров, Елизаветы Батори, которая обладает мощными способностями и называет себя богом. Персонажам нужно остановить не только её, но и местного Аббата с его рыцарями, который решил, что союз с вампирами будет полезен в борьбе с ненавистной ему революцией.
И Батори, несмотря на эффектный дизайн, до Дракулы из оригинала не дотягивает совершенно. Если в Castlevania сюжет изначально стартовал с трагедии Влада Цепеша, то здесь антагонистку в полной красоте придерживают практически до самого финала — и не особо при этом раскрывают её характер, ограничиваясь планами по доминации над человечеством через вечную ночь и управление «буржуа». В этом смысле Кармилла и из оригинала получилась куда более интересной злодейкой.
Но наиболее острой проблемой всё-таки можно назвать смену фокуса центральной темы сюжета — если зритель рассчитывает увидеть противостояние с вампирами на фоне хаоса Французской революции, то ему стоит сразу забыть о своих желаниях.
Идея борьбы народа с вышестоящим классом, который представляет прекрасную параллель с вампирами, довольно быстро уходит на задний план. А на первый выходит история бывшей рабыни Аннет, которая смогла убежать с плантации, где народ угнетал старый аристократ-вампир. Её драма относительно прошлого (и близкого человека, превращённого в одну из тварей) занимает значительную часть сюжета. История же Рихтера после пролога с убийством матери довольно быстро «даёт по тормозам» почти до самой финальной серии.
Такая смена смотрится удивительно, поскольку история с рабством в связке с темой вампиров выглядит значительно проигрышнее, чем революция. Судя по всему, авторы хотели создать баланс, подобный тому, какой был в оригинале между линиями Тревора, Сифы и Алукарда, но в этот раз выдержать уровень не удалось. Некоторые идеи выглядят лишь наметками, а не полноценно развитыми линиями — как та же божественность антагониста или история Орлокcа, который имеет причину для убийства матери Бельмонта и не хочет слепо следовать новой «мессии».
История с Аббатом тоже несколько напоминает одновременно сюжет про церковь и Судью из разных сезонов оригинала. Его ветку попытались привязать к судьбе Марии, но результат действий персонажа настолько предсказуем, что переживать за него довольно тяжело.
Впрочем, всё это не значит, что у Nocturne совсем нет плюсов — часть потасовок с ночными тварями и вампирами смотрится динамично и кроваво. Присутствует в повествовании и просто ряд эффектных сцен вроде мрачных атак вампиров или эпизода «пробуждения магии» Рихтера. Правда, ничего подобного драке с Дракулой, Кармиллой или битвы со Смертью тут нет.
Кроме того, в истории всё-таки разместили пару занятных идей, как с той же музыкой – оперное прошлого одного из героев играет сюжетную роль в связи с местными тварями, задавая интересный вопрос о возможности возращения их человеческого сознания. А у Рихтера и Мари под конец появляется по дополнительной драматической линии, которые открывают пространство для новых конфликтов.
Несмотря на проблемы Nocturne, ставить «крест» на продолжении вселенной пока рано. Шоу уже продлили на второй сезон, поэтому у авторов есть все шансы на исправление ошибок — они ещё могут более подробнее раскрыть антагониста, раскрыть образ революции, усилить акцент на фигуре самого Рихтера и поправить диалоги.
В конце концов, даже первый сезон Castlevania можно было назвать «тест-драйвом», учитывая хронометраж в 4 эпизода. Вполне возможно, что у создателей Nocturne тоже получится воткнуть осиновый кол в вампирское сердце местных проблем.