Обзор сериала «Асока». Призраки прошлого
В тексте присутствуют спойлеры к сериалу!
На Disney+ завершился пятый игровой сериал во вселенной «Звёздных войн» – «Асока», который рассказывал о новых приключениях бывшего падавана Энакина Скайуокера в период между шестым и седьмым эпизодами всей саги.
«Асока» представляет важную веху в развитии героини, которую ввели в канон в полнометражном мультфильме «Звёздные войны: Войны клонов» в 2008 году. Тогда Джордж Лукас и его помощник «анимационного фронта» Дэйв Филонихотели подробнее раскрыть период Войн клонов, когда Республика сражалась с Сепаратистами, а Энакин Скайуокер был настоящим героем и товарищем Оби-Вана.
Изначально Асока Тано вызвала отторжение у солидной части фандома, поскольку в фильмах никто не упоминал падавана Энакина. Но когда «Войны клонов» получили мультсериал, который стал чрезвычайно популярен у зрителей, ситуация изменилась. Для многих Асока стала своеобразным «аватаром» того периода – ребёнком, которого изменила война. Правда, её судьба всегда вызывала вопросы, учитывая отсутствие персонажа в фильмах.
Проблему с этим решили в другом мультсериале, «Повстанцы», действие которого разворачивалось после третьего эпизода серии. Тогда героиня встретилась на дуэли с бывшим учителем, который превратился в Дарта Вейдера. Многие думали, что здесь путь Асоки и прервётся, но у авторов были другие планы. Её с помощью Мира между мирами с «окнами» к прошлым событиям спас другой герой истории, Эзра Бриджер.
Впервые из анимации Асока выбралась во втором сезоне «Мандалорца», где её образ исполнила Розарио Доусон (в мультфильмах персонажа озвучивала Эшли Экштейн). Тогда же стало известно, что её сюжетная линия продолжит финал тех же «Повстанцев», где Эзра пропал в неизвестном направлении со злодеем гранд-адмиралом Трауном.
Уже по описанию прошлых событий можно оценить одну из главных особенностей «Асоки» – она требует определённого набора знаний о франшизе, чтобы оценить происходящие события в полной мере. Авторы говорили, что шоу могут свободно смотреть и новые зрители, но Асоку со старта называли «пятым сезоном “Повстанцев”» не просто так. Так что старые фанаты были рады увидеть связи с прошлыми историями, но новые пользователи не обладали эмоциональной привязанностью ко многим персонажам, которые появились на экране.
Из «Повстанцев» в «Асоку» перекочевал ряд действующих лиц, переживших дебютный переезд из анимации вслед за центральной героиней. Здесь и представительница мандалорцев Сабин Врен (Наташа Лю Бордиццо), генерал Гера Синдулла (Мэри Элизабет Уинстэд) со своим сыном Джейсеном (Эван Уиттен), и те же Эзра (Эман Эсфанди) с Трауном (Ларс Миккельсен). Не обошлось и без дроидов – Чоппер тоже прибыл из «Повстанцев», а вот Хьюянг (озвучивает Дэвид Теннант) появлялся ещё в «Войнах клонов».
Среди новых лиц в историю заглянул бывший джедай Бэйлон Сколл (Рэй Стивенсон) со своей ученицей Шин (Иванна Сахно), которые с Сестрой ночи Морган Элсбет(Диана Ли Иносанто) из «Мандалорца» пытаются вернуть Трауна – тот, как выясняется, застрял в другой галактике со своим звёздным разрушителем.
«Асока» на релизе продолжала вызывать разнообразную, и далеко не всегда положительную реакцию аудитории. Многие были негативно настроены к франшизе после трилогии сиквелов и провалов «Книги Бобы Фетта», «Оби-Вана» и третьего сезона «Мандалорца». Для некоторых «Асока» не стала «спасением», лишь подтвердив подозрения.
У сериала действительно есть ряд проблем, которые во многом связаны с автором проекта Дэйвом Филони и его прошлым в анимации. К примеру, «Асока» продолжает бесславную традицию предыдущих сериалов, где хронометраж отдельных эпизодов может занимать порядка 30 минут. Это вполне приемлемо для мультсериала, но в случае игрового проекта смотрится «обрывочно». «Асока» состоит из восьми эпизодов, но если сложить общий хронометраж без титров, то результат будет представлять собой фильм или мини-сериал. Возможно, авторам стоило выбрать именно этот формат, учитывая слишком размеренный темп в некоторых сериях.
Из анимации в «Асоку» перекочевал и утрированный образ отдельных персонажей, включая злодеев – особенно ярко это проявляется в линии столкновения Геры и руководства Новой Республики. Сенатор, выступающий против её доказательств о возвращении Трауна, смахивает на злодея из мультсериала, а не реального человека. Но и Гера претерпела изменения, потеряв нюансы характера, связанные с переживанием о её народе и Сопротивлении. В данном сериале ветка героини слишком часто сводится к тому, что она «здесь генерал».
На самом деле подобные сложности возникают и у Сабин с Асокой, которые тоже напоминают прототипы мультсериалов постольку-поскольку. Отчасти это связано и с тем, что часть сюжета между «Повстанцами» и «Асокой» остаётся за кадром, из-за чего проблемы с эмоциональной связью возникают даже у тех, кто знаком с оригиналом. Так, в сериале упоминаются попытки Асоки учить Сабин искусству джедайского мастерства – на момент старта шоу героини и вовсе разошлись в разные стороны после подобного опыта. Но из-за того, что зрители не видели всех этих деталей, переживать относительно этой драмы сложно. Тем более, что Сабин в местной версии получилась в разы более раздражительной героиней, чем ранее. Это частично можно оправдать историей с её погибшими родственниками на Мандалоре, но сюжет буквально «пробегает» этот момент.
У самой Асоки придумали интересный конфликт с тем, что на фоне переживаний прошлого она фактически отстранилась от всех старых союзников, но его исполнение получается чрезвычайно прямолинейным. Первую половину сериала героиня буквально отстраняется от эмоций, чтобы за один эпизод с посещением Мира между мирами полностью переключить своё состояние. Под конец она даже не переживает о том, что Траун сбежал в основную галактику, а она сама осталась заперта в новой с Сабин.
Угроза Трауна стала центром повествования «Асоки», однако знаменитый представитель расы чиссов здесь значительно уступает своей оригинальной версии из расширенной вселенной и даже соседних книг текущего канона. В историях автора Тимоти Зана, который и придумал Трауна, тот выступал для «Звёздных войн» противником нового типа – он полагался не на мистическую Силу, а на практические элементы тактики и стратегии. Траун был холодным и расчётливым Мориарти для вселенной без Шерлока Холмса.
В «Асоке» роль Трауна исполняет Ларс Миккельсен, который прекрасно озвучивал персонажа в «Повстанцах», но теперь результат получился в разы менее впечатляющим. Многие и раньше считали, что Филони пишет свою версию Трауна гораздо менее хитрой, чем в оригинале. И здесь их опасения усилились, поскольку назвать отдельные действия злодея «гениальной тактикой» язык не повернётся (к примеру, почему он не поднял в воздух корабль после погрузки саркофагов или сразу не отправил против героев авиацию?).
К тому же Миккельсен не смотрится в кадре так угрожающе, как хотелось бы – он хороший артист, но у этой версии Трауна виден как возраст, так и не слишком спортивная форма (хотя персонаж – мастер боевых искусств). К тому же Траун в этой версии стал слишком полагаться на силу Великих Матерей (тоже из Сестёр ночи), которые превратили его солдат в зомби. Так авторы попытались решить проблему Трауна с отсутствием Силы (ведь в «Повстанцах» чисса победил именно её обладатель Эзра), но персонаж будто бы потерял свою индивидуальность.
В итоге получается, что более интересным злодеем оказывается не легендарный Траун, а Бэйлон в исполнении чудесного артиста Рэя Стивенсона. Его герой как раз получился не карикатурным, а сбалансированным – он не стремится захватить всё и вся, а испытывает намного более реалистичные эмоции. Очень жаль, что сам актёр уже умер. И если историю его персонажа будут продолжать (а она не закончена), то авторами придётся приложить усилия, чтобы найти Стивенсону достойную замену.
Ещё одна проблема «Асоки» связана с постановкой. К примеру, концепция зомби-штурмовиков довольно занятна, к тому же она взята из расширенной вселенной (роман «Штурмовики смерти»). Но здесь их постоянно показывают при свете дня, да ещё и таким образом, что твари представляют малую угрозу героям. В конце концов, разве есть более эффективное оружие против зомби, чем световой меч? Образам злодеев мешает и хореография боёв, когда временами видно статистов, просто ожидающих ударов.
Вопрос режиссуры касается и дуэлей на мечах. Зрелищность таких битв варьируется от случая к случаю. К примеру, драка Асоки с Бэйлоном или Морган смотрится неплохо, но когда на экране появляется Хейден Кристенсен в образе Энакина, то разница в боевой подготовке становится слишком очевидна.
Кристенсен в целом стал одним из главных плюсов сериала, появившись со своим героем в виде призрака Силы во время нового путешествия Асоки в Мир между мирами. Учитывая, насколько плотно история Тано связана с её учителем, участие персонажа в сюжете смотрится чрезвычайно логично. В этом же эпизоде отлично раскрыли и переживания Асоки относительно тёмной стороны Энакина, заодно добавив флэшбеки к Войнам клонов «для своих».
Другим плюсом шоу можно назвать попытку отойти от знакомой эстетики соседних сериалов – в этот раз никакого Татуина, новая галактика напоминает полную загадок туманную Англию. Увлечение автора азиатским кино и темами самураев проявляется в «Асоке» пуще прежнего, что сказывается и на визуальной составляющей с местной манерой поединков и тому подобным. Кроме того, сериал с художественной точки зрения сильно вдохновлён «Властелином колец», когда некоторые детали и сцены делают реверансы в сторону этой саги.
Ещё одной положительной чертой «Асоки» стал саундтрек композитора Кевина Кайнера, который ранее тоже работал с мультсериалами вселенной. Местные композиции подчёркивают самурайскую тематику и «инородность» новой планеты, куда попали персонажи.
«Асока», как упоминалось ранее, вызвала разную реакцию аудитории – это произошло и потому, что сериал довольно сложно оценить в отрыве от остальной франшизы. Данный момент касается не только его связи с предыдущими фильмами и мультсериалами, но и местным финалом. Сюжет «Асоки» нельзя назвать законченным, ведь он ведёт к анонсированному ранее фильму Филони и потенциальному второму сезону самого сериала.
Получается, что зритель невольно оценивает не самостоятельное произведение, а одну из глав в очень длинном повествовании (у Асоки одна из самых прописанных биографий в каноне). И в этом смысле сериал, как Бенду из «Повстанцев», застревает где-то «посередине». Он лучше своих проблемных соседей вроде «Книги Бобы Фетта», «Оби-Вана» и третьего сезона «Мандалорца», но при этом во многих элементах уступает 1-2 сезону того же «Мандо». С «Андором» же сравнивать данную новинку бесполезно, поскольку работа с персонажами в истории Кассиана возвышается над всеми своими соседями.
Сможет ли «Асока» удержать интерес не только фанатов, но и новых зрителей к дальнейшим событиям вселенной – покажет время. А пока можно точно сказать, что история героини на данный момент всё ещё не завершена.